Заблуждение.Деконструкция - ЛЮБОЕ переиначевание типичного "попал в мир - разобрался что к чему - победил Великое Зло".
Любое поползновение от устоявшегося шаблона - деконструкция.
605x513603x541604x683Деконструкция - это метод, который ставит под сомнение популярные тропы или даже целые жанры, демонстрируя их внутренние недостатки. История, деконструирующая троп или жанр, чаще всего пропускает привычные клише через призму реализма, что приводит к невозможности воссоздания типичного результата этого клише или раскрывает шокирующую правду о том, как это клише на самом деле работает.
В последнее время этот термин стал довольно популярным, из-за чего его, не особо задумываясь, пихают тут и там. Не всё, что не следует тропам, является деконструкцией. Просто инвертировать, искажать или опровергать тропы - лишь попытка быть оригинальными. Чтобы назвать это деконструкцией, требуются сознательный анализ и критика тропа. И в большинстве случаев деконструкция работает не за счёт уклонения от следования тропу, а за счёт болезненно тщательного, буквального следования тропу.
Пародия - не деконструкция. Пародия лишь высмеивает троп, в то время как деконструкция освещает аргументы, почему троп никогда бы не работал. Однако, возможно сделать и то, и другое, как видно в упомянутых выше комедиях.
Также: тёмный поворот жанра - не деконструкция. Тёмное фэнтези - всё ещё фэнтези, просто с кровью и кишками, да парой тяжёлых тем. Чтобы называться деконструкцией, необходимо сознательное отражение того, как работает троп.
Теперь взглянем на ваши примеры. Перерождение в меч (торговый автомат и т.п.) подобно тому, если бы в Мазингере мальчик пилотировал не суперробота, а суперробота-пылесос, всё так же раскидывающего или поглощающего кайдзю. Меняется элемент, но не суть жанра или даже тропа.NGE и Мадока - лишь два самых очевидных примера, поскольку они смогли разобрать свои жанры до основания. Это стало возможным, потому что жанры Супер Роботов и Девочек-волшебниц крайне шаблонны, и у них есть целый список часто встречающихся клише для критики.
Если аниме не имеет чёткого списка распространённых тропов - это уже не такой простой случай. Из-за этого деконструкция нечётких жанров становится невозможной и бессмысленной. Аниме будет использовать деконструкцию просто чтобы поиграть с ожиданиями зрителя, и фокусироваться на конкретных тропах. Это можно наблюдать в Hunter х Hunter и тропах жанра shounen (особенно в арке Chimera Ant), в большей степени в Revolutionary Girl Utena для тропов shoujo (слишком много, чтобы перечислять). Таким образом, чаще всего будет правильнее сказать: "X деконструирует Y", нежели: "X - это деконструкция Y", если только не становится ясно, что анализ и критика - это основная черта данного аниме, как в случае в NGE и Мадокой.
Вам стоит знать ещё и о таких приёмах.Любое поползновение от устоявшегося шаблона - деконструкция.
Аверсия — осознанный отказ от применения тропа в привычном месте. Читатель ждет уж рифмы «розы»? Да пошел он! Наиболее яркий эффект получается при избегании заезженных, привычных аудитории штампов. Ну, например, сёнен, в котором у главгероя нет мрачного, трагичного прошлого.
Субверсия (букв. «подрывание») — сознательное избегание тропа.
В чём отличие? При аверсии аудитория ждёт появления штампа, руководствуясь исключительно законами жанра — а троп в их нарушение не появляется. А с субверсией уже в самой истории даётся намёк, что сейчас появится то самое — и вроде бы поначалу всё идёт в привычном ключе, но затем ситуация развивается совсем в другом направлении.
Например, если после того, как сэр Всеславур и сотоварищи разгромили цитадель Мораббаша в пух и прах, не оставив там ничего, кроме гор трупов головорезов, зритель ждал большого бадабума, а ничего не обрушилось и никто даже не думает ничего взрывать — это аверсия тропа "Рушится царство кощеево". А если нам показывают Альбендальфа Мудрого, накладывающего перед отступлением взрывные заклятия, потом он произносит последнюю руну, гремит взрыв — но цитадель остаётся стоять как ни в чём не бывало, или взрывается совершенно не то, что планировали, то вот она, субверсия.
Не стало бы. Это была бы аверсия в первом случае и субверсия под соусом "темнее и жёстче" во втором. Плохой финал героя - героическая смерть - изобретение древнее. Деконструкция же будет тогда, когда популярный троп обыгран так, что показана несостоятельность каноничной версии с точки зрения здравого смысла или реализма или хотя бы его недостатки.Деконструкцией это стало бы если бы герои были не нашли в итоге финального босса ибо его и не существовало или проиграли бы ему и погибли и т.д.
Добро пожаловать в постмодерн. Все вокруг - деконструкция.
@Montisuma,@Asken,@Пазу