Комментарий #8250596

neyoki
а где тут противоречие? Ты же сам пишешь, что по содержанию это модерн, а в плане приёмов - постмодерн. Об этом и говорил СиДжон.
Не то чтобы именно противоречие. Я скорее к тому, что произведение находится где-то между этими парадигмами, чуть ближе к "пост". Сложно сказать, какая составляющая в Сонни бое является более важной - пафос позднего модерна, легкая летняя грусть и почти дословное цитирование Камю (уже довольно поздний модерн, иногда относимый к "пост", причём в аниме эти идеи были несколько деконструированы и скорее потерпели крах), сюрреалистический очкастый архитектор или дважды умирающий маниакальный симулякр надежды. Как по мне, в целом похоже на ранний постмодернизм, что характерно - почти без компьютеров и искусственного интеллекта. Его можно отнести и к мета, но имхо эта составляющая раскрыта слабее.
О Нагаре. Его образ развивается. Изначально он бежал от реальности, но к кульминации захотел туда вернуться. Причем, имея на то личные мотивы.
Больше складывается ощущение, что он бежит от одной нереальности к другой, а в конце к третьей, поняв что в новых мирах нет особых отличий от прежнего. Думаю в некоторой степени Нагара делает это ради Мидзухо, а самому просто поднадоело и хочется посмотреть, что будет дальше. Если он и готов принять реальность, то чисто из любопытства, на какое-то время, без особого смысла - просто разницы нет.
Свет Нагаре до конца показывала Нозоми, о чем герой сам говорил. Символом этого был компас.
Это немного сложный и противоречивый момент. Свет и компас в сериале - две похожие по духу, но всё же разные способности. Нозоми видит свет именно как некий путь до плёнки с прежним миром, на которой она нашла свою смерть - после этого способность перестаёт работать, если свет далее упоминается. то уже в метафорическом смысле. Компас это магический артефакт, оставшийся после смерти. Например Война обладал искусством душевных шрамов, а когда Асакадзе убил его, оставил револьвер. Компас обладает более фундаментальной силой вроде указания пути к цели или мечте. Они у Нагары и Мидзухо в конце совпали, что видно по двум компасам. Касательно света Нагары для Мидзухо в сериале был кадр, но я его потерял - возможно он мне приснился. Зачем было забирать пленку и хранить в тумбочке крутящийся компас - может в какой-то момент он начнёт показывать новое направление? Не так уж Нагара и принял своё будущее, хотя это уже СПГС.
ПазуПазу[comment=8250436]
Мне тут больше видятся параллели с образом "неполноценного человека" японской лит-ры, но с Нагарой не все так трагично.
От условного Дазаевского героя Нагара тоже довольно далёк, как и от Базарова. Вообще, мне тоже кажется, что для байроничности ему не хватает больше пафоса и эгостичной импульсивности, может быть С Джон объяснит подобрее, хотя основную мысль я вроде уловил. Насчёт психологии во сне - ощущения дереализации (как, может быть, с Гессе или грефневой) во время просмотра особо не возникало. Понятно, что маленький и лишний человек в основе имеют социальный подтекст (хотя мне и видится, что этому в отечественной школе придают чрезмерное значение - лишним себя можно почувствовать почти в любой группе людей). Низкое социальное положение Нагары в общем-то в сериале показано - разбитый телефон, оплата "коммуналки" и прочее. Кароче говоря, получился такой вот японский собирательный архетип. Кстати, только сейчас заметил, насколько подробно мы анализируем ОЯШа - зато весело.
Ответы
S John
S John#
дважды умирающий маниакальный симулякр надежды
Мне кажется, что по этому признаку сложно отделить метамодерн от постмодерна. Метамодерн по сути стал калькой (некоторых) произведений постмодерна, вобрав в том числе пессимистический взгляд на действительность. Принципиальным различием является социальная (для метамодерна - именно социальная, хотя я встречал попытки более широких обобщений) динамика, которой в постмодерне не может быть по определению. А в сериале она явно декларируется:
как сказал Нагара, их жизни только начинаются, а для всего остального нужно время.

может быть С Джон объяснит подобрее
Близость романтизма и метамодерна подчеркнул еще Тернер в своем Манифесте:
We propose a pragmatic romanticism unhindered by ideological anchorage.

Когда я начал писать свой предыдущий комментарий, там целый абзац был посвящен метамодерну. В поисках подтверждений своих тезисов я стал пересматривать вашу статью и мой взгляд зацепился за "скучный". Ну и очевидно не могла не вспомниться известная строфа Пушкина. Так что я выкинул метамодерн, оставив единственное предложение (не пропадать же добру, хи-хи). Как неинтересный и плохо составленный текст. И переключился на пушкинское обольщение романтизмом и его более позднюю трансформацию взглядов. Его убийственно издевательское в программном "К морю" (1824) (сравните с "Погасло дневное светило" (1820)):

Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!


очень хорошо ложится на обсуждаемую тему.

ЗЫ Я прошу прощения за столь невнятное изложение своих мыслей.

правда я не уверен, что это всё-таки именно метамодерн. В явном виде автор упоминает в основном модернистские идеи
Метамодерн и есть модерн, спрятанный под маской приемов постмодерна.
🍀 Goliard 🍀
🍀 Goliard 🍀#
Тогда бы не говорил, что изменений нет совсем.
В последнее время я прихожу к выводу, что он и сам по сути за всё время в дрейфе не изменился.

если бы знал суть обсуждаемого мифа о Сизифе, то не задавал бы таких вопросов про посыл
Вопрос о значении финальной сцены я задавал, чтобы услышать твою трактовку, которая может отличаться от моей.
Сизиф – персонаж, обреченный на вечные муки, не имеющий возможности изменить свое положение к лучшему. Нагара такие возможности имеет. Он мучается кризисом в начале истории. Что-то послужило его причиной – отсутствие любви, любимого дела или грязный пол в коридоре. Судя по тому, как в аниме расставлены акценты, я предполагаю, что дело в первую очередь в отсутствии любимого дела, поэтому хороший автор начал бы разбирать, как персонаж вроде Нагары может его обрести и что ему мешает. Так автор показал бы путь главного героя к счастью. В широком смысле драма и представляет собой качели между счастьем и несчастьем.
Ты отвечаешь, что целью автора было показать смирение главного героя со своей участью. Видимо, по задумке автора именно в смирении, что пол безнадежно грязный, ГГ должен найти удовлетворение. "Время лечит", со временем подозрительные пятна станут привычными и уже не будут вызывать такого беспокойства. А Камю, наверное, добавит, что липкие пятна со временем превратятся для героя в изысканные узоры, которые он будет рассматривать с особенным удовлетворением.
Что ж, после обсуждения вполне допускаю, что именно это хотел сказать автор. Тогда подобная мораль говорит о том, что Щинго Нацуме – хреновый сочинитель. Вместо того, чтобы поднять героя, он продвигает тупое смирение для персонажа, который в отличие от Сизифа имеет шансы позитивно поменять свою жизнь.
В конце концов прекратил свой эскапизм
Фантастические миры в обычных фэнтези и фантастике представляют собой вполне конкретные, реальные условия, где существуют персонажи; в Сонни Бое исекай метафоричен и похож на сон, это своего рода путешествие в подсознание, чисто художественный прием через которой автор раскрывает внутренний мир персонажей. С такой точки зрения неважно почему ГГ вышел из исекая. Вышел, потому что мескалиновый приход закончился.
Если же рассматривать Сонни Бой с позиции обычной фентези́, то выход ГГ из исекая действительно является поступком, но тогда остро встает вопрос мотивации: зачем ГГ вернулся? Ты отвечаешь: потому что разницы нет, либо разница не в пользу иссыкая, где ему было еще более хреново. Ну, то есть: ГГ с тоской смотрел на грязный пол, потом увидел еще более замызганный пол и решил, что его пол, в принципе, ниче так. Интеллектуально, конечно.
Если финальные слова Нагары, что «все впереди, жизнь только начинается» подчеркивают его смирение, то соглашусь – месседж есть. Правда, хз, что в нем жизнеутверждающего, и, видимо, ты и сам не уверен, шо ГГ принял свою участь >>
Не так уж Нагара и принял своё будущее, хотя это уже СПГС.
Я воспринимал слова ГГ наоборот, как рассуждение, что у него "все впереди", что у него еще есть время исправить ситуацию. Но типо я это и без него знал, и фраза с подобным смыслом уместно смотрелась бы в начале истории, в середине, но никак не в конце. В такой трактовке – это не месседж.
дрифтерский скорее наоборот оказался более суровым
Я тоже считаю, что исекай у них так себе, но еще вопрос, где главному герою удобнее плевать в потолок. Например, мы не знаем, какие трудозатраты необходимы там для получения пропитания, большие или меньшие по сравнению с Землей.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть