Вообще у него довольно яркая пацифистская риторика. Танака монархист, но далеко не милитарист. Поэтому и Райнхардо, как идеальный правитель, у него и выписан- и как воин, и как реформатор, и как человек, берегущий своих подданных и избегающих жертв. А если Райнхардо заносит- то появляется Оберштайн с фразой типа: У нас солдаты не для того должны погибать, чтобы вы реализовывали свои амбиции (это где то к к финалу ближе)
@Arch, Я уже не помню сейчас конкретных деталей, смотрел лет 6 назад, поэтому сразу приношу извинения, что не очень хочу тот сериал обсуждать. Помню только, что "хеппи энд" в конце оставил весьма смазанное впечатление.
Что изменится, если сеттинг из космоса перенести на Землю?
Всё изменится. Мне сложно представить себе на Земле автократическую империю с абсолютистской монархией (а именно такой рисует Танака империю Голденбаумов - эдакая смесь Франции Людовика XIV и немецкого империализма времен Бисмарка, см. "железом и кровью") из которой сбегает группа несогласных демократов и создает собственное государство. Во всей мировой истории что-то подобное случилось единожды - это война за независимость США; да ведь там победила как раз демократия, да и конфликт по современным меркам был локальный, а не глобальный. "Политота и социология" - это гуманитарные науки, сильно привязанные к контексту; это в математике можно изучать вечные формы, а политология зависит от господствующего режима или, шире, от господствующей философской установки (для сравнения: "вся власть от Бога" и "вся власть советам"). ЛОГХ существует не в историческом контексте, а в псевдоисторическом, он условен и отстранен от реальной политики. Поэтому именно космоопера, а не научная фантастика или что-то подобное. Жанровых аналогов космоопере не так уж и много - фентези, наверное.
А я и не говорил, что Танака милитарист. Я сказал, что он занимается оправданием милитаризма, пусть и косвенно. В Японии сегодня говорить о милитаризме открыто, конечно, непозволительная роскошь. Поэтому, с одной стороны, он выписывает войну как бессмысленную жестокость, а с другой - выписывает целый ряд положительных военных, вежливы, благородных, решительных - именно "героев". Собственно на героической риторике тут и построен весь пафос. У Танаки кто благороден - тот герой, и не важно какие у него убеждения. Поэтому Райнхард будет абсурдно миловать тех своих политических врагов, которые "сохраняют верность своему господину" - да он, кажется, даже на Ансбаха(!) после убийства Кирхиайса не был особо обижен. Такое в реальности, может и бывает, не знаю, но выглядит всё это притянутым за уши. Танака просто наслаждается этим вымученным военным благородством, не забывая иногда поплакать по поводу невинно убиенных (а речь, напомню, идет о миллионах погибших). Ранобе ещё позволяет себе эпизоды, когда Яну приходит письмо от какой-то старушки, которая называет его хладнокровным убийцей её сына; а аниме - уже нет.
Поэтому моё личное мнение (а я получил от старого сериала море удовольствия) - с озвученной задачей показать противостояние двух государств Танака никак не справился. Тут другое - тут борьба идеалов старой Японии, с её благородными самураями, портретом императора в каждом доме, имперским национализмом и т.д. с Японией современной, демократической и бюрократической, обществом потребления, засильем американской культуры (неслучайно Союз Свободных планет так напоминает эстетически Америку), в общем, всеми прелестями глобального мира. С моей колокольни Легенда о Героях Галактики выглядит именно так. Прошу прощения за многобукв.
@Pancealot