ArtNeon
в сети: около 5 часов назад

Отзывы

Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз
2 / 05
Последнюю часть Евангелиона я не ждал. После третьего ребилда надежд не было. Третья часть, которая радикально ушла в сторону, по уши утонув в абсурде и расплескав пустопорожний психологизм с философией, которыми попыталась прикрыть сюжетную пустоту. Так я думал. Как и многие, я считал каноном только оригинальный сериал + ЕоЕ, а ребилд воспринимал за коммерческую отрисовку фансервиса. Поэтому ожиданий не было. Но посмотреть хотел. Хотел закрыть многолетний гештальт. Хотел воздать за разбитые надежды и позлорадствовать над претенциозным автором, который окончательно опозорился, растеряв все ошмётки гениальности.

Но, встав в позу скептика, я открылся. Анно понял моё намерение и упредил его изящным контрударом. Финальный фильм с ходу пробил мне поддых. Честно, я не ожидал, что красная пустыня и страдания замкнутых нестареющих детишек, чем кончился третий фильм,
обернутся в финале уютом деревенского быта, историями перемен в жизни повзрослевших людей. Не ожидал и того, что уже сто раз увиденная линия осознания Рэй себя, раскроется по-новому и очень чувственно.
На этом неожиданности не закончились.

И. Тут началось странное.

Всё то, за что я не любил третий фильм вдруг начало наполняться смыслом. Перемены в оригинальном сюжете, прыжки на 14 лет, недо-третьи удары, проклятие Ев, убогий 3d убогих псевдо-Ев, чёртовы воздушные бои и даже дизайн Вундера. Всё это стало если не оправдано, то хотя бы понятно. Стало ясно, почему части называются «3.0» и «3.0+1.0». Третий фильм не самостоятелен, он лишь пролог из полноценного фильма, который разделили надвое. Такое разделение озадачивает, но увидев весь объём финальной части, понимаешь, что да, по-другому создатели поступить не могли. Примирившись и впустив в себя смирение, я продолжил смотреть Финальный фильм с раскрытым сердцем, готовый выслушать и увидеть всё, что Анно захочет сказать и показать.

И тут странное продолжилось.

Анно – олицетворение депрессии, человек, чьё имя стало нарицательным для нелюдимости, человек, которому вменяли разные формы аутизма из-за его неумения контактировать с людьми, этот самый Анно в своём Финальном фильме показал, каким может быть диалог автора со зрителем. Не знаю, Анно ли научился предельно понятно излагать мысли, или же я после всех частей поднял запредельно уровень синхронизации, а может это была коллективная задача - в финале ответить на все вопросы, не знаю точную причину, но Финальный фильм получился кристально чистым и понятным. Не только сюжет, но смысл сказанных фраз, намёки и поступки персонажей, символы и детали, культурные отсылки (тот самый 3d оммаж жанру токусацу, исполненный 1ой и 13ой Евой, за который так костерят создателей в комментах). Чёрт возьми, я даже принял уместность электрокатушек на шагающих ногах, будто поделки Сида из первой «Истории игрушек».

Я не шёл к реке, но преисполнялся так, что все смыслы двух вселенных заплясали передо мной ярким звездопадом и за этой феерией небесных тел вдруг увидел силуэт человека, что протягивает мне руку. Автор не хотел показаться умнее чем есть, или поучить, упрекнуть, не хотел развлечь, ублажить, заработать, использовать. Нет. Этим жестом автор делал зрителя равным себе, своим спутником. Он предлагал подняться и окинуть взором то, что осталось позади, а после сделать финальные шаги и закончить путешествие вместе. Путешествие, начатое давным-давно, много лет назад, с начала которого многое изменилось, изменились и мы, и которое мы завершили, став другими.

Тут я понял. Что весь ребилд, который я считал безвкусной коммерцией, на деле оказался ценным произведением. (Не) переделка, (не) ублажение фанатов, (не) «а что если», (не) выполнение контракта, (не) переснятая сакуга, (не) переосмысление. Весь ребилд - это часть, дополняющая оригинальный канон, который я до этого считал самодостаточным. Ребилд оказался замыкающей частью большого целого. Целого, растянувшегося на 26 лет, от упадка, обречённости и замкнутости до прощения, понимания и удовлетворения. Звучит как шутка, но ребилд придал целостности Евангелиону. Завершил путь от смерти к перерождению и жизни. Если оригинальная серия была копьём Кассия и надеждой, ЕоЕ был копьём Лонгиния и отчаянием. А ребилд, который я считал пластмассовой поделкой, стал копьём Гая – завершением и освобождением.

Перед глазами пронеслись все километры хронометража и прожитые годы. Старше классы и болванка от одноклассника, AMV, где Аска месила китообразных Ев под breathe продиджей. Скаченные 26 серий в 480p с пирса p2p. Поиск ЕоЕ, огромный счёт за интернет и подзатыльник от отца. Первый ребилд, скаченный с торрента после пар. Второй, закаченный на ноут в командировку. Третий под егерьмейстер на выходных, после работы. И вот. Четвёртый фильм, средь бытовых хлопот и неурядиц.

Я начал смотреть Еву, когда был чуть старше Синдзи. Последнюю часть посмотрел, чуть старше его одноклассников. Казалось, что парень, не желающий лезть в робота, навсегда останется ноющим школьником. Казалось, что я его перерос, оставив позади. Но вот фильм подходит к концу и Синдзи тоже взрослеет. Он повзрослел вместе со мной или я вместе с ним. Вместе мы закончили то, что оказалось больше, чем просто тайтл или франшиза. Это нечто большее, чем история или произведение, ведь Евангелион сопровождал меня, менялся и рос со мной, просочился в мою жизнь и стал частью меня. И этот завершенный вид Евангелиону придал именно Финальный фильм ребилда. Никогда бы не поверил.

Мне стало очень стыдно за своё отношение. К создателю и его творению. Стало стыдно, что считал автора потерянным и продавшимся чудаком, что на коленке лепит аляповатые поделки. Стало стыдно, и после этого я бы смиренно понял, если бы автор опять макнул зрителей носом в их же невежество, как он это сделал в оригинальном сериале. Но в Финальном ребилде Евангелиона Анно показал, как изменился.
Драка костюмированных Ев в студии вскрыла всю драматургическую условность и открыла готовность поговорить искренни. Этой искренности так много, даже самый закрытый тип Гендо начал откровенничать.
Так и сам Анно, даже зная о непонимании и призрении, не отводит взгляд и не убирает протянутую зрителю руку. Он помогает подняться вверх, стать выше. И там, наверху - свет, тепло и умиротворение.

Эти слова написаны под впечатлением. Пока чувства горячи, многие недостатки меркнут на фоне яркого наполняющего чувства. Пройдёт время, схлынет восторг, спорные моменты и неудачные решения выступят отчётливей. Но даже так, уже сейчас зная о недостатках, хочется простить их создателю. Создателю, который оказался верен себе на протяжении всех этих лет. Который смог из рисунков и концепций сделать что-то большее. Чёрт возьми, Анно, ты и вправду чёртов гений. Ты подарил нам нечто важное. Спасибо.