1986 год, Германия. В Дюссельдорфе совершено жестокое убийство пожилой пары. Выжили только дети-близнецы: Анна и Йохан. Йохан получил тяжелое огнестрельное ранение в голову и находится в критическом состоянии, а у девочки случился сильнейший шок. Он и его сестра попадают в клинику Айслера, в которой работает гениальный молодой нейрохирург японского происхождения по имени Кэндзо Тэнма, являющийся протагонистом в этой истории. Он на хорошем счету у директора, у него есть красавица-невеста, на горизонте перспективное будущее, однако ему предстоит сделать выбор: спасти мэра города, обещавшего повысить субсидии клиники, или спасти Йохана. Тэнма поступает по совести, и в итоге это решение переворачивает всю его жизнь: встречая через девять лет подросшего юношу, он понимает, что спас настоящего монстра, ведь на его глазах был хладнокровно застрелен пациент. Герой принимает решение исправить свою ошибку. Такова завязка комплексного психологического триллера «Монстр», успевшего стать в узких кругах классикой японской анимации.
Сам сериал является адаптацией манги Наоки Урасавы с одноименным названием. Первоисточник характеризует реалистичный подход к дизайну персонажей и окружения, учитывая место действия и сам тон. То же переняла и экранизация. Поскольку в произведении рассказана мрачная и реалистичная история, здесь, конечно же, отсутствуют традиционные штампы, которые так любимы японцами: глаза на пол-лица, неестественные телосложения, гипертрофированные эмоции и т.д. Отчасти это объясняется и местом действия, ведь почти все действующие лица — европейцы.
Стоит отметить, что адаптация воссоздает первоисточник на экране полностью, практически постранично. Этим и объясняется длина в 74 эпизода. Это является одновременно и достоинством, и недостатком (для определенных зрителей). С одной стороны, хоть и сериал нельзя назвать самостоятельным произведением, потому что режиссер не предлагает своего видения, идея Урасавы показана во всей красе и не подверглась изменениям. К тому же это вышло крайне умело благодаря правильному использованию элементов повествования (правильное расположение камеры в определенных кадрах, хорошая детализация окружения, превосходно подобранная музыка, отличная игра актеров); это и отличает хорошую работу от бездумного пересказа, когда режиссер не понимает, в чем прелесть оригинала. С другой стороны, далеко не каждый способен осилить столь длинный хронометраж, поэтому многие жалуются на затянутость и вялотекущее действие, особенно если учесть саму специфичность «Монстра». Одно понятно: невозможно передать всю глубину за 25-30 серий.
Основное развитие сюжета происходит в течение нескольких лет, а в определенных эпизодах, посвященных второстепенным персонажам, — в разных городах и даже странах. Зрителю предстоит узнать причины серийных убийств Йохана и его предысторию. История протекает неспешно, попутно перемещаясь в прошлое, откуда узнается о правительственных экспериментах в детдомах Восточной Германии и других нюансах, которые так или иначе несут важную информацию. В сериале затрагивается очень много тем (взять, к примеру, нацизм, насилие над детьми, проституция), но стоит выделить самое главное. Первая идея заключается в том, что монстрами не рождаются, а становятся ввиду полученных психологических травм. Общеизвестно, что большинство реальных маньяков и серийных убийц получили эти самые травмы в раннем детстве. В объекте отзыва это показывается детально. Дальше автор задается вопросом: все ли жизни равноценны? Достоин ли жизни абсолютно любой человек, независимо от мировоззрения, поступков и характера? Нам ясно показывают, что вкупе с альтруизмом неравенство и иерархия будут существовать всегда, а люди лишь равны перед смертью. Вопрос одновременно и прост, и сложен. Также затрагивается тема о нигилизме. Как известно, у каждого человека есть свои маленькие радости и свой смысл жизни, будь то чашка кофе или любовь. Но что будет, если отнять все эмоциональные привязанности, социальные связи, базовые человеческие эмоции и даже мелкие радости, приносящие удовольствие?
Конечно, наблюдать за развитием было бы неинтересно без наличия интересных персонажей. В сериале, кроме главных, есть множество второстепенных и эпизодических персонажей, которые по проработке не уступают даже основным. Здесь была проделана хорошая работа. Мы узнаем и о скелетах в шкафу почти каждого героя, и о страхах, и о переживаниях, что даже можем предугадать их действия заранее. Вы надолго запомните Кэндзо Тэнму — человека высоких моральных качеств, который остался до конца верен своим принципам, запомните хрупкую и добродушную Анну Либерт, харизматичного детектива Рунге и многих других. Но особенно интересен и глубок Йохан, и, поняв его мотивы и причины страданий, можно точно убедиться, что тут перед нами предстает один из лучших антагонистов.
Очень радует дизайн персонажей, проработка окружения, о которых было упомянуто ранее. Крайне детально и скрупулезно воссоздана та эпоха, благодаря чему и впрямь можно предположить, что все происходило в этот временной промежуток на самом деле.
Можно вынести такой итог: перед нами очень мрачная и глубокая психологическая драма с элементами детектива. При всех достоинствах «Монстра» его нельзя порекомендовать всем и каждому, а лишь определенному кругу людей, которым важен сюжет и то, какие идеи заложены в нем.
P.S. Данный текст является статьей, опубликованной на моей странице ВКонтакте, и я решил, что неплохо будет закинуть это сюда. Надеюсь, у меня получилось создать информативный отзыв, который будет полезен тем, кто желает ознакомиться с этим сериалом.