Sardonics
в сети: 1 авг. 2024

Отзывы

В конечном счёте я стану твоей
10 / 33
Под катом огромный текст. Прошу прощения, но короче не сказалось. В тексте четыре части.
1. Про календарь в тайтле.
2. Про цветочную символику.
3. Про связь с принципами японской эстетики.
4. Про завершенность тайтла.

Александр Сергеевич Пушкин писал, что время в «Евгении Онегине» рассчитано по календарю. То же самое можно сказать о Yagate Kimi ni Naru. События тайтла узнаваемо привязаны не только к событиям японского учебного года, но и традиционного японского календаря. Для некоторых серий можно буквально определить день, когда они происходят.
Сюжет  сезона умещается в промежуток примерно от 20 апреля до примерно 20 августа.
Для начала определимся с годом. В этом нам поможет календарь, висящий в комнате Юу Който. В начале 3-й серии он показывает май. В японских календарях первая колонка календаря обозначает воскресенье. Мы видим, что воскресенье падает на 6-е мая. Еще раз этот календарь мы видим на 14-й минуте 10-й серии, когда он показывает август, и там первое воскресенье месяца падает на 5-е число. Это могло быть теоретически в 2007, 2012 и 2018 году, когда вышел тайтл. 2007 год отбрасываем по очевидным причинам (например, уровню гаджетов, используемых персонажами). За 2012 год говорит тот факт, что манга Yagate Kimi ni Naru начала выходить в 2015 году. Однако если мы посмотрим в мангу в те моменты, когда в аниме демонстрируются календари, мы увидим, что ничего подобного там нет. Опираясь на известный факт, что книга и фильм, поставленный по книге, это разные произведения (возьмем для примера хотя бы «Игру престолов»), сделаем вывод, что наиболее вероятный год действия тайтла именно 2018-й.
События 1-3 серии происходят между примерно 20 апреля и 7 мая (эта дата помечена в календаре Юу как день ее выступления с предвыборной речью) . Начало следует отсчитывать от факта, что Юу признались в любви в день окончания средней школы (это пятница третьей недели марта, стало быть, в 2018 году это либо 16, либо 23 марта в зависимости от того, как отсчитывать третью неделю марта – полную или неполную), и с тех пор прошел месяц.
4-5 серия - в промежутке от 7 мая до конца месяца. В японских школах в конце мая проходят промежуточные экзамены, и герои готовятся к ним.
6-7 серия - это первая декада июня: с 6-й серии Юу и ее одноклассники начинают носить летний вариант школьной формы. Переодевание в летний вариант в Японии обычно происходит с 1 июня. Почему Тоуко и Саяка не делают этого сразу, не знаю, возможно, школьные правила для разных классов имеют свою специфику. Начиная с 7-й серии на летнюю форму переходят все персонажи.
Даты 8 серии можно определить по косвенным признакам, но довольно точно. Это 10-11 июня. Июнь в Японии это сезон дождей, или цую (байю). Именно в этот период цветут гортензии, и ими принято любоваться. Конкретно 11 июня отмечается так называемый «День зонтика», и, рискну предположить, как раз тогда и происходит прогулка под дождем .
9 серия посвящена спортивному празднику. Это не только локальное событие. Это так называемый Тайкусай – спортивный фестиваль, который происходит в школах по всей Японии. Надо заметить, что в Японии есть День Спорта, который отмечается в октябре, но спортивные фестивали происходят в школах также и в мае-июне. Основываясь на некоторых данных в Интернете (блоги школ и школьников), можно отнести события в серии к периоду между 15 и 20 июня.
В 10 серии героини вешают тандзаку (листочки с пожеланиями) на дерево. Значит, серия начинается 7 июля, когда отмечается праздник Танабата, с которым и связана эта традиция. Тоуко переживает, что Юу избегает ее , и получается, что действительно это так, ведь со спортивного фестиваля прошло больше 2 недель. В конце серии героини уже на каникулах, значит, после 20 июля (конец триместра).
11-12 серии (театральный лагерь) происходят в начале августа, точнее 3-5 августа, это видно по календарю Юу Който. При встрече Юу говорит, что они с Тоуко не виделись 10 дней (очевидно, отсчитывая от конца учебного года).
13 серия начинается во время праздника Обон (поминовение усопших), то есть 13-15 августа. В дальнейшем об этом празднике говорят как о недавно прошедшем. Поскольку учебный год явно еще не возобновился, можно уверенно отнести окончание тайтла к 20-25 августа.
Спасибо за прочтение!
В следующей заметке я напишу о цветочной символике в опенинге.

***
Любой опенинг имеет ряд очевидных функций:
  • создание нужного эмоционального настроя;
  • представление персонажей;
  • текст песни часто имеет какое-то концептуальное значение;
  • кроме того, он используется для раскрутки собственно тайтла или сейю, которая его исполняет.
В опенинге Yagate Kimi ni Naru, кроме всего прочего, есть еще один важный момент. В нем обозначается художественный принцип тайтла, а именно то, что много времени будет уделено визуальному повествованию и символике разного плана. Проще говоря, что информация будет сообщаться не только словами через рот, но и другими способами.
В общем-то, интуитивно каждому зрителю понятно, что всё это «ж-ж-ж», то есть цветочки, не просто так.
А теперь рассмотрим их детально. Сразу скажу, что информацию о цветочном символизме опенинга я собрал из разных статей на зарубежных сайтах, но кое-что заметил и сам.
Итак, в самом начале опенинга мы видим руки Тоуко и Юу, на которые мягко планируют лепестки гортензии – розовый и голубой. Из 8 серии мы можем узнать, что голубые гортензии – символ Тоуко, а розовые – Юу. Как? Очень просто.
Когда Тоуко и Саяка идут вместе, они встречают куст, на котором вместе растут белые и синие гортензии, когда то же повторяется с Саякой и Юу, то гортензии, соответственно, белые и розовые, когда вместе Юу и Тоуко, то розовые и синие. И каждый раз задается вопрос: «Какого цвета гортензии ты предпочитаешь?» Не будем глубоко вдаваться в дебри японской обрядности (а гортензия это священное растение), но с точки зрения сюжета это скрытый вопрос на предмет того, кто кого выберет (кстати, ответа ни разу не дается)
.
Цвета гортензий символизируют разные чувства: белые – чистоту, совершенство и духовное просветление, фиолетовые – понимание, синие – сожаления, раскаяние или сильную привязанность, розовые – любовь и романтику.
Далее начинается «представление» персонажей при помощи цветов.
Коёми Кано (писательница) получает морской падуб (синеголовник), который символизирует строгость и независимость, и желтую герберу, означающую радость и счастье через дело и путь. Собственно, такова она и есть.
У Акари (баскетболистка) – красные анемоны (символ неразделенной любви) и примула (первоцвет), означающая первую любовь и зависимость от кого-то. Мы видим, что вся ее линия основана на любви, причем, кажется, безнадежной, к «сенпаю» из баскетбольной команды .
Следующая в кадре Саяка, и у нее больше цветов, что закономерно – она один из основных персонажей. Что мы у нее видим? Подсолнух, символизирующий одновременно страстную любовь и уважение, кизил (воскрешение и возрождение), розовые пионы (красота, романтика и честь), анютины глазки (преданность и забота). Все эти мотивы встречаются в ее линии (примеры приводить не будем, они очевидны).
Ю Който стоит в окружении висящих глициний, которые в японской культуре имеют множество значений (преданность, размышление, терпение). Кроме того, у ее ног мы видим бумажные журавлики (надежда, исцеление, исполнение желаний).
Тоуко Нанами окружена разноцветными лилиями, что указывает на ее сложный, противоречивый характер: белые (чистота, также общепринятый символ лесбийской любви), желтые (счастье и дружба), оранжевые (месть), фиолетовые (восхищение, достижения, достоинство), черные (смерть, ложь).
В следующем кадре, когда Ю и Тоуко показаны вместе, их вновь окружают гортензии. Об их символике уже сказано немало, здесь отмечу, что в любом случае гортензия это цветок, указывающий на силу чувств.
Наконец, в последнем кадре сами героини превращаются в цветы: Ю Който – в кизил (возрождение и воскрешение), Тоуко Нанами – в розу Леди Бенкс (женственность, любовь, элегантность). Смею предположить, что эти цветы в данном случае, вернее, их сочетание символизируют не героинь самих по себе, а составляют своеобразный иероглиф, что-то вроде возрождения, процветания новой жизни или вроде того.
Но в опенинге есть не только цветочная символика. В его начале у каждой героини, сидящей за партой, есть собственный атрибут. У Тоуко это портрет сестры, у Саяки кружка, в которой она видит свое отражение (склонность к рефлексии и самокопанию), у Коеми – ручка и тетрадь, Акари отрывает лепесток анемона («пробует неразделенную любовь»), у Юу – сувенир из планетария («я хочу дотянутся до звезд»). Кроме того, под Юу мы видим воду, а под Тоуко – голую землю. Очевидно, речь идет о том, что Юу должна оживить, «напитать» свою подругу.
Впрочем, подробнее о визуальном повествовании и символике в тайтле я напишу отдельно.

***
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине
Японцы настолько ценят это хокку, что даже поставили ему отдельный памятник. Если среднему любителю «сёнена с боевкой» (ничего плохого про сам жанр, просто для примера) скажут об этом, он решит, что самураи просто объелись не тех грибов. Но на самом деле хайку вполне достойно своего места, надо только уметь взглянуть на него под определенным ракурсом, то есть с точки зрения принципов традиционной японской эстетики.
Не буду утверждать, что Yagate Kimi ni Naru это шедевр мирового кинематографа, но сделан он именно с зрения этих самых японских эстетических принципов. На них основан видеоряд, посыл и даже ход сюжета.
Прежде всего, это Юген (сокровенная красота). Его суть коротко: истинная красота познается в том случае, если ты сумел ее разглядеть в условиях, которые ее скрывают (свет ярче, когда он пробивается сквозь тьму, яркий цветок заложен в невзрачном зерне, суть вещей всегда скрывается за маской, звезды видны только на ночном небе и т.д.).
Yagate Kimi ni Naru это повествование об открытии скрытого, о прорастании малого в большое, о самопознании.
Как это работает?
Видеоряд. Скажем, некая «область света», окруженная водой, к которой постоянно тянется Юу. Вода это символ повседневного течения жизни, за которым прячется нечто высшее, сокровенное. Для Юу это в начале
чувство любви, которого она не может испытать. В дальнейшем это становиться чем-то еще большим, обретением истинной себя в тот момент, когда она перестает «плыть по течению» и начинает решать (конец 12-й серии)
.
Сюжет. Сама Юу называет свое «безлюбовное» состояние - «не могу дотянуться до звезд». Тоуко, которая, как надеться Юу,
«научит ее любить», дарит ей домашний планетарий (= звездное небо в миниатюре = надежда на любовь). Потом этот планетарий не раз попадется на глаза, причем в самые ключевые моменты
.
Посыл. Спектакль студсовета (кстати, этот сюжетный ход – привет не много не мало Вильяму нашему Шекспиру), который в миниатюре отражает драму,
причем не только касающуюся лично Тоуко, но если приглядеться, и всех присутствующих («обретение истинного я», «жизненный выбор»)
.
Проспекция. Сцена телефонного разговора в 1-й серии, во время которой нам показывают основные локации, где в будущем будет разворачиваться любовная история Юу и Тоуко .
Уфф, и так далее. Практически в каждой серии есть интересный юген-ребус.
А еще в Yagate Kimi ni Naru совершенно четко наблюдатеся Аварэ, или «красота преходящего». Все эти красивые пейзажи, где хочется сделать стоп-кадр, замедления, многочисленные «моменты», привязка событий к традиционному календарю, мчащиеся туда-сюда поезда, символизирующие бесконечный поток времени, это все незаметно падает в копилку зрительского внимания, создавая приятное, но щемящее чувство.
Кстати, еще про Юген. Одна из его сторон – это недосказанность, потому что абсолютная истина и красота невыразимы (для совсем непонятливых в 10-й серии приводится метафора с пустой запиской-тандзаку Юу, «потому что мое желание невыразимо словами») .
Это я, кстати, и о концовке тайтла, насчет которой многие брюзжат. Про это напишу последнюю часть, хотя сомневаюсь, что и до этого места хоть кто-то дочитал.

***

Одна из основных претензий к тайтлу – якобы его незаконченность. Люди мечутся от безнадежного ожидания второго сезона к манге и обратно.
Какое-то время я кивал этой идее, а потом призадумался, а какой законченности все хотят? Как в сказке, свадьба, по усам текло, в рот не попало? Секас? Финальная определенность отношений? Серьезно? Ладно, давайте заглянем в финал манги.
спойлер
Прошло четыре года. Юу и Тоуко вместе, студентки. Однако до сих пор не то что не съехались, даже родителям не сказали о своих отношениях. Профессионально тоже не определились, будущее туманно.
У Саяки появилась подруга.
Маки и Доджима повзрослели.
У Коеми премьера книги
.
По большому счету, все это всего лишь зарубка на временной линии.
И честно говоря, уже малоинтересная, поскольку настоящие драматические события, которые привлекают, вызывают у зрителя сопереживание, катарсис, уже произошли. Начался быт.
Это даже автор манги нам говорит впрямую. Когда Юу и Тоуко оказываются у реки, где произошли два их драматических объяснения , им уже нечего обсудить, кроме покупки нового средства для кухни. И это хорошо – для них. Для читателя это означает, что ничего интересного он уже не увидит.
Вообще, множество шедевров литературы и кино имеют просто открытую концовку, и никого это особенно не парит.
А теперь вернемся к тайтлу.
Я утверждаю, что он вполне себе завершен – с точки зрения проблематики, принципов эстетики и киноязыка, причем завершен, на мой взгляд, очень красиво и вовремя. Но чтобы понять это, надо внимательно смотреть последнюю серию и не забывать про Юген.
Дальше будет гигантский спойлер происходящего в последней серии.
спойлер
Начнем с линии Тоуко. Как мы знаем к последней серии, ее драма восходит к чувству вины перед сестрой. Сестра погибла по пути в магазин, а кто пойдет – определилось случаем (выкинули на пальцах). Маленькой хрупкой Тоуко наговорили, какая замечательная у нее была сестра, что ей надо жить за двоих, и она восприняла это с точки зрения чувства своей вины. Так дети часто уверены, в разводе родителей виноваты они, поскольку плохо себя вели. Дальше были годы притворства, ношения масок. Многие недоумевают, а чего это Тоуко себя ненавидит. Все просто: она винит себя в смерти сестры и не может этого отпустить. В то же время она сомневается, осталось ли в ней что-то настоящее, подлинное или она просто «пустая девушка», как в спектакле. Приближается критическая дата: день постановки спектакля студсовета, за которым уже нет событий из жизни ее сестры, которым можно подражать. Как жить? Для чего? Где искать новое я?
Начинается серия с Обона – праздника поминовения, внутреннего монолога Тоуко, где она, обращаясь к мертвой сестре, говорит: «Я собираюсь довести это до конца, ок? (i'm goinig to see it through, ok?) Если я смогу это сделать, то затем я…» (здесь нам показывают крылья бабочки, которые уносит водным потоком), и через несколько минут, уже в другом контексте «ощущает запах благовоний». Заметьте, Тоуко как бы просит сестру подождать, пока спектакль кончится, чтобы потом… Все это недвусмысленно намекает нам на то, что она вполне всерьез рассматривает для себя вариант смерти, возможно, суицида. Кстати, в этом свете совсем по-другому выглядит просьба Тоуко к Юу «не влюбляться в нее». Многие над этим смеялись, как над абсурдом, однако на самом деле это был просто акт заботы Тоуко о Юу – не влюбляйся, чтобы потом не оплакивать.
В подобных горестных размышлениях Тоуко находится и на станции, задаваясь вопросом, как жить дальше. Заметим, что при этом за ее спиной мы видим слева рекламу океанариума, а справа ту самую «область света», в которую все время так хочет попасть Юу (в манге, кстати, этого нет). В тот момент, когда Тоуко выражает огромное желание услышать Юу, та действительно первой выходит на связь. Это очень важный момент, который открывает нам подлинную роль Юу – она ангел-хранитель Тоуко, которая даже является на ее мольбы.
В сцене в океанариуме нам важны несколько моментов. Во-первых, признание Тоуко, что ее любовь к Юу для нее самой это доказательство того, что в ней есть нечто подлинное. Во-вторых, сцена репетиции, где Юу говорит Тоуко под видом реплики из пьесы, что ей не надо выбирать из старых масок. А на сомнения Тоуко ответом служит видеоряд. Весь тайтл Юу тянется к «области света», мечтая попасть в нее. А сейчас – в глазах Тоуко, которая сама тянется к ней – Юу сама находится в этой самой области света, т.е. служит его проводником для Тоуко. В-третьих, момент, когда Тоуко «теряется», но Юу «находит» ее и подает руку (этот момент, кстати, рифмуется с 1-й серией, когда во время телефонного разговора Тоуко подает руку Юу, и таким образом «закольцовывает» сюжет). Далее Юу ведет Тоуко, и они попадают из области темноты в область света. «Мы уже у выхода»: разумеется, выход не только реальный, но и метафорический.
Таким образом, основное содержание серии для Тоуко – выход из ее безвыходной ситуации. Ее спасение и будущее – в Юу и с Юу.
После этой длиннющей сентенции кратко отметим то, что касается других.
Юу обретает себя. Она больше не плывет по течению, она сама выбирает, она лидер. Она ощущает не только любовь (нахождение в «круге света»), но и нечто большее – миссию.
Саяка наконец вырывается из круга саморефлексии и сомнений и готова стать для Тоуко чем-то большим, чем просто заместителем, одобряющим все, что Тоуко ни делает. Это уже было заметно в сцене фейерверка в 12-й серии, это заметно и во время последней их встречи в кафе. Саяка предлагает поделиться воспоминаниями о сестре, кладет руку на руку Тоуко. Мизансцена их прощания напоминает ту, которая была между Тоуко и Юу во время фотографирования в 3-й серии. Нам говорят этим, что Саяка могла бы стать не худшим партнером для Тоуко, чем Юу, и готова повторить ее путь, однако она слишком долго сомневалась, упустила время, опоздала.
Итак, треугольник разрешился. Обе главные героини если не полностью обрели себя и преодолели драму, то их путь уже ясен. Они явно будут вместе. Этот момент для выхода из истории ничуть не хуже, чем тот, который есть в манге. С точки зрения Юген, оба мгновения всего лишь точки в бесконечной линии существования.
«Нам пора на пересадку»
.
Вообще, если подытожить весь миллион слов, которые я написал, Yagate Kimi ni Naru это история, в которой самое интересное и ценное – не сюжет, интрига и финальный результат (хотя все это представлено очень достойно, при этом каждый персонаж, даже второстепенный, наделен индивидуальностью, внутренней логикой поступков и развитием, сюжет лишен каких-либо дыр), а общая атмосфера очарования юности, возможность разглядеть сквозь сито повседневности какие-то проблески вечности, созерцание в японском духе, разгадывание ребусов визуального повествования, словом, наслаждение эстетикой происходящего, оставляющей очень приятное и терпкое послевкусие, словно чайная церемония.
 
Когда представишь, как ты будешь вечно юн,
Встают перед закрытыми глазами
Река, мостки, и облачный июнь,
И Юу с Нанами.
Их двое, над водой покой и тишь,
За облаками небо заалело.
Ты в точке мировой стоишь,
Где нет предела.
Вольно им тут о девичьем, своём,
А у тебя остались на примете
Закат вдали, прозрачный водоём
И терпкий ветер.
Что будет дальше? Гонишь, как мошку,
Занудных мыслей призрачную стайку.
Садишься на туманном берегу
И пишешь хайку.