Нравится ли произведение, не нравится ли - всегда можно почувствовать, что перед тобой не ленивая переоценённая халтура, а пусть даже не лишённая недостатков добротная поделка. Я буду обозревать аниме достаточно популярное, но, подозревая, что для своего времени оно было прорывным, я буду оценивать его с точки зрения сегодняшнего зрителя.
Раз уж разговор зашёл о времени, сразу уточню своё мнение о том, не устарел ли fate/stay night в визуальном плане: нет. Если приглядеться, в самой композиции прослеживаются некоторые анахронизмы, однако лишь в очень редких сценах анимация подводит тайтл. В целом же картинка и сегодня смотрится изумительно. Музыкальное сопровождение, правда, впечатлило не так сильно. Было несколько цепляющих мелодий, и даже первый опенинг оказался весьма стоящим, однако этого мало, чтобы похвалить ОСТ в целом.
Но это лишь детали, а для полной оценки необходимо обратить внимание на более концептуальные аспекты. Как значится в списке жанров, fate/stay night является прежде всего экшеном. При этом я добавил бы, что это экшен именно сёнен образца: вялый, унылый, незрелый. Каждый эпизод с битвой вновь означает, что зрителю необходимо абстрагироваться ото всех знаний физики, анатомии, да и всех знаний в целом. И, вроде как, нет здесь фатальной проблемы - промотай ползунок, и дело с концом. Однако экшен в fate/stay night разделён фрагментами любопытных, иногда даже важных сцен. Как, например, фансервисный эпизод с передачей бла-бла-бла между Сэйбер и ГГ. Но затем снова следовала примитивная сцена сражения, где ГГ, который до этого был в лучшем случае помехой, оказался настолько крут, что лишил противника всех семи жизней разом. В итоге каждый сюжетный ход, идущий фоном к очередной потасовке, будет строго следовать тому, что я назвал принципом Bleach: тебе навешивает люлей противник. Ты открываешь в себе вундервафлю. Ты побеждаешь, но тебя уже поджидает враг похлеще прежнего. После поражения в битве с ним ты открываешь в себе суперсилу или апгрейд вундервафли, и побеждаешь - в общем, так далее.
В fate/stay night принцип схож. Сначала с интересом узнаёшь правила соревнования, изучаешь способности магов и главного героя. Но со временем приходит понимание, что ты лишь зря вслушивался в “Бла-бла-бла”. Потому что довольно скоро осознаёшь, что авторы объяснят что угодно всего лишь сказав “Бла-бла-бла”. При этом если всё-таки постараться включить мозг, возникает целый ряд противоречий. Это ещё одна суррогатная черта экшен/сёнена. Непоследовательность, наивность, незнание того, что после “А” идёт “Б”. Спасибо сценаристу за порванный в клочья образ персонажа. И таких примеров уйма.
Мир не меняет правила по ходу сюжета. Он просто преподносит новые и плюёт на старые. И это меня раздражает. Неужели, если уж ты делаешь героя изначально слабым, нельзя пойти нестандартным путём? Донести мысль, что можно быть слабым и при этом всё равно приносить пользу. Воин надирает задницы, пекарь печёт для воина хлеб, мельник перемалывает зерно и так далее. Но сёнен игнорирует это. Сёнен говорит - “стань сильней”, вместо того, чтобы сказать - “стань полезней”. При этом предельно потешно наблюдать реплики, в которых значится “Я не могу защитить близких мне людей. Я слаб. Что же я смогу сделать?”. После чего доселе беспомощный персонаж становится сильнейшим в мире. Сценарист как будто бы сам себе подсказывает: может быть, имеет смысл не следовать клише? Может, можно привнести что-то новое?.. Пф, глупость какая. “И он открыл в себе сверхсилу и выбил из врага всё дерьмо. Вот это и значит, что ты прав”.
Что же, исходя из мною сказанного, сделало тайтл популярным? Что, заглядывая вперёд, заставило меня сказать, что он понравился мне? Персонажи.
Не уверен, что многие со мной согласятся, но такие живые персонажи - редчайший случай для сёнена. Все герои твердолобые, упёртые и слишком категоричные, но их образ развивается с сюжетом, и, рассматривая трагедию каждого из них, проникаешься уважением к тому, как они могли сменить свои приоритеты. Практически каждый из персонажей fate/stay night уникален. Такое сразу ощущается - является ли герой пунктом из списка стандартных характеров или имеет свой собственный. В этом аниме почти все воспринимаются как личности, а не архитип. И это, и взаимоотношение действующих лиц, как по мне, является изюминкой сериала, принёсшей ему славу. Главгерой, конечно, тот ещё фрукт, но он не слепо следует идеалам, а понимает, когда при выборе из двух зол у него нет третьего варианта. Рин преподносится как цундере, но при этом сохраняет адекватность и не теряет голову. И так далее. Но главное - персонажи развиваются на протяжении всего сериала. Сэйбер,. Всякий злодей перед поражением спонсирует флэшбек, в котором объясняется, что вовсе и не такой он бесчеловечный ублюдок.
Но основное - практически все главные действующие лица развиваются, и зрителю очень интересно следить за их эволюцией. Кажется, именно этим данный тайтл собрал аудиторию. По крайней мере, хочется в это верить. Ведь если всё дело в экшене, который я считаю провальным, то дело совсем плохо.
7/10.
Раз уж разговор зашёл о времени, сразу уточню своё мнение о том, не устарел ли fate/stay night в визуальном плане: нет. Если приглядеться, в самой композиции прослеживаются некоторые анахронизмы, однако лишь в очень редких сценах анимация подводит тайтл. В целом же картинка и сегодня смотрится изумительно. Музыкальное сопровождение, правда, впечатлило не так сильно. Было несколько цепляющих мелодий, и даже первый опенинг оказался весьма стоящим, однако этого мало, чтобы похвалить ОСТ в целом.
Но это лишь детали, а для полной оценки необходимо обратить внимание на более концептуальные аспекты. Как значится в списке жанров, fate/stay night является прежде всего экшеном. При этом я добавил бы, что это экшен именно сёнен образца: вялый, унылый, незрелый. Каждый эпизод с битвой вновь означает, что зрителю необходимо абстрагироваться ото всех знаний физики, анатомии, да и всех знаний в целом. И, вроде как, нет здесь фатальной проблемы - промотай ползунок, и дело с концом. Однако экшен в fate/stay night разделён фрагментами любопытных, иногда даже важных сцен. Как, например, фансервисный эпизод с передачей бла-бла-бла между Сэйбер и ГГ. Но затем снова следовала примитивная сцена сражения, где ГГ, который до этого был в лучшем случае помехой, оказался настолько крут, что лишил противника всех семи жизней разом. В итоге каждый сюжетный ход, идущий фоном к очередной потасовке, будет строго следовать тому, что я назвал принципом Bleach: тебе навешивает люлей противник. Ты открываешь в себе вундервафлю. Ты побеждаешь, но тебя уже поджидает враг похлеще прежнего. После поражения в битве с ним ты открываешь в себе суперсилу или апгрейд вундервафли, и побеждаешь - в общем, так далее.
В fate/stay night принцип схож. Сначала с интересом узнаёшь правила соревнования, изучаешь способности магов и главного героя. Но со временем приходит понимание, что ты лишь зря вслушивался в “Бла-бла-бла”. Потому что довольно скоро осознаёшь, что авторы объяснят что угодно всего лишь сказав “Бла-бла-бла”. При этом если всё-таки постараться включить мозг, возникает целый ряд противоречий. Это ещё одна суррогатная черта экшен/сёнена. Непоследовательность, наивность, незнание того, что после “А” идёт “Б”.
В одной сцене Рин нам говорит, что Сейбер на лоуХП, и единственный способ восстановить её силы - поубивать пару-тройку десятков людишек. При том что до этого та самая Рин активно исцеляла поражённых людей и говорила, что никогда не навредит невинным. Но стоило её прижать (когда по пятам шёл берсерк с его мастером), как она вспомнила, что есть способ провести бла-бла-бла ритуал, который по сути ничем ГГ не вредил.
Мир не меняет правила по ходу сюжета. Он просто преподносит новые и плюёт на старые. И это меня раздражает. Неужели, если уж ты делаешь героя изначально слабым, нельзя пойти нестандартным путём? Донести мысль, что можно быть слабым и при этом всё равно приносить пользу. Воин надирает задницы, пекарь печёт для воина хлеб, мельник перемалывает зерно и так далее. Но сёнен игнорирует это. Сёнен говорит - “стань сильней”, вместо того, чтобы сказать - “стань полезней”. При этом предельно потешно наблюдать реплики, в которых значится “Я не могу защитить близких мне людей. Я слаб. Что же я смогу сделать?”. После чего доселе беспомощный персонаж становится сильнейшим в мире. Сценарист как будто бы сам себе подсказывает: может быть, имеет смысл не следовать клише? Может, можно привнести что-то новое?.. Пф, глупость какая. “И он открыл в себе сверхсилу и выбил из врага всё дерьмо. Вот это и значит, что ты прав”.
Что же, исходя из мною сказанного, сделало тайтл популярным? Что, заглядывая вперёд, заставило меня сказать, что он понравился мне? Персонажи.
Не уверен, что многие со мной согласятся, но такие живые персонажи - редчайший случай для сёнена. Все герои твердолобые, упёртые и слишком категоричные, но их образ развивается с сюжетом, и, рассматривая трагедию каждого из них, проникаешься уважением к тому, как они могли сменить свои приоритеты. Практически каждый из персонажей fate/stay night уникален. Такое сразу ощущается - является ли герой пунктом из списка стандартных характеров или имеет свой собственный. В этом аниме почти все воспринимаются как личности, а не архитип. И это, и взаимоотношение действующих лиц, как по мне, является изюминкой сериала, принёсшей ему славу. Главгерой, конечно, тот ещё фрукт, но он не слепо следует идеалам, а понимает, когда при выборе из двух зол у него нет третьего варианта. Рин преподносится как цундере, но при этом сохраняет адекватность и не теряет голову. И так далее. Но главное - персонажи развиваются на протяжении всего сериала. Сэйбер,
что показано в красках в сериале, не остаётся девушкой-камнем долго, и в конце концов раскрывает свою нежную натуру
Но основное - практически все главные действующие лица развиваются, и зрителю очень интересно следить за их эволюцией. Кажется, именно этим данный тайтл собрал аудиторию. По крайней мере, хочется в это верить. Ведь если всё дело в экшене, который я считаю провальным, то дело совсем плохо.
7/10.
Комментарии
Твой комментарий
@Crater, аниме, наверное, уже не то