Ryzex27
в сети: 18 нояб. 2024

Отзывы

Добро пожаловать в класс превосходства 2
48 / 36
Долгожданное продолжение адаптации одного из самых популярных ранобэ наконец-то вышло. Удачным ли оно получилось? Если вы не стали жертвой своих завышенных ожиданий, то скорее да, чем нет. Конечно, оно не обошлось без серьезных минусов, спорных моментов, о которых речь пойдет далее.
Небольшая ремарка: мой отзыв во многом опирается на субъективный опыт, полученный от прочтения первоисточника, поэтому обойтись без сопоставления последнего и аниме-адаптации я просто не могу.

Сначала хотелось бы пройтись по тайтлу кратко и без серьезных спойлеров. Сразу отмечу темп повествования, который получился достаточно быстрым. Оно и не удивительно, ведь на 5 объемных томов оригинальной лайт-новеллы приходятся какие-то жалкие 13 серий. С одной стороны, это плюс, ведь практически каждая серия получилась насыщенной, что не дает заскучать зрителю. С другой стороны, ощущается определенная спешка, и порой не хватает какой-то размеренности и деталей (думаю, читатели ранобэ меня поймут), но таковы поставленные студией Лерч (или Кадокава) рамки, увы. В любом случае ключевые диалоги и события из первоисточника были адаптированы (хоть и в урезанной форме), причем большинство с минимальными отличиями (но за пострадавшее меньшинство я, конечно, ещё распишу, так как действительно раздосадован этим). В то же время часть изменений/дополнений пошли даже на пользу тайтлу, расставив акценты и привнеся больше красок в определенные моменты истории. И все бы ничего, но просмотр омрачает местами откровенно посредственная рисовка, которая нет-нет да и мелькает в тех или иных сценах. Это особенно бросается в глаза на контрасте с эпизодами, в которых действительно постарались над визуалом.
К спорным моментам я бы отнес перекочевавшую из первого сезона «фишку» в виде цитат, которые вставлены в начало каждого эпизода. Их наличие, как по мне, не соответствуют духу произведения (да и в оригинале, стоит заметить, ничего подобного не было). Они лишь создают ложное впечатление у зрителя, заставляя его считать, что данное аниме несет в себе что-то глубокое, над чем можно призадуматься и пуститься философствовать. На деле ничего подобного здесь нет. Поэтому предупреждаю сразу, не стоит питать надежд на просмотр заумного аниме (с таким настроем вы удовольствия точно не получите). Оно достаточное простое, но все же занимательное, со своей спецификой и неожиданностями, которые могут вас впечатлить или как минимум не заставят скучать.
Что касается самого сюжета... Тайтл можно рекомендовать к просмотру тем, кого смогли заинтересовать:
1) концепция необычной школы, где помимо рутинной учебы и школьной жизни предусмотрена система начисления очков, в рамках которой классы борются между собой на специальных экзаменах за первенство и возможность обеспечить себе благоприятное будущее. Формат экзаменов практически всегда уникален, проверяются как академические знания, так и физическая подготовка учеников. Здесь стоит добавить, что школьные правила и правила к упомянутым экзаменам разработаны таким образом, чтобы ученики проявляли свои смекалку и стратегическое мышление, находя в них лазейки, которые могут существенно перевернуть игру в свою пользу;
2) наличие загадочного, хладнокровного главного героя, скрывающего своё мрачное прошлое и истинные способности. Как мы уже знаем из первого сезона, Аянокоджи далеко не обычный человек, который вырос в «особых» условиях, а цель его нахождения в школе сводится к достижению спокойной жизни старшеклассника с обретением соответствующего опыта. По этой причине он не заинтересован в наборе классовых очков. Однако в силу определенных обстоятельств он вынужден действовать во благо своего класса, демонстрируя свои умения (прямо или косвенно) и результат заинтересованному в этом лицу. При этом ГГ не торопится отступать от своей цели и рушить сформированный образ непримечательного одноклассника, старается держаться в тени и работает из-за кулис. Удастся ли ему сохранить свое текущее положение или кто-то сможет вычислить его и заставит выйти в свет? Какие тайны таит в себе Аянокоджи, и на что он способен?
Думаю, небольшую интригу я нагнал, а смотреть или нет уже решать вам. Для тех, кому эта история все-таки приглянется, настоятельно рекомендую ознакомиться с первоисточником (хотя бы начиная с 4 тома), ибо от его прочтения складывается опыт, разительно отличающийся от просмотра аниме. На мой взгляд, ранобэ на голову выше аниме-адаптации. Почему? Об этом речь пойдет далее, с более подробным разбором со спойлерами и непосредственным сравнением с ранобэ.

