Santiment
в сети: около 1 часа назад

Отзывы

Врата Штейна
12 / 30
АЙМУ МЭДО САЙЕНТИСТО!


Хэй! Приветствую всех на страницах моего отзыва. Я долго думал, стоит ли мне делать отзыв на аниме по Вратам. Я всё думал и думал... Ну и решил... А почему бы собственно не написать отзывы на все части Science Adventure? Идея мне показалась интересной, да и отзыв на Хэд я уже сделал, так что... В общем, в итоге я здесь. Что же, начинаем!

ВНИМАНИЕ! ИМЕЮТСЯ КАК МАЛЕНЬКИЕ, ТАК И БОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ НА АНИМЕ, А ТАКЖЕ НА ВИЗУАЛЬНУЮ НОВЕЛЛУ ПО ВРАТАМ ШТЕЙНА! Если что я вас предупредил. Также, стоит отметить, что этот отзыв является моим (почти) полноценным впечатлением и одновременно с этим является сравнением первоисточника с экранизацией, так что он будет длинным. И да, воспринимайте этот отзыв больше как рецензию, чем отзыв.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ТОЛЬКО СОБИРАЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ ИЛИ ОЗНАКОМИТЬСЯ С КАЛИТКОЙ, ЛИСТАЙТЕ В САМЫЙ НИЗ МОЕГО ОТЗЫВА, ТАМ БУДЕТ МОЁ КРАТКОЕ МНЕНИЕ.

Итак, сегодняшний наш пациент - Steins;Gate. В простонародье их называют Вратами Штейна. Самая известная часть в серии SciAdv, благодаря, по большей части, удачной экранизации. Прежде чем перейти к самой Калитке, хотелось бы немного окунуться в прошлое, чтобы объяснить своё знакомство с ней.

Как я и упоминал в своём первом отзыве, моей входной точкой в эту серию стал Chaos;Head. Поскольку это произведение произвело на меня достаточно сильное впечатление, я заинтересовался и остальной вселенной и её так скажем хронологией. И конечно же, мой взгляд упал на Врата, поскольку они считаются очень известными. Остальные аниме-адаптации по SciAdv, к сожалению, не блещут хорошим качеством и популярностью. Ещё хорошей экранизацией здесь является Steins;Gate 0, однако там куча своих нюансов. Но сейчас не об этом. Когда у меня было свободное время, я решил глянуть первую серию аниме и посмотреть, что из себя представляет эта история. Однако, после её просмотра я буквально почти ничего не понял. И я понимал, что мне нужно продолжить смотреть. Однако в итоге я отложил её просмотр и спустя какой-то промежуток времени (я не помню через сколько), мне захотелось ознакомиться всё-таки сперва с первоисточником, потому что у меня был ПТСР после осознания того, насколько были ужасны адаптации Хаосов. И, наученный горьким опытом, невзирая на высокий рейтинг адаптации, я погрузился в новеллу. А когда я закончил с ней, перешёл к аниме. И как это было? Сейчас разберёмся.

Steins;Gate. Вторая часть в серии Science Adventure. За планировку и написание концептов, как и ко всей остальной серии SciAdv, отвечает Чиёмару Шикура, он же исполнительный (а также музыкальный) продюссер серии и лирик, композитор главных тем. Главным сценаристом и писателем выступает Наотака Хаяси. Её действия разворачиваются через год после событий Chaos;Head.
Если так подумать, то S;G уже успели стать именем нарицательным. Если выходит аниме в жанре путешествий во времени, то чуть ли не в первую очередь их сравнивают с ними (по понятным причинам). Даже Голливуд собирался снять лайв-адаптацию по Калитке, но на данный момент информации ноль. Хотя, учитывая качество таких адаптаций, то по большому счёту и ладно.
Надо немного обмолвиться о том, что незадолго до релиза визуальной новеллы Steins;Gate, в свет выходит небольшая каноничная лайт-новелла Chaos;Gate, написанная Наотакой Хаяси, которая рассказывает о событиях C;H, точнее про один из её эпизодов, но с перспективы Аой Сены. Она, во время всего происходящего безумия в Сибуе, встречается с загадочным и странным человеком, носящим лабораторный халат. Он представляется как некий безумный учёный Хооин Кёма... и... Что ж. Эта история познакомит нас поближе с этим героем.

