Начинается второй сезон типично для "Кланнада" - непонятная девочка с другом-роботом на безграничных просторах пустого мира, говорящие абсолютно непонятные вещи, из которых можно доить скрытый смысл сколько душа пожелает. Потом начинается арка про Сунохару, моего любимого персонажа первого сезона, потом про Мисаэ Сагара, про её прошлое, и, наконец, про Юкинэ Миядзава (её дружба с бандитами), эти истории не очень отличаются от первого сезона, но первый разрыв шаблона вызвало то, что ГГ (Томоя Окадзаки) таки заканчивает школу (я думал, что в школе всё и закончится). И вот тут начинается самое интересное. То, почему я поставил десятку.
Это история о жизни, о семье, о ценностях, о мечте, передающейся с каждым поколением, о счастье и горе, о радости и отчаянии. Я не буду пересказывать сюжет, но выпуск из школы является отправной точкой в истории Томоя и Нагисы, о их жизни, о их семье, ценностях, мечтах. О рождении дочки, о потере всего, об отношениях Томоя с отцом ("Я справился? Теперь я могу отдохнуть?"), о работе ради своих близких, о любви без пошлостей, о настоящем человеческом страдании. Я не раз пролил слезу (Один момент я указал выше, но вспомнил ещё один: "Санаэ-сан говорила, что плакать можно либо в туалете, либо в объятиях папы. Уже можно, папа?")
О событиях первого сезона вспоминаешь с такой теплотой, что хочется вернуться назад и поставить первой части тоже десятку. Они воспринимаются как невероятное прошлое, как часть своей собственной жизни. Ты вспоминаешь с теплотой раздолбая Сунохару, девочку-гения Котоми, сестёр Рё и Кё, Томоё, создание драмкружка, смех над дурацкими шутками. А потом внезапно осознаёшь - это же всё прошло, сейчас другое время. Более взрослое, более ответственное.
А городская легенда про огоньки является самым красивым окончанием истории, может, немного нелогичным (абсолютно нелогичным), но таким счастливым, что улыбаешься в экран монитора (телевизора, нетбука) ещё очень долго. Можно было оборвать на конце 21 серии, я всё равно бы поставил десять и только десять. За самую сильную историю в аниме, где не происходит никаких эпических драк, ни выходящих за рамки реального событий (кроме 22 серий, конечно), ни пафосных речей. Такая история может произойти с любым, поэтому она пробирает до глубины души. А песня Dango Daikazoku не раз вызывала слёзы.
Что меня раздражало? Ничего, все персонажи стали родными, каждое переживание - твоим. Авторам удалось невозможное. Спасибо вам, если будет история про обычных людей с обычными чувствами, подобные этой, то я кинусь смотреть, не раздумывая. Достойно аплодисментов.
P.S. Специально перечитал текст, спойлеров я не заметил. Лично я, прочитав такой отзыв, ничего бы о сюжете не понял.