Мы часто говорим и слышим о том, что то или иное произведение скатилось, но подобные обсуждения носят как правило исключительно порицающий характер, а не конструктивный. Здесь же я постараюсь предложить формат, который мог бы позволить эту тему вывести на новый уровень обсуждения, добавив в него элементы категоризации и стараясь придать более объективный характер оценки и выводов.
Вообще говоря, термин «скатывание» по отношению, в данном случае, к манге является очень многомерным и поэтому говорить нужно о конкретных частях произведения (особенно, если у него еще и есть аниме-адаптации, влияющие на восприятие тайтла в целом), которые провисают, становятся «хуже» и т.п. Хотя, конечно, многие из нас говорят так именно о произведении в целом, ощущая происходящее в нем именно в таком ключе. Можно сказать, что произведение скатывается, когда перестаёт держать заданную планку.
Хотя Наруто уже и стал эдаким ребёнком для битья, когда речь доходит до скатывания и так называемых сливов, многие люди, включая и меня, критикуют и с этой позиции и Ван Пис… С тем лишь отличием, что когда так говорят о Ванписе, как правило критикуются какие-то частные моменты. И действительно, покритиковать есть за что: повторяющаяся структура арок, смена дизайна персонажей после таймскипа, долгое развитие сюжета, фансервис, увеличение числа фриков, потускнение каких-либо персонажей, предсказуемость, намёки на «мэрисьюшность» главного героя и многое другое. Однако, всё это частные моменты, которые зачастую в принципе очень субъективны: например, мне смена дизайна некоторых персонажей после таймскипа кажется плохим решением, но многим другим людям это наоборот по душе, а структура арок при своей, на первый взгляд, одинаковости, является довольно гибкой и временами меняется очень ощутимым образом (Ватер-7 и Эниес Лобби, Импел Даун, Маринфорд и даже Тоттленд с Вано — все они вносят ощутимое разнообразие в повествование). В общем, моменты, которые многими воспринимаются как скатывание, являются как правило обсуждаемыми и так или иначе не носят глобального характера, т.е. чего-то такого, что на корню бы перечеркивало достоинства произведения, за которые его любят и продолжают читать на протяжении уже десятилетий.
Так возможно ли измерить «меру скатывания» произведения? Ещё не зная о том, куда меня приведут дальнейшие рассуждения, я всё же считаю, что ответ скорее «да». Но для аргументированного ответа придется взглянуть на каркас этих произведений. Для примера я буду использовать большей частью упомянутые в названии статьи манги, а в будущем, возможно, буду добавлять и другие.
В употребляемом здесь значении, каркас истории — это, во-первых, всё то, на чём она строится, т.е. сеттинг, фабула, повествовательные приёмы и пр., а во-вторых, те её достоинства, которые выделяют её среди прочих подобных произведений.
Можно предположить, что формула ската будет выглядеть как сопоставление привычных для произведения достоинств и заданного тона с их изменениями по ходу сюжета.
Небольшое предисловие.
Стоит оговориться, что сейчас речь идёт именно о «долгостроях», т.е. о произведениях, выпуск которых затянулся на очень продолжительный срок и которые из-за этого приобрели ряд особенностей, которые нечасто можно встретить в произведениях более коротких — это, к примеру, редактирование канона (редкон), смена стиля рисовки, атмосферы повествования, таймскипы, «арочная» структура и т.д. И конечно, скорее всего такие произведения писать сложнее, чем короткие, поскольку помимо всевозможных нюансов, которые автору нужно постоянно помнить, иметь ввиду и планировать наперёд, стоит учитывать и то, что сам автор может значительно измениться с тех пор, как начал работу над сериализацией своей манги. Но нужно ли об этом переживать читателю, который просто читает одно и то же произведение? Вряд ли. Произведение не = автор и то, что он хочет донести. Оценивая произведение, мы оцениваем в первую очередь само произведение и только его, а уже потом, исходя из его особенностей, можем предположить что-то о способностях автора или что-то в этом роде, но это уже не является столь важным при анализе самого художественного произведения.
1. Сеттинг. Говоря о «Наруто», мы сразу же представляем себе уникальную, слегка мрачноватую атмосферу с цивилизацией в некоем альтернативном мире, где популярные на весь мир (наш мир) ниндзя явились нам в переосмысленном образе и роли, содержащие в себе как стереотипные образы и представления о них (кунаи, сюрикены, дым-бомбы, ниндзюцу, печати пальцами (мудры) и т.д.), так и нетипичные для изображения в художественных произведениях образы («современная» одежда, использование электроники и пр.), но даже типичные для восприятия образы переработаны так, что воспринимаются они как нечто новое: юные шиноби учатся не абы где, а в специальной академии, где их учат не только метать-пинать, но и наукам вроде алгебры или геометрии, с помощью которых они решают задачи об эффективности применения различного оружия из арсенала ниндзя, слабостях дзюцу и пр., так, что все эти элементы повышают градус доверия к показываемому нам миру, т.е. повышают градус его серьезности, как и магические приёмы ниндзя из легенд и мифов, которые в манге представляют собой отдельную науку и систему: откуда берется энергия (чакра) для применения магических техник, какие условия нужны для их применения, их слабости, их взаимодействия с другими техниками и т.д. — в общем, целая система, которая даёт нам понять, что это ремесло изучается в описываемом мире уже давно и их наука в этом продвинулась довольно неплохо, а мы можем сами разгадывать природу различных приемов новых или знакомых персонажей, а так же анализировать их сражения с технической стороны вопроса. Даже характеристики персонажей из датабука нам предоставляются не просто как что-то взятое с потолка автором, а то, что служит своего рода «зачеткой» для шиноби и благодаря чему потенциальные наниматели могут оценивать отдельных ниндзя по объективным параметрам, таким как их скорость, выносливость, сила, объемы чакры, владение ниндзюцу, тайдзюцу, кол-ве выполненных миссий различного ранга и т.д. То есть, это является вполне себе рабочей для данного сеттинга номенклатурой, причем органично вписанной (но правда слабо используемой в дальнейшем).
2. Исходя из первого пункта, Наруто ассоциируется с красочными и продуманными ПОЕДИНКАМИ, каждый из которых можно по-долгу обсуждать, что опять же возможно именно благодаря обилию «технических» данных о персонажах и их техниках. Более того, даже тайдзюцу (техники ближнего боя) среди разных кланов и даже персонажей носит уникальные маркеры: различные кланы имеют свой стиль ближнего боя, стратегию его применения, историю и пр. Так, к примеру, стиль ближнего боя клана Хьюга основан во многом на технике китайской школы «Багуачжан», подразумевающей скрупулёзную ориентацию в пространстве, круговые движения и точные удары, что идеально сочетается с эстетикой клана, их способностями ниндзюцу, поведением и т.д. — словом, обогащает лор отсылками для тех, кто их видит и благодаря чему они могут глубже понять суть техник и философии данного клана.
3. Персонажи. Уж чем-чем, а яркими запоминающимися персонажами «Наруто» богат, из-за чего разброс в «любимых» персонажах среди разных людей может быть очень большим, чем многие произведения едва ли могут похвастаться, и в большинстве случаев этот выбор ещё можно будет и в красках описать: почему и за какие заслуги тот или иной персонаж стал любимчиком, т.к. многие из них обладают как яркими характеристиками, так и содержат некоторую глубину, т.е. внутреннее содержание, которое раскрывается по мере их взаимодействия друг с другом и с окружающим миром. В общем, выбор в Наруто едва ли не на каждый вкус и цвет, кроме, разве что, тусклых женских персонажей.
4. Дизайн. Вообще-то, этот пункт связывает все предыдущие воедино: именно благодаря дизайну многие персонажи изначально могут вызывать интерес и запоминаться, выделяются какими-либо яркими особенностями, а их характерные черты могут быть определены буквально по взгляду. Но кроме персонажей, дизайн помогает поверить в само окружение: дома, деревни, дороги, леса, храмы, бытовая утварь, камоны различных кланов и объединений, еда, оружие, ниндзюцу, различные приборы, мосты и прочие-прочие вещи — всё это оживляет для нас произведение и помогает в него «поверить», представить себя его частью. Возможно, это самая главная отличительная черта Наруто.
5. Драматургия. Кроме всего вышеперечисленного, Наруто нам так же предлагает порой не самые детские сюжеты с хорошей драматургией уже с первых арок: взаимоотношения команды номер 7 между собой и клиентами весьма типичны для сёнэна, но первые же «злодеи» (если не считать унылого идиота из первых серий) — Забуза и Хаку за небольшое кол-во эпизодов успевают себя раскрыть с разных сторон таким образом, что равнодушных к той истории практически и не встречается. Дальше — больше: Орочимару, являющийся одним из самых интересных аниме-злодеев (или являвшийся…) и который по первому сезону действительно впечатлял и заставлял относиться к себе по-серьезному, усложняющиеся взаимоотношения Наруто и Саске на фоне приподнимающейся правды о его клане, появлении брата, соревновательно-дружеского духа и т.д., взаимоотношения Неджи со своим кланом, с Наруто, с самим собой, его личностный рост, а так же не менее интересные линии Гаары, тройки саннинов, грамотного внедрения персонажа Итачи, раскрытие других молодых команд-ровесников гг, весьма скромное раскрытие молодого поколения во вражеском стане, которое, тем не менее, затмевается появлением Кимимаро — одной из самых драматичных фигур в Наруто, несмотря на своё короткое появление в сюжете. И так далее, и тому подобное. Драматургии в Наруто очень много и самого разного качества, а многие сюжетные линии работают так, как нужно.
Все эти пункты уже делают «Наруто» весьма незаурядным произведением для своего возрастного рейтинга (13+) и вполне подходящим для просмотра людей старше подросткового возраста, если бы не ряд «но»… Но об этом позже.
1. Мир. Казалось бы, первым пунктом должен быть визуальный стиль манги и аниме, но это только для тех, кто не знаком с данным произведением. Мне неловко называть мир Ван Писа просто сеттингом, потому что это действительно целый и цельный мир, полный множества интересных, красивых, ужасающих, сложноустроенных, странных и таинственных систем и мест, главным из которых является сама планета представленного нам мира. Среди всех сёненов-никетсу, да и большинства прочих произведений, Ван Пис выгодно выделяется именно уникальным проработанным миром, который воспринимается как живой и богатый даже без главных героев и основного сюжета.
943x784750x553630x454370x286556x7201653x1300
Кроме огромной своей наполненности, мир ванписа интересен ещё и своей продуманностью: мы знаем не только о том, где какой континент и море, но знаем так же основные морские течения, знаем как они работают и какие свойства имеют в разных местах — и подобные вещи можно сказать практически обо всём, начиная от экзотических городов с причудливой системой жизнедеятельности и морскими поездами и заканчивая подводным дном и обустройством Небесного острова. Благодаря познанию мира и его особенностей, причудливых законов, которые работают в разных его частях, мы можем одновременно и сильнее погрузиться и поверить в сюжет, и предвосхищать или предсказывать развитие дальнейших событий, даже банально взглянув на карту, что делает её не просто приятным дополнительным атрибутом, но живым полезным инструментом, который оживляет так же и сам представленный мир.
Рассмотрим кратко на примере приведенного выше острова Вано то, как география даже отдельного острова влияет на сюжет.
578x512931x815615x380
Не буду вдаваться в глубокие подробности, но думаю, что даже беглого взгляда достаточно, чтобы оценить степень подготовки почвы для развития сюжета одной арки. Так, благодаря пониманию рельефа острова мы видим, что даже попадание на остров представляет собой весьма незаурядную задачу из-за необычного расположения самого острова, который оказывается частью огромного вулкана, а так же из-за странных течений, по которым гигантские карпы взбираются наверх и из-за которых скрыт тоннель, который, возможно, тоже используется для попадания на остров. Мы понимаем, что каждый регион имеет свои особенности и это так же способствует увеличению повествовательного потенциала арки. Сопоставив расположение портов и регионов, мы можем представить, какой путь пройдут персонажи и какие возможные трудности им придется преодолеть в зависимости от их изначального положения и предполагаемого конечного пункта. Мы даже сами можем их придумывать, глядя на карту всего-лишь одного острова. И подобные вещи можно говорить о практически каждом известном месте: все они обладают своей внешней и внутренней уникальностью, способны удивлять, вдохновлять и заставлять верить, что такие удивительные места действительно реальны — пускай и в рамках мира манги, но ведь погружаясь в её атмосферу, мы становимся частью этой вселенной.
Кроме своих географических и прочих природных особенностей, мир ванписа так же богат на населяющих его жителей. В манге представлено огромное кол-во разных народов, рас, видов флоры и фауны, различных фракций, экономических и политических взаимоотношений, что вдобавок обогащается продуманной историей мира (и его лора в целом), исследование которой так же является одной из важных граней исследования мира и понимания сюжета. Сам же сюжет построен так, чтобы команде главного героя время от времени приходилось через преодоление различных препятствий открывать для себя всё большую картину мира как вширь, так и вглубь.
В общем, мир Ван Пис сам по себе самобытен и представляет собой огромнейший плацдарм для развития самых разных событий и сюжетов.
2. Сюжет. Как ни странно, я думаю, что продолжать читать/смотреть настолько «тягучее» произведение на протяжении многих лет людей заставляет в основном именно сюжет, особенно если учесть качество анимации сериала. И основная заслуга сюжета Ванпис в том, что практически на каждом отрезке он остаётся интересным: если не в конкретной арке, то глобально — и наоборот.
Сюжетная завязка Ванпис так же проста, как и в Наруто: стать королем пиратов/хокагэ и всё такое прочее, но даже на этом этапе уже проглядываются небольшие различия. Так, мы с первой же главы знаем о том, кто такой Хокагэ, чем он живёт и т.д., но Король Пиратов — настолько туманный и редкий «титул», что изначально больше напоминает туманную мечту: даже сильнейшие пираты мира так и не смогли завоевать такого же признания как Роджер, и неизвестно, существует ли вообще то великое сокровище, которые он якобы оставил и находка которого является неотъемлемым условием признания Королем Пиратов. Но эта предсмертная речь Роджера создала целую эру, которую характеризует стремление идти за своей пусть и призрачной, но всё же мечтой. Роджер буквально поселил «мечту» в сердца многих людей по всему миру своим примером и своей речью. Но вообще-то, пираты — плохие парни, а последствия их «бэбибума» крайне явственно ощущают на себе обычные люди, которые живут привычной жизнью, что заставляет власть самой становиться жестче для того, чтобы сохранять в мире хоть какой-то порядок. И всё это нам предлагают лишь первые главы, где сразу становится ясно, что деления на черное и белое не будет, а мечта главного героя не просто туманна, но и потенциально опасна, да и вообще главный герой — существенный элемент хаоса в описываемом мангой мире, что заставляет смотреть на него с самых различных углов.
Чем дальше развивается сюжет, тем больше мы узнаем о мире и его истории или изменяющейся политической обстановке, что раз за разом лишь добавляет нам вопросов, загадок и заставляет переосмысливать предыдущие события манги. То есть, повествование глобального сюжета строится в основном на саспенсе: мы узнаём о мире то, что должны узнать, чтобы удовлетворить своё любопытство, но не больше, чтобы ожидание финала не было для нас мучительным удостоверением в том, что всё было банальным и предсказуемым. Напротив, практически каждая арка усложняет основной сюжет настолько, что по всему миру стали популярны различные «теории», пытающиеся предсказать будущие события манги или прояснить уже знакомые моменты — и всё это возможно благодаря тому, что информация подаётся своевременно и пользуется в основном лишь тонкими намёками, заметив и поняв которые читатель наверняка испытает ту самую «радость» исследователя.
Да, сюжет Ван Пис постоянно развивается и усложняется, он затрагивает и исследует множество интересных тем, но этого не обязательно достаточно для того,чтобы не заскучать за годы чтения, да и вообще-то он не настолько уж запутанный и сложный (сёнен, как-никак). И в этой связи открывается ещё одна «бриллиантовая» сторона сюжета манги — его эмоциональность. Совмещение арочной структуры с глобальным сюжетом позволяет автору рассказывать всевозможные истории, которые заставляют нас сопереживать как главным героям, так и множеству второстепенных и даже третьестепенных. Пожалуй, характерную черту развития повествования с помощью эмоциональной привязанности в ванпис даже можно обозначить отдельным следующим пунктом.
3. Стиль и контрасты.
Карикатурный стиль рисовки отталкивает многих людей, кто пытается ознакомиться с ванписом, однако, нужно помнить, что стиль не бывает плохим или хорошим сам по себе: важно именно соответствие стиля рисовки самой истории, её духу — и в этом отношении визуальный стиль Ван Пис позволяет автору максимально раскрыть те истории, которые он рассказывает нам в своей манге.
Всего одна страница даёт нам понять, что эти два героя отличаются настолько, насколько это возможно ВООБЩЕ.
Во-первых, карикатурный стиль манги позволяет изначально нам относиться к ней с некоторой несерьезностью, не ожидая от неё «слишком многого». Практически каждая глава напоминает нам о том, что она стремится в первую очередь развлечь своего читателя с помощью различных каламбуров или даже иногда многослойных сложных шуток, которые могут по-настоящему «выстрелить» лишь спустя время. Но благодаря тому, что сами события всё-таки носят серьёзный характер, манга не воспринимается исключительно как комедия или цирк — благодаря этому мы так же не всегда знаем, когда ждать каких-то юморных моментов, благодаря чему они работают ещё лучше.
Во-вторых, на контрасте с частой несерьёзностью, моменты действительно серьёзных и драматичных событий воспринимаются намного сильнее, чему опять же способствует и гибкий стиль рисовки, вкупе с хорошей драматургией, конечно. Наше восприятие «серьезности» произведения тем самым меняется вместе с тоном повествования манги в каждом конкретном отрезке или даже моменте: комедия будет восприниматься комедией, драма — драмой, а эпические события будут вызывать именно ощущение эпичности — и всё это может быть перемешано (комедия, превращающаяся в драму и т.п.) и одновременно выкручено на максимум, создавая неповторимые «бульоны» впечатлений. Это та самая манга, которую невозможно было бы заменить книгой
Ну и в-третьих, контрастность в дизайне позволяет при нам четко различать персонажей и различные локации даже при всём их огромнейшем изобилии. И в конце концов, дизайн Ван Пис может быть действительно эстетически красивым и необычным даже вне рамок карикатуры.
1280x1013842x847925x941
4. Персонажи.
Если я говорил, что в Наруто много персонажей, то для манги Ван Пис придётся поискать какое-нибудь другое словечко, которое превращало бы слово «много» в «ничтожно мало».
И несмотря на свою многочисленность, очень многие персонажи манги являются не просто запоминающимися, но действительно хорошо прописанными персонажами, большинство из которых имеет свою неповторимую историю и развитие, будь то даже самый второстепенный персонаж навроде «Гиены Беллами», кита (бууооо) или вообще корабля.
Персонажи хороших произведений как правило отличаются тем, что имеют не только внешние характеристики (внешность, привычки, манера поведения, темперамент, ум, сила, глупость, задорность и т.д.), но и характер — т.е. то, что не лежит на поверхности, а проявляется в экстремальные для персонажа моменты: страх, решительность, отвага, слабость и прочие глубинные черты персонажа. И в Ван Писе можно найти множество по-настоящему добротных персонажей со своей глубиной, раскрывающейся, когда они взаимодействуют между собой, с обществом или с самим миром. Даже такие на первый взгляд незатейливые персонажи как Луфи и Зоро имеют свою глубину, которая явственно раскрывается как в малозаметных моментах, так и в экстремальных ситуациях, где они и открывают для нас новые грани своего характера или характеристик, и растут над собой. Уверен, что у десяти разных людей будут очень сильно отличающиеся «топы» персонажей, поэтому если вы ещё не знакомы с Ван Пис, то будьте уверены, что сможете найти в нём отличных персонажей на свой вкус.
5. Дух приключений и искренность.
О чем в конце могла бы идти речь, если бы манга о пиратах не передавала нам дух приключений? Конечно, жизнь реальных пиратов едва ли можно было назвать сказочной, что и сам автор манги прекрасно понимает, рисуя самых разных пиратов, но для большинства людей пиратство это чуть ли не синоним слов «свобода» и «приключения». При этом пираты и их жизнь имеют ещё и свойственную лишь им романтику, что в Ван Писе так же присутствует.
Приключения — едва ли не основа всего произведения. Главный герой — романтик, мечтающий стать «самым свободным человеком», с чем и ассоциирует титул Короля Пиратов. У него нет богатых знаний о море или мире вообще, он знал всего одну пиратскую команду (в детстве), но именно смотря на них, слушая их рассказы о плавании, видя то, как свободно и весело они себя ведут, он смог почувствовать, насколько прекрасной и захватывающей может быть эта жизнь, и от этой мечты он уже вряд ли когда-либо откажется. А поскольку выше я уже писал о том, насколько богат и необычен мир в этой манге и насколько хороши её персонажи, то на время чтения/просмотра ты неизбежно становишься частью этой команды, частью большого приключения на пути к Мечте или её поиску. Само чтение/просмотр «Куска» уже является своеобразным духовным приключением и думаю, что для большинства людей, даже бросивших произведение из-за его затянутости, этот опыт навсегда останется уникальным и о котором можно вспоминать с теплотой.
Ван Пис затрагивает множество всевозможных тем, включая как типичные для сёнена как мечта, борьба с обществом, дружба, так и различные остросоциальные или «вечные» и даже философские темы как война, расизм, относительность истины, история и её значение, добро и зло и многое-многое прочее. А отличает ванпис от многих прочих сёненов, претендующих на это — искренность. Можно много и подолгу изучать драматургию, сценаристику, психологию, читать/смотреть кучу разных произведений, но не чувствовать их. И напротив, можно лишь на одной интуиции прописывать «правдивые» истории или понимать их. Полагаю, что Эйичиро Ода относится больше ко вторым, или как минимум имеет в себе эту черту.
То, как показаны в манге чувства и взаимоотношения персонажей, на мой скромный взгляд было бы невозможно, если бы автор сам не чувствовал эти моменты. Ода должен очень хорошо понимать чувства людей, чтобы писать те истории, которые он писал и продолжает делать это в Ван Пис, иначе его драматургия оказалась бы лишь набором приёмов без той самой «искры». Благодаря этой искренности чувств персонажей, оживают так же и идеи, которые они отстаивают или презирают, а детская на первый взгляд манга о какой-то там «мечте» и «дружбе» приобретает настоящий взрослый характер, пробуждая даже во взрослых читателях, знакомившихся с мангой, того самого внутреннего мечтателя, который с возрастом в нас, казалось бы, неотвратимо гаснет.
Полагаю, что это то главное, что и делает Ванпис столь уникальным явлением в мире манги и рекорды которого едва ли скоро будут побиты (хотя это и не является чем-то очень уж существенным, как по мне) и которую, вероятно, будет читать ещё не одно поколение, в отличие от какого-нибудь условного «Клинка рассекающего демонов».
Теперь, обозначив основополагающие компоненты манги (вы можете предложить или написать для себя какие-то ещё), мы можем обозначить, какие из них со временем стали хуже. Пока что для удобства в каждом пункте будет оценка слива, чтобы использовать их затем для итоговой оценки — 0,5 балла, если пункт просел незначительно, т.е. заметно лишь для внимательных читателей; 1 балл, если пункт просел и большинство людей с этим могут согласиться; 1,5 балла — серьезнейшее проседание аспекта, заставляющее разочаровываться в произведении; 2 балла, если пункт просел настолько, что рушит тон повествования настолько, что произведение в целом уже воспринимается как безнадежно слитое.
1. Сливающийся спиральным вихрем «Наруто».
Вообще, у меня есть отдельная статья, где я рассматриваю слив манги «Наруто» в очень многих подробностях. И пускай её стоит значительно подредактировать, всем интересующимся предлагаю ознакомиться здесь. В этой же статье постараюсь пройтись кратко по пунктам:
1) Сеттинг, несмотря на свою привлекательность, является одним из слабейших мест в Наруто. Мы совершенно не знаем, по каким законам там развивается наука и как она вообще появилась, практически ничего не известно об ученых, о том как работает инфраструктура и жизнеобеспечение деревень и городов.
Если первые тома манги ещё пытались двигаться в этом направлении, рассказывая о мостах, о мафии, о какой-то там экономике, то сразу же после арки Забузы всё это останется далеко позади. При том, что Коноха постоянно в центре событий, мы даже не видели, как туда попадает хотя бы еда — а Коноха, несмотря на то что считается деревней, представляет собой вообще-то довольно большой город, для поддержания показанного уровня жизни которого необходима очень развитая инфраструктура и логистика с каждодневными поставками всевозможной продукции чуть ли не на грузовиках, хотя от главных ворот идет лишь тропинка. Помимо этого, сама Коноха со своими институтами (академия ниндзя, АНБУ, совет старейшин и даже патрули) представляет собой большей частью лишь ширму, которая существует в большей степени как красивая декорация: Саске, за которым охотится главный злодей сериала (на тот момент) спокойно уходит из деревни сквозь главные ворота, оставшись совершенно незамеченным никем кроме заранее обо всём гениальным образом догадавшейся Сакуры; ещё более охраняемую персону стратегически важного значения отправляют за ним вдогонку в компании таких же малолеток, прекрасно зная, что за ним охотятся не менее грозные силы, а Орочимару и вовсе хотел его убить.
Политическая обстановка в мире Наруто не просто непонятна, а даже противоречива: даймё, у которых по идее должна быть реальная власть, являются не то чтобы марионетками, а просто бессмысленной декорацией непонятно для чего существующей и существование которых в описываемом там мире, где главной силой являются шиноби, вообще сложно представить. Призывные существа так же будто бы не имеют своей политической субъектности, будучи разумными, но подобно рабам или покемонам призываясь куда надо в битвы шиноби — их политические отношения с миром не раскрыты вообще.
Географическая карта существует, но не работает: Джирайя бесследно тонет в озере словно в океане, команда Гаары преодолевает за один день расстояние, на которое обычно требуется 2 недели пути даже для шиноби и на которое даже главные герои потратили времени в несколько раз больше. Географически защищенная деревня клана Узумаки уничтожается вопреки здравому смыслу и безо всяких обсуждений.
История мира Наруто так же корява и грубо сшита на ходу: непонятно куда запропастившийся клан Сенджу, редактирование канона связанного с сыновьями Рикудо, появившейся безо всяких на то предпосылок Ооцуцуки Кагуе, появление которой автор придумал явно не раньше финальной арки, ибо на это раньше не намекало вообще ничего.
Промолчу про все те же пункты, развившиеся далее в «Боруто» — прямом продолжении манги в том же самом сеттинге, кто бы что ни говорил, главный герой которого и вовсе является сыном бати Боруто.
В общем, сеттинг со временем начинает быть обычной бессмысленной и бездушной ширмой. В сочетании с тем, какой серьезный тон был задан в первых арках, это однозначнейший «скат».
Предварительная оценка пункта: 2 балла.
2) Поединки.
Сражения были действительно украшением Наруто — эффектные, разнообразные, порой непредсказуемые и в общем-то обоснованные. Я уже не раз нахваливал боевую систему манги, включающую в себя и каноничные датабуки с описанием техник и характеристик персонажей. Всё это с одной стороны углубляло повествование, а с другой — оживляло фандом, где постоянно выдвигались различные теории, а обсуждения по типу «Неджи против Кимимаро» были просто повсеместно и даже сейчас кое-где не утихают, да и сам я не один год провёл в подобных обсуждениях, обмениваясь с оппонентами огромными простынями текста, разбитого на множество пунктов.
Но если изначально сражения в Наруто можно было назвать «филигранными» — т.е. где решала меньше грубая сила, но больше тактическая выучка, подготовка, использование потенциала окружения, всевозможные ловушки, хитрые текхники и т.д., то чем дальше, тем дальше поединки упрощались, а их правила нарушались (сюжетные сливы) и в итоге интересных сражений становилось всё меньше и меньше в противовес грубым трансформерным битвам с минимальным внутренним содержанием и всё таким же игнорированием каноничных правил (характеристик персонажей, к примеру), а зачастую еще и странными рояльными техниками навроде «Щит Ята» и «Меч Тоцука», о которых никогда не было известно ни в каком виде, но которые идеально подходили против Орочимару, а Минато с какого-то перепугу внезапно оказывается сеннином (в противоречие с каноном) и юзером печатей одной рукой (редчайший дар, который демонстрировал до этого только гений Хаку). Но были и более-менее неплохие битвы: 2-й Мизукагэ против 2-го Цучикагэ (сюжетно абсолютно ненужный бой, поэтому и неплохой, вероятно), флешбечный бой Минато против Тоби (неясно, откуда на тот момент у Тоби/Обито была скорость, чтобы на равных вообще сражаться с Жёлтой Молнией. В общем, для манги, где сражения являются основным контентом, кол-во хороших боёв сильно упало, а качество плохих ухудшилось весьма ощутимо.
Нужно сказать, что сливы боёв были и до таймскипа, но продолжали быть интересными за счёт большой наполненности деталями как содержательными (тактика и т.д.), так и визуальной детализацией поединков с обилием мелких деталей, тонких приёмов и пр., но чем дальше по сюжету, тем эти поединки становились качественно хуже. Поэтому, да, поединки в «Наруто» скатились весьма неслабо, а боевая система и вовсе стала бессмысленным игнорируемым украшением, потому что баланс сил в итоге был слит от слова совсем. Ах да, даже диаграмма базовых характеристик в 4-м датабуке тоже была переиначена в пользу деградации по сравнению с предыщущими тремя: вместо всех основных характеристик, которые у многих сильных персонажей раньше оставались под вопросом, появилось изображение того, кто какими стихиями владеет, что было понятно почти везде и из манги — в идеале, конечно, можно было дополнить новой диаграммой старую, но, судя по всему, автор посчитал, что все эти характеристики больше не работают в его произведении и на них больше нельзя полагаться как на канон.
Предварительная оценка пункта: 1,5 (а возможно и 2) — к концу манги интерес к ним и их значение уже не только иссякли, но и воспринимались как отталкивающий фактор при прочтении.
3) Персонажи.
До таймскипа нам успели представить множество персонажей самых разных характеров, стилей боя и судьбы, что дало нам надежды и на дальнейшее их раскрытие, а также на появление новых не менее проработанных персонажей. Оправдались ли эти ожидания и насколько?
Ни один ровесник Наруто, многие из которых блистали то таймскипа, так и не смог себя НИКАК проявить после таймскипа, став банальной массовкой, которую можно было заменить клонами мерисьюшного Наруто, к примеру. Не были раскрыты не их характеры, не было никакого развития персонажа (кроме, может быть, Шикамару и совсем немного Чоджи), не их прогресс как шиноби, т.е. в настоящих сражениях, как то было в первой части произведения. Но тот же самый Шикамару хоть и имел своё сражение и «взросление», победил не благодаря своим талантам, а большей частью благодаря бафу мерисьюхи от автора, т.к. бой там был самым настоящим сливом, игнорирующим большинство характеристик персонажей, даже таких базовых как скорость, за чем автор старался следить даже после таймскипа. В общем, какое-то развитие по-сути имели всего полтора персонажа.
Что же касается остальных персонажей, таких как тройка саннинов (Джирайя, Орочимару и Цунадэ), Акацуки, уже известных джонинов Конохи, то Джирайя нам подарил только красивую смерть после слива и форсированный толчок для боевого прогресса Наруто, который за годы таймскипа почему-то остался жутким слабаком под покровительством одного из сильнейших шиноби мира; Орочимару превратился из Главного Зла мира «Наруто» (буквально из датабука) в клоуна, которого не пнул только ленивый. Я бы мог его защитить, утверждая что всё шло по его плану и тому подобное, но свой статус он однозначно потерял, а равно и отношение к себе, но зато, будучи и так изначально ветреным человеком, он слегка изменил свои взгляды, что тоже можно учесть как небольшой плюсик; с Цунадэ совсем беда — бой, где она могла бы совместно с сильнейшими джонинами Конохи противостоять Пейну и показать себя во всей красе, был глупчайшим образом отдан мерисьюшному гг, а сама ХОКАГЭ (на минуточку) впредь отметилась только драчками с клонами Мадары, в общем-то не открыв никаких новых граней своего персонажа; насчёт Акацуки — тут всё просто, их поголовно слили Эдо Тенсей и обесценили как их смерти, так и смерти множества отличных персонажей, таких как Кимимаро, Хаку с Забузой и пр.
Что касается главных героев, то «развитие» (если его вечные припадки можно так назвать) получал в основном только Саске, Наруто же превратился из потенциально неплохого гг по первой части манги в открытое быдло и лицемера ко второй половине, вызывая лишь отвращение к своей персоне (по-крайней мере, лично у меня) в моменты, например, когда он безо всяких стеснений просил Райкагэ пощадить Саске, убившего (как тогда считалось) его брата — напомню, что сам Наруто был готов даже безо всяких раздумий порвать любого за своих друзей, как в случае с Гаарой, но это, как водится, другое… Про Сакуру говорить особо нечего — из совсем тусклой стала чуть менее тусклой, но всё такой же наивной идиоткой, хотя её развитие мне сейчас и кажется даже лучше, чем у Наруто.
745x1080
Ах да, чуть не забыл про отличнейшие сливы персонажей Мадары, Неджи и Обито. Смысла существования Неджи в шиппудене я так и не понял, если не считать роль тела, безо всякого смысла готового броситься под ветки ради гг, под каким-то надуманным идиотским предлогом… но на эту роль сгодился бы кто угодно, в общем-то. Напомню, что до таймскипа Хьюга Неджи был как одним из интереснейших персонажей, так и одним из сильнейших и перспективнейших бойцов своего поколения, которого будто бы в шутку даже в шиппудене продолжали называть гением. По своим ощущениям помню, что его смерть меня даже не удивила — настолько уровень тупости повествования уже приелся к тому моменту.
Предварительная оценка пункта: 1,5 балла (хотя по субъективным ощущениям все 2, но за Гая и Кисаме можно немного смягчиться).
4) Дизайн.
Чтобы не размусоливать, сразу выскажу вывод, который напрашивается из предыдущих пунктов: дизайн остался привлекательным и интересным визуально, но в большинстве случаев исключительно декоративным, без какой-либо наполненности.
Предварительная оценка пункта: 1 балл (возможно и 0,5, поскольку и до таймскипа с этим было не многим лучше).
5) Драматургия.
В Наруто и после таймскипа полно сцен, которые прошибают читателя/зрителя на слезу (думаю, большей частью именно зрителя, благодаря неплохой адаптации), но глубины сценам зачастую недостаёт. Да и как может полноценно работать драматургия в настолько нерабочем сеттинге, с неразвивающимися персонажами и с постоянными нелогичными рояльными боями.
Кроме этого, сюжет по мере своего развития начинает обрастать всё большим и большим кол-вом сюжетных дыр, которые в попытках быть залатанными разрастаются ещё больше. О сюжетных дырах много писать не буду и отсылаю к уже упомянутой своей статье, но редконы, невнятное появление в сюжете Кагуи (с очевидным заделом под Боруто) и ещё более глупый её слив, а так же совершенно наивная финальная арка «войны» и обесценивание смертей большинства персонажей — из очевидного.
Предварительная оценка пункта: 1 балл (до арки войны многие сцены ещё воспринимались как душевные).
ИИИИ НАКОНЕЦ-ТО!!!!
ИТОГОВАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МЕРЫ СКАТЫВАНИЯ «НАРУТО»:
2+1,5+1,5+1+1 = 7 из 10 возможных «баллов ската».
2. Плывущий на опасном корабле к обрыву «One Piece».
Без лишних предисловий и сразу по пунктам:
1) Сеттинг. Говоря коротко, не только не перестаёт быть менее интересным, но лишь продолжает открывать себя с самых разных сторон.
Предварительно: 0 баллов.
2) Сюжет.
Здесь немного сложнее. Во-первых, мы всё еще не знаем концовки, поэтому оценка этого пункта ещё долгое время будет оставаться предварительной; во-вторых, многим людям кажется затянутой последняя арка (справедливости ради, она и строится по другой структуре, развиваясь по законам театра Но — в тему самой арки, что очень аутентично вписывается); в-третьих, главы выходят будто бы всё реже и реже и ожидания от 16-17 страниц спустя 2-3 недели как правило возрастают сильнее, чем спустя одну неделю.
