Комментарий #8688570

Пазу
постмодернистский экзистенциализм Сартра
А почему "постмодернистский"? Сам же Сартр в "Экзистенциализм - это гуманизм" называет свою концепцию "атеистическим" экзистенциализмом.
Да, идеи Камю и Сартра во многом заложили фундамент для постмодернизма, а конструктивисты и критики постмодерна (которых ныне к постмодернистам причисляют) были учениками этих основоположников. Однако их экзистенциализм - всё же модернистская философия, так как хотя и признаёт тезис Ницше "бог умер" и провозглашает абсурдизм, но возводит человека как субъекта (по Сартру, есть бытие, в котором существование предшествует сущности, этим бытием обладает человек.), когда постмодернизм провозглашает и "смерть субъекта" как отказ от классической/рационалистической (сознания) и неклассический/модернистской (самотождественного индивида) моделей человека. Почему это важно? Даже если мир абсурден, человек волен (так как свободен) придать своей жизни смысл Да, вера в Разум/смысл пошатнулась, так как по традиционным представлениям "мир без Бога - это мир без смысла", однако вера в человека как ценность эпохи модерна ещё оставалась. А по Сартру, смысл существует лишь тогда, когда человек сам создаёт его для себя.
1000x534
Сартра можно понимать по-делезовски как шизофренического мыслителя, критическое сознание которого расколото между модерном и постмодерном. Но я доказываю, что именно этому напряжению между модерными и постмодерными элементами обязана оригинальность и динамичность его сочинений. Отношение Сартра к модернизму весьма сложное, колеблющееся между намерением опровергнуть, отвергнуть и оставить позади модернистское понимание истории, и невольным стремлением сохранить определенные модернистские идеи и категории.
Nik Farrell Fox. The new Sartre: Explorations in Postmodernism. N.Y., L., 2003. (подробнее здесь)
Да и вообще, зачем изобретать велосипед? Христианский -> атеистический -> метафизический экзистенциализм.
а через существование или же экзистенцию
Проще сказать, через опыт. Жизнь как познание сущности Бога.
В связи с этим появляется чувство заброшенности (Бог оставил человека)
Если утрировать Сартра, то получается: человек не сумел найти бога, следовательно, бога нет. Судя по его тв-ву, он был тем ещё атеистом. Чувство божественного равнодушия справедливо для "богохульника поневоле" Камю.
Весь экзистенциализм ХХ века строится на принципе первичности существования, что значит полное отрицание детерминизма
А как "первичность существования над сущностью" (это же имелось ввиду?) отрицает детерминизм?
Согласитесь, довольно забавно, что философия, имеющая претензию хоть на что-то, в ХХ веке не берет в расчет существование естественных наук (например, биологии).
В каком смысле, не берёт в расчёт? Смертность живого - основа концепции абсурдизма у Камю и Сартра. Впрочем, какая разница между больным и здоровым, красивым и уродливым, богатым и бедным, успешным и неудачником, когда жизнь сама по себе бессмысленна, так как смерть всех уравняет. Это и есть "первичность существования над сущностью" (будь последнее бессмертной душой, разумом или внутренним единством ощущений). Вот когда помрёшь, именно твоё существование будет определять смысл твоей жизни. "Мы есть то, что мы делаем. Именно наше существование, наш постоянный выбор и есть мы" (Сартр).
Я бы тут ещё вспомнил и Сиддхартху Гаутаму, который, будучи гиперопекаемым наследником, при лицезрении смерти скрылся в лесу и додумался до философии буддизма (тоже во многом экзистенциональной).
Сартр просто начал его отрицать как постмодернист
Тогда получается атеист=постмодернист.
за что был раскритикован, а его теория уничтожена.
А какая именно теория? Доказали существование Бога? Неоднократно замечали, что критиковать философию Сартра всё равно что критиковать атеизм. Суть его философии такова. В чём роль/значение человека и смысл его жизни, когда Бога как смыслообразующей категории не существует?
Ответы
RavvinZilberman
RavvinZilberman#
@Пазу, адекват в треде, я спокоен.
Однако их экзистенциализм - всё же модернистская философия, так как хотя и признаёт тезис Ницше "бог умер" и провозглашает абсурдизм, но возводит человека как субъекта.
Идеи и идеологии модерна, если посмотреть на них внимательнее, зачастую оказываются суть экзотическими прочтениями христианства и основываются на тех же нарративах меняя лишь надстройку (взять хотя бы марксизм). Базой постмодерна и свойственных ему идей (на картинке какие-то странные временные рамки, обычно видел, что отсчёт постмодерна ведут от ПМВ) является, во-первых, апатия в связи с потерей ориентиров (Бога христианского, и Бога из науки), во-вторых, деконструкция. И то, и другое Сартру вполне свойственно. Кроме того, центром его философии является не человек, как некоторая самость, а его существование, хотя как было правильно сказано признается его субъектность.
Не стоит также забывать, что Сартр все таки был довольно левым, в связи с этим в его размышлениях присутствует и свойственный всякому социализму модерн, я просто не считаю это каким-то ключевым фактором. В целом, я согласен с цитатой, которая была приведена про колебания Сартра, но на мой взгляд это его сложное отношение к модерну, где с одной стороны хочется опровергнуть, а с другой сохранить -- как раз яркий признак постмодернистского мышления.

