Из интервью Марка Шиллинга «Мамору Осии тихо говорит о важных вещах»
М.Ш.: Куклы являются важным лейтмотивом «Невинности», но отношение к ним достаточно сильно различается с такими фильмами как «История игрушек» Диснея. Создается впечатление, что куклы, особенно «гиноиды» обладают человеческим духом, но в то же время не вполне являются людьми.
М.О.: В «Истории игрушек» куклы всего лишь объекты, которые человек создаёт для собственного развлечения. У японцев на это несколько другой взгляд: они считают, что у куклы есть своя душа. Поэтому они не выбрасывают её как обычный мусор, когда кукла становится ненужной. Они опасаются делать так. Считается, что кукла может в гневе наложить проклятие на человека. Поэтому японец отдаёт куклу священнику и тот проводит церемонию умиротворения её духа.
Я и сам верю, что куклы обладают душой. Они не просто объекты для развлечения.
М.Ш.: В фильме используется термин «дух» для описания сознания, которое есть не только у Бато и других человеческих персонажей, но и у кукол. Как соотносятся японская концепция «тамаши» и западная концепция души?
М.О.: Трудный вопрос. Душа, это не то, что можно просто показать. Но если вы сильно верите в её существование, сильно желаете увидеть её, она появится <…> У детей похожие чувства к куклам – если они достаточно сильно любят куклу, они чувствуют, что она живая. Это чувство универсально. Этому их не учат – они просто чувствуют это каким-то образом. И это не связано с какой-либо религиозной верой.
М.Ш.: «Дух в стальной плоти» рассказывал о том, как технология делает человечество всё более аугментированным. Но на этот раз ваш угол зрения немного другой.
М.О.: Да. Тогда я описывал, как технологии могут изменить человека (и снаружи, и внутри). В этом же фильме меня больше интересует человек сам по себе.
М.Ш.: В фильме соединение человека и машины порождает большие проблемы. Гиноиды воспринимают свой «человеческий дух» не как благословение, но как тяжкую ношу.
М.О.: Да, как только они получают этот дух, они начинают думать о суициде. Они хотят полностью походить на людей, но они не могут. И эта дилемма становится невыносимой для них. Это обвинение людям, которые сделали их такими. Людям, старающимся сделать кукол максимально похожими на человека, но не задумывающихся о последствиях.
М.Ш.: Главный герой, Бато, является киборгом – персонажем на полпути между человеком и куклой или роботом. Способ его анимации отражает это его качество. Движения Бато уже не вполне человеческие, но еще и не движения робота.
М.О.: Это так, но не только для него, но и для других человеческих персонажей. Их движения в чём-то куклоподобны. Даже их экспрессия больше кукольная, нежели человеческая.
М.Ш.: Но ваш герой в «Невинности» не ребёнок, как часто принято в аниме, а мужчина средних лет. По какой причине это так?
М.О.: Да, это необычный выбор [смеется]. Бато отражает мои собственные чувства и мысли. В этом смысле «Невинность» некое подобие автобиографического фильма.
М.Ш.: Ваш последний анимационный фильм 1995 года «Дух в стальной плоти» сейчас воспринимается как пророческий, особенно про Интернет, который сегодня вошел во все сферы нашей жизни. Хотя в «Невинности» складывается впечатление, что вы оглядываетесь в прошлое. С одной стороны, фильм о будущем, но он выглядит как ретро-фильм – машины, здания, куклы.
М.О.: Да я и не старался создать научно-фантастический фильм. Фильм о будущем, но он о нынешнем обществе. И я сказал бы, в нём также присутствует элемент автобиографии. Я оглядываюсь на те вещи, которые мне нравились, когда я был ребенком – машины 50х годов и так далее. По сути, я хотел создать особый, отличающийся от нашего мир, а не мир будущего.
М.Ш.: Когда вы создавали «Innocence», было ли у вас некое желание угодить зарубежным зрителям, сделать фильм проще для понимания зарубежными любителями вашего творчества?
М.О.: Нет, я не думал ни о чем таком при создании фильма <…> я не задумывался о том, что понравится зрителям или не понравится. Я делал фильм для себя. Я знал только, что я хотел бы увидеть. У меня не было идей, что хочет увидеть зритель – включая и японского – так что не было смысла пытаться угадать. Если подстраиваться под ожидания публики, получится скучнейший фильм.
М.Ш.: Одной из причин, по которой ваши фанаты в Японии и заграницей смотрят ваши фильмы и фильмы других японских аниматоров снова и снова является потребность некоторым образом впитать в тех мирах то, что они не могут получить от голливудской анимации.
М.О.: Мне доставляет радость сделать мир фильма настолько детализированным, настолько это возможно. Я закладываю в фильм лучшие моменты – например обратную сторону наклейки на бутылке, который вы видите сквозь бутылочное стекло [показывает бутылку с минеральной водой]. Это очень по-японски, полагаю. Я хочу, чтобы люди возвращались к фильму снова и снова и находили вещи, которые они пропустили в прошлый раз.
Я буду более счастлив, если 10.000 человек посмотрят фильм 10 раз каждый, чем если 1 миллион посмотрит один раз. Я не делал фильм для широкой публики, скорей для узкого круга любителей – я надеюсь, что на них это произведет большое впечатление. Если у меня получится, я буду счастлив.
«The Japan Times» 17 марта 2004
В нашем сегодняшнем мире люди уже создали роботов по своему образу и подобию. Я никак не могу понять – почему? Я никак не могу предположить, что форма человеческого тела является самой практичной для индустриального робота. Что можно сказать о людях, которые делают настолько нелогические вещи? Думаю, что исследование этого вопроса с точки зрения самой человекообразной куклы должно помочь лучше понять человеческую природу.
Бато – главный герой «Невинности», с которым мы проходим через все перипетии фильма. Расследуя дело, касающееся неисправного андроида, ставшего убийцей-берсеркером, он встречает различных персонажей-кукол: неисправного андроида, который потерял способность говорить, женщину-андроида, практически неотличимую от человека, группу андроидов, сожжённых людской толпой, и человека, который с энтузиазмом доводит своё тело до состояния трупа, теша себя надеждой превзойти пределы, положенные для человеческой психики.
В схватках Бато получает ранения и вынужден ещё больше механизировать своё тело, которое постепенно всё больше и больше превращается в неорганическую куклу.
Андроиды, которых встречает Бато, имеют свой собственный взгляд на то, что такое человечность. Каждая кукла со своей нечеловеческой точки зрения рассматривает такие человеческие черты, как высокомерие и неискренность. Бато и его напарник Тогуса (который, практически полностью является человеком и таким образом представляет зрителя) проходят через настоящий ад; и это заставляет их задуматься о смысле человеческого существования. Бато устремляет вперёд сюжет, Тогуса представляет собой зрительскую позицию на разворачивающиеся события.
Этот фильм не придерживается той точки зрения, что весь мир вращается вокруг человеческой расы. Напротив, он приходит к выводу, что все формы жизни – люди, животные, роботы – равны по своей значимости. В этот день и век, когда всё является таким изменчивым и неопределённым, мы должны задуматься о ценности жизни и о том, каким образом сосуществовать с другими.
Нам всем нужны друзья, семья и любимые. Человек не может жить один. В 2032 году, когда происходят события этого фильма, роботы и другие электронные существа становятся необходимыми спутниками для человека. В действительности, это время уже пришло.
То, что нам нужно сегодня, – это уже не один из видов антропоцентрического гуманизма. Гуманизм уже достиг своих пределов. Я верю, что мы должны раздвинуть наши горизонты и философски осмыслить жизнь в более широкой перспективе (пост- и трансгуманизма).
Этим фильмом я надеюсь отразить то предчувствие беды, которое постепенно наполняет сегодняшний мир. В чём заключается смысл человеческого существования при таком положении вещей?
@Пазу@Пазу@Koujiro,@Bashkananas, рад, что мои «проделки» оказываются полезными.