Завязка такова: в жизнь преуспевающего якудзы и предпринимателя Йошифуми Нитты, который наслаждается раздольной холостяцкой жизнью, врывается девочка-экстрасенс HinaХина. Типичная завязка для комедий с мужским главным героем, продвигающими семейные ценности. Наверное, самым ярким примером сего будет «Дядюшка Бак» Криса Коламбуса (режиссёра «Один дома»). В результате, Нитта становится опекуном девочки, у которой не было нормального детства. И это заставляет прожжённого якудзу и холостяка напрочь изменить свою жизнь, что даётся ему, ранее заботившемуся только о себе, с большим трудом. Особенно характерна сцена, когда Нитта, доставая сигарету, вспоминает о том, что рядом находится Хина, и не только убрать сигарету, но и задумывается о том, чтобы вообще бросить курить. Или моменты, когда он думает отказаться от холостяцкой жизни и даже жениться (и именно ради Хины!), а потом и вовсе решает отбросить любовные дела и посвятить всего себя воспитанию Хины.
Тем более, интересен в этой сюжетной линии момент деромантизации преступной жизни в сюжете с репортёром. Репортёр в желании сделать документальный репортаж-сенсацию в духе фильмов о якудза обнаруживает, что якудза – это те же самые предприниматели. По идее, так оно и есть, только у них дела «грязнее», этого-то и не показали по вполне понятным причинам. К тому же, деятельность якудзы в аниме-сериале не показана как-то карикатурно и остаётся ощущение, будто настоящие «грязные делишки» творятся где-то за кадром, ибо на собраниях главы якудза постоянно обсуждают дела, клановые разборки, в их разговорах всплывают истории об оставленных на всю жизнь шрамах, а Нитту и вовсе пару раз за сезон чуть не убивают традиционным для якудзы способом из-за внутренних разборок. Но это не мешает Нитте быть обаятельным и отзывчивым балбесом, а главе клана и вовсе сюсюкаться с Хиной. То, что эти черты не противоречат, а лишь дополняют образы персонажей и создаёт столь чарующую и многогранную атмосферу в сериале.
Сюжетная линия Хины значительное время сосредотачивается на её попытках ужиться с человеком, который вроде бы и не командует, но если напортачить, то будет крайне недоволен.
И это при подсознательном страхе быть брошенной или использованной опекуном. Она ожидает, что Нитта сделает что-то в этом духе, и их связь изначально строится на том факте, что он ничего такого не делает. Точнее, в какой-то момент он начинает использовать её способности в бизнесе, но потом понимает, что так делать нельзя. И даже как-то отказывается от неё, но принимает обратно, поняв, что нельзя извлекать выгоду из воспитания ребёнка и что воспитание сопряжено с огромными убытками.
В линии Хины интересен момент деромантизации аниме-версии школьного совета. Попыткой Хины присоединиться к студенческому совету, дабы получить больше обедов и времени для сна, в конечном итоге заканчивается неудачей. Она понимает, что школьные советы, в отличии от ранобэ, которые она читает, в реальности не имеют права влиять на функционирование школы.
Хинамацури, получившая своё название от каламбура слов, обозначающих имя главной героини и «фестиваля», а также того факта, что «Хинамацури» – это особый праздник, также известный как «день девочек», в ходе которого девочки должны показывать свою культурность и воспитанность. Это особенно интересно в том плане, что Хина (поначалу) – совершенно бескультурная и в каком-то смысле избалованная девочка, которую интересуют только собственные потребности. Да и жизнь у преуспевающего предпринимателя, который мало в чём ей отказывает, поначалу не сильно способствует её исправлению.
Дабы вернуть Хину в «организацию», за ней отправляют девочку-экстрасенса AnzuАнзу, которая, впоследствии не справившись с Хиной, вынуждена жить на улице в кругу бездомных. И надо сказать, Анзу – жемчужина всего сериала. Именно её сюжетная линия, больше драматично-повседневная, в отличии от линии Хины, является транслятором основных положительных смыслов и пафоса.
Сюжетная линия Анзу строится на контрасте с линией Хины. Анзу не так повезло с условиями новой жизни, как Хине: каждый день девочке приходится буквально выживать, собирая мусор на сдачу. Но именно благодаря этому её личностный прогресс так стремителен, и главное, убедителен. Будучи такой же лабораторной девочкой с комплексом превосходства над обычными людьми, Анзу учится тому, как сложен этот мир, учится ценить труд и деньги как эквивалент затраченного труда. Находясь в кругу бездомных, которые живут сообща, она постигает эмпатию и умение делиться и т.п. В итоге Анзу достигла немалого прогресса – её приняли в семью. И Анзу даже стала гордостью этой семьи (благодаря своему «уличному» воспитанию).