Да и вообще, зачем изобретать велосипед? Христианский -> атеистический -> метафизический экзистенциализм.
Велосипед же был изобретен в связи с тем, что на мой взгляд "атеистический" не описывает исчерпывающе экзистенциализм Сартра, только и всего.

Проще сказать, через опыт. Жизнь как познание сущности Бога.
Я бы не сказал, что проще. Опыт -- результат существования, познание Бога -- результат существования, я не уверен, что они как-то тесно связаны, за исключение того, что это продукты одного и того же процесса (как дым и тепло при горении). Хотя я и не могу быть уверенным, что именно имеется в виду под словом "опыт".

Если утрировать Сартра, то получается: человек не сумел найти бога, следовательно, бога нет. Судя по его тв-ву, он был тем ещё атеистом. Чувство божественного равнодушия справедливо для "богохульника поневоле" Камю.
Как-то слишком сильно утрировано. То что Бог оставил человека не означает, что Бога нет в принципе. Это означает, что Бога нет именно для нас и именно в данный момент. То есть он был раньше, и, быть может, вернётся в будущем.

Дальше будет про детерминизм, уже не буду конкретные цитаты оставлять, просто целиком на все отвечу.

Про принцип первичности существования я действительно криво сформулировал, там пропущен логический шаг. Абсолютная ответственность отрицает детерминизм. Мой тейк состоял в том, что ты не имеешь абсолютной свободы и (следовательно) абсолютной ответственности в мире без Бога (причем там они есть только в том плане, что Бог их дарует (то есть по факту их тоже нет, но принято считать, что есть)). Существование человека с рождения детерминировано в частном случае его генами, в общем случае физикой. Можно сказать, что это все не важно, тело смертно, в могиле (или в раю, к слову о христианстве) все равны, важен только смысл жизни, который определяется твоим существованием, однако это просто лукавство, которое Сартра и погубило. И для этого не пришлось доказывать существование Бога, стоило лишь проявить немного интеллектуальной честности и признать, что божественные нарративы абсолютной свободы воли не работают в мире, где высшее существо (Бог или заменяющая его наука модерна) отсутствует. И, если вернуться к модернистской части Сартра, то можно заметить, что подобного рода лукавство как раз свойственно многим идеям модерна (к слову про социализм и коммунизм).

Также хочу извиниться за то что долго не отвечал, был занят.
neyoki
neyoki#
@Пазу, кажется, позавчера даже пробежался по выписанным цитатам волка из книжек Сартра, вспоминая и это эссе, тематика которого, казалось бы, плавно смещается к описанию врагов коммунизма. Но сделаю лишь две небольшие заметки.
Неоднократно замечали, что критиковать философию Сартра всё равно что критиковать атеизм.
Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему называющие себя философами люди вроде него до сих пор продолжают рассуждать в дуалистических богословских терминах двухтысячелетней давности. Атеист, у которого умер бог? Это не постмодернизм, а вульгарный бред, благо хотя бы Камю занимается своим творчеством относительно честно, концентрируясь на этике, более последовательно и скорее в литературно-метафорическом ключе.

Но самое главное - про отсутствие детерминизма и "мир абстрактной математики": :ololo:.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть