🐟Легендарный психологический триллер.
Во время своего выпуска аниме действительно было культовым, получив первый приз на Монреальском фестивале остросюжетного кино и наделав немало шума на Западе. Несмотря на то, что «Идеальная грусть» стала дебютом режиссерской карьеры Сатоши Кона, известный голливудский режиссер Даррен Аронофски был в восторге от этого тайтла и даже полностью выкупил права на него ради использования некоторых сцен в своем фильме «Реквием по мечте», а Мадонна использовала кадры из этого аниме в качестве видеоряда к песне «What It Feels Like for a Girl» в концертном туре 2001 года. Все это подтверждает легендарность фильма как триллера, главной фишкой которого является…
🐟Иллюзорность.
Любое уважающее себя произведение в жанре «психоделика» и «ужасы» должно козырять приличным количеством неожиданных моментов, напрягающих зрителя и заставляющих гадать, что же будет дальше. В «Идеальной грусти» триггером запутанности и волнения с нашей стороны является сама Мима – а если быть точнее, ее психология, приоритеты и личность. Мимарин постепенно ввергается в состояние безумия, и вместе с ней зритель не может понять, где правда, а где очередной обман зрения. Во многом это завязано на ее прошлой карьере айдола: выступая на сцене, девушка должна была лишь придерживаться созданного для нее образа, который напрочь исключал возможность думать и действовать самостоятельно, поэтому неудивительно, что оказавшись перед необходимостью выбора она понимает, что не знает, кто такая настоящая Мима и к чему она стремится. Сюжет легко отвлекает и запутывает зрителя в изощренной игре с несколькими уровнями реальностей, и хотя эти иллюзии не оставляют места реальным фактам, о чем мы еще вспомним в минусах, они производят неизгладимое для психологического аниме впечатление, будто бы с нашим сознанием играются, как хотят.
🐟Стилистика.
Аниме с самого начала задаёт тон загадочной, немного жуткой и очень реалистичной обстановки, и держит эту планку до самого конца. Пейзажи, интерьер в помещениях, транспорт – все это максимально приближено к действительности. Особенно приятно видеть персонажей с пропорциональными телами, реалистичным цветом волос и глаз, будничным гардеробом и макияжем. Музыка тоже отлично выполняет свою роль, соответствуя переживаниям героини и показывая важность происходящего, но не отвлекая от просмотра, а песни группы идолов из саундтрека являются примером качественного j-pop`a. Это позволяет зрителю поверить, что такая история действительно могла произойти где-нибудь в 90-ие годы в Токио.
🐟Проблематика индивидуума и общества.
При всем уважении к элементам хоррора в аниме, тут на первом плане не ужасы и даже не драма, а именно попытки проникнуть в психологию героини, чтобы благодаря ее поступкам понять, что движет ее окружением. Японское общество устроено так, что среднестатистическому человеку внутри него очень сложно противостоять общественному мнению, так как для японцев выполнение своего долга и репутация добропорядочных граждан – превыше всего, и не могут они вот так вот просто плюнуть на то, что люди скажут и делать лишь то, что сами считают нужным. А идолы и подавно не имеют права так поступить, ведь вся их карьера вращается вокруг идеально светлого и невинного образа, созданного для фанатов, которые уход солиста из группы могут посчитать личным оскорблением. Поэтому Мима оказывается в двойной западне: каждый раз, когда она пытается принять важное решение насчет своего предназначения, вместо того, чтобы поддержать, общество ее порицает, из-за чего она оказывается наедине со своими проблемами, что в реальной жизни вполне может способствовать развитию затяжной депрессии. Плюс ко всему, «Идеальная грусть» — чуть ли не единственное аниме, откровенно демонстрирующее сталкинг фанатов за своими кумирами в сфере айдол-групп, а также все «прелести» попыток такой звёзды показать свои личные человеческие качества, которые идут в разрез с полюбившимся образом.
🐟Все герои важны для раскрытия головоломки.
Несмотря на то, что на первом плане у нас красуется только Мимарин, ни один из присутствующих в сюжете персонажей не болтается без привнесения в него какой-то пользы. Напротив, даже самый малозначимый, на первый взгляд, второстепенный герой, служит еще одной нитью из клубка, разматывая который, можно найти ответ на вопрос из главной тайны. К тому же, все, с кем Миме так или иначе приходилось взаимодействовать, олицетворяют какой-то жизненный типаж, который можно встретить и в реальности: ее бывшие подруги-коллеги, которым, как ни странно, в радость то, что у Мимарин ничего не получается с ролями в кино, помешанный на Миме фанат, который руководствуеться только субъективными ощущениями, завистливая помощница, не желающая принимать личностный рост Киригоэ и даже актриса, которая играет с ней в сериале хорошо раскрыта через ее сериальный монолог, который помогает понять часть запутанного сюжета.
🐟Эстетика 90-их.
Тайтл интересно смотреть даже с точки зрения ностальгии по былым временам для олдов или с точки зрения знакомства с наиболее близкой поколению Z эпохой. Мы ведь наблюдаем за жизнью людей во времена, далекие от глобальной диджитализации и повсеместного распространения компьютеров, не говоря уже о смартфонах, на которые даже намёка нет, поэтому по ходу сюжета меня несколько раз улыбнули попытки героини объяснится с персональным компьютером, ее вопросы о том, что такое «двойной клик», и непонимание как работает принцип Всемирной Паутины. Атмосфера 90-их годов добавляет аниме еще один жирный плюс к вышеупомянутой реалистичности.
💉Анимация.
А вот с графической точки зрения у «Идеальной грусти» не все так гладко: тайтл не блещет проработанной анимацией не потому, что он старый, а из-за того, что почти вся продюсерская компания пострадала во время землетрясения в Кобе и бюджет фильма был ограниченным. Поэтому в нем встречается немало статичных кадров, в которых «тщательно прорисованные фоны маскируют отсутствие движения», из-за чего уровень прорисовки аниме намного ниже, чем, к примеру, у его сверстника «Акиры».
💉Вопросы без ответа.
Трехмерные галлюцинации поверх галлюцинаций – это бесспорно круто для девяностых, но в некоторых моментах аниме не может предложить ничего кроме них, оставляя зрителя в непонятках, а-ля «додумайте сами». Из-за сокращенного бюджета картины, которая изначально задумывалась как художественный видеосериал Сатоши Кону пришлось отказаться от планомерного сериального повествования с постепенно нарастающей тревогой Мимы в пользу резко сменяющих друг друга сумбурных событий фильма, и в результате много необходимых для цельной картинки пазлов нам так и не показали. Концовка вроде бы закрытая, но при этом есть много непроясненных моментов, и однозначного ответа на то, что происходило с Мимой, никто не даст.
Об этом легендарном тайтле можно очень много писать, но это явно один из лучших психологических триллеров за всю историю существования жанра и его прародитель в аниме. Тем не менее, именно из-за психологической сложности и большой концентрации «тихого насилия», которое случается на экране именно тогда, когда зритель меньше всего ожидает подвоха, я бы не стал рекомендовать его всем, особенно любителям аниме помладше. А вот ценителям жанра и фанатам работ Сатоши Кона явно не стоит проходить мимо — «Идеальная грусть» считается одной из его лучших картин. Если вам зашел запутанный сюжет этого аниме, могу также порекомендовать к просмотру фильмы «Черный лебедь» того же Даррена Аронофски и «Веб-камера» 2018 года, который транслировался на «Netflix».