Комментарий #8250397

Пазу
Сериал, если убрать его выкрутасы, по сути является классическим представителем романтизма с его зацикленностью на внутреннем мире человека.
Не классического! Суть романтизма в конфликте идеалов (внутреннего мира) и реальности. Сонни Бой же ближе к модернистам XX века с их выражением психологии во вне. Особенно Пруста напомнило.
Даже сюжетная канва Сонни Боя - странствия байронического героя
Байронический герой - это бунтарь или изгнанник (порой добровольный). Помимо отчужденности и эгоизма, ему обязательно присущи таинственное прошлое, высокомерие, цинизм и т.п. Нагара далек от такого образа. Даже на Чайльд Гарольда он не похож, поскольку Гарольд и другие байронические герои, вроде Манфреда, пресыщены жизнью, а потому апатичны к ней. А откуда такому взяться у подростка Нагары? Он просто запутавшийся. Ведь триггером к дрейфу послужило приближение выпускного, а классы помладше мы не видели. Не случайно зрителям так подробно описывают моменты заполнения анкет и их проблемы с ответом на вопрос, кем бы они хотели быть во взрослой жизни. Тут налицо отражения возрастного кризиса, когда подросток вступает во взрослую жизнь и на него сваливается невиданная до селе ответственность за свою жизнь. А тут ребята взяли и дрейфанули!
Мотив странствия эгоиста или человека с псих. проблемами встречается в творчестве А. Белого, Джойса, Пруста, Фолкнера, да и ранних постмодернистов. В качестве прообраза странствий я бы упомянул "Мельмота Скитальца", которого романтики и брали за образец.
А в остальном согласен.
@neyoki, а где тут противоречие? Ты же сам пишешь, что по содержанию это модернистское произведение, а в плане приёмов - постмодернистское. Об этом и говорил СиДжон.
О Нагаре. Его образ развивается. Изначально он бежал от реальности, но к кульминации готов её принять. Причем, имея на то личные мотивы.
Свет Нагаре до конца показывала Нозоми, о чем герой сам говорил. Символом этого был компас.
маленького и лишнего человека
Эти темы русской реалистической литературы имеют остросоциальную подоплёку. Маленький человек - человек низкого сословия или чина, обижаемый вышестоящими. В XX веке на смену ему пришел "обыкновенный человек", так как чины и сословия стали историзмами. Эти образы легко увидеть в тв-ве Зощенко, Довлатова или Высоцкого.
Лишний человек - тема русской реалистической лит-ры XIX века, которая во времена краха дворянского общества искала героев нового времени. Так не умеющий ничего без слуги барин Обломов - лишний человек, человек уходящей эпохи, а предприимчивый делец Штольц - новый и нужный человек. В раннереалистической лит-ре это больше социально-психологическая хар-ка. Так образованный и честный Чацкий - ненужный ныне анахронизм эпохи Просвещения, зато Молчалины блаженствуют на свете. Онегин у Пушкина - слишком прогрессивный барин и бестолковый любовник, который строит из себя байронического героя, а Печорин у Лермонтова - романтический образ в духе "я хотел быть нужным, но меня отвергают!". Т.е. в последних двух случаях вообще образы несостоявшиеся в жизни. Сюда же и Чулкатурин у Тургенева, по самопрозвищу которого и начали именовать такое образы.
Мне тут больше видятся параллели с образом "неполноценного человека" японской лит-ры. Хотя с Нагарой не все так трагично.
Ответы
neyoki
neyoki#
а где тут противоречие? Ты же сам пишешь, что по содержанию это модерн, а в плане приёмов - постмодерн. Об этом и говорил СиДжон.
Не то чтобы именно противоречие. Я скорее к тому, что произведение находится где-то между этими парадигмами, чуть ближе к "пост". Сложно сказать, какая составляющая в Сонни бое является более важной - пафос позднего модерна, легкая летняя грусть и почти дословное цитирование Камю (уже довольно поздний модерн, иногда относимый к "пост", причём в аниме эти идеи были несколько деконструированы и скорее потерпели крах), сюрреалистический очкастый архитектор или дважды умирающий маниакальный симулякр надежды. Как по мне, в целом похоже на ранний постмодернизм, что характерно - почти без компьютеров и искусственного интеллекта. Его можно отнести и к мета, но имхо эта составляющая раскрыта слабее.
О Нагаре. Его образ развивается. Изначально он бежал от реальности, но к кульминации захотел туда вернуться. Причем, имея на то личные мотивы.
Больше складывается ощущение, что он бежит от одной нереальности к другой, а в конце к третьей, поняв что в новых мирах нет особых отличий от прежнего. Думаю в некоторой степени Нагара делает это ради Мидзухо, а самому просто поднадоело и хочется посмотреть, что будет дальше. Если он и готов принять реальность, то чисто из любопытства, на какое-то время, без особого смысла - просто разницы нет.
Свет Нагаре до конца показывала Нозоми, о чем герой сам говорил. Символом этого был компас.
Это немного сложный и противоречивый момент. Свет и компас в сериале - две похожие по духу, но всё же разные способности. Нозоми видит свет именно как некий путь до плёнки с прежним миром, на которой она нашла свою смерть - после этого способность перестаёт работать, если свет далее упоминается. то уже в метафорическом смысле. Компас это магический артефакт, оставшийся после смерти. Например Война обладал искусством душевных шрамов, а когда Асакадзе убил его, оставил револьвер. Компас обладает более фундаментальной силой вроде указания пути к цели или мечте. Они у Нагары и Мидзухо в конце совпали, что видно по двум компасам. Касательно света Нагары для Мидзухо в сериале был кадр, но я его потерял - возможно он мне приснился. Зачем было забирать пленку и хранить в тумбочке крутящийся компас - может в какой-то момент он начнёт показывать новое направление? Не так уж Нагара и принял своё будущее, хотя это уже СПГС.
ПазуПазу[comment=8250436]
Мне тут больше видятся параллели с образом "неполноценного человека" японской лит-ры, но с Нагарой не все так трагично.
От условного Дазаевского героя Нагара тоже довольно далёк, как и от Базарова. Вообще, мне тоже кажется, что для байроничности ему не хватает больше пафоса и эгостичной импульсивности, может быть С Джон объяснит подобрее, хотя основную мысль я вроде уловил. Насчёт психологии во сне - ощущения дереализации (как, может быть, с Гессе или грефневой) во время просмотра особо не возникало. Понятно, что маленький и лишний человек в основе имеют социальный подтекст (хотя мне и видится, что этому в отечественной школе придают чрезмерное значение - лишним себя можно почувствовать почти в любой группе людей). Низкое социальное положение Нагары в общем-то в сериале показано - разбитый телефон, оплата "коммуналки" и прочее. Кароче говоря, получился такой вот японский собирательный архетип. Кстати, только сейчас заметил, насколько подробно мы анализируем ОЯШа - зато весело.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть