Отличная антиутопия или анимешный "1984"
Я посмотрел «Технолайз» совсем недавно и, в силу этого, мое восприятие этого тайтла, возможно, несовсем адекватно. Скорее всего, я не прав, но он вызвал у меня кучу эмоций, которыми я и хочу поделиться.
И начну я пожалуй с того, что любое повествование, будь то аниме, литература, кино или театральная постановка — это всегда загадка, мозаика, которую зритель по мере просмотра должен собрать воедино и запечатлеть собранный образ у себя в памяти. Применительно к жанру, избранному создателями Технолайза, эта «мозаика» которая почти всегда скрывается за плотным туманом недосказанности, загадочности и скрытности. Правда, порой авторы так увлекаются этим самым сопровождающим «дымом», что в итоге зритель к своему удивлению обнаруживает, что за этим сопровождением не скрывается вообще ничего. В случае Технолайза мы имеем дело с еще одной разновидностью: фоновые декорации в итоге не только перестают быть фоном, но и вовсе затмевают собой то, что в большинстве случаев бывает главным.
Под тем самым «туманом» и фоном понимается, прежде всего, обстановка, в которую помещено действие сериала, все то, что еще называется атмосферой. Просмотрев приличное количество аниме самых разных жанров, могу с уверенностью заявить, что Technolyze по части именно атмосферности — одна из сильнейших увиденных мной(если не лучшая) работ. Действие аниме помещено в город с ироничным названием Люкс, однако, как вы могли догадаться никаких «пяти звезд» со «всё включено» здесь не будет) Люкс, раздираемый постоянными распрями противоборствующих группировок, находится в полуразрушенном состоянии. И это разрушение в первую очередь касается его ментальной составляющей. Жители города влачат жалкое и бессмысленное существование, вне зависимости от того, к какой из групп принадлежат: одни участвуют в мафиозных разборках, другие поклоняются воле предсказаний, третьи — попросту гниют в стороне. Никто не пытается менять сложившийся порядок: не люди меняют город, а город меняет людей. А если точнее, то город поглощает их и подчиняет своей гнетущей, мрачной и безумной обстановке. Дизайн окружающего мира полностью соответствует его содержанию: темно-серые тона, бесконечный урбанистический пейзаж, превратившийся в убогие трущобы, безмолвные ополоумевшие взгляды людей, валяющихся на каждом углу — все это передает истинную атмосферу Люкса и пустоту человеческого существования, добравшегося до эры высочайших технологий. Технический прогресс здесь разительно контрастирует с человеческим регрессом. Мир Люкса подобен существу, корчащемуся в предсмертной агонии: временами вспыхивает остатками жизненной силы, а в остальное время уже ничем не отличается от мертвой угасшей оболочки. Декорации, возведенные авторами в этом богом забытом месте, заслуживают самых лестных оценок — то, что зритель видит на экране, предельно точно совпадает с тем, что он ощущает, а добиться подобного эффекта крайне непросто.
Что же касается сюжета и персонажей, которые теоретически должны на фоне этого самого Люкса предпринимать какие-то действия, то именно здесь проявляется хаотичная сущность Технолайза, за которую его называют психоделичным и непонятным. Проблема эта вытекает из того, что на протяжении всего сериала, каждого его момента практически нельзя однозначно сказать, что тот или иной герой, та или иная сюжетная ветка оказываются центральными. Сначала мы наблюдаем за молчаливым Ичисе, потом за похождениями загадочного странника, после за Ониши, далее за Шиндши… продолжать можно и дальше, а потом, запутавшись, начинать сначала. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос дают едва ли не все действующие лица, говоря, что город живой, что существует он вне зависимости от существования его обитателей. Не имеет значения, кто они, зачем и почему — значение имеет лишь тот факт, что каждый из них принадлежит целиком и полностью Люксу. Сам город, сами декорации, которые должны по идее стоять на вторичных ролях, на самом деле оказываются на ролях первых и главных. Однако происходит это вовсе не случайно. Главная задумка и идейная основа этого аниме состоит в том, чтобы в очередной раз показать зрителю вовсе не фантастическую картинку гипотетического будущего, а показать им через эту метафору то общество, в котором зритель живет изо дня в день.
Все вышесказанное, на мой взгляд, характеризует Технолайз исключительно с положительной стороны и должно привлекать любителей подобных зрелищ, однако, покритиковать аниме тоже есть за что. Касается эта критика в первую очередь концепции персонажей и основного сюжета. Действие зачастую протекает слишком вяло и нудно — многие эпизоды вполне можно было бы оставить за скобками. Взять хотя бы сюжет: сначала перед нами предстает главный герой, которого тут же кромсают на мелкие кусочки, а потом его «случайно» из самых благих намерений превращают чуть ли не в супергероя. Затем в противовес ему на сцену выходит условный «злодей», которого, естественно, не сможет остановить никто, кроме главного героя. Параллельно с этим развивается «мафиозная тема», которая так же оригинальностью не блещет. Сначала группировки разбираются между собой, затем внутри себя, а потом «вдруг» разногласия уходят, и бывшие враги сражаются воедино с новоявленными супостатами — сюжет для очередной части Терминатора, не иначе. Прибавить к этому традиционные для японских сценаристов супер-пупер технологию и девочку-прорицательницу, и получаем полный набор радости для старшей группы младшего детсада.
В итоге перед нами оказывается очень любопытная картина, которая очевидно гораздо выше уровня среднего и уровня стандартного. Прекрасно оформленное, имеющее неплохую смысловую нагрузку оно может полноправно считаться нечастым случаем аниме не для младшего и не для среднего возраста, а аниме для взрослых. Специально рекомендовать Technolyze я не стал бы никому. Если вы хотите получить удовольствие от аниме, то должны созреть для этого сами. В любом случае, нахваливая или осуждая Technolyze, помните о главной его морали: абсолюта и идеала в нашем мире нет, поэтому ищите хотя бы частички совершенства в нашей несовершенной реальности.