Scopan3
в сети: около 18 часов назад

Отзывы

Человек-бензопила
73 / 7460




I. Пес и бензопила

«Знаете это чувство: когда стоишь вот так, на самом краю обрыва — так и тянет прыгнуть?.. У меня его нет».

Если не интересно читать мои измышления и самооправдания по факту написания отзыва на «брошенный» онгоинг, от которого я просмотрел только треть, прыгайте к разделу II. ПропУстите пару шуток (в том числе, полторы несмешных) и объяснение мотивации отзываки (НУ ТИПА МАНГУ ПИШЕТ МАНГАКА, А ОТЗЫВ - ОТЗЫВАКА, ВКУРИЛИ ДА?).

Позитиватор для настроения № 1

Шутки шутками, но я надеюсь, что не упустил какое-нибудь внутреннее правило Шикимори, запрещающее писать отзыв на онгоинг / онгоинг Маппы / онгоинг Маппы на 4-ой серии из 12-ти в понедельник около 23:48 по местному времени. Потому что правила нарушать я не люблю.

Прежде чем меня закидают помидорами, постараюсь оправдаться, почему я все таки решился на сей опус. Ну во-первых, хайп. Комон,
, 20 тысяч комментариев, постоянные холивары, возможность задешево срубить пару десятков дизлукасов – «какая дурацкая причина», верно?

Верно. Поэтому, во-вторых, цитируя правила написания отзывов, буду держать в голове следующее: «отзыв должен быть полезен не только вам, но и другим пользователям». По-ле-зен. Отсюда и буду плясать – постараюсь, отталкиваясь от собственных впечатлений, донести, чем может привлечь, а чем – оттолкнуть аниме-адаптация от Маппы. А заверну все это в выборочное сравнение бумажного и телевизионного вариантов заявленного тайтла.

Ну и в-третьих. Мной принято решение переместить Человека-бензопилу из «Смотрю» в «Брошено» не просто так. Дело в том, что на стадии «сейчас выходит» и «недавно вышедшее» к просмотру я возвращаться точно не собираюсь. Хочу сначала полностью одолеть мангу (хронологически хотя бы до 12-ой серии аниме-адаптации), чтобы не портить дальнейшее впечатление этой не самой, как мне видится, удачной экранизацией. Так что уверенность в долгосрочной неизменности моего мнения и после выхода всего сезона (кура?) позволяет рассчитывать на то, что отзыв не потрут злые языки или добрые модераторы.

Кстати, вот буквально только что у меня зародилась мыслишка все это дело превратить в полноценную статью и проанализировать первый сезон ЦЕЛИКОМ. Неподъемная по трудо- и времязатратам задача, поэтому уповаю на то, что до этого благого начинания мои руки / ноги / бензопилы все-таки дойдут.

Позитиватор для настроения № 2



II. Контекст

«Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия. Хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать свое существование — бесцельное и бессмысленное!»

Конечно, куда же без контекста? Концептуально я никогда не считал возможным донести какое-то окончательно сформировавшееся мнение без определения объективного и субъективного контекстов, в котором оказывается тот, чье мнение формируется. Конец абзаца.

Позволю себе сохранить первый абзац на правах обязательной к ознакомлению шутки. Если нет желания выяснять, как я в принципе познакомился с аниме Человек-бензопила, что я думаю насчет сёненов и почему Маппа не торт, можете смело скипать до раздела III. Там будет по существу.

Оставим за бортом эту неумелую попытку добавить как можно больше ББ-кодов в текст отзыва. Моя мысль заключается в следующем: любое мнение субъективно. То есть строится оно через призму восприятия конкретного человека. А на восприятие конкретного человека, в свою очередь, также оказывают влияние различные факторы: будь то субъективные (вы меня правильно поняли - на мое будущее мнение оказывает влияние мое настоящее мнение, которое формируется под влиянием мнения прошлого) или объективные (то есть те, которые не зависят ни от моего мнения, ни от моих действий, но все равно, так или иначе, влияют на мое восприятие – к примеру, какая-нибудь политическая обстановка).
Обещаю, я больше не буду так подробно размусоливать какую-то дичь

Итак, Человек-бензопила. Разумеется, как и все, о тайтле я узнал еще задолго до его выхода. Признаюсь честно, я не был первым пассажиром в этой хайп-электричке, но когда начали появляться сочные трейлеры с бешеной музыкой (
youtube
]
), мне потихоньку начало срывать крышу. Я загорелся и стал ждать с нетерпением. Потому что было мясо, были дыньки, а я человек простой – этого мне вполне достаточно.

Но Маппа, комон. После Атаки титанов № 4 ну вы сами понимаете (если кто-то изъявит желание, может прочитать отзыв на сезон № 4.1, но там жесть какое нечитабельное полотно, ББ-кодами я тогда еще не овладел). В сравнении с Wit`ами анимация и рисовка… существенно изменились. Постановка кадра… больше не интриговала. А Хироюки Савано взял больничный. Чтобы вы понимали: до того, как я заставил себя глянуть Магическую битву от тех же самых создателей, Маппа была для меня ругательным словом. Да, вы не очитались. До выхода Человека-бензопилы я видел тайтлы от Маппы в количестве всего 2-ух штук (где Атака титанов №№ 4.1 и 4.2 считается за один). Причем этот самый один угробил мою любимую франшизу. Все субъективно, охолонитесь.
Чисто подлить лулзов в огонь

Вот же душнила. Коротко: на Маппу надежд я не возлагал, к сёненам отношусь нормально, мангу Человек-бензопила купил в августе 2022 и ни о чем не жалею.