Поэтому, если стараться быть объективным, думаю, что всё это и можно посчитать за незначительный недостаток. С другой стороны, сюжет трёх последних крупных арок (Дресс Роуз, Тоттленд и Вано) можно назвать не уступающим даже большинству дотаймскипных арок: да, Вано, может быть слегка больше затянут, но это ощущение может складываться и из-за долгого и нерегулярного выхода коротких глав, которые хоть не всегда удовлетворяют любопытство, но всё ещё способны удивить и возбудить их бурное обсуждение и даже открытый общественный восторг происходящим (как в случае с историей Одена).
Вместе с тем, глобально события развиваются всё более и более динамично, с одной стороны подогревая интерес к развязке истории и предсказыванию возможных исходов, а с другой, в каждой новой арке события сами по себе принимают разрастающиеся вплоть до эпических масштабы, подводя нас, судя по всему, к близкой кульминации нескольких последних арок. Ставки явно растут. Более того, две последние арки показывают нам, что Ода овладевает новыми приёмами в повествовании, на новом уровне используя ритм в постановке сцен: они могут быть кинематографично-музыкальными или театральными в некоторых сценах, используя потенциал раскадровки и манипулируя ритмом чтения читателя.
Даже без контекста эту страницу можно «услышать»
В общем, предварительная оценка пункта: 0,5 балла.
3. Стиль и контрасты.
915x1230
Как я писал буквально в предыдущем пункте, преимущества стиля как и прежде используются на полную катушку, а сам этот стиль только продолжает развиваться, поэтому говорить о скатывании в этом пункте мне в принципе не видится большого смысла, однако, пожалуй, можно отметить, что в среднем рисовка стала менее детализированной, чем это было в дотаймскипных «эталонных» арках, однако многие страницы всё так же насыщенны и богато детализированы.
Так же встречал критику, мол, появляется всё больше откровенно фриковых персонажей, а форма начинает преобладать над содержанием. С этим сложно согласиться, вспоминая даже лучшие арки Ванпис, которые были полны так называемыми фриками, однако даже они зачастую либо раскрывались как персонажи, либо же отражали их сущность, как в случае со Спандамом. Ту претензию я слышал около двух лет тому назад и с тех пор сюжет арки Вано успел неслабо продвинуться, а многие примеры «клюквы» и «фриков» теперь уже стали просто неактуальными. Да, в Ванписе никогда не стеснялись изображать откровенные пародии на различные страны или культуры, отсылки к ним, но они тесно вплетены в сюжет и называть это клюквой уж точно не приходится. Как минимум, эту претензию сложно отнести к скатыванию, поскольку Ванпис изначально произведение карикатурное, а те самые фрики при своём раскрытии, как и прежде, могут явить себя с совершенно неожиданных сторон.
435x655263x357
Такой Чоппер, конечно, нравился моему глазу явно больше.
Географический потенциал используется всё так же широко, а свою сюжетную или драматургическую роль может сыграть даже имя и прическа персонажа, как в случае с Оденом.
Итак, предварительная оценка пункта: 0,5 балла (субъективно я бы и вовсе в плюс этот пункт сделал, поскольку стиль Оды явно становится только лучше, хотя за редизайн Чоппера всё-таки стоит накинуть).
4. Персонажи.
По этому пункту я ещё относительно недавно мог бы попытаться хорошенько пройтись, поскольку были претензии к мэрисьюшности Луффи, как мне это казалось, ну и развитию некоторых персонажей, как Чоппер, Робин или Фрэнки. Но сейчас для меня уже не так очевидно, насколько эти моменты стали провисать и стали ли вообще.
Да, не совсем похоже, что Чоппер и Фрэнки заметно выросли после таймскипа, однако и они имеют свои моменты, несмотря на загруженность событиями и сверхобилие персонажей. Что же до Робин, то в арке Вано она просто прекрасна, а её «рост», как и харизму, можно буквально потрогать. Брук спустя таймскип и вовсе проявляет себя от арки к арке так, что чуть ли не тащит на себе отдельные отрезки манги. Нами остаётся той самой типичной Нами — всё такая же живая и способная повлиять на исход события каким-нибудь неординарным способом, происходящим из её всё более укрепляющегося характера «кошки-воровки».
Про трио монстров говорить нечего: все они развиваются так, как надо. Лично мне особенно интересно следить за Санджи и Зоро, в то время как Луфи для меня после арки Тоттленда порой кажется слегка задеревенелым — но последние главы и это ощущение успели развеять.
А вот второстепенные персонажи появляются всё так же часто и по-многу, а бояться за их раскрытие оснований никаких не предвидится, т.к. последние арки благополучно отправили множество новых персонажей в топы популярности, да и по существу многие из второстепенных персонажей оказываются очень даже симпатичными: Катакури, Кинг, Квин, Сеньор Пинк, Оловянный Солдатик, Морковка, Инуараши и Некомамуши, Кинемон и «Ножны», «Летающая шестёрка», Перосперо, Момоноскэ и т.д. и т.д.
А уже знакомые второстепенные персонажи и антагонисты лишь обрастают новой глубиной и заставляют переосмысливать отношение к себе, как тот же Акаину. Прочие антагонисты последних арок, такие как Бигма и Кайдо, тоже не самые типичные для ванписа и тем интереснее наблюдать, куда приведёт развязка их арки.
Предварительная оценка пункта: 0 баллов — в целом всё сохраняется на прежнем уровне с незначительными колебаниями в обе стороны.
5. Душевность.
Этот пункт оценить сложнее всего. Да, Ван Пис остается полным красивых и чувственных историй, а эмоции основных персонажей (не статистов) не кажутся наигранными или неоправданными, но лично меня смущает в последней арке главный герой. Может быть, это чувство улетучится, но конкретно в этой арке он почему-то воспринимается мной как что-то близкое к мэрисью: т.е., он и раньше попадал во всевозможные ситуации и выбирался из них «сухим», но всегда это делал как-то по-особенному, с присущим только ему шармом, характером. Может быть я не успел заметить, как он вырос или изменился, но в нынешней арке с настороженностью я наблюдаю, наверное, только за Луффи. Я считаю его одним из лучших главных героев (уж среди сёненов точно), поэтому для меня даже такого интуитивного сомнения будет достаточно, чтобы подкинуть в его кармашек «скат-монетку»…
В общем, предварительная оценка этого пункта: 0,5 балла.
Итоговая же оценка меры скатывания Ван Пис СОСТАВИТ:
0+0,5+0,5+0+0,5 = 1,5 скатобалла из 10.
Даже я не ожидал такой разницы, честно говоря, но шо тут скозати… ЧУДОВИЩНЫЙ РАЗГРОМ С ОДНОГО РАСКАТА ГРОМА!
Причина такого «разгрома», возможно, заключается в том, что там где Ода строил и придумывал, Кишимото просто рисовал, додумывал и передумывал (а о возможном влиянии Хантера на Наруто можно и вовсе написать отдельный небольшой текст); по заверениям Оды, он знал как закончить Ван Пис ещё тогда, когда манга только начала выходить, благодаря чему повествование в нём и выглядит более цельным, не подверженным редконам и подобным грубым сценарным приемам, а Кишимото, по ощущениям, и вовсе упустил из виду потенциал своего мира и его персонажей, либо не замечая того, как повествование разваливается — это, в общем-то, не так уж и важно. Так же «Наруто», взяв изначально довольно серьёзную планку, почти сразу же стал провисать в некоторых моментах, что со временем усугублялось только больше, выпячивая наружу самые разные проблемы манги, выход глав которой читатели на протяжении многих лет ждут неделями и способны иногда копнуть глубже, чем хотелось бы автору. Ну и да, возможно благодаря всем этим обстоятельствам повествование Ван Пис выглядит намного более искренним, чем в Наруто, что я и считаю самым главным отличием между этими произведениями, ведь чтобы добиться этой искренности, нужно поверить в описываемый мир и его персонажей, чувствовать их и понимать — и в этой связи мне видится, что многие недооценивают роль сеттинга в том, как он создает условия для этого.
