Осторожно! 99.9% спойлеров
При первом просмотре неподготовленному зрителю может показаться, что аниме представляет собой набор бессмысленных и спонтанных событий. Создаётся впечатление, что сериалу не хватает последовательности, а абстрактная рисовка, напоминающая стиль Tengen Toppa Gurren LagannГуррен-Лаганн, пронзающий небеса, Kill la KillУбей или умри, Little Witch AcademiaАкадемия ведьмочек. Фильм, Darling in the FranXXМилый во Франксе, оставляет ощущение того, что в происходящих событиях нет серьёзности и глубины. Значительная часть юмора будет понятна только японцам.
Я слышал о FLCLФури-кури за несколько лет до просмотра сериала. Все эти годы представлял его как матёрый серьёзный продукт классической японской анимации. Но первая серия «буквально» взорвала мозг тем количеством бреда, который посыпался на мою голову. Но так как я редко бросаю начатые тайтлы и мне было интересно начало, решил из принципа досмотреть. Мне повезло, что при первом просмотре я смог догадаться о связи Канти и Атомска, и разглядеть любовный треугольник Наото - Харука - Атомск. Когда сериал закончился у меня осталось много вопросов. Я решил разобраться и по возможности составить цельную картину происходящего.
Аниме производит обманчивое первое впечатление. События, кажущиеся рваными, имеют последовательное развитие и подчиняются логике повествования. Найденными объяснениями на многие странные события я хочу поделиться в этой рецензии.
Существует ещё два сезона - FLCL ProgressiveФури-кури 2 и FLCL AlternativeФури-кури 3. Скажу честно, я знал об их выходе, но не ждал. Спустя 18 лет в последующих сезонах почти полностью изменился авторский состав. Персонажи и сюжет, созданные Кадзуей Цурумаки, были отданы другим людям словно права на комикс, которые принадлежат студии, а авторы — простой рабочий персонал, от которого требуется только создавать массовый продукт. Я буду оценивать FLCLФури-кури без оглядки на продолжение как завершённое самостоятельное произведение.
Некоторые из значений, с которыми употребляется слово FLCLФури-кури:
- синдром фуриктонического дефекта Евы (яп. フリクトニククリップルウェーバー症 Фурикутонику куриппури вэ:ба:сё: ) — придуманное Харукой подростковое кожное заболевание
- «заниматься фури-кури» — эвфемизм для «заниматься сексом» (звучит от имени отца Наото в первой серии).
- «Как мы будем красить волосы!? Как обычно, в красный цвет? Или же… в фури-кури?» (5-я серия) цвет, в который красят волосы.
- Сигэкуни употребляет как название процесса выпечки хлеба.
- Изначально, термин «furi kuri» существовал только в токийском сленге, и означал он «feel someone up in a provocative way» (спровоцировать кого-либо).
- Также в переводе с японского сленга означает лапать женщину.
Сюжет
Чтобы освободить Атомска, Братство космической полиции отправляет на поиски своего агента Харуку Харухару. Братство преследует корыстные цели, желая само завладеть способностями пирата. Харука находит подходящего носителя — землянина Наоту Нандабу и, используя разницу в процессах мышления в правом и левом полушариях человеческого мозга, превращает его голову в N.O.-канал. Незаметно от инопланетянки «Королю пиратов» удаётся сбежать из своей тюрьмы, вселившись в телевизороподобного робота. У девушки есть скрытый интерес по отношению к Атомску, неизвестный её работодателям, и она способна предать собственную организацию, бросить вызов могущественной корпорации и всему человечеству ради его исполнения.
События, в которых оказывается замешан Наото, разворачиваются между пятью силами: «Medical Mechanica», Братством космической полиции, Иммиграционным бюро для инопланетян, таинственной инопланетянкой Харуко и космическим пиратом Атомском.
Знакомство с персонажами
Наота Нандаба
Ничего прекрасного не бывает. Происходит все только самое обыкновенное.
Наота окружён несерьёзными взрослыми. Живёт с отцом и дедом, которые ведут себя как дети. Классная руководительница тоже ведёт себя как ребёнок, не справляясь с обязанностями. По этим причинам испытывает неприязнь к проявлениям «незрелости». Чтобы не идти домой проводит время под мостом. Закрывает глаза на странные события, происходящие вокруг, чтобы казаться взрослее.
В бездумном копировании брата Наота начинает встречаться с его бывшей девушкой Мамими Самэдзимой. Мальчик не испытывает чувств к Мамими. Он пытается использовать её как ступень к «зрелости». Она нужна протагонисту как доказательство того, что он не хуже. Наота злится, когда та не хочет отвечать на его поцелуй. Одновременно с этим герой понимает, что чувства девушки к нему фальшивые. Мамими даже не называет его по имени. Лишь утоляет свою боль от разлуки с Таску. После отторжения парень впервые добровольно сливается с роботом, желая доказать девушке свою значимость.
Был выбран Харуко как носитель N.O.-канала. Инопланетянка своим появлением рушит привычный ему мир, постоянно вынуждая выходить за рамки. Способен сливаться с Канти, чем непосредственно увеличивать «проходимость» силы Атомска через N.O.-канал. Однако, недостаточно для того, чтобы тот освободился.
С отцом впоследствии соревнуется за право обладать Харуко. После неудачи с Мамими, Наото решает, что именно с Харуко сможет реализовать свой потенциал как мужчина. Не любит кислые и горькие напитки, однако, меняет свои вкусы, чтобы понравиться инопланетянке. Призывает гитару Gibson Flying V.
Gibson Flying V
Мамими Самэдзима
Недавно я видела ангела. Это было, когда я на берегу реки во время дождя подобрала котенка. Только я могу видеть этого ангела. Ангел с черными крыльями, что спустился на Землю ради меня.
Из неблагополучной семьи. Утверждает, что у неё больше нет дома. Одинока и не имеет друзей. Чувствует себя брошенной и находится в депрессии, узнав о новой девушке Таску. Использует Наото как замену его брата, но бросает того, когда протагонист начинает проявлять независимость. Была готова бросить героя под впечатлением от величественности Канти/Атомска.
Любит фотографировать. Использует камеру Olympus XA. Курит сигареты с надписью «never knows best». Большую часть времени проводит под мостом Мабасэ. Есть домашнее животное - бездомный котёнок Та-кун. Называет этим именем любое существо мужского пола, кроме Таску, в попытке перенести свои чувства на другой предмет обожания.
В конце концов Наото понимает, что общение с Мамими является деструктивным для них обоих. Оставшись одна, Мамими начинает учиться принимать решения самостоятельно. По мнению Наото является незрелой девушкой.
Эри Нинамори
Почему тебе так хочется играть эту роль?
Я думала, что уж ты-то поймешь, почему. Ведь Кот в сапогах стал счастливым, обманув принцессу! Скрывая свой истинный облик и говоря, что он - маркиз, он сумел добиться счастья. И потом ложь стала правдой. Что же в этом плохого?
Я думала, что уж ты-то поймешь, почему. Ведь Кот в сапогах стал счастливым, обманув принцессу! Скрывая свой истинный облик и говоря, что он - маркиз, он сумел добиться счастья. И потом ложь стала правдой. Что же в этом плохого?
Влюблена в Наото. Первая из одноклассников обратила внимание на повязку, скрывающую его «рог»-портал. Портал в виде кошачьих ушек передался Эри после удара головы о голову, что показывает, что герои «на одной волне». Занимается актёрской игрой. Несмотря на свою безукоризненную репутации старосты, прибегает к обману и манипуляциям, чтобы заставить протагониста принять участие в спектакле - в роли Кота в сапогах. Протагонист — первый человек из класса, которому Эри позволила увидеть себя в очках. Ревнует и выражает открытую неприязнь к Мамими и Харуко. Наото считает её очень взрослой. Однако, именно проявление детских чувств позволяет Эри уберечь свою семью от распада.
«в третьей серии, само название серии マルラバ (мару раба) означает одновременно и название пьесы, которую играют в школе (Марукиз Барабас, японское название пьесы Кот в сапогах), и «кругом любовь» (от яп. 円, мару, круглый и яп. ラブ, рабу, гайрайго love)»
Амарао
А она красивая, правда? Ничего не поделаешь, ты тоже стал ее жертвой.
Везде ходит в деловом костюме. Носит накладные брови, чем пытается подчёркивать свою мужественность. Наото первый осознает, что брови Амарао поддельные. Предлагает протагонисту носить такие же. Вероятно, одно из назначений «бровей» защита головы от открытия портала. По мнению героя является незрелым взрослым. Незрелость Амарао также показывает небольшая гитара в виде рогатки, которую Харука использовала в бою против робота «Medical Mechanica».
Не умеет вести себя с противоположным полом. Его помощница Кицурубами отдёргивает руку, когда Амарао пытается прикоснуться к ней. Он не смог вырасти из подростковых переживаний. Возможно, всё еще любит Харуко. Но не может проявлять жертвенную любовь. Пытается отомстить ей за разбитое сердце.
Поводит время в салоне красоты и его рыжий цвет волос, возможно, не настоящий. Вместе с этим и мотороллером Fuji Rabbit, выпущенным в одном году с Vespa Харуки, можно сделать вывод, что Амарао пытается подражать инопланетянке. Смог определить связь Канти и Атомска раньше Харуки, и отправил свою помощницу устранить телекоподобного робота, чтобы помешать Атомску освободится. Использует пару пистолетов M1911 Colt.
Харуко Харухара
Мне нужен только Атомск! Мне наплевать, что станет с этой планетой!
Была отправлена для нахождения и поимки космического пирата Атомска, однако имеет личный интерес и испытывает сильные чувства к своей цели. Носит специальный браслет на руке, реагирующий на проявления его силы и открытия N.O.-каналов. Одержима идеей поиска. Утверждает, что хочет хочет всегда быть с ним вместе. Амарао считает, что Харука любит Атомска. Но, находясь рядом на протяжении сериала, девушка не смогла распознать космического пирата в Канти.
По натуре является хаотичным персонажем (как Джек Воробей), антагонистом сериала и антигероем. Готова добиваться своей цели любыми способами. Во время инцидента с падающим спутником была готова отправить Наото на смерть, обрекая жителей города на ту же участь, в надежде усилить N.O.-канал протагониста. Её отношение к человеку зависит от его N.O.-возможностей.
Чаще всего девушку можно увидеть в ярко-красном пальто, чёрных брюках и белых сапогах. По-началу её можно принять за пацанку. Тем не менее в нужные моменты она умеет проявлять свою женственность. Использует свою сексуальность, чтобы вызывать эмоции у Наото. Умело манипулирует протагонистом и его отцом, вызывая обоюдную ревность и заставляя сражаться за своё внимание. Сумела войти в доверие к отцу героя, достаточное, чтобы тот добровольно предложил использовать свою голову для открытия портала. Не брезгует разного рода хитростями. Использовала механическую куклу, похожую на отца протагониста, что вызвать у Наото стресс.
Харука видит слабости других и способна умело ими манипулировать. Ей нравится играть с маской «зрелости» Наото и издеваться над самооценкой Амарао.
Харука не видит в Наоте мужчину. Во время случайного поцелуя, она не испытывает никаких эмоций, отмечая лишь увеличение его «рога»-портала. Истинное её отношение к Атомску покрыто тайной. Остаётся открытым вопрос: любит ли она или хочет завладеть его силой? Сила - тот определяющий фактор, по которому Харука оценивает людей. Она с восхищением смотрит на Атомска после событий пятой серии, совершенно забыв про Наото. Инопланетянка теряет самообладание когда протагонист получает силу космического пирата. Она совершенно не сдерживает себя, покрывая героя градом ударов, которые давно убили бы обычного человека. Однако, Наото впервые совершает хаотичное, непредсказуемое для девушки действие, и целует её. В этот миг вся злость Харуки пропадает и её лицо принимает невинное почти детское выражение.
Харука не знает что такое любовь на самом деле. Она использует собственную сексуальность для достижения целей, оставляя сердце закрытым. Атомск является для неё воплощением идеального мужчины. В своей эгоистичной любви она не способна слиться с ним и может только безнадёжно гнаться за недостижимой целью. Харука, ценящая только силу, боится открыть своё сердце. Атомск ускользает, не в состоянии принять её чувств.
Своим поступком Наото показывает Харуке как выглядит жертвенная, ничего не требующая взамен, любовь. Поцелуем он проявляет свои чувства и выпускает Атомска. В итоге, Харука снова его теряет. Глубоко задумавшись, девушка смотрит вслед уходящему вдаль космическому пирату. Инопланетянка впервые увидела, что можно проявлять свою любовь без насилия над предметом обожания. Наото любит Харуку не за силу, а за её весёлое отношение к повседневным вещам. Этого достаточно, чтобы стать для мальчика ярким лучом света.
Инопланетянка предлагает Наото отправиться за Атомском вместе с ней. Наото не соглашается. Протагонист принял себя и обрёл зрелость, к которой стремился. Он перестаёт быть просто младшим братом Таску и становится независимой личностью. Больше ему не нужно казаться тем, кем он не является.
На протяжении сериала инопланетянка показывает сверхчеловеческие способности. В частности, она способна двигаться на суперскорости, уклоняясь от пуль, бить со сверхчеловеческой силой, запустив спутник-бомбу, обратно в космос, и показывать чудеса выносливости, оставаясь невредимой после прямого попадания пули весом в несколько тонн. Передвигается на космическом корабле в виде мотороллера Vespa 180 SS и использует гитару Rickenbacker 4001 как оружие.
Rickenbacker 4001
Атомск
Канти / Атомск — космический пират. Также известен как «Король пиратов». Он — воплощение идеала. Того, что человек ожидает увидеть, поднимая взгляд вверх. Владеет N.O.-силой, достаточной, чтобы, открывая порталы, перемещать солнечные системы в пространстве. За эту способность был заключён «Medical Mechanica». Атомск способен проявляться через Канти, а Наото служит катализатором. Канти был захвачен Атомском во время первого открытия N.O.-канала героя. Голова робота напоминает телевизор Sony 8-301W. В момент слияния на экране загорается символ Атомска, который является искажением символов кандзи, означающих «взрослого» (大人).
В своей истинной форме выглядит как существо, похожее на феникса. Имеет браслет, похожий на браслет Харуки. Проявляет интерес к птицам и любовь к полётам. Помогает протагонисту сражаться с роботами «Medical Mechanica». Использует гитару Gibson EB-0 1961 года.
Способен проявлять человеческие эмоции. Стесняется проломленной головы и носит коробку на затылке, чтобы скрыть повреждения. Каждый день тратит 3 часа на чтение порно-журналов в магазине. Очень вежлив. Пытался помочь лейтенанту Кицурубами, посланной Иммиграционным бюро для инопланетян уничтожить его. В форме Канти одевает ореол и фальшивые крылья, найденные на помойке. В этом наряде был принят Мамими за ангела. Способен делать рентгеновские снимки, летать и имеет большую физическую силу. При слиянии с Наото его сила и скорость увеличиваются, а также он приобретает способность превращаться в пушку и стрелять Наото как патроном. Этот момент показывает, что Наото не хозяин своей жизни. Неспособен самостоятельно покинуть тело робота.
Gibson EB-0 1961
«Medical Mechanica»
«Medical Mechanica» - таинственная космическая организация. Я отнёс её к персонажам потому, что это один из центров силы в аниме. Однако, в отличии от других, он не имеет «лица». По словам Амарао организация занимается производством медицинского оборудования. «Завод» не имеет ни входа, ни выхода. Выглядит как утюг для гладки одежды. Амарао упоминает, что правительство ведёт переговоры с «Medical Mechanica». Тщательно охраняется местной полицией.
Организация посылает своих роботов в погоню за Атомском. Они не способны разговаривать, но являются разумными созданиями. Отмечая то, что «Medical Mechanica» - единственная «молчаливая» сторона конфликта (как бесчувственная машина, молча делающая своё дело) и развитый искусственный интеллект их творений — можно сделать вывод, что роботы и есть настоящая форма жизни, и экипаж корабля-«завода». Атомск не может выбраться из Канти, потому что робот сам по себе не испытывает эмоций, и не способен открыть N.O.-канал.
Утюги способны передвигаться и сглаживать планеты. Сглаживание, которое упоминал Амарао — это метафора. Они замедляют процессы мышления у живых существ и останавливают их эволюционное развитие.