НЕТ, НУ ДАЙТЕ МНЕ ЕЩЕ СКАЗАТЬ пару слов о сёненах. Знаете, иногда хочется чувствовать себя уникальным. Вот сейчас тот самый случай – моя уникальность заключается в том, что, смотря аниме, я стараюсь жонглировать жанрами. Никогда не выбирать какой-нибудь сёнен-ай и не засматривать его до дыр, как бы он мне ни нравился. Ценой этого у меня за несколько лет просмотра аниме выгорания ни к одному жанру не случилось. Чем и горжусь, но речь не об этом, а о Человеке-бензопиле. Японцы чем удалы, так это тем, что иногда могут на 1000 минус 7 процентов точности попасть в какую-нибудь обыденную (а порой даже низменную) подтему, которая будет бить конкретного зрителя ну не в бровь, а в глаз. И знаете – мне вдарило. Ну то есть посыл в том, что и на безрыбье глубоких сёненов может найтись такой, который несмотря на всю свою, казалось бы, клишированность, будет чем-то ярко выделяться. Об этом собсна в разделе III.

Позитиватор для настроения № 3



III. Призма манги: «сиськи» или «дыньки»?

Пасхалка для людей культуры

«Все любят Мамбу! И Сережа тоже!»

Вернемся к контексту.

Учитывая заявленную направленность отзыва, полагаю, что стоит упомянуть о моем отношении к первоисточнику. То есть к манге. Так случилось, что до приобретения моего первого в жизни томика манги (а это был как раз-таки томик Человека-бензопилы) я почитывал аналогичного содержания произведения на различных открытого доступа интернет-ресурсах. Следовательно, в теме восточных комиксов я плюс-минус шарил. За плечами была пара десятков тайтлов, но хотелось каких-то совершенно новых впечатлений. И печатное издание Человека-бензопилы окупило все мои хотелки с лихвой.

Я книголюб. А манга возвела мою –филИю в какой-то абсолют. И дело не только в том, что я люблю книги - читать, жамкать, нюхать, чуть-чуть лизнуть. Например, у меня никогда не возникнет вопросов к мангаридерам, которые свежеприобретенную печатную продукцию открывают под 45 градусов, чтобы не дай бог ее не повредить. Я вот вообще читаю книжки, стараясь прикасаться к ним исключительно тыльной стороной ладоней.

Короче, манга Человек-бензопила внешне была
: тут и двусторонняя суперобложка (то есть сама книга укутана в бумажную обложку, которая имеет разный рисунок с обеих сторон, на одном из которых вообще нарисована голая тетя, ЗДОРОВО ПРАВДА?), и твердый переплет. Поэтому мое внутреннее обсессивно-компульсивное расстройство мяукало от удовлетворения.

Но на одежке дело не остановилось. От первого в моей жизни профессионального перевода манги на русский язык мне хотелось плакать – настолько естественно, но в то же время комично был передан простовато-деревенский характер Дэндзи. Да и сёнен сёненом, но сюжет оказался смелым неординарным вакханально-абсурдным, а такое я, уж простите, люблю. Плюс эта постоянная игра на ожиданиях читателя, эти кошки-мышки между преградами, с которыми Дэндзи сталкивается на протяжении своего пути к мечте, и, безусловно равноценным, вознаграждением. Разумеется, за мотивацию в виде дынек отдельное аригато.

Позитиватор для настроения № 3.5

Не прошло и двух тысяч слов, а я уже перехожу к содержательной части своего повествования. Поэтому давайте для удобства установим правила (и добавим в этот отзыв список - ему здесь самое место):
  • отзыв будет построен на сравнении манги и аниме (надеюсь, я достаточно обосновал, почему). Там, где это возможно, пойду следующим путем: описываю ситуацию, высказываю мнение, почему аниме со щитом (значок [+]) или на щите (значок [-]), параллельно демонстрирую картинки / видеоряд для сравнения;
  • спойлеры будут по манге – до 10 главы 2 тома, по аниме – до 4 серии (хронологически события друг с другом примерно совпадают), хотел пообещать стараться закрывать все спойлеры соответствующими плашками, но осознал, что
    ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВЫ БОИТЕСЬ СПОЙЛЕРОВ, ТО ЛУЧШЕ ОСТАНОВИТЬСЯ ПРЯМО ЗДЕСЬ, УМОЛЯЮ, НЕ НАДО ПОТОМ НА МЕНЯ ЖАЛОБЫ ПИСАТЬ, Я ЗЛОПАМЯТНЫЙ, А ЕЩЕ 1280x720 ПОБОЙТЕСЬ БОГА СПАСИБО ДО СВИДАНИЯ
    ;
  • в первую очередь буду ориентироваться скорее на технические аспекты: постановку кадра, расстановку акцентов, звуко-музыку и т.д., потому что в сценарном плане (или в плане характеров персонажей) что аниме, что манга практически идентичны. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Ну и присаживайтесь поудобнее, остановок не будет.

ТКНИ СЮДА, ТУТ СИСИ
Уважаемые, еще раз предупреждаю о спойлерах. Я буду опускаться аж до подробного пересказа некоторых сцен и сюжетных линий. Если не хотите совершать ошибку, то не совершайте!



0) Сначала быстренько по сквозным моментам


К сэйю вопросов нет, а Дэндзи хочется даже похвалить. Вроде первая крупная роль, а
youtube
]
у него получилась замечательная (не то, чтобы я знал, как звучит агония, бтв). Эпизод на складе в первой серии отыгран на ура.

Не совсем понимаю озвучивание демонов и самого Дэндзи в форме пилы с настолько незначительной обработкой их голосов звуковыми эффектами сверху. Это не то, чтобы придирка, разумеется, - просто в моей голове все звучало немножко ниже и грубее. А вот
youtube
мне совсем показался мимо кассы.
Хотелось чего-то вот такого
youtube
]

Рисовка. Манга-фрэндли. Претензий нет. В статике все выглядит очень хорошо. Даже присутствуют мелкие частицы. Киношную постановку кадра сохранили. Хвалю. Еще бы над динамикой поработали…
За примерами далеко ходить не надо

Экшен / анимация / компьютерная графика. Самая слабая часть экранизации. Возвращаясь к разделу II (про мое нытье в сторону Маппы), отмечу, что, к сожалению для себя, я получил анимацию уровня Атаки титанов № 4, а не Магической битвы. И честно говоря, это неслабо меня удручает, потому что до последнего я надеялся на лучшее. Учитывая, сколько денег (по ощущениям, разумеется, точных данных у меня нет) было вбухано в экранизацию и сколько времени у Маппы было на создание аниме (явно больше, чем на Атаку титанов), такой халтурный подход был первой из двух причин, почему я оставил аниме до лучших времен.
Пример не очень хорошей анимации
youtube

youtube
. Визуально все выполнено на невероятном уровне: здесь и куча отсылок к кинематографу, и триповый сюрреализм. Окуная ножку в болото холивара, подчеркну, что к музыке претензий у меня нет – сказать, что она цепляет меньше, чем какой-нибудь
youtube
я уж точно не могу. Но это все вкусовщина, так что давайте дальше.

Эндинги. Концептуально разные как с музыкальной, так и с визуальной стороны эндинги – это как минимум достойно похвалы. Как максимум - пока что каждый эндинг на голову выше предыдущего. Если им как-то удастся переплюнуть
youtube
(если такое вообще возможно), то мое уважение. Энивей, зато ясно, куда потрачены все деньги.
Эндинги №№ 2 и 4 для сведения
youtube
youtube

Конец сквозных моментов.



1) Серия 1 / глава 1 том 1

1. [-] Флешбэк Дэндзи на похороны отца

Манга: (1) вид из окна сарая, в котором обитает Дэндзи, на идущий снаружи дождь (звук дождя приглушен в силу нахождения Дэндзи / читателя в помещении) -> (2) вид из чистого поля на идущий дождь (звук дождя явно изменился, так как теперь Дэндзи / читатель находятся вне помещения). Обращаю внимание на «окантовку» картиночек – дождь в (1) окружен белым фоном, дождь в (2) окружен черным фоном, что, вероятно, свидетельствует о смене обстановки.

Аниме: (1) аналогично манге (звук дождя приглушен) -> (2) аналогично манге (но звук дождя не изменился, а оказался отодвинут на второй план фоновой музыкой).
Аниме
youtube
youtube

Проблема: в аниме настроение от дождя не меняется. Казалось бы, нелепая придирка. Но попробуйте вместе со мной: закройте глаза (я напишу, когда закрывать) и представьте звук дождя, когда вы находитесь в сарае посередине леса (1), и звук дождя, когда вы находитесь в чистом поле (2). Можно закрывать. Представили? Открывайте. Разница колоссальна! Такой КОНТРАСТНЫЙ переход из закрытого помещения на открытую местность по звуку должен быть подобен грому. А звука не было. Меня сильно выбило из погружения.

2. [-] Ценность мечтаний Дэндзи о бутербродах с джемом и тянке

Будет довольно сложно сравнить покадрово (потому что здесь материя еще тоньше, чем звуковое оформление), поэтому упор сделаю на картиночках из первоисточника и текстовом описании.

Внимайте. Из того, что я прочитал (напомню – 10 глава 2 том), центральной идеей Человека-бензопилы является идея ценности мечты. Какая мечта самая ценная? Существует ли градация ценности мечтаний? Есть ли эталонная мечта? Может ли мечта одного человека быть ценнее мечты другого? И эта идея лейтмотивом пронизывает всю историю. В манге.
И это только первая глава

Экранизацию Человека-бензопилы нередко хают за изменение общего настроения произведения. Якобы тон стал слишком серым и не таким выразительным, как в оригинале. Я бы тут позволил себе немножко продолжить мысль. Уникальность подачи манги Человек-бензопила состоит в подчеркивании КОНТРАСТА между глубокой идеей и ее вакханальной подачей. За примером далеко ходить не надо: если поднимается тема мечты, то эта мечта обязательно будет о том, чтобы
. Так получаются своего рода эмоциональные качели, которые и удерживают интерес читателя (ну то есть меня).

Эмоциональные качели работают не только из-за наличия КОНТРАСТА между хорошим-глубоким и хорошим-пошлым. Не менее важен КОНТРАСТ между хорошим и плохим.

По сюжету положение Дэндзи пронзительно безысходно.
за копейки. Он находится при смерти и
. Он задолжал мафии, которая его ни во что не ставит. Дэндзи по-человечески жалко. И вот когда он, окруженный беспроглядной безнадегой, начинает мечтать о совершенно пустяковых вещах (которые для него попросту недостижимы), это неслабо трогает.

Мысли вслух
Кстати, первая глава манги в отрыве от последующих построена как ваншот / библейская история / мономиф – называйте, как хотите. Четко можно выделить все обязательные стадии: завязка (предыстория и повседневная жизнь Дэндзи), кульминация (столкновение на складе с зомби) и развязка (достижение мечты).

Так вот. Заканчивая с первой главой, подведу итог: аниме этот КОНТРАСТ, эти эмоциональные качели не улавливает. В идентичных моментах у меня не получилось ощутить тот же накал страстей, который я почувствовал в манге. Расстановка акцентов в аниме явно уступает первоисточнику. Дальше поясню на конкретном примере.



2) Серия 2 / главы 2-5 том 1

3. [-] КОНТРАСТЫ на примере взаимоотношений Дэндзи и Макимы

Без пересказа дальше никуда.

Манга:
(1) Дэндзи только что
[это плохо] ->
, обещает забрать его с собой и покормить [это хорошо] ->
и предлагает завтрак [это ОЧЕНЬ хорошо – Дэндзи влюбился (потому что Макима еще не показала себя с отрицательной стороны)].

(2)
[это хорошо] ->
[это плохо] ->
, отправляет за демоном [это ОЧЕНЬ плохо – Дэндзи сомневается в Макиме вплоть до мыслей о побеге] ->
[это плохо] ->
(потому что он истощен после ДВУХ битв с демонами, одна из которых была вот только что) [это хорошо] ->
и сообщает, что он – ее тип мужчин [это ОЧЕНЬ хорошо].

Аниме:
(1)
[это плохо] ->
, обещает забрать его с собой и покормить [это хорошо] ->
[это плохо - Дэндзи сомневается в Макиме] ->
и предлагает завтрак [это хорошо – Дэндзи влюбился (почему?)].

(2)
[это хорошо] ->
(почему?) [это ОЧЕНЬ хорошо] ->
и сообщает, что он – ее тип мужчин [это СУПЕР-ПУПЕР хорошо].

Проблемы:
— амплитуда колебаний следующая:
а) в манге: плохо -> хорошо -> ОЧЕНЬ хорошо -> хорошо -> плохо -> ОЧЕНЬ плохо -> плохо -> хорошо -> ОЧЕНЬ хорошо;
б) в аниме: плохо -> хорошо -> плохо -> хорошо -> хорошо -> ОЧЕНЬ хорошо -> СУПЕР-ПУПЕР хорошо.
Теперь представьте все это дело в виде графика колебаний. Увидели? В аниме, во-первых, упустили игру на КОНТРАСТЕ, а во-вторых, амплитуда колебаний гораздо более инертная.

— появляются логико-мотивационные вопросы к поведению персонажей (в секции «аниме» задал вопрос, в секции «манга» дал ответ), вызванные нарушением причинно следственной связи.

Вывод: полностью вырезать арку с демоном-мышцей (а внимательный читатель обратит внимание на то, что в секции «аниме» о демоне-мышце ни слова) без последствий не удалось. Почему было принято решение так форсировать события – не понятно. Еще один дизлайк в общую копилку.



3) Серии 3-4 / глава 6 том 1 - глава 10 том 2

4. [-] «Какая дурацкая причина»

Возвращаемся к СПГС.

На самом деле я словил недурные такие мурашки, когда дочитал до этого момента в манге. Это катарсис во взаимоотношениях Дэндзи и Пауэр. Но давайте по порядку.

(1.1)
, что не любит лжецов (то есть Пауэр), и одновременно…
, что одинаково ненавидит людей (то есть Дэндзи) и демонов (то есть Дэндзи).
(1.2)
, и одновременно…
… Дэндзи
(про дыньки).
Итог: взаимная неприязнь – есть, бартер мечтами (кошку на сиськи) – есть, вынужденная командная работа – есть.

(2.1)
, который…
… тут же
.
(2.2) Дэндзи
...,

… и
.
Итог: Дэндзи, несмотря на предательство Пауэр, спасает ее (разумеется, из корыстных побуждений); Пауэр недоумевает, какая причина сподвигла Дэндзи на ее спасение.

(3)
, почему она вообще так печется о Мяуке…,
… и
с поведением Дэндзи.

А теперь, собственно, то, для чего этот краткий пересказ затевался. Как только в голове Пауэр устанавливается тождество между ее «глупой причиной» и «глупой причиной» Дэндзи, наступает понимание. Что какая бы глупая причина ни была, важны
. Почему Пауэр хочет спасти Мяуку? Потому что это первое живое существо, к которому она привязалась. Почему Дэндзи хочет пожамкать сиськи? Потому что это будет означать, что живое существо (девушка) настолько доверится Дэндзи, что подпустит его к самому уязвимому месту – своему сердцу. Лол.

Разумеется, Пауэр так глубоко не копает. Но это и не важно. Важно то, что она ПРИЗНАЁТ «глупую причину» Дэндзи. Она приходит к тому, что «глупая причина» человека-бензопилы ничем не хуже ее «глупой причины». И это открывает ее сердце (как в фигуральном, так и в буквальном смыслах) тому, кого она совсем недавно ненавидела. Занавес.

И-и-и. В аниме все ровным счетом также. Но. Вот эта сцена (3). Знаете, в чем еще одна прелесть манги? Возможность переворачивать страницы. Которая позволяет автору так расположить на них картинки, чтобы акценты приходились на наиболее значимые моменты сюжета. Такие, как указанный выше. То есть воля автора сделать так, чтобы, приближаясь к концу страницы, читатель ощущал предвкушение. Эмоциональный накал. Который разрешится только на следующем развороте.

Очевидно, средства художественной выразительности и используемый инструментарий в манге будут отличаться от оных в аниме. В аудиовизуальном произведении акценты можно подчеркнуть и по-другому. Например, с помощью правильно подобранной музыки или грамотного монтажа. Но.
youtube
ничего этого не было. Просто монотонный монолог. Просто звуки города на фоне. И все. Эмоционального накала и его разрешения я, к сожалению, не обнаружил.