О чём собственно сюжет? Итак, история нам повествует о Окабе Ринтаро (a. k. a. Хооин Кёма). Вместе со своими друзьями Шииной Маюри и Итару Хашидой они создают «Лабораторию Гаджетов Будущего», которая лаборатория конечно лишь на словах. Ведь их «гаджеты» создаются из прикрепления подручного хлама к другому подручному хламу. На самом деле некоторые их изобретения могли бы быть полезными, если бы они их тщательно доработали, но энивэй. И вот, спустя определённый промежуток времени, ребята создают свой 8-ой номерной гаджет «Мобиловолновка (название временное)». Суть этой микроволновки в том, что она способна работать дистанционно. Поставил ты туда перед уходом, к примеру, суп и ушёл на работу или в школу. А возвращаясь, ты можешь её активировать, и когда ты придёшь домой еда будет успешно подогрета. Звучит даже прикольно. Однако их Мобиловолновка (название временное), по итогу, работает очень странно. То диск не в ту сторону крутится, то странное явление желефикации… И вот уже главный герой вместе с Маюри отправляется на презентацию Доктора Накабачи в здании Радио Кайкан, на которой должны были рассмотреть возможности путешествий во времени. За время своего пребывания, он встретит там странный спутник, стоящий на крыше здания. Также познакомится с девушкой – гением Макисе Курису, которая расскажет ему странную новость; Окабэ видел её уже несколько минут назад, и он явно хотел ей что-то сказать. Главный герой, ничего не понимая, отшучивается и уходит от неё. А чуть позже, услышав загадочный крик на одном из этажей здания, он встречает уже мёртвую Курису, лежащую в луже собственной крови. Окабэ, уже во второй раз ничего не понимая, уходит с места преступления. Пока он идёт обратно, решает написать Дару (Итару) об этом убийстве. И отправив это сообщение… Что-то происходит. Люди рядом с ним исчезают и из здания Радио Кайкан, в котором он буквально только что был, почему-то торчит спутник, а Курису… Она жива? Так стоп.

Сюжет. Как понятно из моего синопсиса, да и описания с сайта Шикимори, Steins;Gate – история о путешествиях о времени. В прочем в этом лишь доля правды. Тут скорее принцип изменения прошлого без физического вмешательства в него. Да, тут есть и Машина для Прыжков во Времени, да и в конце Окабэ явно предстоит совершить что именно есть «физическое путешествие во времени». Однако акцент сосредоточен по большей части на первом варианте. Что по моему личному мнению интереснее более привычных способов путешествий во времени.

Композиция истории. Ходят слухи (не то чтобы это и слухи), что сюжет Врат Штейна довольно нудноват. Если выразиться более точно, то конкретно первая половина сюжета. И, что ж, в этом действительно есть доля правды. Однако именно благодаря такому началу, сюжет Врат Штейна в буквальном смысле делится на до и после. Первая серия аниме (или пролог в новелле), это скажем так заготовка на будущее. Именно здесь взводятся так называемые «Чеховские ружья». Начиная с 1 главы новеллы, само повествование замедляется и лишь моментами будет напоминать нам, что «что-то происходит или что-то вот-вот собирается произойти». Так что вся первая половина сюжета – это большой задел на будущие события; знакомства со всеми основными действующими лицами, их взаимоотношения и т.д. Ну и конечно же достаточно большое количество научных лекций, дискуссий (о чём мы ещё поговорим). В общем, эту часть можно охарактеризовать как повседневную жизнь героев, которые пытаются разобраться со своим новоиспечённым гаджетом, попутно общаясь как с давними, так и с новыми товарищами.
Вторая часть сюжета является неким результатом тех действий, что произошли ранее. Её можно назвать кульминацией истории. Само повествование становится больше направленным на экшен составляющую. Повседневности становится гораздо меньше и больше времени начинает отводиться под основной замес. И, собственно, даётся представление о происходящем в целом.
Впрочем, ответы на самые главные вопросы, касающиеся основного сюжета, мы получаем в 23-24 сериях (переводя на новелльный язык – истинная концовка). Это условно третья половина сюжета, хоть это и не половина вовсе, а скорее третья часть. Именно здесь выстреливают те самые «Чеховские ружья», заготовленные чуть ли не с пролога.

