После тотального слива финала произведения, у многих мелькает мысль: "Ну хотя бы первые сезоны можно пересмотреть и насладиться некогда грандиозным аниме". Однако пересматривая первые сезоны на холодную голову, уже зная всю историю целиком, ты начинаешь замечать многие косяки, которые пропускал ранее, потому что был захвачен интересной историей.
Главный недостаток Исаямы в первых сезонах - это каличный способ показывать ужасы войны и "вымирания человечества". Его основной приём - паника солдат во время сражений с титанами. Внутри стен находится полноценное государство; с правительством, армией и т.д. Армия так не работает, за такую истерику в любой человеческой армии любой страны следовала бы казнь. Конечно паникёры и дезертиры на войне были есть и будут. Но с ними разговор короткий. Но автор заполнил этой истерией половину фреймов манги и соответственно половину хронометража первых сезонов с полным отсутствием наказания для паникёров от командования.
И тот факт, что персонажи сражаются с такими ужасами за гранью человеческого понимания, как титаны - повальную истерику большей части населения и солдат не оправдывает. Все эти сотни тысяч людей за стенами, которых нам показывает автор, не пребывают же в кататоническом ступоре всё время. Они придумывают технологии, стараются изучать титанов по мере сил. Разрабатывают подходящую тактику и обучают солдат убивать их. Это сам же Исаяма очень круто и продуманно показывает.
Второй недостаток - это непрекращающееся нытьё гражданских и военных о количестве смертей во время миссий. Вам сломали ворота, внутрь стен проникают титаны и аннигилируют всё население. И тут Исаяма решил порассуждать: о чём бы говорили мои персонажи в этом случае... точно! они бы перманентно сокрушались о потерях на этой войне с титанами! Да 90% людей, что пошли бы в солдаты после пролома стены - это люди которые готовы убивать титанов и готовые умереть, для того чтобы защищать свои семьи и свои земли. Это очевидно для любого человека (кроме тех кто пребывает в наивном детском возрасте и японских мангак). Почему в абсолютном большинстве экшоновых аниме авторы так много внимания и времени уделяют нытью о гибели персонажа либо страху о возможной гибели персонажа (в зависимости от возрастного рейтинга)? Наверное сказывается самурайское прошлое с их самовыпилами по поводу и без, и камикадзе во время ВМВ. Видимо мангаки отражают рефлексию своего общества на всю эту историческую жесть. Но нам, любителям онэмэ из других стран, надоедает смотреть как военные или воины постоянно ноют о гибели каких-нибудь персонажей. А Исаяма из этого вообще почти всё своё произведение слепил.
Итог: эти два недостатка "паника и нытьё", не позволяют отнести первые сезоны этого аниме в раздел шедевр. А финал так вообще исторических масштабов слив. Исаяма не гениальный мангака. Он хороший мангака. Который под конец не справился с масштабом своего произведения. Ну и наверное с психологическим давлением как на автора из-за невероятной популярности аниме. Всё остальное (ну кроме диалогов) просто шикарно: концепт, персонажи, нарратив и проработка деталей, юмор. Логика мира вначале тоже шикарна, потом ломается через колено финалом. Диалоги либо средние, либо шакальные, но это из-за двух вышеперечисленных косяков и потому что автор не умеет показывать сволочизм людей. Вот за что хочется отдельно выразить респект Исаяме, так это за потрясающее умение создавать моменты превозмогания и пафоса. Это он делает очень круто. Спасибо студии Wit за этот графон и режиссуру. На мой взгляд это половина такого успеха и популярности.
P.S. Хочу немного поделиться с вами моим субъективным мнением про персов, ведь это так важно! Эрвин, Леви и Зойка - ванлав! Хотя это трилав... неважно! Райнер очень хорош, мне кажется этот персонаж как гг был бы круче.