Фух. С объемными мыслями я закончил. Дайте мне еще сказать пару слов по мелочам.



5. [+] В самое начало первой серии аниме (в манге такого не было) добавили эпизод, в котором Дэндзи просыпается в своем сарае и выдвигается на работу (далее следуют его размышления про утраченные яичко, почку и глаз). Вроде мелочь, но хвалю –
youtube
добавляет несколько баллов к раскрытию характера.

6. [-] «Гав».
Возвращаемся к завтраку Дэндзи и арке с демоном-мышцей (напоминаю, что в аниме этой арки не было).
Манга:
на выбор следующие слова, которые должен произносить послушный пес: «да» или «гав» -> Дэндзи говорит «да» ->
->
за спасение девочки -> Дэндзи говорит «гав» (х1) от усталости ->
(вымотанного после ДВУХ битв с демонами, одна из которых была вот только что) -> Дэндзи говорит «гав» (х2) от удовольствия.

Аниме:
на выбор следующие слова, которые должен произносить послушный пес: «да» или «гав» ->
(?) ->
(вымотанного НЕПОНЯТНО от чего) ->
youtube
(х1).

Вывод: похоже, арка с демоном-мышцей была связующим звеном всего произведения (уж как часто я ее вспоминаю). Если без шуток, то усталый Дэндзи нравится мне больше, чем его кринжовая версия.

7. [+] Зато сразу здесь же
(в манге такого не было).
Мечта и фетиш любого анимешника. Зачет.

8. [+]
(в манге такого не было).
Будоражит.

9. [+] Не могу не похвалить за аутентичную передачу эмоций Аки.
Какое-то извращенное, но удовольствие

10. [+]
длится 12 (!) секунд.
В манге такого не было.

11. [+]
соответствует первоисточнику.
Держите для лулзов
youtube
.

12. [-] Обмен ударами между Пауэр и Дэндзи соответствует
, НО лучше бы не надо.
Потому что два кадра в манге выглядят куда лучше, чем
youtube
.

13. [-] Лишнее спасение человека во время битвы против демона-нетопыря.
Манга:
(наверное, потому что у нее есть сиськи), но
(наверное, потому что у него сисек нет).

Аниме:
, но
. А зачем-то между этими эпизодами он еще
папку (у него явно нет сисек) с маленькой дочкой (?).

Вывод без шуток: зачем разбавлять образ антигероя поступком «добрячка»? Комон, у нас тут вообще-то не Геройская академия.

Конец.



Вот и все, ребята

«Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео».

Ну и давайте тезисно по общим выводам.
1. Для себя я оцениваю аниме Человек-бензопила в большей степени положительно. Не идеал, но и откровенно критических недостатков, полностью убивающих произведение, нет.
2. Трава зеленее, а манга лучше. Экранизация существенно не улучшает первоисточник, но способна подпортить впечатление от ярких моментов оригинала.
3. Я за воздержание. Не буду смотреть аниме, пока не дочитаю мангу. Даже эндинги.
4. Рекомендации:
a. если нет рвотного рефлекса от сёненов и нравится вакханально-абсурдная история, приправленная эччатиной, с тайтлом стоит ознакомиться (в противном случае, даже не пытайтесь давать шанс – будете только разочарованы);
b. если нет рвотного рефлекса от сёненов и нравится вакханально-абсурдная история, приправленная эччатиной, и есть возможность выбирать между аниме и мангой, то стоит ознакомиться с мангой.

Я ваял это чудо больше месяца. А теперь оставляю на откуп вам.

Спасибо всем, кто потратил время на погружение в мою голову.

Еще увидимся.
Атака титанов: Финал
13 / 511
«Твой отзыв, конечно, хорош.
Но ты поставил десятку Килл ла Килле.
Поэтому иди-ка ты к черту со своим отзывом»


Внимание! Написанное ниже носит информационно-юмористический характер. Автор не ставит целью кого-либо оскорбить или унизить. Все совпадения с реальными людьми, местами и событиями случайны.
Спойлеры будут только по аниме вплоть до с4э15 включительно.


Глава 1. Я был там, когда Хорус пал
Ну начну сначала. Военная драма во всей красе: орел летит над битвой равной, дети войны, посылающие простых работяг на смерть командиры, социальная стратификация по национальному признаку, пули гремят, кровь и кишки летят. Нормально, нравится.
Потом хоба и пошла Шингеку но Куйоджиновская тема: Воины, марлийцы и эльдийцы, Титаны и противотитановые (ЧЕ?) пушки, Титан-перевозчик и Титан-уродец, небритый Райнир, Зик-ОРУНгутанг. Нормально, нравится.
Но понимаете, в чем дело. Здесь-то все и пошло коту под хвост. Прямо в самом начале. Как говорил Лекс Лютор, колокол уже прозвенел (динь-динь-ДИНЬ). Бог умер.
Габи. Все началось с нее. Ну там наверху многие всякое пишут в ее защиту. Сейчас со своей колокольни развенчаю этот культ личности. «Габи – это тот же Эрен, только в профиль». И да, и нет. Да, они оба дети, когда случается КАТАРСИС в их жизни. Да, их поступки продиктованы яростью, ненавистью к убийцам их родных и близких. Н-но.
Во-первых, рассмотрим этих двух персонажей с позиции общечеловеческих ценностей и права на месть. Представим такую ситуацию: толпа кадетов собралась вокруг убитых Сони и Бина. Эрен в толпе. И Габи, используя свою Dyad in the Force с Эреном, находится там же. Гипотетически. Тут с тыла подходит Эрвин Смит, кладет свои шаловливые ручонки на плечи деток и спрашивает: «Кто враг?»
Эрен: в с1э1 его враг – неопределенная группа неразумных титанов (x); в с1э2 его враг – x + 2 необычных титана (y); в с1э22 его враг – x + y + женщинская особь титана (z). Что объединяет x + y + z? Это враги, угрожающие человечеству в глобальном смысле. Если они преуспеют, исчезнет весь мир Эрена. Потом еще добавятся с натяжечкой королевские сторонники (Эрен никогда им не противостоял в полную превозмогательскую силу, все порешали другие персонажи), Зик (те же разумные титаны) и, наконец, марлийцы. С3э22: врагом Эрена стали люди. Марлийцы и эльдийцы с пониженной социальной ответственностью. Первопричина всех бед, первопричина появления x, y и z. И чтобы избавиться от угрозы своему миру, Эрен выступает против других людей. Людей, виновных в то, что они принесли смерть в дом Эрена.
Габи: с4э1 ее враг – че-ло-век! Она сразу же предстает хладнокровной убийцей, способной на все, лишь бы добиться своей цели. Заполучить Бронированного титана и пойти убивать «эльдийских дьяволов» - людей. И она убивает: убивает солдат другой страны, убивает Сашу. Почему она это делает? До нападения Эрена, она убивает, чтобы выслужиться, убивает, потому что приказали. После нападения Эрена она убивает Сашу, чтобы отомстить за своих близких. Имеет ли она право на месть? Нет, сформулирую вопрос по-другому: равнозначно ли ее право на месть праву на месть Эрена Йегера? Я считаю, что ответ очевиден. Выступая агрессором, она напоролась на ответочку. Эрен, жители Сингансины, да и всего Парадиса никогда не нападали на Марлию. Марлия развязала эту войну и теперь пожинает плоды своих действий.
И во-вторых, я не зря отослал к ЗВ9 и концепции «Dyad in the Force». Габи – это Рей Скайволкер. Пока Эрен (Кайло) превозмогал, пройдя боевую подготовку, став обедом для титана, отпинав одну Энни и парочку Райниров, теряя друзей одного за другим, сталкиваясь с отцовскими призраками прошлого… Габи… Ну она тоже прошла боевую подготовку. А все мы помним боевую подготовку четверки Воинов, из которых боеспособной была только Энни: одного чела съела Юмир, Бертольд вафля, а у Райнира кукуха поехала. И вот эта вот Габи (которая пока только кандидат в воины), ваншотит поезд сделал бум, потому что турецкие солдафоны решают не стрелять в нее, догоняет дирижабль, залетает в него и убивает Сашу. Слишком легко у нее все получается, поэтому не верю. Ничего не имею против смерти Саши (жалко, конечно), но только не от рук такого персонажа как Габи.
Да и не в Саше дело. Вот взять хотя бы Энни. Она изничтожила команду Ливая. Кто-то сказал хотя бы слово поперек? Нет, потому что она превозмогала. И результатом превозмогания стали прокачанные скиллы А зритель это видел. Ну а Габи просто свалилась как Мэри Сью и все порешала. Не будьте, как Габи.
Что стало с Хироюки Саваной? Где Юсибиггёрл, когда Зик рассказывает о подтирании собственной задницы? Я обратился к ресурсам Интернета и обнаружил, что за музыку всех предыдущих сезонов отвечает один вышеупомянутый Хироюки Савано. А вот в четвертом сезоне добавился чел по имени Кота Ямомото. Я не шибко вникал, но за неимением альтернатив, буду кидаться камнями в последнего. Для меня значительной частью Атаки Титанов всегда было ее музыкальное сопровождение. Я до сих пор слушаю композиции из первых трех сезонов. А четвертый? Ну да, там в первых сериях что-то боевое тундукало, когда титаны крепость штурмовали. Но этого настолько мало. Да в ОВАх первых сезонов музыка была богаче, чем во всем четвертом.
Да, по поводу саунда. Я еще на одном моменте знатно пригорел. Когда Ливай получает информацию о восстании Йегеристов, и его посещают флешбеки с Эреном времен домарлийской войны. У меня в голове играла музыка, одновременно навевающая печаль, сожаление, разочарование. Ну то есть саундтрек Бэтлфилд. А потом я решил прислушаться к происходящему на экране, используя свои старенькие TDE 316/5.1, выкрутив их на максимальные 79 пунктов. И знаете, что я услышал? Абсолютный ноль. Отсутствие музыкального сопровождения в моменте КАТАРСИСА (передаю привет тем, кто считает, что отсутствие внятного музыкального сопровождения при превращении Армена в порту подчеркивает эмоциональность момента). Потом правда Ливай заговорил и я потерял слух на левое ухо. Что ж, решив потерять слух на оба уха, я подключил свои чуть менее старенькие HyperX Cloud II Gun Metal. Результат идентичен, за исключением второго потерянного уха. Шутки шутками, но саундтрек откатили до уровня среднестатистического аниме. Ну и опенинг. После Сасагейо мяукающие коты не воспринимаются всерьез соре. О какой попытке сравнения может идти речь?
Ну и закрыть эту главу я хочу визуальной составляющей. Во-первых, анимация. Да-да, главный камень преткновения. Ну вернее анимация была бы им, если бы с сюжетом все было в порядке. Но о сюжете продолжение следует. А так экшен-сцены что с участием титанов, что с участием разведчиков ПО СРАВНЕНИЮ с предыдущими сезонами не годятся ну вот совсем никуда. В титанах ВИТ чувствовалась масса, чувствовалось, как бугрятся их мышцы при каждом движении, чувствовалась инерция, чувствовалась энергия, чувствовалась страсть. Титаны МАППА – это картонные солдатики. Ближайшая аналогия – Тихоокеанский Рубеж 1 и 2, где суровых титанических ЙЕГЕРЕЙ (ПОНЯЛИ, ДА?) превратили в игрушечных Повер Ренджерс. А про полеты на устройствах пространственного маневрирования, наверное, даже и говорить не о чем. Отсутствие квинтэссенции эпического музыкального сопровождения и крутой анимации наносят все-таки непоправимый ущерб восприятию картины.
И рисовка. Здесь все не так однозначно. С одной стороны, МАППовская рисовка вроде выглядит более богатой на детали (и это похвально, учитывая, что там у них был какой-то аврал). Хотя чисто субъективно жирная черная обводка ВИТов меня возбуждает куда больше. Но с другой стороны, Микаса. И Микаса – это собирательный образ. Ну типа. Я опять же не шарю, проблема в МАППЕ или в манге, но изменения в дизайне персонажей, наверное, пошли на пользу только Райниру. Ну Хистория вроде ничего так, да и Эрен сойдет под пивас. А Микаса – это та же самая моделька Ливая. Елена – та же самая моделька Армена. И это жуть как бросается в глаза. У меня, например вообще не получилось воспринимать Микасу, как того же самого персонажа. Похожая ситуация произошла со мной с Токийским Гулем на 3 сезоне, который я так и не осилил.
А теперь немного интерактива. Если кто шарит, что там за сыр-бор произошел в бермудском треугольнике манга – ВИТ – МАППА и кто враг, отпишитесь в комментах под хэштегом #ReleasetheWITcut. Потому что интересно, здесь манга скатилась или ВИТ, просто наплевав на первоисточник, запилили все по-своему как месье Кубрик по отношению к Сиянию Кинга? И если будете писать про то, что на МАППУ свалили кучу нежданного контента, отпишитесь, был ли у них выбор. Потому что Серебряный Серфер говорил, что выбор есть всегда. А то диссертацию уже сдавать пора, а я так и не нарыл нужного материала. А на отсылках к кинокомиксам далеко не уедешь.

Глава 2. У бурных чувств неистовый конец
Ну сюжет не зашел. Военный замес в начале расписан в начале - он был норм, потому что он еще не давал судить о том, в каком направлении пошел сюжет. А пошел он не туда.
Где-то до 6 серии нам обсасывают жизнь эльдийцев в концлагере и знакомят с новыми персонажам. Габи – Рей Скайволкер, Пик – милаха, мелкий блондинчик – добрая душа, а остальные мне и не запомнились особо. Но это все тянется непозволительно долго, учитывая небольшой хронометраж сезона. Да и зачем такой подробное знакомство? Большая часть отъехала почти сразу. Что мы вынесли из этой ознакомительной арки? Что Райниру нужно сопереживать, а Воины действуют не по собственной воле? Нуу, еще во втором сезоне было ясно, что Воины – это жертвы, а Райнир вместе с тем еще и раздвоение личности словил. Поэтому выдавить бОльшую слезу, чем была выдавлена вторым сезоном по поводу трагической судьбы Райнира, у четвертого не получилось. Что Габи нужно сопереживать? Наверху написал, почему нет.
Окей, дальше экшен. Эрен, молотобойный, разведчики. Мурашков нет, но сойдет.
А вот дальше для меня субъективно имхо, по моему мнению, возникла проблема непонимания. Произошел разрыв связи с персонажами, которая бережно создавалась на протяжении 3-х последних сезонов. Я перестал понимать, что ими движет.
Смотрите, в чем проблема. Изменилась механика подачи сюжета. Раньше мы существовали в настоящем вместе с персонажами, вместе с ними делили горе и радость, преодолевали трудности, узнавали о мире. Одновременно. Параллельно. Персонажи практически никогда не знали больше зрителя. И это сближало.
А теперь между нами пропасть в 4 года. И это изменило все. Теперь все знают больше, чем я. А редкие флешбеки, освещающие (флеш типа вспышка, которая освещает, поняли, да?) какие-то отдельные эпизоды прошлого ну вот ни разу не спасают.
Я не понимаю, что стало с Эреном. Я верю в то, что он мог скатиться в антагониста (хотя мне это не очень нравится, если честно), но почему это произошло – я не понимаю. Почему он стал
Микасо-хейтером? Если из-за внешности, то вопрос отпадает кстати. Но что бы с Эреном не произошло, неужели это могло его изменить НАСТОЛЬКО, чтобы ненавидеть Микасу только за то, что у нее другой образ мыслей? Так же всегда было: она всегда безвольно следовала за ним, но это не мешало Эрену пообещать ей все шарфики мира.
Но ладно, Эрен официально скатился только в с4э15, до этого он был просто загадошным. С остальными-то дела еще хуже.
Военные не делают ничего. А потом жалуются на Эрена, когда он хоть что-то делает. Они заняли выжидательную позицию и дождались, когда марлийцы своим официальным заявлением настроят весь мир против Парадиза. Эрен там вообще ничего не изменил. Единственное их какое-никакое предложение – наплодить Хисторию, но оно явно уступает Эреновскому «убить всех марлийцев». Еще эти челы задумали скормить Эрена другому, более послушному кандидату. Причина была бы оправданной, если бы они опять же хоть что-то делали, кроме осуждения Эрена.
А разведчики? Обиделись на истерику Эрена после смерти Саши. Вроде это был не смех радости, но ладно. А Армен? После тяжелейшего выбора между Эрвином и Арменом последний пока вообще не проявляет своих умственных способностей в многоходовочки.
Зато кто проявляет – это Зик и Елена. Но они тоже орные. Зик сидел 14 серий на попе ровно, скрывая свой супер мега коварный план легкой смерти. Чисто Таносовский загон: решить проблему максимально упоротым способом. То есть Зик, подпитываемый словами предыдущего Обезьяна и исключительно из сверхгуманистических побуждений, решает аннигилировать целую расу/нацию. Геноцид во благо. И в чем тогда такое уж принципиальное отличие плана Зика от плана марлийцев. Обои хотят всех кокнуть, вопрос в сроках реализации. Не думаю, что стоило нагнетать такую таинственность вокруг сбрендившего очкарика. Ну а Елена просто имба. Тупо всех нагнула. Никто не понимает, как она это сделала, но она это сделала. А вот что она сделала?
Смотрите, какая ситуация-то на Парадизе. Есть военные и иже с ними. Они за милитократию (да-да, я загуглил), они за размножение, они против Эрена из-за неподчинения последнего, они за эльдийцев, они против марлийцев. Есть Йегеристы. Они за Эрена, они за монархию, они против военных, они за эльдийцев, они против марлийцев. Ну отнесем Зика к Йегеристам чисто из-за фамилии. Остается вопрос: куда девать Елену и ее пленных марлийцев? Она вроде с Зиком и против военных, а значит за Йегеристов? Но марлийцы упоминали про хейт в сторону эльдийцев. И Йегеристы это слышали. То есть Йегеристы все-таки выступают против эльдийцев и за марлийцев? Ладно, если это была красивая многоходовочка Елены накидать каловых масс на вентилятор, чтобы все перессорились, и подготовить почву для вторжения марлийцев, сойдет. Хотя почему тогда не сработал антивирус в виде Армена – вопрос открытый. В общем, Эрвин был хорош, когда у каждого второго встречного клянчил ответ на свой любимый вопрос. Кто враг?
Драма войны, военные дети, жестокость и ужасы, бессмысленность и беспощадность – ну да, такое есть. Но. Для меня кульминация всех этих тем пришлась на предыдущие сезоны, в 4-ом я получаю лишь развитие уже полученного контента, поэтому сверх нахваливать за такое я бы не стал. Ну и сами знаете: Детройт: Беком Хьюман после Мира Дикого Запада – это как Атака Титанов после Метал Гира по степени проработанности центральной темы. Камон, ребят, Кодзима.
Ну и не зашел уход в суровый реализм. Раньше Атака Титанов была гораздо ближе к сказочному (в хорошем смысле) фэнтези, нежели сейчас. Все ходят в скучной одежке, стреляют из огнестрельного оружия и антититановых пушек, пользуются химическим оружием и дирижабль, ага. Раньше и трава была зеленее, и цвета были поярче, и Титаны не использовались как какие-то меха-костюмы.

