Сюжет
10
Эпик вин!
Персонажи
10
Эпик вин!
Рисовка
10
Эпик вин!
Итоговая оценка
10
Эпик вин!
Всё. Прочитал последний рассказ и теперь я могу с уверенностью сказать, что всё, это ранобэ я закончил. Хотя прямо сейчас впускаются новые части Харухи, так что не могу сказать, что вообще всё, я ещё дождусь новых глав. А пока что я закончил чтение своей самой первой ранобэ. Я начинал и не был уверен, а теперь могу с полной уверенностью заявлять что я харухофаг. Давно я не влюблялся в персонажей из аниме, а чтобы в персонажа из литературы, это очень редко. Я получаю отдельное удовольствие от проигрывания в голове сцен с буйством Харухи, мне нравится как она радуется и как она грустит, и я переживал за её отношения с Кёном больше, чем за свои. И я не знаю, чем кончится эта история, но когда-нибудь он по настоящему поймёт все. Какой же он счастливчик и всё равно не уставал ныть как дед.
И всё то, что происходит тут, все самые невероятные события и происшествия, всё это охватывает какой-то один жалкий год учёбы в старшей школе. Эта вот едва видимая меланхолия пронизывает всё произведение. Школьные годы летят так быстро, а потом что? Университет, работа, взросление. Наверное, поэтому японцы так активно муссируют школьную тему и герои у них школьники, и не только потому что ЦА аниме вот такая, просто отрочество это настолько узкий временной промежуток, когда ты уже не ребёнок, но ещё не раздавлен взрослыми проблемами, в таком возрасте действительно возможно многое. Может, о такой меланхолии и идёт речь. О ней мы ещё поговорим.
Не постесняюсь заявить, это самый необычный рассказ из самых обычных. Трудно это как-то объяснить ясно, вроде бы ничего необычного, обыкновенные японские школьники с суперспособностями, но при этом второсортным прозу никак не назовёшь, это точно из таких тайтлов, которые становятся отсылками, оригинальная работа, которую ни с чем не спутаешь и не сравнишь. Может, я не сильно разбираюсь в ранобэ, но второго такого аниме точно не вспомню. Персонажи ранобэ, даже второстепенные, это полноценные личности, про которых можно написать отдельные работы, настолько автор отнёсся к ним с любовью. И вы их тоже полюбите. И никто из них не является кем-то лишним или ненужным, каждый из них является неотъемлемой составляющей повествования. От того я особенно близко воспринимал драматические сцены, поскольку и персонажи становятся тебе близкими друзьями, про которых ты многое знаешь.
Основным вопросом, которым я задавался всё это время, было "А кто же тут главный герой?". Из названия можно подумать, что это Харухи Судзимия, всё же эту историю зачала именно она, ещё 3 года назад, это же к ней магнитом тянутся пришельцы из космоса, из будущего и всякие непонятные экстрасенсы из секретных организаций. Вокруг неё столько непонятных личностей собралось, но наиболее неестественно на их фоне выглядит именно Кён, от лица которого ведётся всё повествование. Персонаж, который вообще не имеет никаких способностей, даже к учёбе. По одному её желанию в этом мире появилась и Юки, и Микурочка, и Коидзуми, но что тогда тут забыл Кён? Он не пришелец, не медиум, он просто школьник, которого Харухи гоняет как только может. Это действительно необычно найти нормального человека в этом сверхъестественном кружке. И на самом деле, именно от его действий зависела судьба героев, в том числе Харухи. Если она историю начала, то Кён её двигает, от одного тома к другому. Он-то и является ключевым героем, на плечах которого всё держится. В конце концов, это именно он предложил ей создать свой клуб. Поэтому, пусть он и не сверхчеловек (
Если рассказывать обо всём, что тут рассказывается, вышел бы отдельный рассказ. По-хорошему стоило бы выпустить разбор по каждому тому отдельно, но это когда-нибудь не сейчас. И не только этими обоими повествование полнится. Каждый герой преследует свои цели и заботится своими проблемами, которые невольно вызвала Харухи. Сама же она мне видится из перечня тех персонажей, с появлением которых происходит что-то невероятное. Мне её хочется сравнить с Христом и даже не потому что она определённо богиня. Рассудите сами, кем были бы Андрей с Павлом, если бы к ним однажды не пришёл Христос и не забрал с собой? Они бы так и остались простыми рыбаками. Точно так же пришла и Харухи в жизнь членов своего клуба, которые так и остались бы простыми старшеклассниками, как это было показано в Исчезновении. Харухи с Христом это персонажи, которые своим появлением переворачивают мир вверх дном. Да, христологический разбор Харухи Судзимии должен стать целью моей жизни на ближайшие лет 40.
Хотя есть ещё и психиатрический взгляд на неё, поскольку действия и поведение Харухи согласуются с симптоматикой психопатии. Вот есть эксцентричная девочка, которая никак не вписывается в школьную жизнь и страдает от осознания того, что жизнь до безумия скучная, что она капля в 126 миллионном море японцев. И мне сначала хотелось разработать версию о том, что вся эта история, в общем-то, выдумана и является плодом чьей-то фантазии, какие у меня, кстати, бывают. Я хотел исключить сверхъестественное, но не получилось. Но в свете такой идеи нельзя ли сказать о том, что и Коидзуми, и Юки, И Микуру, и всё-всё это являются плодом такого же фантазирования, которым я подвержен? И в окружении этих фантазий в её жизни возникает вполне реальный Кён, благодаря которому у Харухи происходит регресс психопатической симптоматики, поскольку со временем она выдаёт всё меньше перлов, да и Коидзуми говорит, что закрытых пространств становится всё меньше. И как-то незаметно для нас Харухи как довольно тяжёлый персонаж вливается в обыкновенную человеческую жизнь и даже здорово помогает однокашницам на том самом концерте, проявляя к окружающим куда большую эмпатию. Именно с Кёном Харухи начинает преодолевать сметную скуку обыкновенной жизни. Не знаю, чем кончится их история, но что-то чувствую, что в итоге из всей бригады SOS останутся только они вдвоём. Может, им обоим этот тайтл и посвящён.
Такие вот впечатления оставила после себя эта новелла. В конце концов, всё это было интересно читать. Если бы это не было интересно, я бы не просидел за этим почти 2 недели. Я посчитал и вышло, что читал я ранобэ 13 дней. Вряд ли я стал бы читать что-то 13 дней без перерыва, если бы оно того не стоило. Я думал, что читать ранобэ будет скучно и неинтересно, но я рад был ошибаться, автор пишет живым и бодрым словом. Да, в оригинале я этого заценить не в состоянии, но я улыбался и переживал именно в переводе. Думал, что Танигава скатится, но в конце 11 тома я ходуном ходил от того, что там происходило, готов был расплакаться от того как же это было круто, как же всё разрешилось, сам был готов выброситься из окна вместе с Кёном, на встречу к подвешенной принцессе. Я никогда такого не читал прежде и мне это понравилось. Я относился к такой литературе с пренебрежением, но я был не прав, чему я рад. Правда, может именно эта ранобэ такие чувства вызывает, но все мои плохие ожидания не оправдались. Теперь хотелось бы подробнее разобрать мякотку и рассказать о том, что я тут увидел.
Но прежде же скоро представим персонажей, чтобы к этому не возвращаться.
Кён - необыкновенный обыкновенный школьник, обыватель, скучающий по невероятным событиям. Впрочем, последнего ему зальют по горло. По совместительству разнорабочий, оппозиционер в бригаде SOS, которую сам ненароком и создал.
Харухи Судзумия - "Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец она просто красавица". Смертельно больна смертной скукой, но после встречи с Кёном сумела её побороть. Глава созданной ею бригады SOS (Sekai o Ōini Moriageru Tame no Suzumiya Haruhi no Dan), а также величайший режиссёр и непревзойдённый детектив. С ней происходят невероятные вещи, о чём она, как ни странно, не подозревает. Ненавидит проигрывать, чего с ней происходит крайне редко. Ревнива.
Нагато Юки - пришелица, гуманоидный интерфейс Объединения организованных информационных сущностей. Либо серый кардинал, либо тёмная лошадка этой франшизы. Способна кодить собственным ртом. Является приложением к комнате литературного кружка, захваченной Харухи. Больше всех осведомлена о происходящем, иногда даже замешана.
Асахина Микуру - путешественница во времени. Как говорил Сергей Есенин: "Мне бы лучше вон ту, сисястую. Она глупей." На самом деле не глупей, поэтому верю ей меньше всего. Антистрессовая игрушка Харухи. Официально горничная.
Коидзуми Ицки - таинственный школьник, экстрасенс, медиум, глава секретной Организации себе подобных. Де-юре справляется с меланхолией Харухи, а де-факто мутный какой-то. Также бисёнен. Неравнодушен к Кёну.
Цуруя - второстепенный персонаж, метящий в Высшую Лигу. Подружка Микуру, хохотушка. Её семья активно сотрудничает с Организацией Коидзуми. Nyoro~n.
Сестренка Кёна - в описании не нуждается.
Кимидори Эмири - чёрт из табакерки, гуманоидный интерфейс и официантка.
Асакура Рёко - бэкап Юки Нагато, поехавшая. Последнее возможно, не без участия Юки.
Танигути - местный мастер пикапа, друг Кёна и одноклассник Харухи. Встречался с инопланетянкой, не подозревает об этом.
Куникида - второй друг Кёна. Говорит, что последний мутит всегда со странными девушек. Кён это отрицает, но мы-то знаем.
Сямисен - кот. Уже неговорящий.
Сасаки - подруга детства Кёна, с которым сложились платонические отношения. Почему-то сразу не понравилась Харухи. Как и она, порождает закрытые пространства, но синих человечков создавать не стремится.
Фудзивара - ещё один пришелец из будущего, неприятный тип. Утверждает, что он братик Микуру-старшей, у которой братиков в помине не было. В итоге ничего не добился.
Татибана Кёко - завистница Ицуки, душа компании. Компания, впрочем, этого мнения не разделяет. Пыталась сделать из Сасаки новую Харухи, вернув оной силы последней, но у неё тоже ничего не вышло. Спасибо тебе, Кён.
Суо Куё - «сырой вариант Нагато». Зачем пришла - чёрт её знает.
Президент Компьютерного Кружка - фраер по жизни, личный вассал Харухи Судзумии, официальный спонсор бригады SOS. Неровно дышит к Юки Нагато, особенно к её кодингу.
Накагава - ещё один воздыхатель Юки. Качок, спортсмен, экстрасенс. После того как Юки лишила его последнего, любовь куда-то улетучилась.
Ёсимура Миёко - малолетняя акселератка, одноклассница сестры Кёна. Ходила в кино с последним. Никто даже не заподозрил, что она сверстница сестры Кёна.
Теология Харухи Судзумии.
Ещё раз, что же такое Харухи? Это меланхолия. Прежде девочка, которая радовалась всему, в один день поняла, что её школа не самая лучшая, стрепня матери не самая вкусная, да и она сама всего лишь статистическая погрешность в многомиллионной стране. Харухи переживает трагедию взросления, поскольку прежние светлые деньки уже прошли и мир, который был невероятным, стал банальным и обычным - утром встала, поела, потом в школу и домой, и так каждый день, одно и то же. Интересно ещё, как же я её понимаю, я тоже думал, что, поступая в старшие классы, получу кучу нового опыта, буду изучать более углубленно античную историю, а в итоге 2 года потратил в пустоту. Харухи там оказалась только ради кружков, но потом быстро разочаровалась и в этом, поскольку в старшей школе то же самое, что и раньше. А потом её ожидала ещё более унылая взрослая жизнь. Такая вот она, меланхолия Харухи Судзумии.
Потом пришла в голову мысль: если она богиня, то какая же? Я думал сделать из неё второе пришествие Христа, но вышло не очень удачно. Однозначно, что в ней присутствует абсолютное творческое начало библейского бога, способность творить всё из абсолютного ничего, перестроить по одному своему желанию вселенную заново, чему пример синие гиганты и слова Юки Нагато о некоем информационном взрыве, причиной которого стала наша глава SOS. При этом Христос придёт чтобы начать Страшный суд, а кого же будет судить Харухи Судзимия? Тут я споткнулся, конечно. Но всё равно стоит вопрос: тогда зачем же она пришла в наш мир? Конечно же, чтобы перевернуть его с ног на голову. Харухи явная революционерка, её несложно представить стоящей на баррикадах и штурмующей Зимний дворец, или издающей Лимонку, но она хочет революцию не политическую, а фундаментальную. Страшнейшая скука, преследующая её со средней школы, жизнь в современном капиталистическом обществе Японии, в котором ничего не происходит и люди, по большей части, ни на что не способны. Чего она действительно хочет, так это праздника и торжества жизни, победа над скукой и самой смертью, новый и прекрасный мир, лишённый всего унылого. Как бы сказала Харухи, если праздника нет, то эта жизнь, так сказать, не нужна. Вот она, её суть богини-революционерки, богини абсолютного творчества,
И если посмотреть на это дело с такой точки зрения, то возникают вопрос касательно остальных персонажей, особенно членов SOS. Простите, но все они пришли к ней не только с целью наблюдения, все они также прямо заинтересованы в сдерживании творческих порывов Харухи. И Юки, и Микуру, защищающая будущее, и Коидзуми, который прямо сказал, что желает сохранить этот мир как есть. Все они явно оппонируют той революционной сущности Харухи, в новом мире которой им бы не нашлось места. Но ключевой персонаж тут, конечно же, Кён, через общение с которым происходит угасание способностей Харухи вытворять всякое. Оно и понятно, ведь благодаря ему и его влиянию на неё внутри Харухи происходит примирение с этим миром, полным невыносимой скуки, она даже стала находить в нём свои радости. Он многое сделал в деле её социализации и купирования симптоматики психопатии. Но не стоит забывать также, что Кён дурак, которого окружают глава секретной организации, инопланетный сверхразум и пришелец из будущего, и которые, прежде всего, преследуют свои собственные шкурные интересы. Они не способны повлиять на Харухи, но вот Кён как раз другое дело, с ним всё куда проще и каждый из них не брезгует заливать ему в уши свою правду, убеждая того, что Харухи нужно сдерживать. Кён бы никогда не думал о том, что Асахина-старшая может просто им воспользоваться, ведь как же он не может послушать свою Микурочку? Кён-то дурак и простой старшеклассник, с него и взять нечего. Он думает, что Коидзуми шутки шутит про Адама и Еву, а это никакие не шутки, ведь это чистая правда. Троица прекрасно знает, в этот новый мир Харухи пустит только Кёна.
Из всего вышеперечисленного выходит основная теологическая проблема Харухи, а именно конфликт её божественной природы и человеческой, конфликт внутри Харухи активного революционного начала и примирения, принятия этого мира, отказа от его онтологической перестройки. А помимо этого есть ещё Кён, в руках которого есть возможность либо раскрыть её божественную сущность окончательно, либо наоборот, окончательно её похоронить, предложив ей нечто более ценное. Тут, конечно, напрашивается вопрос эксплуатации и искренности намерений героев касательно Харухи. Такие персонажи как Фудзивара ничего не скрывают и прямо говорят о возможности использовать её силы в своих целях, а остальные только мило улыбаются и дают порой намёки. Не зря же ведь говорила Кёну Асахина-старшая не сближаться сильно с младшей, чтобы однажды не было особо больно с ним расставаться или стрелять в спину. И я думаю, то не стоит забывать о том, что Юки пусть и достигла значительных успехов в познании человеческой жизни, но ещё не перестала быть органическим интерфейсом космических сверхразумов, и как бы не хотелось ею умиляться, этого никак не отменишь. Похоже, что только Кён связался с Харухи по доброте сердечной, и как бы он про себя там не бурчал, судьбу благодарить он никогда не перестанет. Вообще, произведение ещё толком не закончено и складывается ощущение, что Танигава умрёт, оставив ранобэ где-то на середине. Я не знаю, чем это всё в итоге кончится и кем кто в итоге окажется, но однажды Кён придётся сделать свой собственный выбор касательно Харухи и её сущности. Кем же она, в итоге окажется? И да, он настолько центральный персонаж, что рассказ про Харухи я заканчиваю Кёном.
А раз уж я тут начал задвигать религиозную телегу, то могу поделиться ещё одним своим замечанием.В приступах своей меланхолии Харухи очень сильно становится похожа на Шакти, вошедшая в рейджмод и ставшая Кали, формой ярости и всеобщего разрушения. При этом, уничтожая демонов, она может заодно и весь мир заодно стереть в порошок. В такие моменты угомонить Кали способен только её супруг, Шива, который ложится перед ней, позволяя Кали наступить на себя, есть такой в индуизме иконографический сюжет. Не знаю, совпадение ли, или Танигава и правда вдохновлялся шактизмом. Кроме того, в тантрической интерпретации Кали является энергией, без которой Шива становится трупом, что отражено даже в его имени, без своей жены Шива (शिव) превращается в "шва" (शव), в труп, не способный на что-либо. Так и без Харухи наш Кён превращается в абсолютно обыкновенного школьника, а в Исчезновении Нагато-чан его и нельзя никак иначе назвать, сплошной "шва".
Страсти и ревность Харухи Судзумии.
Поговорим о втором томе, в котором однополчане Кёна начинают раскрываться, так сказать, не с самых приятных сторон. Напоминаю кратко сюжет: Командирша решила забабахать на культурный фестиваль целый фильм про боевую официантку, в ходе чего произошло очень много всякого.
Бушевала не только Харухи, но и страсти вокруг "сотоварищей" бригады "SOS", которые начали в открытую рамсить друг против друга, при этом приговаривая, что это имхо и вообще. Микуру говорила не доверять Ицуки, Ицуки не остался в долгу и прямо заявил о моих подозрениях касательно Микурочки, но Кён не был бы Кёном, если бы не был дурак. Дополняет картину сцена из 2 главы 6 тома. Очень странный разговор злой волшебницы Юки с необыкновенным школьником Ицуки, который неожиданно произошёл посреди фильма. Это не входило в сюжет Харухи, это полная самодеятельность Нагато. Точнее. я бы назвал это пророчеством Исчезновения Харухи, который был обращён не к Ицуки, а непосредственно к Кёну, которому-то и пришлось выбрать между двумя вариантами: вселенная становится тем, чем ей должно быть, то есть обыкновенным миром, в котором оказался Кён, или тот, который он в итоге выбрал. Помимо прочего, это также кивок в сторону Микуру, чьё будущее существует только в мире Харухи и чьи действия по обеспечению его сохранности приводят к уничтожению прочих вариантов будущего, о которых говорила злая ведьма. Ицуки, ничтоже сумняшеся, ответил, что сам по себе Кён ничего не значит без Харухи, ключом к силе которой он, конечно же, является. Из этого странного разговора выходят две вещи. Во-первых, Ицуки прекрасно был извещён о предстоящих событиях 4 тома, во-вторых, кинематографическое поделие Харухи требует гораздо большего внимания со стороны зрителя поскольку использованные образы не являются вымышленными. В процессе съёмок прекрасно можно увидеть антагонизм Нагато и Микуру, интересы которых пересекаются особо остро. Мы не знаем ещё, что случится между ними, но корни тревожно-пренебрежительного отношения обеих Микур лежат как раз в противостоянии их интересов вокруг Кёна и Харухи. Помните ведь как неуютно себя ощущала Микуру, ночуя у Нагато в 7 томе? Они являются врагами не только в кино.
Также я только лишний раз убедился в том, как же Харухи ревнует Кёна. Она ведь не могла допустить того, чтобы Кён получил от Микуру открытую бутылку сока, одна только возможность непрямого поцелуя заставила её вскипеть. Харухи не могла даже подумать о том, чтобы Кён смотрел на кого-то ещё и не может она никак простить Микуру за то, что та в глазах Кёна привлекательна. Именно после этого Харухи начала особо беспощадно гонять Микуру, придумывая сюжет фильма на ходу. Столько непонятных чувств, бурлящих в ней, которые она не была способна выразить иначе, всё это вылилось в физические и моральные побои по отношению к Микуру, которые резко прервал Кён. Это стало настоящим ударом для Харухи, что человек, которого она ревновала, готов был врезать ей и не был согласен с её переживаниями. Многое осталось за кадром, но не стоит сомневаться в том, что следующую ночь комната Харухи была заполнена тихим рыданием. Вспоминается ещё 14 серия 1 сезона аниме. Думаете, Харухи было приятно потом видеть розовый шарф Микуру на Кёне? Харухи, опять же, не готовила никакую фотосессию, но была рада по полной оторваться на причине своих страданий. Харухи ненавидит проигрывать, особенно на сердечном фронте.
Исчезновение Харухи Судзумии.
Теперь про исчезновение здорового человека
Так что же такого ударило Юки в голову, что она решилась пойти на такое? Неужели она захотела простого женского счастья? При этом, опять же, Кён становится ключевым персонажем. В самом же деле, зачем же Юки нужно было менять мир и при этом оставить за Кёном право выбора? Юки так трепетно относится к человеческой свободе? При этом это был бы нормальный мир, в котором никто толком не исчезал и не пострадал, каждый бы жил спокойно и, может быть, даже счастливо. Почему же Юки дала возможность Кёну всё же оставить всё как есть, даже наперекор собственным чаяниям?
Я всё же намерен думать, что таких чаяний на самом деле не было, как и самой ошибки, которой Кён поэтично обозвал "чувствами". Нет, это не было ни случайностью, ни нервным срывом, это - намеренная акция со стороны Юки, направленная на Кёна как на человека, прямо влияющего на Харухи. В итоге-то что случилось? А то, что Кён окончательно убедился в своей активной роли во всех происходящих событиях, он перестал быть пассивным страдальцем, который не определился в том, что же такое для него Харухи. Он стал тем, кто прямо начал угрожать Межгалактическому Сообществу Объединённых Организованных Информационных Мыслесущностей тем, что воспользуется силой Харухи и перепишет весь мир подчистую.
И это было как раз тем, чего Юки и хотела, чего она и добивалась всем этим трюком с пропажей Харухи, она получила себе верного союзника, который точно будет не по зубам начальству Юки, этим межгалактическим сверхразумам. Исчезновение Харухи Судзумии было ни багом, ни случайностью, ни внезапным порывом чувств, а планом Юки Нагато, целью которого стало получение большей автономии, чего она, собственно, и добилась. Гуманоидный интерфейс успешно выполняет свою миссию в понимание межчеловеческих коммуникаций, в том числе научившись успешно манипулировать человеческими чувствами. Вот какая она, наша Юкочка, не просто осознала опасность со стороны Харухи, но ещё и воспользовалась ею.
Вновь вспоминая 14 серию первого аниме, можно заметить то, что всем понятно, что той, кто накинул на Кёна свитер, пока тот дремал, была именно Юки. Эта серия непосредственно предвещает нам события этого тома. Та сцена в конце хочет, чтобы мы сопереживали Юки, поверили в то, что у неё есть свои чувства по поводу своей участи, и хочется так подумать, как и Кёну, что всё это произошло вопреки воли Юки. Чем же она руководствовалась, когда укрыла Кёна своим свитером? Трудно не сопереживать такому персонажу. И даже могу принять, что у неё случаются порывы нежности, раз уж в том мире Кён был её возлюбленным. Но нет, не могу позволить себе обманываться, поскольку Юки, как я говорил, мастерица манипулировать не только информацией вокруг, но и чувствами человека. Кён - ключ к её автономии и тяжёлый аргумент, который она может предоставить своему руководству. Хотя, если на секунду решить, что никакого руководства у неё и в помине не было, то конечная сцена выгляди в крайней степени умилительно. Да и придётся мне признать, что никаких доказательств существования боссов Юки на руках у меня нет. Может она, как и Ицуки, сама себе руководительница.
И к Ицуки у меня тоже появились вопросы. Нет, не к его внезапным чувствам к Харухи, а то, что он пропал не один, а вместе со всем своим классом. Это точно не мелочь, призванная лишний раз подчеркнуть удивление Кёна. Знаете, а в его школе оказалось что-то слишком много странных персонажей - Асакура, Кимидори, ещё и Цуруя, чья семья связана с Организацией Ицуки, да и сам Ицуки. Если бы он сам исчез, я бы не говорил об этом, но в школе не оказалось всего его класса и это, я думаю, не случайно. Это не прямое доказательство, но очень жирный намёк на то, что Северная старшая школа просто наводнена работниками Организации, которые по неслучайному стечению обстоятельств оказались одноклассниками Ицуки. Да и кажется мне, что в ранобэ об этом как раз говорилось, может просто не могу вспомнить, хаха. Но как бы то ни было, это лишний раз говорит о том, насколько же могучей конторой руководит Ицуки, чьи люди даже ездят на патрульных машинах. Это точно не тот человек, с которым можно поссориться. Опять убеждаюсь в том, что никто из Харухиной компании не заслуживает беспрекословного доверия, поскольку каждый из этой тройки, если того будут требовать их интересы, без лишних вопросов избавятся и от Кёна, и от Харухи. Дружба дружбой, но каждый дружит с Кёном из самых прагматичных побуждений.
Но теперь об авторе. Вообще, мне показалось, что в своей четвёртой книге Танигава отвечает самому себе на вопрос о том, стоит ли продолжать серию. Так он и говорил самому себе: "А может пора бы уже поставить точку, отправив Кёна в нормальный мир?". Это конец, но в этой пустоте возможны огромные количество возможностей будущего персонажей, о чём говорила Нагато в 6 томе, о котором шла речь выше. Вышло, как мы знаем, наоборот.
Не только Кён вёл буйный монолог с собой под конец книги, но и сам автор решал судьбу своего произведения. Как видите, Танигава, как и Кён, решил идти дальше, не смотря ни на что.
Культурный контекст Харухи Судзумии.
Чем дальше разбираю Харухи, тем больше понимаю то, сколько я на самом деле упускаю из виду, особенно то, что лежало перед моими глазами. Вы уже, наверное, знаете о списке из тех книг, которые читала Нагато Юки. Их там было 100, а если считать с переводом на русский - только 43. Остальные были написаны японскими авторами и не имеют перевода. Сначала я не особо обращал внимания на обложки книг из аниме, а теперь понимаю, сколько потерял. Взять бы, например, Арисугаву Арису и его "Двуглавый демон", в котором есть персонаж Мария Арима. Учится в университете с английским уклоном, побывала в нескольких кружках, не вызвавших у неё интереса и, в конце концов, стала участницей детективного клуба EMC (Eito Univ. Mystery Club). Никогда не узнал бы об этом, серьёзно, я впервые узнаю о существовании Арисугавы, чьи работы никогда так и не увидят перевода на русский язык. Это одновременно и круто, и крайней для меня печально. Отмечаю это как раз чтобы вы понимали, что это богатое на референсы произведение.
К сожалению, я даже не способен выяснить важность этих литературных отсылок для сюжета. Это что, сюжетно важная мелочь, или просто пасхалка, которая объясняла бы некоторые источники вдохновения автора? Стоит ли настолько об этом волноваться? И не теряю ли за обсуждением этим книг саму Харухи Судзумию? Я это нескоро выясню, так что оставлю эту задачу читателям.
Постулаты Харухи Судзумии.
Теперь хотелось бы под конец поговорить более подробно про интерпретации. Решил взглянуть на фанатские гипотезы. Сначала я отказывался делать это, чтобы не забивать голову лишними мыслями, но после написания нескольких статей мне это теперь не страшно, а в новых мыслях я всё стал нуждаться. Да и в конце концов, своей чёткой концепции я пока что не прочувствовал, которую было бы не стыдно аргументировано отстаивать. При этом хотелось бы начать с того, что ни одна из этих гипотез меня не устроила, поскольку они говорят о многом, но самого главного не объясняют - какого чёрта творится с Харухи? Ну, знаете, это как с гипотезой панспермии, которая, может, и объясняет о том, откуда на Земле появилась жизнь, но при этом уходит от ответа на вопрос о том, как появилась сама жизнь прежде чем её занесло на нашу планету. Так и тут. Вот, наиболее близкой для меня оказалась гипотеза "Злой бригады SOS", которая прямо согласуется с моими подозрениями касательно "друзей" Кёна и Харухи. Те мои рассуждения обосновывали двуличие Нагато, Коидзуми и Микуру, которые дружат не с ним, а с его монополией на Харухи, но при это никак не отвечает на вопрос о том, кто же на самом деле Харухи и какова природа этих невероятных явлений, которые носятся вокруг как спутники Юпитера. Люди есть, а вокруг чего они пляшут - не ясно.
А так, эту гипотезу я всё же бы взял за основу, поскольку она более всего согласуется с фактами и в полной степени объясняет то, что происходит на самом деле между героями, но не выяснив до тех пор, что же это за сила и откуда всё это берётся, ни о какой правильной интерпретации и речи быть не может. Если они ходят, бродят, интригуют, то с какой же целью? Видно же, что не просто так, но на месте этого объяснения зияет огроменная дыра. Ещё можно сказать, что никто из них не является сторонником Харухи, для каждого из этой троицы Харухи представляет реальную грозу самому факту их существования. Если вспомнить кое-что из прошлых размышлений, есть возможность подойти к Харухи с той позиции, что прибыла она в мир не просто так, а с определённой целью, а цель определяется её силой - способностью к абсолютному творению, по щелчку мысли меняя мир как перчатки. Харухи, пришедшая изменить скучный мир до неузнаваемости, в котором может не найтись места ни Нагато, ни Микуру, ни Ицуки. Этим троим, в первую очередь, выгоднее всего статус-кво, используя для этой цель ключ, наглухо запирающий дверь великих перемен. Кён это тот, кто по-настоящему способен использовать силы Харухи и кто владеет Кёном, у того в руках этот самый ключ.
Была бы гипотеза идеальной, будь у меня достаточно оснований утверждать, что есть некие силы внутри Харухи или вне. И как бы ещё к этому присобачить психологическое состояние самой Харухи, к описанию которого Танигава подошёл тщательно. Харухи это многослойное произведение и от того и возникают затруднения его анализа, поскольку в одном месте пересекаются сайнсфикшн, мистика, теологическая составляющая и психологизм Харухи, в сердце которой происходят невероятные битвы. При этом я даже не притронулся к научно-фантастической составляющей, которая тут несомненно присутствует, но в которой мало чего понимаю, чтобы об этом рассуждать, у меня и со школьной математикой всё грустно, а теорема Гёделя так вообще не имеет для меня никакого значения, просто не понимаю, к чему она тут. Хотя можно и не париться, сказав, что сайнсфикшн это всего лишь обёртка, ведь в итоге мир всё равно спасёт любовь. Не знаю, что и думать, на самом деле. Попытался вывести своё, но оно слишком полно дырами, слишком много делал допущений.
И да, я говорю о гипотезах, поскольку никакой теории не будет, пока не будет устранена главная дыра в виде сверхъестественного, о чьей природе абсолютно ничего непонятно. Все говорят о божественных силах, имею ввиду то, что они не способны объяснить то, что происходят на самом деле. Недостаточно деталей, чтобы собрать воедино этот конструктор. Теперь, пожалуй, быстренько пройдёмся по остальным гипотезам.
Классическая скучная
То есть всё, что наплёл Кёну Коидзуми, мы принимаем за чистую монету, вообще не беря в расчёт то, что тот может спокойно вешать лапшу на уши или вовсе ошибаться. Да, все они друзья и не преследуют никаких иных целей, кроме как развлекать Харухи. Охотно верим.
Дзенская
Самое простое, что можно было сделать - взять и поместить бога, превращая рассказ Танигавы в моральное поучение. Хотя при осмыслении роли Нагато ко мне пришла мысль похожего плана. А может настоящие силы находятся у Юки, которая никто иная как сама Орихимэ, к которой Харухи посылала послание на Танабату 3 года назад? Скрытая принцесса, творящая за спиной у Харухи чудеса, чтобы та наконец сумела избавиться от своей меланхолии. Потому Нагато так много внимания уделяет и Кёну, который один во всём мире имеет доступ к сердцу Харухи, через которого та познаёт своё счастье. В конце концов, Нагато единственная, которая достоверно и прямо у нас на глазах творит чудеса. Потому и в её силах отбирать силы Харухи, которые она же её и наделила. Очень красивая сказка, которая бы позволила что-то сделать с Нагато, которая как бельмо на глазу, так и напрашивается на роль закулисного игрока.
Но знаете, Харухи без буддизма точно не оказалась, о чём есть намёки в аниме.Смотрел на сайте [url=http://www.sos-dan.ru/zastavki/]описание опенингов и эндингов Харухи Судзумии. Я буду говорить о втором опенинге, пусть для меня это не самый любимый опенинг оттуда, первый сезон вспоминается намного приятнее, но я даже подумать не мог о том, что подсказки и намёки есть даже в музыкальных заставках. В первом опенинге куча формул и физических законов, которые непонятно как между собой связаны, а в первом эндинге есть отсылки из ранобэ, которые, может быть, когда-нибудь, станут третьим сезоном.
Второй эндинг не самый интересный, но вот во втором опенинге я отыскал такое, просто не встать. Там тоже полно непонятных формул, но обратите особое внимание на названия, которые были даны Харухи, а именно на это слово - Shinjin. Это никакой не рандом, это прямое подтверждение тому, что все те ответы, которые мы ожидаем услышать от Танигавы, следует искать в доктрине буддийской школы Чистой Земли. Синдзин это не совсем "аватар", как было написано на сайте, это особое состояние, конечная цель, непосредственная встреча человеческого сердца с разумом Будды Амиды, то, что называется нирваной. Согласно буддизму Чистой Земли, люди совсем охилели и не способны своими силами достичь просветления и поэтому должны полностью полагаться на милость Будды Амиды, избавившись абсолютно от всех сомнений, позволив тому отвезти вас на ту самую Чистую Землю. Чтобы это случилось, нужен синдзин. Я точно не могу сказать, кто тут Будда и кто кого за руку тащит, но в этом повествовании не так много персонажей этим занимается. Так что что дзен-гипотеза на самом деле имеет под собой какие-то основания. А может не только она, но ещё и моя сказка о принцессе Юки!
Кёноцентрическая/Кёноцентрическая-фикс
Тут внимание смещено уже на Кёна, который, сам того не подозревая, является источником непонятных явлений, вплоть до того, что сама Харухи является плодом его бурной деятельности. С одной стороны, я согласен с тем, что в этих событиях он выполняет куда более активную роль, имея доступ к этим силам, но не могу отдавать ему столь много чести, указывая их источник на нём самом. Могу согласиться с тем, что внимание заинтересованных лиц направлено на него, да и он сам в сюжете главный герой, но всё же, если вспоминать ответ Коидзуми из фильма, Кён является именно ключом, а не самой дверью, без которой тот абсолютно бесполезен и неинтересен. Да и изинтервью Танигавы, стоит заметить, выходит то, что Кён может оказаться намного более ценным персонажем, чем я о нём могу тут думать сейчас.
Божественный дуализм
Опять же, слишком много чести Кёну, да и аргумент в духе "Харухи может, а он знает" совсем гнилой. Тогда уж давайте ещё и Нагато добавим к этой двоице, она уж точно побольше Кёна знает. Но я абсолютно уверен в дуализме Харухи и Кёна как таковых, в их сильной связи не стоит сомневаться.
Гипотеза низверженных титанов/Политеистическая
Абсолютно высосаны из пальца, особенно вторая, дескать, давайте теперь все станут богами чтобы не париться, где же собака зарыта. Могу вывести только одно - тройка Нагато, Коидзуми и Микуру действительно заинтересованы в сдерживании того, чем мечет Харухи. Хотя если Кён так важен для Харухи, то зачем Коидзуми так планомерно занимается их сближением?
Цуруистическая
Да, всё так и есть, nyoro~n.
Игра в поддавки/Слайдерская
Уход от основных вопросов, даже не знаю, что оно в этом списке забыло, а слайдерская версия ещё и лишние объяснения рождает.
Заговор
It's just a prank, bro.
Романтическая
Оставил под конец самое красивое. Вообще, в нашем мире существование бога не может быть ни опровергнуто, ни подтверждено, но о мире Харухи нам доподлинно известно, что он тварный и мы даже знаем имя его создателя. Так что в мире Харухи бог есть и это доказуемо. На самом деле мы читаем фантастический рассказ самого Кёна, который сочинил его специально для скучающей Харухи. Умилительно, а также способно разрешить то, что меня беспокоит с самого начала - почему всё повествование ведётся от лица Кёна, который так и напрашивается на место автора? А может Харухи это вообще на самом деле рассказ о поиске бога, то есть поиске автора, который всё время рыщет вокруг да около и даже не подозревает о том, кто он есть на самом деле, что всё это он на деле и творит. Выходит какой-то кёноцентризм, конечно. А если предположить, что всё в этом мире- бэкапы Юки Нагато? Ей стало скучно и она начала ими играться. Да и вообще, это и есть тот самый рассказ, который Юки из Исчезновения так старательно прятала от глаз Кёна? Тогда это был бы уже фантастический рассказ о невероятной жизни её возлюбленного Кёна. Юкицентризм как он есть. И какой бы получился сестролюбский тайтл, сделай Микурочку сестрёнкой Кёна!
Итоги Харухи Судзумии.
Такое вот творчество у Танигавы, живое, обсуждаемое, рождающее холивары и гипотезы. Всё происходящее хочется обсуждать и обгладывать. Творчество, рождающее творчество. Информационный взрыв на Танабату, происходящий в твоей голове. И заметьте, мы обсуждаем незаконченное произведение с кучей незакрытых вопросов и нераскрытых тем. Если говорить о минусах, то только о том, что Танигава слишком растянул своё произведение во времени, поэтому я опасаюсь того, что история Харухи Судзумии просто не увидит своего конца. Но раз уж Танигава пишет добрым словом и крепким сюжетом, то можно простить его хиатус. Его слова физически приятно читать, приятно видеть буйную Харухи, полураздетую Микуру, лоботряса Ицуки и даже желчного Кёна, которого порой хочется двинуть по морде. Абсолютно непонятно, о чём эта история, поскольку она о многом, потому рождаются столько интерпретаций. За это я полюбил данное ранобэ особенно, как и иллюстрации Ито Нодзи. Соглашусь с Танигавой, художница сумела прочувствовать его персонажей.
Харухи это не на неделю и не на месяц, это останется на всю жизнь. В общем
Читайте Харухи Судзимию, любите Харухи Судзимию, почитайте Харухи Судзимию.
@watfq,@🇷Ϻ🇩@Харухофаг, разве харухи судзумия не как японский рен тв?@Харухофаг@Харухофаг, Чел... ну это очевидно.Ты
пр..."профукал" свой момент.Забайтил бы на прочтение твоей собственной жижи таким образом.
А так, ну что тут: очередное мнение в виде серьезной нудятины очередного просто чела?.. Мм...
(ИМО)
@Харухофаг@watfq, что-то не вспомню, чтобы тут Украину обсуждали.@watfq@🇷Ϻ🇩, что сказать-то хотел?@Харухофаг, так там про тему аномалий@Харухофаг@watfq, а я о чём? Пришельцы кончились, теперь обсуждают Украину.@watfq@Харухофаг, так у кёна типичная жизнь укр школьника@S Johnen.wikipedia.org/wiki/Haruhi