Моё мнение (новелла и аниме). Я наверное выскажу не особо популярное мнение, однако мне действительно понравилась первая половина. Меня заинтриговал пролог и я действительно читал весь этот сыр-бор с неподдельным интересом. Но стоит признать, что поначалу мне было тяжеловато читать всё это. Много текста, много всякой научной информации, заговоров, однако действий как таковых по минимуму. Но как уже было упомянуто выше, всё сильно меняется после смерти Маюри. Ты всё читаешь и читаешь, одновременно пытаясь разобраться во всём происходящем. И… Ох, сколько ещё здесь предстоит сюжетных поворотов... Но я бы не хотел затягивать свой и без того длинный отзыв, поэтому перейдём к основному.
Как я упоминал ранее, мне действительно понравилась первая половина. Да, по началу я её недооценил, поскольку она казалось мне нудноватой - в ней было очень мало какого-либо экшена. Однако, полностью познакомившись со всей историей, всё это начало кажется таким… Привлекательным. Видеть, как все герои расслабляются и веселятся в лабе, проводят свои эксперименты, забавные перепалки с той же Курису, ну и конечно немного конспирологии… Это всё кажется таким приятным и родным сейчас. Поэтому, хоть и не сразу, но я получил большое удовольствие от первой части сюжета. Тем более, что без такого начала, вторая часть возможно бы так сильно и не завлекла бы читателей и зрителей.
Вторая половина оказалась, без преувеличения, крышесносной. Само настроение произведения становится более серьёзным, экшена становится больше, как и печали из-за безысходности происходящего. Понятное дело, что такой поворот событий застал меня врасплох. Я читал и читал, читал и читал… И не мог остановиться. История, как говорится, затянула меня с головой. После весьма нерасторопного начала и приятных времяпрепровождений в лабе, это было как настоящее откровение.
Ну и самый конец. Это… Было что-то. Сколько всего навалилось за эти несколько часов. Начиная тем, что мы узнаём всю «правду» самого начала. А последняя сцена встречи Окабэ с Курису… Это было неописуемо. У меня создалось этакое чувство завершённости. После такой истинной концовки, я был в слегка поникшем, но в хорошем смысле настроении.
В общем и целом, мои впечатления от сюжета визуальной новеллы оказались крайне положительными. История о ребятах, которые создали машину для отправки сообщений в прошлое из микроволновки, оказалась не на шутку интересной. Да, поначалу вас возможно и не затянет происходящее. Ведь самое начало начинает само по себе интриговать и вы, конечно же ожидаете, что и вся сюжетная линия будет размусоливать и давать ответы на вопросы. Что по факту так и есть, однако самое то интересное нам так и не расскажут до самого конца, причём истинного. То есть в начале нам дают затравку, а дальше темп резко замедляется, давая время на всю эту химию между персонажами, научную составляющую, эксперименты, поиски IBN5100 и т.д. Однако, я считаю в этом огромный плюс этого произведения. Именно из-за такого начала, все последующие события будут казаться такими клёвыми. Но да. Если вы не втянулись в самые первые главы, то боюсь вы не получите самого наилучшего опыта в ознакомлении с этой серией. Они хорошо нам представляют персонажей, а без этой «прелюдии» всё остальное бы не воспринималось так, как оно по итогу воспринимается. Поэтому, мне очень понравилась вся эта катавасия. Я не скучал и мне было интересно проводить время за её чтением.
Что касается аниме-адаптации… На самом деле всё то, что я сказал ранее, также характерно и к ней. Однако с некоторыми оговорками. Во-первых, лично мне кажется, что первые серии адаптации оказались более тяжёлыми для просмотра, чем эти же события в новелле, даже несмотря на то, что в новелле как такого контента было больше. Скорее всего (хотя скорее так и есть), это связано с палитрой и самой рисовкой аниме. Видите ли, общая картинка и цветокор здесь не блещут яркими цветами. Как таковых оттенков тут не то чтобы много, в основном здесь всё обставлено в более блеклых тонах. Таким образом, к примеру, создавалось ощущение палящего солнца, что очень хорошо вписывалось в летний антураж истории. Такое визуальное решение создаёт ощущение кинематографичности, хоть и не всегда в хорошем смысле. Потому что из-за такой не особо выразительной картинки, меня лично немного утомлял просмотр серий, а с учётом того, что начало Steins;Gate не особо расторопное, то возникало ощущение, будто я прохожу через непроглядные леса Амазонки. Хотя далеко не всё так плохо. На самом деле к такой картинке по итогу привыкаешь, особенно ко второй половине. Не говоря уже и о том, что аниме изобилует всякими приятными визуальными эффектами. К примеру, различного рода 25 кадры или момент из 11 серии (если я не ошибаюсь), где Окабэ бежит обратно в лабу после получения сообщения угрозы от СЕРНа. И в этом плане аниме-адаптация справляется на ура. Такого рода моменты действительно лишь добавили атмосферы к самому произведению. Но всё-таки кое-что остаётся неизменным. Начало будет смотреться тяжеловато. Впрочем, даже такое не помешает насладиться этой историей, особенно если вы не будете настраивать себя заранее на «завышенные» ожидания.

Концепт.Мировые линии В основе Steins;Gate лежат путешествия во времени. Впрочем, как я и говорил в начале, в этом лишь доля правды. Самый большой акцент здесь делается на концепте мировых линий. Концепт сам по себе очень интересный. Мировые линии, которые ставятся в противовес известной многомировой интерпретации чувствуется на удивление свежо. Особое внимание заслуживает то, что здесь на каждое действие, найдётся своё противодействие. Существование конвергенции, которая буквально тебе не даёт изменять всё подряд. Смена полей аттракторов тоже дело не простое и возможна лишь в крайних случаях. Да и банально сам факт того, что изменение мировой линии с целью что-то улучшить не всегда приводит к однозначно хорошему результату. Всё это создаёт какое-то чувство бессилия перед самой вселенной, ощущение того, насколько ты мал в масштабах всего мира…

Телефонный триггер.(VN) Теперь касательно визуальной новеллы. Как я и говорил ранее, во вселенной SciAdv существует уникальная система выборов, названная «триггерами». Во Вратах перед нами предстаёт «Телефонный Триггер», позволяющий нам пользоваться телефоном Окабэ. Введён этот триггер не случайно, так как телефон, с учётом здешней специфики махинаций со временем, является неотъемлемой частью всего происходящего. С его помощью, мы собственно и будем всячески взаимодействовать с этим миром. Также стоит отметить, что достать наш телефон мы можем почти в любой момент истории. Будут исключения, но в остальное время телефон – наш (не)надёжный друг и напарник. У него достаточно много возможностей, но самые основные это отправка сообщений и звонки.

Концовки.(VN) Как раз-таки благодаря «Телефонному Триггеру», мы сможем выходить на концовки. Много о них писать не буду, ибо они представляют собой просто приятный бонус в первоисточнике. И к адаптации они в общем то отношения не имеют. Хотелось бы только отметить, что в целом все концовки весьма добротные. Единственная концовка, которая мне не особо понравилась, это концовка Рукако (прости Рукако). Достаточно занимательными оказались концовки Сузухи и Фейрис, а концовки Курису и Маюри являются взаимоисключающими и от этого одинаково ценными.

Персонажи.Окабэ Ринтаро. Главный герой этой истории. Если говорить честно, то поначалу мне этот персонаж не понравился. Но вы уж меня поймите: до этого я читал C;H, в которой MC представлял собой достаточно жалкое зрелище (хотя, как мы знаем, это было только на руку самой новелле) и когда я увидел гг Калитки я такой: «Ага, снова какое-то чудо-юдо, только на этот раз чунибьё». Хотя не спорю, его «Альтер эго» было достаточно забавным и на самом деле даже не бесило. Впрочем, я не ощущал привязанности к нему, поскольку Хооин был несерьёзен (зачастую) и мне хотелось увидеть его более серьёзную сторону. Чего я, к слову, дождался. Однако пройдя весь этот путь, я осознал то, что мне неиронично нравится Окабэ. Он харизматичный, забавный. Вроде ведёт и выставляет себя клоуном, но очень ответственный, в нужных моментах серьёзный и сопереживающий человек. Он действительно заботится о своих друзьях и всегда хочет лишь добра для них. По итогу, стал одним из любимых героев как и в этой вселенной, так и в целом.

Макисэ Курису. Она точно девочка-гений? Мне кажется, что она девочка-вор. Ведь как тогда объяснить кражу моего сердечка этой мадемуазелью? Ладно-ладно. Прикольная, забавная, иногда импульсивная (слегка цундерная), но в нужные моменты серьёзная и рассудительная. Это тот человек, который всегда протягивал руку помощи Окабэ, когда ему было тяжело. Это тот человек, который поддерживал нашего героя на протяжении всего этого тернистого пути… И это тот человек, который всегда был здесь. В целом, я уже описал моё мнение об этом персонаже. Единственное, что ещё хотелось бы отметить – потрясающий дуэт с Окабэ. Серьёзно, они друг-друга стоят.

Шиина Маюри. Подруга главного героя и по совместительству самая невинная среди всех персонажей Врат. Хоть она и не шибко умная, должен отметить, достаточно проницательная и самая… эмпатичная, что ли? Чем дальше двигалась история, тем больше я её начинал любить. И хоть она явно не мой самый любимый персонаж, не могу отрицать некие тёплые чувства к Маюри, которые сложились у меня во время просмотра и чтения.

Хашида Итару a. k. a. suppa hakka. Как говориться: «Всем бы такого друга…». Ну, а если серьёзно, то он мне понравился. Смешной и надёжный друг, так ещё и отличный хакер. А ещё с ним можно обсудить культурный контент. Немного со своими тараканами в голове, но когда надо он возьмёт быка за рога. Мне он понравился, хотя честно, мне понравилось его развитие в Нулёвке, о чём мы поговорим как-нибудь потом…

Второстепенные персонажи. На самом деле я бы не считал их таковыми, потому что их я считаю почти что равноправными главными героями и хоть им уделено чуть меньше внимания, но тем не менее они являются неотъемлемыми участниками истории. Сузуха, милая девушка-генки, которая в один миг может стать серьёзной и бдительной. Рукако… Шутить не буду, так как шутка заезжена. Просто милый и ответственный парниша, который восхищается гг, который когда-то спас его. Фейрис, которая идеально сочетается с Окабэ как пара носков из-за своих чунибьё выходок. Да и просто милая горничная… А, ну и фанатка PHANTASM’а кстати. Моэка, которая всегда ведёт себя отстранённо и зажато, но тоже обладает своей нелёгкой историей, из-за чего её даже становится немного жаль. Однако характер Моэки с каждой частью, включая дополнения, будет улучшаться и дополняться, поэтому о Моэке мы подробно поговорим уже в отзыве на Нулёвку.

Музыка. Эх, музыка в серии SciAdv – это услада для ушей. Начнём с саундтреков. За саундтреки отвечает Такеши Або. Он также делал саунды и для Chaos;Head’а (и для других частей серии). Однако в отличие от Chaos;Head’а, все саундтреки на этот раз делал только Або Такеши, что обозначило его как несменного композитора серии. Сами саундтреки звучат атмосферно и так скажем «кустарно». Даже можно сказать обладают неким ретро-стилем, что под стать самой истории с людьми, которые изобретают всякое барахло в тесной, забитой таким же барахлом, комнатушке. Мне тяжело выделить конкретные саундтреки, но вот тут есть примеры саундтреков (из новеллы):

youtube
youtube


В аниме добавили много новых саундтреков, а некоторые переаранжировали. Саундтреки (почти) перестали создавать ощущение чего-то кустарного из-за изменённой подачи повествования. Хотя не совсем, но тон заметно сменился. В аниме с саундами Або Такеши помогал Дзюн Мураками. В аниме остались саундтреки и из новеллы, но в основном в аниме проигрываются «уникальные» саундтреки. Вот примеры:

youtube
youtube

Если говорить о песнях, опенингах и эндингах, то из эндингов мне очень нравится песня PHANTASM’а «Preghiera no Tsukiyo ni» (эндинг с PSP версии). Лично мне она больше нравится чем «Unmei no Farfalla», но это дело вкуса. «Another Heaven» как эндинг тру рута оказался отличным, но «GATE OF STEINER» из Нулёвки, «Desire Blue Sky» из Хэда и тем более «Silent Wind Bell» из Чайлда мне понравились больше. Но тем не менее это отличная песня.

youtube

«Hacking to the Gate» оказался хорошим и запоминающимся опенингом, но лично мне больше зашли опенинги из новеллы, в частности «Sky-Clad Observer» и «Hisenkei Jeniakku». Скажу спасибо за эти прекрасные песни Канако Ито и Чиёмару Шикуре.

youtube

Плюсы и минусы адаптации. Очевидно, что не во всех моментах адаптация оказалась лучше первоисточника. В целом редко когда удаётся сделать экранизацию лучше первоисточника, но тем не менее.

Плюсы (на фоне новеллы).
+Несомненный плюс аниме, это хорошая режиссура. Об этом я уже говорил в одном из пунктов, повторятся не буду. Спасибо Хироси Хамасаки;

+Аниме хорошо уложилось в 24 серии. Многое что пропущено, о чем поговорим мы в следующем пункте, но сам сюжет передан на отлично. Примером может послужить обрезанный рут Фейрис, который был значительно меньше, чем оный в новелле. Однако в любом случае это не сильно режет тебе восприятие, так что это урезание в общем и целом терпимое.
+Банально лучшее качество экранизации на фоне остальных экранизаций серии SciAdv.

Минусы (на фоне новеллы). Вот тут придётся заостриться повнимательнее.