Заключение.
Недостаток большинства рецензий (включая мои офк) в том, как мне кажется, что они носят субъективный и порой даже императивный характер: как бы много не видел и не понимал автор рецензии, его впечатления будут лишь его впечатлениями, которые навязать в полной мере не представляется возможным, потому что разные люди чувствуют по-разному. Я в общем-то не имел понятия, что статья будет выглядеть по итогу именно так, а сама идея написать о главном отличии между этими произведениями будет связана общим концептом, который мне в итоге и показался даже более интересным, чем сами отличия. И, кстати, изначально планировалось включить в сравнение ещё и Hunter x Hunter, но я подумал, что получится слишком уж много текста. Но если у кого-то будет интерес, могу попробовать написать что-нибудь о Хантере: как в данном контексте и формате, так и что-нибудь другое, быть может.
Несмотря на то, что всё что я описал — моё мнение и мои впечатления, идея с разбором произведения на основные его составляющие и выставление оценок по каждой позволяет с одной стороны упорядочить для себя хаотичные мысли о впечатлении от различных аспектов произведения, а с другой же несколько объективизировать предмет обсуждения, ведь цифры — это то, что понятно практически каждому и наглядно показывает степень чего-либо, если задать этим цифрам необходимые рамки. Так же это открывает возможность для обсуждения, критики и совместной регуляции этих оценок с помощью предметного обсуждения. Поэтому вы можете, к примеру, запросто критиковать отдельные пункты моего текста и настаивать на несправедливости какой-либо оценки, либо же составлять свои подобные списки-рецензии.
Чуть позже я прикреплю опросы к каждому аспекту обоих тайтлов, чтобы каждый читающий, ознакомившись с сутью данного подхода, мог выставить свою оценку в рамках этой рецензии, что в то же время покажет, насколько моё или ваше личное мнение расходится с общим.
В общем, надеюсь, что кому-нибудь этот текст покажется интересным, а самому мне было довольно увлекательно писать всё это и в итоге упорядочить множество хаотичных мыслей в некое подобие системы, пригодной и для других примеров. Поэтому, спасиб всем кто дочитал, как гриц…..
Такой походкой уральцы ходят лишь в трёх случаях: знакомясь с уралочкой, предлагая шпексу и прощаясь с читателями своих текстов.
@Enniel,Хорошо, что вы упомянули Властелин Колец. Я согласен, что мы не знаем совсем всего в нём, но давайте сравним, что имеет в себе Властелин Колец для того, чтобы «приостановить неверие» читателя: он имеет стройную мифологию о создании мира, обширный и глубокий лор в целом, рабочую карту мира, собственные языки и культуры и даже рабочую экономику с политикой, тогда как Наруто предлагает красивую ширму и наплевательство на собственные каноны. Вы говорите, что это неважно и правы в этом, если вас это нисколько не смущает, однако есть множество людей, кто сильно разочарован в этом убитом потенциале и содержательной наполненности тайтла. Как это всё может быть не нужно сюжету, если на всех этих вещах в савокупности сюжет и строится? Именно из-за них сюжет и начинает восприниматься как что-то глупое и даже невозможное в рамках описываемого мира.
На самом деле, скатывание началось еще до шиппудена, просто оно не было остановлено, а появляющиеся противоречия, сюжетные дыры и прочие нелогичности до какой-то поры оставались малозаметными, а по мере развития сюжета как раз и начали всплывать как грибочки, поэтому я и сделал акцент на второй части, где соотношение "хорошего" и "плохого" до неприличия разбалансировано. Ну и да, я ведь писал большей частью о мангах, а не о сериалах, поэтому говорить, что шиппуден (т.е. послетаймскипный период) «не про это» — слегка неправильно, т.к. мы говорим о цельном произведении. Нам заявляют о различных целях, мечтаниях этого молодняка, после чего сразу же на них забивают, грубо обрывая их сюжетные линии — правильно ли это? Я так не думаю.
Что же до Какаши, то и правда, можно сказать, что он из тех главных (он явно не второстепенный персонаж) героев, кто не заставляет бить себя по лбу в своих появлениях, но какого-то особого развития мы в общем-то и не увидели в нем. Да, был конфликт с Обито, который по своей смысловой содержательности в общем-то был никакущим в финальной арке, где их битва практически никак и не повлияла на самого Обито, т.к. он начал давать заднюю именно из-за Наруто. Сам Обито как персонаж может быть и неплох, но тоже слит, а вопросов касательно того, каким образом он мог быть тем самым "Тоби" — множество: многие и вовсе доказывали, что такой вариант в принципе невозможен и ждали под маской какого-нибудь Зетсу (что частично так и оказалось, в общем-то). Конфликт Мадары и Хаширамы уныл и не очень правдоподобен опять же в рамках описываемого мира, а его развязка, ну... мягко говоря, еще хуже. Этот минисюжет был довольно красив внешне, но по содержанию всё такая же бездна: мальчик мечтает изменить "мир шиноби", возмущаясь вечным конфликтам и якобы несправедливости мира, однако что мы знаем о кланах шиноби к тому моменту? Например, мы знаем, что их никто не втягивал в эти конфликты, а они сами вступали в них, продавая свои услуги ниндзя. Одно только это уже делает дальнейшие рассуждения Хаширамы бредовыми и несоответствующими реальности. Далее, что мы знаем о самом мире, в котором они жили? НИЧЕГО. Мы не знаем, как жили кланы, кто воевал помимо шиноби и откуда вообще могла взяться сила, способная тягаться с сильными кланами ниндзя. Это имеет прямое сюжетное значение, т.к. мы абсолютно не знаем о том, кто такие Даймё (лорды, главы стран) и как они могли появиться в мире, где главной военной и разведывательной силой являются шиноби, как класс в целом. Кроме этого, мы даже не знаем ничего о том, как жили сами эти кланы в невоенное время, да и вообще они нам показаны как лесные дикари какие-то, у которых откуда-то доспехи и оружие имеются.
Про Итачи мне нечего сказать, т.к. это просто персонаж-рояль — никакого развития, одни только пафосные появления и рояли, которыми он решает ситуации. Даже Дейдара с Кисаме выглядят на его фоне куда интереснее. Пример с Райкагэ показателен его двойными стандартами, не более. В целом мне не нравится в персонаже Наруто его святость, где он, будучи шиноби, даже не может убить своих противников, оставляя "добивание" на кого-то другого. Вся его избранность насквозь искусственна и мало чем обоснована, а когда после реткона появились еще и "инкарнации", то вот это уже действительно стало смешно.
Вы правы, что я несколько предвзят, что видно даже по стилю написания статьи, но для меня эт скорее констатация, нежели попытка доказать что-то, причем я в самой статье написал, что всё вышеописанное — моё субъективное восприятие. Если ничего из того что там написано вам не показалось любопытным, то что уж там, значт я не шибко справился, но если интересно побольше почитать именно про "Наруто", то вот здесь я написал намного больше букв — и только по теме наруты.
Что же касается Ван Писа, то не согласен. Видно, что вы не объективны. Например, Луффи в принципы не развивается как персонаж, он остается все таким же ребенком, каким был раньше (его заботит лишь приключение и еда, ну и друзья, если их будут убивать на его глазах), и это не смотря на все пережитые им трудности и лишения. Развивается он только в плане силы. Что же касается других членов команды, то автор меньше уделяет им внимание из-за большого количества персонажей участвующих в арке. Так же они особо не развиваются. Конечно, видно как им плохо, когда их друзьям причиняют боль, но есть ли какое-то развитие характера персонажа вглубь? Если и есть, то незначительное, остается на том же уровне. По поводу рисовки. Честно сказать мне кажется, что Нами не развивалась, а была у пластического хирурга во время таймскипа, сами знаете что она себе увеличила =) Ну это так, минутка юмора) Пожалуй, единственное, что мне не нравится в Ван Писе так это развитие характеров персонажей. За это я бы поставил 1.5 слива. Те же Наруто и Сакура больше поменялись за 2 года, чем персонажи Ван Писа.
@GuMLu@Lord N, Нуу, в принципе я могу понять это и отчасти согласен пожалуй, но не сказал бы, что Наруто и Сакура больше развились. Да и вообще, мне кажется было бы неправильно делать резкое "развитие" персонажа именно в таймскипе, где они просто тренировались как бы. Развитие у них происходит до и после таймскипа, ну и во время отчасти: тот же Санджи и Зоро, которые сильные изменения притерпели, как и Усопп, в общем-то. Нами, кстати, стала куда сдержаннее и в ней уже меньше этой стервозности типа, по отношению к членам команды в особенности, хотя каких-то серьезных проверок ее характера после таймскипа и правда не припомню, но их и до таймскипа было не то чтобы очень много. Если говорить о развитии Нами как персонажа, то тут налицо обретение большей уверенности в себе и команде, более жестоком отношении к врагам и теперь она даже может сама в некоторых моментах брать на себя лидирующие позиции, как в арке Тоттленда: тут ведь дело не столько в её силе, сколько эта её якобы сила является отражением изменений ее характера, который позволяет ей где-то добротой, где-то жестокостью решать исход событий, но фансервиса с ней и правда больше стало, не спорю; у Усоппа было серьезное испытание в арке Дрес Розы, где он и ап в силе получил после того как вырос над собой прежним и еще на шаг ближе стал к тому, чтобы зваться Храбрым морским львом или как там.... +он еще наверняка получит свое развитие в арке Эльбафа, к которой уже с Дрес Розы сюжетные заготовки тянутся; Фрэнки и Чоппер пока тоже не получили какого-то существенного развития, но думаю эт всё пока что еще в пределах нормы, т.к. до финала манги еще арки две как минимум; Робин вот прямо сейчас раскрывается снова как хороший живой персонаж, который тоже растёт над собой даже в свои 30 лет; Зоро развивался всегда и сейчас не исключение, про него там целые видосы часовые даж снимают некоторые деятели (к слову довольно неплохо шарящие), а про Санджи я и сам мог бы накатать немаленький текст. Т.е. остаётся Луффи, который сейчас в арке Вано и правда выглядит несколько менее живым, чем прежде, но он не остался все тем же пареньком так скозать: во-первых, он и до таймскипа развивался очень неплохими темпами, если вспоминать особенно триллер барк, сабаоди, импел даун и маринфорд с последствиями, а после таймскипа он себя очень неплохо проявлял в дрес розе и (в большей степени, пожалуй) в Тоттленде, где одновременно и единолично смог вернуть крайне решительно настроенного покинуть команду Санджи, без применения какой-то там силы или призывов, как это было раньше в случае с Чоппером или Робин, а просто благодаря тому, насколько решительным он был в своей уверенности в том, что Саджи — именно его повар, а затем и по-взрослому сражался против Катакури, бой с которым был совсем не похож на все предыдущие его поединки, т.к. никакой ненависти там или вражды между ними практически не было, но Луффи победил скорее ментально, ну и попутно уже ап в силе получил. Поэтому всё еще не теряю надежды, что и арка Вано по итогу не обделит Луфи каким-то ментальным ростом или раскрытием.а так, я в общем-то не хотел бы свою позицию навязывать, а скорее для примера писал, как можно оценивать тайтолы.
@OrkwarЕсли имеется в виду это видео, то там автор фактически сам же неосознанно опровергает собственный тезис о развитии Зоро.
@GuMLu@GuMLu@Orkwar, ну я в общем-то не смотрел это видео, как-то слишком пока для меня такое, чтобы полный метр смотреть про разбор Зоро...... Мб автор там где-то и допускал логические ошибки, не знаю, но у меня о нем неплохое впечатление в целом сложилось, как о неглупом в целом блогере, хоть я с ним и не шибко согласен бываю, когда натыкаюсь на его тейки где-то.@Orkwar@Alex Chaus, Скорее тут дело в том, что на фоне «Наруто» и тем более при сравнении с ним, разбор очень многих тайлов будет скорее всего воспринят как фанбойство (те же хантер и блич из схожих манг). Ван пис мне нрав, ды, но я не фанбой совсем, хоть и считаю лучшие арки манги реальным топчиком. Про субъективность в принципе и не спорю, хотя и не назвал бы ее "максимальной".Кстати, любопытно, какие именно пункты в "дальше" настолько смутили.
@GuMLu, в целом смотреть и это видео можно, но про Эйса лучше получилось.@GuMLu@Orkwar, как-нибудь попробую, спосиб. Про Эйса хорошо получилось, соглы.Поэтому гайс, почитайте Ван Пис до вышедшей невероятной 1021 главы, которая удивила и порадовала всех (абсолютно) фанатов чтобы потом не обвинять человека в "фанбойстве". Ван Пис второй в мире по продажам (490млн) "комикс" который обогнал Бэтмена (480млн) и осталось уделать Супермена с (600млн), но это только дело времени, сейчас 100 том выходит в сентябре и увидите как взлетят продажи некоторых томов, а точнее как люди просто как сувенир будут покупать себе 1,10,100 тома или 1 и 100 тома. И это только один интересный факт, а у ВП еще столько коллабов по всему миру, памятников, рекордов, наград и так.д.. что, я устал немного
@GuMLu,@По уши в манге@AKUTOV, Ну кстати, Бензопилу я хоть и люблю (Царство и Винланд в списке лишние, пожалуй, в силу того что они в конкретном историческом сеттинге строятся), но в плане сеттинга не сказать что она лучше Наруты. Там больше другие акценты превалируют, нежели раскрытие мира: тут я бы лучше в пример Хантер привел или Дорохедоро на место Бензопилы.@AKUTOV, а нахрена читать Наруто если его полностью экранизировали@GuMLu@Шикимен,@Timofey Timofeevich@.истеричка,Потому что ван-пис слишком сложный для тебя
@.истеричка@Шикимен, сложный тем, что растянут как мразь? ок@Maxim Karelin3, да, сейчас конечно совсем другие баллы уже были бы, но уж лучше тогда концовку подожду.@.истеричка, Hahaha woman. Зачем читать и вправду. Лучше сказать нафиг не кому не подкрепленные факты. Если не woman удивлюсь, так как аккаунт очень похож.