Сюжетная линия Хины не обошлась и без контраста с линией ещё одной героини – одноклассницы Хины Hitomi MishimaХитоми Мишима, которая уже сама по себе культурная и воспитанная. И неудивительно, что из всех трёх девочек во взрослой жизни преуспевает именно Хитоми. Ну, как сказать, как преуспевает… С самого начала принятая на работу несовершеннолетним барменом, она проводит оставшуюся часть аниме, постепенно превращаясь в преждевременно эмоционально выгоревшую работающую женщину, выполняя несколько подработок с частичной занятостью и случайно наладив путь к финансовой самостоятельности. Смысл сюжетной линии Хитоми я бы охарактеризовал как раскрытие противоречий между домашним и школьным воспитанием и взрослой жизнью, а также выявление прагматичной пользы первого по отношению ко второму. Тем более, на её примере показывается суровая японская взрослая жизнь с упором на непростой заработок. Не очень романтично, но аниме показывает, что и во взрослой жизни есть свои прелести. Интерпретация этого момента будет зависеть от вашего личного отношения к особенностям «взросления» Хитоми.
Линия Хитоми динамична и невероятно забавна, но также демонстрирует чрезмерную зависимость именно от одного преувеличенного выражения: «О боже, о боже, почему всё это происходит со мной?!».
В общем, название аниме в некотором роде отражает суть.
Что касается развития персонажей, то этот момент выполнен хорошо и история персонажей приносит удовлетворение. Ни один из них не воспринимается таким же, каким он был представлен в начале: будь то Анзу, который учится сочувствовать борьбе других и превращается в бескорыстного человека, или Нитта, когда он осознаёт важность отношения к другим с уважением, независимо от того, насколько они его раздражают или когда Хитоми начинает приспосабливаться к своим взрослым обязанностям и видит мир под другим углом. Наблюдать за развитием персонажей в Хинамацури является удовольствием не только потому, что они были хороши в целом, но и потому, что это прекрасное аниме о том, насколько прекрасна история человечества: один из многих людей с разными жизнями, прошлым, надеждами и мечтами среди других. Единственным персонажем, который, как мне кажется, не привлекает много внимания и которому порой сложно сочувствовать, является Хина. Её роль в сериале кажется довольно минимальной и затмеваемой по сравнению с другими персонажами этого аниме.
Почти в каждой серии появляются новые персонажи, которые становятся частью основной истории. И каждый из них довольно интересен. Даже люди без постоянного места жительства в «Хинамацури» изображены так, словно у каждого из них есть какая-то интересная предыстория. И среди них я даже выделю YassanЯссана - бездомного друга Анзу. Он внушает благоговение как мудрый человек, который делится интересными мыслями и опытом (с Анзу и зрителем). Концепт мудреца на обочине жизни хорошо использовался во многих фильмах и мультсериалах, например, в Мутантах черепашках-ниндзя. Новых приключениях 2003 г. И Хинамацури в этом плане не ударяет лицом в грязь.
Итак, сюжет повествует о группе из трёх тринадцатилетних девочек и их причудливых приключениях в Токио. Каждая история следует своей отдельной сюжетной линии, которая ловко пересекается с двумя другими в ключевые моменты. И даже несмотря на это, сюжет лучше описать как «линейный», что идёт сериалу лишь на пользу.
Однако имеются и «лишние» или чрезмерно затянутые фрагменты. Например, «MaoМао на необитаемом острове делает кокосовых друзей на полсериала» - самая слабая часть аниме. Не говоря уже о том, что последняя часть арки была довольно нелепой, например, когда Мао становится мастером сверхчеловеческих боевых искусств где-то в Китае и берёт подражателя рок-звезды в качестве своего ученика, чтобы последний мог использовать боевое искусство как часть театральности на сцене (которую он называет Rockusion). До сюжетных линий Хины и Анзу ветка Мао явно не дотягивает и ничего важного в плане "хинамацури" сериалу не даёт... разве что кроме сомнительной хохмы. Так же явно лишнее прерывание общего сюжета мини-сюжетом расследования Kei IkarugaКэй Икаруга в 8 серии, наглядно демонстрирующее, что эспер-компонент хорош для завязки, а прелесть сериала заключается именно в земной повседневности. Вот и мы, исследуя жизнь Хины как человека и то, как она в некоторой степени приспособилась, только для того, чтобы Кэй подошла и сказала: «О да, ты идешь домой, Имао» - и всё это закончилось антиклиматическим образом, когда Хина осознала, что «Ой, я все равно не могу вернуться, LOL». Ещё можно вспомнить эпизод «Хина помогает убирать квартиру Нитты 6 минут». В общем, проблемы есть, хотя прям критичными я бы их не назвал.
