Anejo
онлайн 22 февр. 2024

Отзывы

Бесконечное путешествие корабля Ривиас
от
8 / 20
Впервые столкнувшись с таким аниме, как "Ривиас" сложно поверить, что любители масштабных космоопер и сочетания меха+сёнен, авторы решились на такой эксперимент - создать аниме одновременно психологическое и камерное.

Не стоит обольщаться, космической тематикой. Космос и изолированное пространство корабля - лишь элементы фона, которые идеально подошли в качестве завязки этой истории. Несколько сотен студентов космической академии в результате терракта оказались без взрослых.

На протяжении всего сериала многочисленная группа подростков, образующая своеобразный микросоциум, не только обретает свободу, лишившись опеки, но и помещается в экстремальную ситуацию. Корабль, на котором спасаются студенты означенной выше космической станции, объявляется в розыск под грифом «захвачен террористами», вследствие чего постоянно находится под прицелом разных военных судов. Помимо этого на корабле есть и свои внутренние проблемы, выражающиеся в виде весьма жестких лимитов продовольствия, воды, а также иных необходимых в повседневной жизни вещей. Именно это переводит "Ривиас" из разряда просто космических робиндзонад в вещь тонкую, психологическую драму-наблюдение.

В итоге именно психологическая составляющая держит на протяжении всего сериала. И я бы не называла движущую силу драмой. Вообще считаю, что японцам, как нации, чужд излишний драматизм и это больше всего подкупает в таких сюжетах. Скорее, авторы проводят некое увлекательное исследование характеров, поступков героев. Но и нельзя отметать тот факт, что элемент сопереживания присутствует. "Бразильский" синдром, обычный при просмотре любого сериала более двух серий. Главное, что интерес к происходящему у меня не угасал ни на минуту.

Тут есть еще один момент, который неплохо подчеркивает атмосферу. Это рисовка маэстро Хирая Хисаси. Знаю, многие её не жалуют. Дескать немного аморфная, угловатая. Но у "хираевской" рисовки есть один большой плюс. Податливость лиц, частая смена контура - идеально подходят, чтобы передать внутреннюю драму персонажей. Не случайно она стала визитной карточкой для "Фафнира", сериала, который также как и "Ривиас" заточен больше под психологическое исследование (к слову, также посвящен изолированной группе людей и сопутствующим социально-психологическим вопросам). В общем, Хирай тут очень кстати.

Оригинальность самой истории. Аниме - совсем не тот жанр, где создатели претендуют на оригинальность. Скорее, их самолюбие тешит, что зритель эрудированный сразу поймает и высоко оценит аллюзии, присутствующие в картине. Аллюзии к робиндзонадам с участием подростков. Формирование микросоциума - характерная часть таких произведений. Правда, с классическим примером - "Повелителем мух" "Ривиас" уравнять уж точно не получится. Потому что и подростки сами постарше, и слишком умны, чтобы играть в мистические культы.

И в то же время, мистическая составляющая в "Ривиасе" есть. Нея - персонаж особенно полюбившийся, и не только потому, что центральный. Девушка, олицетворяющая движущую силу и дух корабля.

Понятно, конечно, что прием довольно избитый. Японские авторы часто вводят в повествования таких персонажей. Есть у них какое-то тотальное желание одарить душевными качествами космические корабли и механизмы. На памяти еще пара-тройка примеров.

В том же "Фафнире" (правда, вышел немного позднее "Ривиаса"), девочка управляет системами жизнеобеспечения острова. И тоже, в какой-то момент в ней появляется желание выйти из своей капсулы, учиться у людей и у природы законам мироздания. Можно не упоминать о Рейке из "Разефона" и душах женщин, заключенных в несерейных роботах в "Еве".

С Нией особенно трогательна сцена, где она встречается со своим отцом. Кто помнит в последних сериях нам раскрывают ее природу. Девочка, которая погибла, и которую возродили в образе Неи. Именно воля к жизни умирающего ребенка и стала тем "механизмом" (если так можно сказать), который заставлял корабль бороться и выживать в схватке с неравным противником.

Но если с психологическими и аллюзорными вещами все более-менее понятно, то космическая тематика, конечно, оставляет желать лучшего. Вернее не так, не стоит строить высоких ожиданий по этой части. Те, кто высоко поставил проработанные стратегические игры в "Воинах галактики" или убедительные тактические потасовки в "Starship operators" навряд ли придут в восторг от того, что и тут всё завязано на человекоподобных мехах. Нет, я не ханжа, и там, где вся вселенная выстроена на наличии мех и где есть проработанные объяснения технологий, задействованных при этом - никаких нареканий это не называет. В психологической робиндзонаде такие элементы воспринимаются как дань моде, скорее.

Очень понравилась концовка, не радужный хэппи-энд, но вместе с тем очень жизнеутверждающая. Встречаются старые друзья, начинается новый виток "Робинзонады". Главный персонаж не стал супергорем - он остался самим собой и это главное. Что еще характерно - "Ривиас" оказался весьма нравоучительным. В концовке уже нет никаких скелетов "в шкафу". Жизнь торжествует, приглашены все уцелевшие. Испытания еще ждут героев, но все происходящее наполнено оптимизмом. И потому "Ривас", идет, на удивление, легко. И тянет его пересмотреть.

Одно из немногих аниме, где не только радуешься мастерству создателей (а где-то в душе немножко порицаешь их за недостаток оригинальности), но и душой прикипаешь к персонажам и очень жалеешь, что история уже окончилась).