Глава 3. Надежда – первый шаг на пути к разочарованию
Не, ну плюсы-то тоже есть. Например, марлийское официальное заявление (я надеюсь, что там есть двойное дно) было беспрецедентно хорошим, поскольку в любом случае делало эльдийцев врагами. Или то, как показали, насколько прокачались Эрен и разведчики, уложив всех Воинов и молотобойного и показав, что не так страшны Титаны, как МУЖИКИ В ФОРРРМЕ.
Есть еще у меня парочка теорий, по поводу того, что на самом деле произошло с сериалом.
Теория № 1: учитывая, что в третьем сезоне мы наконец-то узнали, что самое православное наименование сериала - «Атакующий Титан», а не «Вторжение Гигантов», «Галопирующие Великаны» или «Нападать наверх», я подозреваю, что где-то существует тру-версия. Да-да, #ReleasetheWITcut. И пока золотой миллиард смотрит, как Эрен вместе с Энни и Юмир напинывают Райниру и в хвост, и в гриву под Юсибиггерл, нам остается довольствоваться Габи и Микасо-мужиком.
Теория № 2: все происходящее – это сон собаки из первого сезона, а сам 4-ый сезон – это первоапрельская шутка. Поэтому второго апреля нам просто покажут, что собака проснулась, и запустят 1-3 сезон. Под Юсибиггерл, разумеется.
Теория № 3: 4-ый сезон Атаки Титанов – это психологическое оружие массового поражения Диснея с целью покорения анимечной целевой аудитории через призму навязывания современных либеральных ценностей: максимальная инклюзивность (Омойнякопон), отказ от сексуализации женских образов (Микаса, Елена), пропаганда радикального феминизма (Габи). Я понимаю, что анимечники (и я иже с ними) уже привыкли к Стейнгейтовскому «But he is a guy», но тут какой-то перебор остросоциальной тематики.
Но я, конечно же, склоняюсь ко сну собаки.
Особая благодарность чуваку сверху, у которого количество запятых зависит от количества качественной анимации в сериале. После прочтения хвалебных отзывов про 10 из 10 найти единомышленника – бальзам на душу.
Особая благодарность Хироюко Саване, который бренчал на пианине, пока я все это ваял.
Особая благодарность второму сезону Ре:Зеро. Ты поддерживал меня в самые суровые дни. И оказывается наблюдать за Субару, полчаса уламывающим одну лоли, может быть интереснее, чем битва Эрена с молотобойным.
Особая благодарность тем, кто досюда дочитал.
Попрошу в возможных ответах на это полотно проявить гуманистическое уважение к человеколюбию и спойлерное воздержание от манг.
Всем Рэмувского «капри» и «мора-мора-мора-мора».