В комедийном же плане лучше всего, когда сюжет «Хинамицури» сосредоточен на небольших моментах, а не на всеобъемлющей истории. Причём, одними из лучших является молчаливое признание того факта, что большинство происходящего совершенно абсурдно. Например, скромная сюжетная линия, когда учитель Хитоми изо всех сил пытается убедить себя, что его ученица седьмого класса не сидит за барной стойкой в его любимом пабе. Или же вся серия «Затерянный в снегу». Оба случая высмеивают некоторые стандартные образы аниме, такие как «школьная поездка» и «неподходящий учитель». Точно так же «расследование» парой мальчиков из класса Хины незаконной работы Хитоми потрясающе, так как оно высмеивает все эти клубные расследования и сверхнеординарных детей-сыщиков: дети в Хинамицури ведут себя как дети. Их неспособность понять, что Хитоми может делать с мужчинами, является изюминкой.
При этом комедия прекрасно сочетается с очаровательной, и в какой-то мере, серьёзной драмой персонажей (прежде всего, Анзу). Именно в такие моменты юмор в аниме качественно воспаряет. Сразу после того, как из вас выбили скупую слезу очередным чувственным эпизодом, может идти такая отборная шутка, что остаётся только заливаться смехом сквозь слезу. Очень интересно, что, будучи изолированными в рамках комедийных линий Хины-Нитты и Хитоми, шутки зачастую становятся намного тоньше. Иными словами, гармоничное сочетание комедии с толикой драмы сказывается на своеобразии и качестве юмора.
По поводу юмора в целом. «Хинамацури» использует простые, но добротные шутки. Если и есть какие-то отсылки, то только на мейнстрим, вроде сцены появления из терминатора или представление Нитты о разрушительной силе Хины в духе Годзиллы.
При этом аниме старается как можно сильнее разнообразить репертуар юморесок: от гэгов до скетчей, от семейного до чёрного юмора, что позволяет сериалу быть непредсказуемым в юмористическом плане.
Также имеется классический приём гримас, который порой доходит до гротеска (правда, в манге это сделано лучше).
Но, что особенно хорошо в этом аниме – тайминг. Лаконичные шутки и темп подшучивания возведены в этом аниме в высокое искусство, поскольку блестящее понимание Каем Оикавой комедийного темпа превращает минималистские шутки в великолепные и смешные моменты.
Как и большинство современных комедий, «Хинамацури» разбавляет свой сюжет несколькими трогательными моментами. Смена тона повествования позволяет показать новые стороны характера персонажей или по-иному взглянуть на те или иные события. Беда «Хинамацури» в том, что тон повествования меняется порой слишком часто. Именно поэтому большинство западных рецензий жалуются на неаккуратную и порой неуместную драму. И усугубляет это то, что вся эта лирика обычно затрагивает одних и тех же персонажей (Анзу и Хина, изредка Нитта), хотя не скажешь, что жизнь других персонажей легче. Казалось бы, что мешало дать немножко драмы барменше Utako SakuraУтако Сакура – вполне интересному, но немножко загадочному в рамках сезона персонажу, или немножко пролить свет на внутренние переживания Хитоми, не ограничиваясь клише-фразой: «О боже, о боже, почему всё это происходит со мной?!».
Эстетическое исполнение Хинамацури в целом столь же сильное (для повседневной комедии).
Порой самыми динамичными сценами в эпизоде становятся и вовсе какие-то стандартные диалоги, которые любая другая студия заменила бы на стандартный пролёт камеры по кадру. Но именно в такие моменты по языку тела зритель подмечает детали характера персонажа: беззаботные движения пьяного Нитты, лёгкие и свободные покачивания Утако, трясущаяся от злобы или слёз Анзу или абсолютная невозмутимость Хины.
Дизайн персонажей в сериале самобытен и выразителен.