-Почти полное отсутствие отсылок на другие части серии SciAdv. В аниме были вырезаны почти все отсылки на Chaos;Head.
В аниме напрочь отсутствуют отсылки на: упоминания землетрясения в Сибуе, упоминание Окабэ «Безумия Нового Поколения», геро-жабки, упоминания певицы FES Фейрис и её концерт на джамбатроне и т.д.
. Насколько я помню, в аниме только одна отсылка была, когда Дару упомянул в мейд-кафе про главного героя Хэда. Но самое главное, это полное отсутствие упоминания главного злодея серии – Комитета Трёхсот. То есть нам только показали СЕРН как злодеев, хотя они лишь пешки и это лишь одна из дочерних компаний Комитета. Это максимально странное вырезание. Особенно учитывая, что им ничего не мешало поставить на фон данный референс (к примеру, на @chan);

-Вырезаны моменты, в которых объяснялись принципы работы машины для прыжков во времени и мобиловолновки, а это и полное вырезание объяснения технологии Visual Rebuilding, которая кстати тоже перекочевала из Хэда
Именно эта технология послужила основой для Ноя
. Лекция с Курису попала тоже под нож. Объяснение мировых линий и полей аттрактора тоже оказались скудными. Как минимум половина людей, посмотревших аниме, не знают и не догадываются, что мировые линии не существуют параллельно и то, что Альфа и Бета далеко не единственные поля аттрактора. Всё это проблемы обрезанного и упрощённого объяснения Сузухи.

Итог. Мнение. Итак, что можно написать про Калитку? Мне очень понравилось, правда. Это было увлекательное путешествие, которое несмотря на общую затянутость в начале, не испортило мне впечатление. Это явно того стоило, а концовка в целом оставила лишь положительные впечатления и радость. Аниме, конечно, будет менее информативным, да и в целом я бы всё-таки отдал бы большее предпочтение новелле. Однако аниме получилось отличным и несмотря на его недостатки, сама история была передана на отлично и на фоне остальных адаптаций серий, выглядит выигрышно во всех аспектах. Однако аниме не достаёт нескольких важных, по моему мнению, компонентов. В аниме пропущены многие научные объяснения, дискуссии, из-за чего аниме я в гораздо меньшей степени могу назвать сай-фаем (сюда входят и объяснения работы мировых линий, которые в аниме объяснены поверхностно). Отсутствуют упоминания главного антагониста серии – Комитета 300, ровно как и отсылки на первую часть серии – Chaos;Head.
Если вы хотите ознакомиться с аниме, то смело смотрите и решите сами для себя, подходит ли оно вам или нет. Готовьтесь к тому, что скорее всего начало будет смотреться (или читаться, в зависимости от того, что вы выберете – новеллу или аниме) тяжковато. Однако я считаю, что надо дать шанс этому произведению. Начните смотреть, а там уже видно будет. А если вы уже ознакомились с аниме и хотите больше контента или вы хотите познакомиться со вселенной Science Adventure получше, смело читайте Steins;Gate. Это потрясающая история о науке, людях и судьбе как таковой. Читайте или смотрите, а я за сим откланиваюсь.


Оценка аниме: 9/10
Оценка новелле: ~10/10


P. S. Этот отзыв я написал ещё полтора года назад, так что он получился наверное слегка сумбурным. Именно поэтому я его отредактировал, если это можно так назвать. Следующий отзыв на Нулёвку будет «свежаком», поэтому он по идее выйдет лучше, чем этот. Просто он валялся на компьютере и мозолил глаза, вот и решил, «чего добру пропадать-то?», ну и выпустил. Надеюсь, кому-то он хоть понравится…

Эль. Псай. Конгури… Кхм-кхм… Эль. Псай. Конгру.
Вершина хаоса
20 / 20
ЭТИ ГЛАЗА, ЧЬИ ЖЕ ОНИ?


Всех приветствую на просторах моего отзыва. Сразу хочу сказать, что мой отзыв будет являться обзором самой франшизы и собственно отзывом в привычном его понимании. Делаю я это для того, чтобы лучше передать мои мысли... Ну и в большей степени потому что мне такой формат больше нравится):evil:
А и ещё в своём отзыво-обзоре я буду сравнивать аниме-адаптацию и первоисточник - визуальную новеллу. Поскольку конкретно про аниме будет очень тяжело говорить без него. Ладно, вода закончилась... у меня в кружке, поэтому пойду наливать. Дальше пойдёт много букаффок.

Предупреждаю! Имеются спойлеры как к аниме так и к визуальной новелле по Хэду.

Итак, Chaos;Head. Истоки всей истории вселенной Science Adventure и по совместительству её первая часть. Действия разворачиваются в 2009 году, т.е. за год до событий многими любимой Steins;Gate. Своё ознакомление с этой вселенной в принципе, я начал именно с неё. Перед самим отзывом, хотелось бы кратко объяснить, что такое SciAdv, какие особенности в этой серии и т.д.
Science Adventure - вселенная, созданная совместными усилиями двух студий - Nitro+ и 5pb (известная сейчас как MAGES.). И главной фигурой всего этого стал Чиёмару Шикура. Собственно он и является создателем всей этой движухи. Так вот, вся вселенная основана на различных теориях заговора и в частности так называемого "Комитета Трёхсот", который управляет миром из тени. Собственно, в 1992 году вышла книга "Комитет 300. Тайны мирового правительства" за авторством Джона Колемана на которой и базируется Комитет из этой вселенной.
Особенностью этой вселенной является знак ";", разделяющий название серии на две части, где первое это название самой линейки серии, а второе это название конкретной части. Также, под каждым названием части существует цитата, которая по сути является кратким и чуть более замудрённым описанием всего сюжета. К сожалению, не во всех аниме-адаптациях они присутствуют. Ну и собственно вишенкой на торте является уникальная система выборов в новеллах этой франшизы. Так называемая "Система Триггеров". В Chaos;Head присутствует система "Delusion Trigger", основывающаяся на попытках главного героя Такуми уйти в иллюзию. В такие моменты нам будут предложены выбрать либо позитив, либо негатив, либо ничего и в итоге оставаться в реальности. В целом, система очень прикольная. Иногда даже бывают случаи, когда становится непонятно, реально ли то, что мы видим или нет. К сожалению, сам триггер никак не разветвляет историю. Разве для достижения одной из концовок, где нужно будет выбрать определённые триггеры определённым образом. С другой стороны, в Chaos;Head NoAH (расширенное издание оригинальной новеллы. Пока что не вышедшая на ПК, онли консоли) триггеры стали иметь чуть больший вес в истории.
По триггеру уже можно догадаться, на что делает уклон и на чём основывается серия Хаосов. На заблуждениях, иллюзиях. И тут мы переходим непосредственно к произведению.
Честно говоря, я начал своё знакомство именно с аниме и даже на тот момент (2017~18) не сказал бы что оно мне понравилось. Сумбурный сюжет, очень странная концепция и непонятные действующие лица, которые вроде как есть в сюжете, но абсолютно никак не запомнились и появлялись буквально раз в серию. В общем, забыл бы я так про него, если бы на ютубе не напоролся на прохождение новеллы. Немного посмотрел, а потом в итоге сам её прошел и получил гораздо больше эмоций, чем при просмотре адаптации. Даже несмотря на то, что аниме я смотрел, новелла ощущалась по другому и в гораздо более лучшую сторону.

Сюжет. Конечно же новелла смотрится выигрышно в этом плане. Гораздо больше информации о мире, о в персонажах и за счёт глоссария (словарика), можешь узнать много чего интересного, как о мире игры так и на реально существующие термины и события. Сам сюжет тоже интригует и имеет кучу сюжетных поворотов. Конечно, он более специфичен, чем сюжет тех же Врат (кто смотрел или читал, тот поймёт), но вкупе со своей атмосферой, получается интересная история, держащая тебя за... ну это... причинное место, до самого конца. Хотя, меня лично по первой удивили иллюзорные мечи, механику которых рассказывали на основе существующих научных терминов. Я не считаю это минусом, но это несколько шокирующе, как они смогли до этого додуматься.
Атмосфера. Что-что, а атмосфера самой новеллы очень крутая. Какой-то хиккан живёт на крыше в контейнере (японский карлсон лол) полностью оторванный от реальности и презирающий настоящий мир с постоянной паранойей, что за ним кто-то наблюдает. А тут ещё в его районе (в Сибуе) происходят очень жуткие убийства (Инциденты Нового Поколения) от описания которых даже противно и плохо становится. И всю эту информацию он узнаёт в пустом и тёмном контейнере, в котором нет никого кроме него, а единственным источником света является монитор компьютера. И сами триггеры тоже играют большущую роль в атмосфере, ведь показывают психическое здоровье главного героя. С ним кстати всё очень плохо:lol:. И как я уже упомянул бывает такое, что даже становится непонятно, это иллюзия Такуми или всё-таки реальность? Этим диссонансом новелла создаёт ещё больший интерес для чтения, поскольку такие моменты очень ярко показывают то, что сам Такуми уже перестаёт отличать реальность от выдумки и едет крышей всё больше и больше.
Музыка. Конечно же, в формировании атмосферы большая роль отводится именно музыке. В новелле с этим точно проблем нет. Саунды за авторством Або Такеши и Исоэ Тошимичи как нельзя лучше подходят к окружению. Многие из них очень часто слушаю. Здесь есть как весёлые и грустные саундтреки, так и жуткие и очень стрёмные. Только зайдя в главное меню новеллы можно испугаться из-за ost'а "Silence", а конкретнее из-за его резких звуков, особенно если у тебя колонки на громкую выставлены. Да и помимо главного меню во время самого прохождения новеллы хватает и других пугающих саундов, по типу: "Mysterious", "Fear", "White Out" и др. Впрочем, более спокойных ost'ов здесь тоже в достатке. Моим фаворитом пока что является саундтрек "SHIBUYA", хорошо передающий мистику и всё, что происходит в одноимённом районе. В общем, музыку в Хэде слушать одно удовольствие.
Кстати, к слову, в аниме-адаптации полностью отсутствуют ost'ы из новеллы. Там все саундтреки абсолютно новые. Но если честно, зацепили они меня гораздо меньше чем аналоги из первоисточника. Хотя, парочку может быть и приглянулись.
Персонажи. Вот тут всё несколько неоднозначно. Проблема в том, что весь Chaos;Head фокусируется по сути на одном человеке, Нисидзё Такуми. На человеке очень социофобном надо сказать. Он не хочет ни с кем пересекаться и разговаривать. И по сути общается он только со своими согильдийцами в игрушке ESO и то, только собственно в самой игре через переписки. А все остальные персонажи в общем-то чувствуются больше как массовка, а не как полноценные персонажи (однако этот момент исправляет NoAH версия). Более-менее ещё свою роль сыграет Сакихата Рими. Добрая девочка, позитивная. В общем в большей степени играет роль лучика света для Таку в этом жесткоком мире и пытается его отгородить от всего этого безумия. Стоит и отметить хоть и не совсем полноценного персонажа, но тем не менее важного в понимании личности Такуми. Собственно тульпа главного героя - Сейра. Вообще, это персонаж из любимого Таку аниме "Blood Tune" (аниме, внутри самой франшизы). И он очень любит представлять Сейру в своих иллюзиях и называет её своей женой. И в критические моменты, когда Такуми становится страшно или он боится что-либо сделать, она ему в его фантазиях (а может и не в фантазиях. Тут уже рил шизофрения начинается) говорит не делать то, что будет приносить ему боль и иди-ка ты лучше играй в игры и смотри аниме, а о реальном мире не забивай голову. То есть да. По сути, как я считаю, Сейра - вторая трусливая личность гг, которая хочет себя изолировать от всего происходящего в реале и забить на все проблемы и Инциденты. Собственно, обсудив Сэйру, я объяснил и Такуми. Он весьма неприятный и бесячий тип. Моё уважение сейю Такуми, его озвучивать наверное было очень тяжело:ololo:. Собственно, многие могут бросить новеллу тупо из-за очень бесячего гг. Хотя мне наоборот было забавно за ним наблюдать. То ещё зрелище.
Ну и хотелось бы упомянуть конечно ещё одного перса, это Кисимото Аясэ, она же FES из группы PHANTASM. На самом деле прикольный персонаж с какими-то странными замашками чунибьё на некоего злого короля Гладиула и чёрных рыцарей. Довольно занимательно. Да и её песни я тоже иногда слушаю. В прочем, FES и её группа встретится нам ещё и в следующих частях серии.
Аой, Кодзуэ, Нанами и Юа тоже неплохие персонажи, но не вызвали прям какого-то ажиотажа. Но всё же стоит поблагодарить Аой за научные объяснения, Нанами и Кодзуэ за порцию стекла, а Юа за шизу.
В общем персонажи добротные, но в целом сюжет фокусировался в большей степени на то, что творится в голове у Такуми.
OP и ED. Что в новелле, что и в аниме просто потрясающие опенинги и эндинги. За это стоит поблагодарить в большей степени Канако Ито. И Чиёмару за написание композиций и лирики к ним. Тут даже нечего сказать... всё на высшем уровне:thumbup:.
Аниме. В общем, аниме очень плохое. Приличное сокращение сюжета новеллы. Причём, что очень огорчило меня дополнительно, так это то, что начиная со второй половины, адаптация начинает очень сильно своевольничать и создавать местами очень "кринжовые ситуации". Персонажи какие-то ну вообще никакие. Такуми себя ведёт как-то более типично, чем в новелле. И в целом, никакого ощущения погружения. Тебя просто пихают в сюжет на котором усидят немногие. В общем, вердикт.

Оценка новелле 8.5/10
Оценка аниме 3.5/10
Аниме не рекомендую смотреть вообще. Лучше потратить больше времени и почитать новеллу, чем обрезанный кусок сюжета с изменённым непонятно в угоду чего, сюжетом.