спойлер
Взросление и любовь
Сила Атомска — это маска, за которой Харука хочет спрятать своё истинное «я», никому не показывая свои истинные чувства. Она думает, что стоит надеть эту маску, и сразу станет идеальной собой. Наото обрёл зрелость, когда окончательно слился с космическим пиратом. Но обретение зрелости произошло не из-за слияния. Наоборот, он сумел слиться, потому что уже стал идеальным собой в понимании 12-летнего мальчишки. Образ Атомска стал ему больше не нужен. Вместе с ним Наото проявил свои чувства и подарил их Харуки.
Девушка ошарашена этим поступком. Она впервые задумывается о ценностях, которым до этого безоговорочно следовала. Инопланетянка задумалась, что, возможно, нет ничего плохого в том, чтобы быть слабой и искренней.
Люди одевают маски, пытаясь быть теми, кем не являются. Подавляют свою индивидуальность. Забывают про близких и думают только о самих себе. Делают больно друг другу. История показывает, что нужно уметь принимать себя и делиться своими чувствами с близкими. Только так можно достичь настоящей зрелости.
Интересные факты, которые вы могли не знать/пропустить
- в первой серии Наото не пьёт из баночки Мамими. Японцы считают прикосновения губами через сторонний предмет косвенным поцелуем
- в голове Наото появляется N.O.-канал после удара по голове гитарой Харуко в начале первой серии
- активация портала зависит от глубины переживаний и стресса героя
- в четвёртой серии отец Наото был заменён на механическую куклу
- «Medical Mechanica» отправила своего робота метнуть спутник-бомбу на Землю, чтобы уничтожить Харуку
- считая Атомска любовником Харуки, Амарао представляет его как гуманоида с огненно-рыжими волосами
- дым, исходящий от завода-утюга, может отражать душевное состояние протагониста
Я прочитал несколько интервью с Цурумаки Кадзуей и решил перевести некоторые интересные факты в виде тезисов
- Фури-кури - первая его работа как режиссёра
- FLCL создавался как позитивный сериал в противовес мрачному Евангелиону
- режиссёр хотел, чтобы аниме выглядело изощрённым и умным
- The Pillows - любимая группа автора
- в молодости режиссёр мечтал приобрести себе жёлтую Vespʼy, но не мог купить её из-за высокой стоимости
- настоящая моральная сторона Братства галактической космической полиции специально не раскрывается
- по начальной задумке режиссёра Харука была космическим офицером, а Атомск - её пленником, которого она полюбила. От идеи отказались, но сохранили браслеты, притягивающиеся друг к другу
Рисовка
Звук
Саундтреки и ostʼы писала рок-группа The Pillows. Музыкальное сопровождение выполнено в единой композиции и не выбивается из общей колеи. Многие аниме-сериалы, выходящие в 1999-2000-ые годы, скупятся на осты. В FLCL же всё наоборот. Музыка — одна из главных фишек аниме. Ею создатели подкупают зрителя. Она удачно гармонирует с происходящим на экране и создаёт атмосферу сериала. Бодрая и драйвовая + хороший эндинг.
Заключение
История пропитана духом своего времени. В нулевых были популярны трагические герои, преодолевающие подростковые проблемы. Neon Genesis Evangelion показал зрителю пример трагического подростка, Mobile Suit Gundam SEED закрепил шаблон и начал мейнстримное движение в плане создания сентиментальных сюжетов про тинейджеров. FLCL удачно вклинился во времена, когда аниме делалось с душой, не было поставлено на конвеер и при этом уже имело интересные наработки, активно использующиеся и в наши дни. Команда сумела создать продукт, который выглядит актуально и современно.
Драматическую историю о взрослении и любви завернули в яркую обёртку пафоса и безумия. История получила особый шарм, но за сюжетом сложно уследить из-за его скорости. Из-за чего неподготовленный зритель может не заметить тем, которые поднимались в сериале за фасадом гротеска. Сериал закончится, а зрителю не хватит времени собрать пазл и увидеть логику повествования. Нужно пересмотреть несколько раз, чтобы уловить тонкости, вроде развития отношений между персонажами и своеобразный юмор.
В современном 2019 году (на момент выхода рецензии) авторы редко решаются экспериментировать. Аниме по большей части своей стало шаблонным конвеерным продуктом. За возможность возвратится в детство и почувствовать себя ребёнком получает от меня 9.5/10.
Возможно, Medical Mechanica хотела уничтожить Наоту, но тогда непонятно, почему она это не сделала раньше и более простым способом. Возможно, MM требуется не уничтожить Наоту, а тоже усилить его NO канал, чтобы активировать завод. Но в любом случае, я не верю, что MM недооценивает Харуко настолько, чтобы наивно полагать, что какой-то спутник землян (Амарао говорит, что это его страховка на случай чего) может ее уничтожить. MM - пацаны серьезные, не то что Иммиграционное Бюро.
А так годная рецензия, ставлю +
@4ki@SergejVolkov, дествительно ли Харука повредила спутник? Обратимся к докладу Информационного бюро: "У нас есть изображение! С момента удара прошло 10 часов. Контроль полностью утерян. Повредив сектора с 6-ого по 11-ый и все антенны, включая запасную... оно пробралось в сектор обработки данных и атаковало центральное ядро. Спутник особого назначения Сиосаки продолжает несанкцианированную атаку."Изображение, показываемое на экране
1280x800
Мы видим, что спутник схватила "рука", напоминающая роботов ММ
1280x8001280x8001280x800
Можно сделать вывод, что упомянутое оно, напавшее на спутник-мяч, это показанная на изображении робот-рука. У Харуки есть способности у конструированию роботов, но механическая кукла отца внешне сильно отличается от технологий ММ. Более того, провод, торчащий из куклы, показывает, что её способности к конструированию ниже, чем у корпорации. "Рука" напоминает дизайн Медикал механики.
Кроме того, Амарао говорит Наото: "Даже если все сейчас побегут из города, никому не удастся спастись. Поэтому я хочу, чтобы ты вернулся и передал ей... Передай ей, что один ее поклонник просил, чтобы она отбила еще один мяч."
Вероятно, он не считает Харуку главным виновником происходящего. Упомянутая Кицурубами фраза об уничтожении города, возможно, говорит о провокациях Харукой ММ на агрессивные действия (по мнению ИБ). Инопланетянка находится на Земле незаконно, и Инопланетное бюро оправдывает преступления ММ и переносит отвественность за них на девушку. Харука в свою очередь готова пренебречь жизнями целого города ради своих целей.
Я не нашел свидетельств того, что голова Наото является маяком для спутника-бомбы. Свет пропадает, когда Харуко достаёт гитару из его головы.
Из минусов, на мой вкус -- слишком уж большой упор на рационализацию сюжета. Хотя, МБ, в этом и есть смысл: многие не могут связать событийный ряд сериала в единую нить.
Кстати, почему робот телевизороголовый? Не является ли это аллюзией на тему того, что взрослые чрезмерно увлекаются просмотром телевизора? Может, мораль аниме в том, что мальчик хотел быть взрослым, а оказалось, что взрослые - те же дети, только игрушки позабористее, и он решил оставить всё как есть?
@4ki@moeru, мне кажется, мораль заключается в том, что нужно уметь принимать себя, а не идеализировать других и гнаться за идеалом (братом/Атомском)@Batrachomyomach,@S John@fuf3, всего 10 минусов и целых 177 плюсов, соотношение в пользу автора. Все-таки народ оценил.@fuf3@Batrachomyomach, коменты почекал, если ребята которые все еще не выкупают.Однако необходимо отметить некоторые принципиальные вопросы, которые остались нераскрытыми.
1. О чем этот тайтл, в чем его идея? Если он о
2. Какую роль играет каждый из персонажей для раскрытия идеи тайтла?
3. Какую роль играют события тайтла для раскрытия его идеи?
Ни одного слова. То есть тайтл об одном, а рецензия о совершенно другом. Хотя бы о тех персонажах, которые упомянуты в рецензии.
Мамими - не любовь. Обнимашки и поцелуйчики - совсем не то. Почему?
Эри - влюблена в Наоту. Как Наота на это реагирует? Почему не ответил на ее чувства?
Амарао - сталкинг Харухо. У предмета любви Наота кроме него есть другие.
Атомск - Наота влюблен в Харухо, а она сама влюблена в Атомска.