Опенинг "Distance" исполняет Rie MurakawaРиэ Муракава (сейю Анзу), а эндинг "Sake to Ikura to 893 to Musume" исполняет Yoshiki NakajimaЁсики Накадзима (сейю Нитты). На их фоне выделяется лиричный опенинг 6-ой серии "Shashin jou" в исполнении Ёко Исиды.
Комедия категории А
О системе оценок
Первые четыре ранга (D,C,B,A) стандартные аниме, оценка которых опирается на общее впечатление и на отдельные аспекты. Остальные же говорят о более уникальной с эстетической точки зрения подаче идей (модернизм, авангард, постмодернизм, метамодернизм) или крайне нестандартном и даже глубоком содержании.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, революционеры, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
D (плохо) – смотреть на свой страх и риск.
C (средне) – проходняк, рекомендуется смотреть только поклонникам данного жанра.
B- (неплохо) – аниме, справляющееся со своей задачей, но имеющее критично много серьёзных недостатков.
B (хорошо) – аниме справляется со своей задачей, но имеет серьёзные недостатки.
B+ (очень хорошо) - хорошее аниме, вроде бы достойное следующего ранга, но имеющее ряд недостатков, вроде сюжетных дыр, криво построенного сеттинга или чересчур наглого использования кустовых роялей в продвижении сюжета.
А- (в целом, отлично) – качественное аниме, однако имеет недостатки, не сильно критичные для данного жанра.
A (отлично) – качественное аниме.
А+ (великолепно) – столп жанра, на который надо ровняться.
S – здесь начинается "нестандарт", качественный аспект отходит на второй план. К этому рангу относятся аниме, которые может посмотреть абсолютно каждый человек, т.е. порог вхождения минимален, но при этом произведение таит в себе нечто интересное и/или глубокое: всё зависит от человека. Например, Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения, Byousoku 5 CentimeterПять сантиметров в секунду, MonsterМонстр, Граница пустоты, MushishiМастер муси, Kino no Tabi: The Beautiful WorldПутешествие Кино: Прекрасный мир.
SS – крайне нестандартные аниме, революционеры, экспериментирующие с формой и приёмами выражения содержания. Эти произведения тяжелы для восприятия, но имеют под собой стандартный фундамент, поэтому есть риск в них разочароваться. Например, FLCLФури-кури, BakemonogatariИстории монстров, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, Mahou Shoujo Madoka★MagicaДевочка-волшебница Мадока★Волшебство, PaprikaПаприка, Mind GameИгры разума, MononokeМононокэ.
SSS – аниме, идеально сочетающие глубину содержания с неординарностью и сложностью форм его выражения; высокий порог вхождения. Вероятно потребуется повторный просмотр (или несколько), с перерывом в большой промежуток времени. Примеры: Tenshi no TamagoЯйцо ангела, Ginga Tetsudou no YoruНочь на Галактической железной дороге, Kanashimi no BelladonnaПечальная Белладонна и др.
P.S.
Какие-то моменты взяты из рецензий Ребекки Сильверман, Пола Дженсена и Ника Кремера с ANN.
@Пазу@Kitsune74, спасибо. Сейчас поправлю.Тут поломано
upd: а, вспомнил, ты второе не фиксишь...
@Пазу,@Пазу@_Rikki_, спасибо.@_Rikki_, прокачался. Уже умею.Аниме смотрел еще когда онгоинг и запомнился разнообразным юмором, разве что анекдотов нет, хотя... Но мне не понравилось резкое переключение на драму и гнобление Хитоми из-за которой барменша ну уж совсем подлой мегерой выглядит, плюс как карикатурный капиталист-кровопийца из советских агитплакатов)
@Kitsune74,@Пазу@Moonzen, спасибо. Но, думаю, это ваше личное предпочтение сплошного монолитного повествования.Да, барменша с её "я тоже когда-то радовала всех напитками, но теперь мне нравится получать прибыль" выглядит не ахти. Но человек неплохой. Обычно не вижу смысла критиковать такие мелочи, ибо все неидеальны, но в таком добром аниме, да ещё и о семейных ценностях этот персонаж слегка режет глаз. Однако, учитывая, что тут и жестокие якудза показаны, мне кажется, стоит это воспринимать в как отказ от слишком инфантильной подачи.
@Пазу@Temycho, спасибо.@Пазу@Nori-chi★, о них сказано. Комедия хорошая, категория А, но комедийная и чисто персонажная части линии Хитоми обставляют желать лучшего, комедийный эффект очень уж многих шуток сильно зависит от гротескных выражений лиц персонажей, имеются сильно затянутые сцены.