Итак, перейдем к основным недостаткам, которые сложно игнорировать человеку, прочитавшему оригинальную лайт-новеллу.
Во-первых, урезанность адаптации неблагоприятно сказалась на раскрытии определенных сюжетных моментов и персонажей.
На каждый специальный экзамен (адаптированный том) приходится по 3 серии (исключение – 7.5 том), что нельзя назвать однозначно удачным решением. Например, первый экзамен «Зодиак» достаточно хорошо вписывается в рамки 3-х серий, тогда как по спортивному фестивалю авторы лишь пробежались, из-за чего многие аспекты истории получились скомканными, и хоть конечный результат такой же как в первоисточнике, но самому процессу, приведшему к этому результату, не уделено должного внимания и экранного времени. Возьмем все тот же спортивный фестиваль, как и в ранобэ нам показывают, что Рьюен не гнушается использовать грязные трюки для победы на экзамене, и как эффективна его грязная игра в отношении класса Хорикиты. Но в адаптации упущены какие-либо разъяснения на тему того, как именно все его противоречащие правилам действия так хорошо были реализованы и почему он не пойман за руку учителями. В первоисточнике же автор подробно расписал, что да как, выставив Рьюена не просто любителем прибегнуть к подобным методам, а достаточно продуманным в этом плане человеком, которого не так уж и просто уличить в нечестной игре.
Так, в аниме (как и в первоисточнике) показали, что во время спортивных соревнований Рьюен вывел из строя 2-ух ключевых игроков класса D – Судо и Хорикиту. Судо путем провокаций, а Хорикиту – преднамеренным столкновением с ученицей класса Рьюена. Касательного первого аниме ограничилось показом лишь двух провокаций: 1) когда Рьюен в толпе намерено наступил на Судо во время командной битвы за флаг; 2) когда команда Рюена била Судо во время кавалерийской битвы. Безнаказанность его действий объяснялась случайностью, имеющей место в такого рода соревнованиях, а также хаосом, творящемся на поле битвы. На этом все. Что было в первоисточнике: Рьюен на протяжении всего спортивного фестиваля так или иначе провоцировал Судо, то словесно, то применяя физическую силу, то нечестной игрой, и под действием накопительного эффекта Судо уже не выдержал, взбесившись и покинув спортивный фестиваль. В частности, было соревнование по перетягиванию каната, где команда Рьюена намеренно отпустила канат в середине схватки, чтобы соперники, в том числе Судо, свалились на землю. При этом никаких обвинений предъявить Рьюену не получится, ведь его команда, не выдержав напора оппонентов, просто «сдалась». После этого Рьюен бросал в их адрес колкие фразы. Кавалирийская битва также была представлена в ином виде. Так как суть состязания сводилась к стягиванию ленточки с головы лидера команды, Рьюен предварительно смазал свою ленту в воске для волос, дабы её трудно было ухватить, затем спровоцировал Судо, чья команда имело большинство, сразиться с ним в равной по численности команде. По итогу Судо проиграл, так как не удалось сорвать ленточку с головы Рьюена из-за её скользкости, сам факт жульничества раскрылся Судо и его команде, но жаловаться школе бесполезно, потому что Рьюен сразу по окончанию соревнования обмазал ленту в грязи, заметая тем самым следы. Все это кануло в Лету.
С Хорикитой и её падением тоже не все так просто. В аниме происходит столкновение Хорикиты и Киношиты (ученицы класса Рьюена) во время забега. Нам известно, что ситуацию подстроил Рьюен, но нет никаких подробностей как все это произошло и почему так сложно доказать невиновность Хорикиты. В ранобэ же все это проясняется следующим образом: во время забега Хорикиты и Киношиты последняя несколько раз звала Хорикиту по имени, чтобы та оглянулась и посмотрела на звавшую её соперницу. Лишь после этих действий происходит их заранее спланированное столкновение. Здесь же следует отметить, что происходящее зафиксировано камерами, а сама пострадавшая ученица является выдающейся спортсменкой из класса Рьюена (Хорикита, к слову, тоже достаточно спортивная, но в аниме эта деталь опущена). Дальше за кулисами Рьюен уже постарался над травмой своей одноклассницы, дав ей указание пожаловаться школе, чтобы выставить Хорикиту зачинщицей грязной игры. Итак, в данном случае трюк Рьюена достаточно хорошо просчитан: школа будет проводить расследование и искать виноватых, а доказать свою невиновность Хорикита не в силах, учитывая совокупность вышеупомянутых факторов.
Таким образом, в аниме баланс в методах Рьюена существенно смещен в сторону жестокости и насилия, что само по себе не так уж и плохо, но вот продуманности и расчета в его действиях стало значительно меньше, и это огорчает. Да и в целом, хотелось бы добавить ко всему прочему: аниме скупо на показ различных деталей, которые бы вносили большую ясность и логичность в происходящее.

Во-вторых, психологический накал и интеллектуальные игры определенно далеки от уровня первоисточника.
Что я имею в виду? Когда я читал ранобэ, где представлены хорошо прописанные и захватывающие диалоги, а повествование идет от лица сразу нескольких персонажей, передающее их мысли и чувства в определенный момент истории, я полностью погружался в атмосферу, в которой персонажи пытаются тактично и последовательно переиграть друг друга, умело ведут разговор и используют психологические приемы. В некоторых главах накал невероятно нарастал, и оторваться от прочтения было просто невозможно. К сожалению, ничего подобного при просмотре аниме я не испытывал, и дело тут не во вторичном опыте, получаемом от уже хорошо знакомой сюжетной линии, а в том как это преподнесено в адаптации (опять же упираемся в ее урезанность). К примеру, встреча-воссоединение Арису и Аянокоджи, поиск предателя в классе Рьюена, сливающего информацию Аяно, разговор Аянокоджи и классного руководителя Чабаширы после встречи с отцом ГГ – эти события в аниме действительно выглядят уныло в сравнении с тем, что происходило в ранобэ, где чувствовалось определенное эмоциональное напряжение в диалогах и действиях персонажей, вовлекающее тебя в историю сильнее.

В-третьих, пропуск 4.5 тома и плохая адаптация 7.5 тома в контексте выстраивания взаимоотношений Аяно и Кей.
В 4.5 томе имел место эпизод с бассейном, который был «успешно адаптирован» в первом сезоне и наполнен полной отсебятиной и фансервисом. В оригинале же Аяно и Кей встречаются у бассейна и ведут занимательную беседу, в котором они узнают друг о друге на толику больше, демонстрируя некоторые свои качества и делая определённые выводы о личности собеседника. Не буду углубляться в пересказ, но суть в том, что без этого промежуточного взаимодействия закладывание и налаживание их взаимоотношений в аниме воспринимается менее естественно.
7.5 том по большей части посвящен двойному свиданию, и его тоже решили впихнуть в этот сезон (хотя куда лучшим решением было сделать отдельно ову, а финальный эпизод целиком посвятить вырезанной части 7 тома с полноценным окончанием сцены на крыше и разгребанием вытекающих последствий). Конкретно здесь я недоволен следующим: не показали то, как хорошо Кей понимает Киетаку в тех или иных моментах (в ранобэ это отлично удалось передать в диалогах и мыслях персонажей), а также коверканием последнего диалога между ними, который обесценивает труды автора оригинала и выставляет Аяно как беспрекословно лишенного чувств, эмпатии и навыков «здорового» общения. Конечно, с большой долей вероятности авторы аниме сделали это намерено (в угоду целевой аудитории), дабы поддерживать образ бессердечного манипулятора, видящего в людях лишь пешек. Но правда в том, что это серьезно искажает реальную личность главного героя, создает о нем ложное впечатление. Об этом в следующем пункте.

В-четвертых, раскрытие Аянокоджи.
После просмотра 2-го сезона, пожалуй, у каждого, кто внимательно и вдумчиво читал ранобэ, должна была закрасться мысль: мне кажется или Аяно в аниме и Аяно в ранобэ – это 2 разных персонажа? Почему так получилось? В первую очередь, из-за отсутствия львиной части размышлений ГГ, нещадного множества порезанных диалогов и промежуточных взаимодействий с другими учениками. Таким образом, связь с ключевым персонажем теряется, и зритель постоянно остается в неведении его внутреннего мира. Все, что он видит, это полную эмоциональную отрешенность и ярко выраженный эгоизм в его поступках. Отсюда складывается тот самый образ, о котором я говорил чуть ранее. Проблема здесь кроется в однозначности заложенного создателями аниме образа. Черты его характера, которые бы его очеловечивали, делали живым персонажем со своими причудами (например, в 7.5 томе, когда на его голове скапливается снег, и он говорит, что это увлекательный процесс, а ощущение снега очень приятное) и проблемами (распишу дальше), попросту отсутствуют. В ранобэ этот персонаж представлен в совершенно ином свете. Он неоднозначен, и эту неоднозначность как раз таки создает противоречие между тем, что он говорит и тем, что он думает; тем, что он думает и тем, как он действует. Читателю сложно понять, искренен ли он в тех или иных моментах или нет, но определенные признаки того, что он руководствуется не только рационализмом, есть.
Помимо этого, Аянокоджи ещё и трагичный персонаж. Несмотря на все свои невероятные способности, он осознает свою неполноценность, называет себя «ужасным человеком». Почему? Он ненавидит, подчеркиваю, ненавидит собственное непобедимое бесчувственное «Я», взращенное его отцом, которого он даже за отца не считает, называя его «этот человек». Изменить себя, свой образ мышления и модель поведения, заложенные кем-то извне, не представляется для него возможным, так как привитые принципы берут над ним верх (это подтверждается словами о том, что ему так и не удалось покинуть Белую комнату, которые и в аниме прозвучали, но в максимально сжатой форме, плохо передающей чувства ГГ). Вероятно, он даже не применяет свои таланты в полной мере из-за своего отца, тем самым пытаясь отвергнуть его – человека, который только и видит в сыне «лучшее творение Белой комнаты», считая его своей собственностью.
Как уже упоминалось выше, нахождение и пассивность Аяно в этой школе обусловлены его желанием жить спокойной, мирной и обычной жизнью старшеклассника. Возможно, он хочет вернуть то, что упустил по причине своего длительного пребывания в Белой комнате. Но вопреки этому желанию он начинает что-то предпринимать, тем самым выделяясь, ещё до шантажа Чабашары, помогая своим одноклассникам, в частности Хориките. Так, может быть, он не такой плохой человек, каким себя считает? Может быть, его истинное желание состоит в чем-то другом? Оставлю это на ваше размышление. Добавлю лишь то, что мотивы его действий нельзя трактовать однозначно, а его личность определенно получает развитие на протяжении истории, за чем также интересно наблюдать (но аниме в этом плане не вывозит).
Итак, множество деталей ранобэ, которые делают Аянокоджи более притягательным персонажем, выброшены из тайтла, что не может не огорчать. Он гораздо больше, чем просто хладнокровный и расчетливый человек, каким его показывает аниме.


Итог: 7/10. Почему же такая высокая оценка при изрядной критике адаптации? Как ни крути, я изначально понимал, что удачно вместить весь материал в 13 серий невозможно, а само аниме воспринимал как бонус к любимой лайт-новелле, дающий возможность полюбоваться на интересные моменты истории в анимированном формате. Учитывая то, что в целом сюжет не шел вразрез с первоисточником (за исключением концовки) и с адаптацией основных моментов студия справилась неплохо (особенно порадовала нашумевшая сцена на крыше стройке), относительно своих ожиданий я остался удовлетворен. Будь я аниме-онли, скорее всего, оценка была бы выше, но, являясь фанатом серии ранобэ «Класс превосходства» (до сих пор с удовольствием читаю каждый новый том), ставить что-то выше 7-ки совесть не позволяет. Буду ждать 3-й сезон, который должен покрыть оставшиеся тома первого года обучения, наполненные интересными школьными событиями, сюжетными интригами и поворотами, с надеждой, что он будет лишен вышеупомянутых недостатков.

Спасибо всем, кто прочитал до конца!