Комментарий #7020459

Пазу
@Alpu,
Если условно разбить процесс размышления на несколько этапов: постановка вопроса -> получение ответа(результата) -> осмысление результата. То можно заметить, что он не доводит до конца даже второй этап.
Если правильно разложить гегелевскую диалектику: тезис (сцена "рождения киборга" как постановка проблем постчеловека) - антитезис как аргументы или сомнения по проблеме (1. сцена с мусорщиком, провоцирующая сомнения Мотоко относительно своей индивидуальности, 2. сцена с Кукловодом - "порождением сети", порождающая сомнения Мотоко относительно оригинальности (да и бытия вообще) своего сознания - всё это приводит к сомнению в плюсах киберизации и концепции постчеловека) - синтез ("слияние" как метафора вечно меняющейся природы сознания)... то становится ясно, что весомая часть хронометража фильма раскрывает именно "антитезис". И с ним всё в порядке.
Результат слияния(синтеза?) Майора и Кукловода остается неясным и размытым. Произошло равноправное слияние в новую сущность или поглощение одного другим?
Хотя финал можно и рассмотреть по-другому. В первую очередь тело оставалось женское, прическа та же, голос тот же, т.е. это не новое существо это та же Мотоко.
По-моему, всё предельно конкретно.

В итоге мы имеем пояснение прогрессивных идей трансгуманизма через отсылку к самой консервативной книге в мире, это обязано быть иронией.
Разве? Осии цитирует или визуально отсылает к Библии чуть ли не в каждой своей работе. Это можно назвать авторским стилем. К тому же, в своё время что Ветхий, что Новый завет были крайне революционными.
На самом деле большинство вопросов и сомнений касательно призрака лишь производная из первоначального вопроса: «Есть ли Ghost in the Machine?».
Собственно, это и есть тезис, который задаётся уже сценой "рождение киборга". Да и Мотоко волнует сей вопрос, так как она полный киборг.
В том же SAC, который имхо лучше фильмов, смогли поднять и развить тему от начала и до конца.
По этому поводу хочу показать тебе мой старый отзыв на это произведение. Наверное, один из первых, если не первый, на аниме...
В аниме поднимаются наиболее насущные в рамках жанра «киберпанк» проблемы, в частности философии сенсуализма и эпистемологии (гносеологии).
1. Самая очевидная проблема жанра - граница между человеком и машиной в век кибернетизации тела. Именно эта проблема обсуждается в программе Познера. И именно этой проблеме посвящена оригинальная серия Deus Ex (даже название к ней отсылает). После какого процента кибернетизации уже киборг? (Научная фантастика отвечает - от половины тела и более). Человек ли я, если мой мозг начинён киберимплантами, нейрочипами и т.п.?
2. Если личность это и память/опыт, и особенности нервной системы, и гормональная химия, и реакция на внешнюю среду и потребности, и наследственность, т.е. организм с его нуждами, корректируемый опытом, то какова личность полного киборга, лишенного органического начала? В аниме эта тема так полностью и не раскрыта. Хотя и мусолиться в сериале «Комплекс одиночки». Там хорошо показано, что киборги едят специальную еду, не испытывают нужду в отходах, но постоянно нуждаются в техобслуживании, да и вообще, все равно, какого пола тело использовать. И не дай бог компания-разработчик твоего тела бросила поддержку твоей модели - будешь ходячий металлолом. Представь, тело уподобиться смартфону - отличный способ техкомпаний выкачивать деньги из людей. Без смартфона можно и прожить, а вот без апгрейда тела далеко не уедешь (эта тема поднимается в Deus ex: human revolution).
3. Главная проблематика первой половины фильма, вытекающая из вышеупомянутых - есть ли у киборга душа? Душа=память? Если да, то душа киборга, которую можно взломать, изменить, создать собственную - понятие сниженное, материальное.
Майор (скорее всего, позывной) Мотоко Кусанаги применяет гносеологический подход к кибернетическому сенсуализму. «А не слепок ли моя душа с души настоящего тела (программный код имитирующий личность)». И у неё есть причины так мыслить. В фильме все ограничивается разговорами на корабле и в лифте, обрываясь на фразе «а ты вообще видел свой кибермозг?», подразумевая «ты уверен, что ты - это ещё человеческий ты, а не программа на основе твоей личности?» (сослуживец Бато отвечает, как рационалист-прагматик: «я знаю, что я - это я»); тогда как в манге и в серии коротких фильмов о формировании 9-го отдела госбезопасности «Происхождение» четко поясняется, что у Мотоко никогда не было настоящего тела, ее, в отличии от того же Бато, не мучают фантомные боли, она не знает вкуса мяса и др. еды, т.о. у неё есть все основания сомневаться в своей душе. В фильме же только показали ее детское тело (т.е. она меняла тела ещё с детства). Хотя момент, когда она видит киборга своей же модели за стеклом ресторана в середине фильма (где виды города под музыку) довольно сильный.
4. Эта тема переходит в тему «мечтают ли роботы об электровцах?», т.е. исходя из первых двух проблем, личность/душа без органики возможна, то возможно ли создавать и апгрейдить душу, подобно телу? (Тут стоит сказать, что в фильме как-то мимоходом обошли проблему дуальности души и тела. Она там априорна. Хотя во втором сезоне сериала «Комплекс одиночки» главный антагонист верит, что тело отражает душу (психологическая фишка - ты становишься тем, что ешь, носишь, покупаешь и т.п.), потому не меняет изуродованное при чс тело, полагая, что оно отражает его душу, а также подчеркивает индивидуальность, ибо другого такого тела нет). Вот тут на сцену выходит «Кукловод» - ИИ, который благодаря информации глобальной сети и взлому кибермозгов (абстрактное знание + опыт) перерос это понятие. Он разумен и осознаёт себя. Можно ли его считать личностью? И вот тут встаёт вопрос, как может развиваться такая цифровая личность? (он чувствует некое родство с Мотоко, которая не знала своего тела и даже сомневается в своём существовании) ответ - синтезом. Хотя в результате должно получиться коллективное сознательное гетов.
Перед синтезом Мотоко решает вопрос своего существования (не случайно она продолжает незаконченную на корабле библейскую цитату о духовном взрослении). Если проще, то, мне кажется, она решает его так: я вчерашняя - уже другая я, а я завтрашняя и того больше, следовательно я есть то, что я есть, постоянно обновляясь». С такой позицией даже если ты программа, даже если ты потерял память, ты можешь воспринимать себя только на основе имеющегося у тебя опыта.
Все заканчивается тем, что Мотоко сливается сознанием с «Кукловодом», и перед ней ещё неосвоенный мир цифрового пространства (наивный взгляд 80-х - 90-х на интернет, как какой-то новый мир).

GitS стал классикой скорей не благодаря, а вопреки своему смысловому содержанию.
А я разве на этом настаивал? Я лишь констатировал факт, что форма и содержание в этом аниме достойны друг друга. Может быть даже, форма куда изящнее. И да, скорее, киноязык сделал фильм классикой, ибо именно его заимствовали и продолжают заимствовать другие творцы.
Локализация в этом случае сработала грамотно, т.к. под доспехами большинству на ум придут скорей всего в первую очередь именно рыцарские латы, т.е. синоним стальной оболочке, а воспринять её как плоть уже дело зрителя. Призрак тоже отлично подходит, т.к. призрак это не просто дух, а неприкаянный дух. "Дух в стальной плоти" это прямолинейный перевод метафоры сухим языком, что по-моему не лучшая идея для художественного произведения.
Сам аргумент в духе "зритель поймёт" дискредитирует изначальный тезис грамотности перевода. Собственно, "доспехи" в заглавии - самое вырвиушное словцо. Призрак ещё можно употребить как синоним духа в контексте дуальности души и тела (душа вне тела). Однако...
ПРИЗРАК, -а, м. 1. Образ кого-чего-н., представляющийся в воображении, видение, то, что мерещится. Ночные призраки. П. прошлого. Призраки старого замка. 2. перен. Вымысел, мираж, нечто кажущееся.П. надежды, счастья, любви. (Толковый словарь русского языка под. ред. Ожегова и Ушаковой)
ДУХ, -а (-у), м. 1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чвй-н. д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание). 3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъес-тественное существо. Святой д. Злой, добрый д. 4. чего. Содержание, истинный смысл чего-н. По духу закона. * Быть в духе (или не в духе) - в хорошем (или в плохом) настроении. В духе чего, в знач. предлога срод, п. - в соответствии с чем-н., соответственно чему-н. Действовать в духе принятых решений. Святым духом (.разг. шутл.) - неизвестно каким образом. || прил. духовный, -ая, -ое (к 1 знач.). Д. мир человека. Духовные интересы. (оттуда же).
"Призрак" всё же в нашем языке ближе к "видению".
Слово Призрак было заимствовано из старославянского языка, где было образовано приставочным способом зракъ – "вид", образованного в свою очередь от глагола зьръти – "видеть". (Этимологический словарь под. ред. Крылова)
Прямолинейный перевод - "Дух в оболочке" или даже "Призрак в оболочке" (дословный), а "Дух в стальной плоти" - компромиссный между чересчур поэтичным официальным и дословным: он ясный как день и отражает суть без догадок зрителя.
Ответы

Нет комментариев

назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть