Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
10
Эпик вин!
Рисовка
7
Хорошо
Звуковой ряд
6
Нормально
Итоговая оценка
9
Великолепно
"Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя."
Фридрих Ницше
Любите ли вы артхаус? Если да, то аниме Когти зверя не должно быть пропущено вами. Конечно, степень приверженности к артхаусу того или иного аниме весьма условна, все-таки рисованная лента открывает гораздо больше возможностей, нежели привычный нам кинематограф. Причем как стилистически, так и идеологически. Многие вещи, которые ужасно смотрелись бы в исполнении живых людей, нормально воспринимаются в гротескных образах данного аниме. Казалось бы, пошлость, нарочитость, излишняя физиологичность следуют по пятам за повествованием, но никогда не выходят на сцену, сохраняя тем самым хрупкий баланс допустимого, что ставит Когти зверя в ряд реалистичных аниме про взрослых и для взрослых.
О, авторы идеально поработали над тем, чтобы показать, что розовые пони и единороги и не гостили в этом мире, а, если бы и гостили, то радуга имела бы несколько иное, неприятное для восприятия, происхождение.
Неприятное. Это слово, как нельзя лучше характеризует то, что происходит на экране, когда смотришь Когти зверя. Неприятна мотивация главных героев, неприятна закулисная игра всех, кто как-то относится к главным героям, неприятен откровеннейший, бьющий в глаза и сознание цинизм, как у антагонистов, так и у протагонистов. Но, давайте будем честны, когда в нашей повседневной жизни было что-то целиком приятное, если смотреть на эту жизнь со стороны? Именно эти неприятные для восприятия вещи и делают Когти зверя таким целостным, жизненным, откровенным аниме. Откровенность она всегда неприятна в той или иной степени.
И да, нам откровенно показывают всю гниль и плесень, что обычно прячется за фасадом. Венеция это не только красивые закаты под песни гондольеров, но и застоявшиеся вонючие каналы между домами, полные мусора и водорослей. Так и с сюжетом данного аниме. Все красивое и яркое прячет за собой нечто уродливое и серое. За любовью скрывается похоть и предательство всех, кроме любимого человека, а, порой, и его тоже. За семейными узами – зависть и нечестное соперничество. За дружбой – честолюбие и паразитирование на более успешном товарище. Разве жизнь не такова?
В центре повествования молодой мужчина Тосихико, борющийся с демонами с детства. Причем как с настоящими демонами, так и с теми, которых хранит его память. Он тяжелым трудом пытается добиться цели, которую даже не сам себе поставил, а перенял, как наследие. Как должен рано или поздно унаследовать особую школу фехтования Кифукэн, где растят борцов, оправдывая свое существование надеждой, которую они дарят миру. Что весьма забавно, учитывая, что мир давно в сомнениях, а нужен ли ему этот рудимент, тогда как бороться можно, используя все достижения науки.
Второй персонаж - Юка. Женщина-загадка, женщина-мечта, и женщина - чудовище... Улыбка, аромат духов, яркое платье, лак и помада. Снятые туфли, и поцелуй в фонтане. На фоне вечно сражающегося Тосихико, она просто воплощение легкости. Играючи появляется в жизни главного героя, играючи сама становится главным героем, играючи показывает, что вся прежняя жизнь была только подготовкой к встрече с ней. Но это впечатление обманчиво. Юке ничего не дается легко. Тем ценнее то, как она несет свою ношу, не сдаваясь на милость победителю-мужчине. Нет, она сама для себя и победитель, и герой, и защитник. Кто кого спасает - Тосихико Юку от товарищей и, вообще, от всего людского мира, или Юка Тосихико от его демонов - непонятно.
Главные герои, Тосихико и Юка, часто сравниваются с Ромео и Джульеттой. Но это сравнение достаточно поверхностно. Ромео и Джульетта были заложниками ситуации, но они никак не усугубили ее для окружающих их людей, помимо естественной скорби от гибели любимых детей. Более того, их смерть была не напрасна, она привела к миру в Вероне. А герои Когтя зверя – скорее Гвиневра и Ланцелот. Они так же заложники, но не ситуации, а своих собственных чувств. И, следуя на поводу этих чувств, они разрушают мир вокруг, вместе с обитателями этого мира.
Начавшееся как простое аниме о противостоянии двух влюбленных всему миру, Когти зверя быстро превращается в тяжелую сверхдраму - драму, заплетенную из множества драм почти у каждого героя, будь то товарищ Тосихико по фехтованию или приятель юношеских забав Юки. Нить повествования прыгает от жанра к жанру: это и романтика, и триллер, и трагедия, и ужасы. Все вместе сплетается в яркую, провокационную психоделику, которой и заканчивается аниме. Концовка предсказуема, но только в общих чертах, а детали – это как залп фейерверка, именно так на вас выплескивается сюжет – захватывающее, с ощущением нереальности, к концу повествования уже теряющий реалистичность, которая была в начале. Конец, бесспорно, самая близкая к артхаусу часть сюжета, но и самая непродуманная, увы. Но что такое продуманность в психоделике? Есть ли смысл в Гернике Пикассо, или смысла больше в пейзажах Левитана? Каждый решает для себя. Когти зверя заслуживает того, чтобы его посмотрели, даже, если конец и вырвался за рамки тех условностей, которые создавались повествованием на протяжении всего аниме. Хорошо это или плохо – судить вам, зрители.
Итак, в неком, очень похожем на наш, мире есть чудовища, и есть люди, которые издревле охотились на чудовищ. Но мир не стоит на месте, все течет и изменяется, как сказал один мудрый человек. Эта замкнутая система, вынужденая поддерживать искусственный гомеостаз. Что будет с бойцами, если истребить всех чудовищ? Чем они будут заниматься? Что будет с чудовищами, если они так расплодятся, что уничтожат всех людей? Чем они будут питаться? Да, чудовища и люди – две стороны одной медали этого мира. Более того, на протяжении повествования нам покажут очень человечных чудовищ и очень чудовищных людей. Ценен ли человек только по праву принадлежности к виду Homo Sapiens? Для людей, ставящих во главу всего идеи гуманизма, ответ на вопрос очевиден. Однако, если привнести в систему оценки еще один элемент, будет ли гуманизм распространяться и на него?
Этим как раз и занялись главные герои – они привнесли любовь между представителями двух половин мира. И прежнее, и так с трудом устойчивое, равновесие рухнуло. И, рухнув для одного человека, который полюбил представителя чудовищ, на которых охотился его отец, его дед, его прадед и тд., равновесие разрушилось для всех, кто окружал этого человека, а затем – по накатанной – и для всего мира. Один камушек способен изменить состояние весов, так и тут. На протяжении аниме нам показывают, как мир меняется, как рушатся семьи, как умирают люди, державшиеся за старые идеи, как бывшие герои становятся никем, а слабые и трусливые, напротив играют главные роли. Но изменение - это необходимое условие для существования живого. Да, прежний порядок затрещал по швам, породив тех, кто воспользовался этим, но на обломках былого выросло нечто новое, прекрасное, более сильное и закаленное.
На фоне этих глобальных изменений нам покажут простые человеческие драмы, которые увлекают не меньше разрушающегося мира. Трое товарищей, которые сражались бок о бок, как могли. Трое, делившие славу и опасность на троих. И одна женщина, изменившая дружбу этих людей навсегда. Месть за мать, и решение не мстить в ответ. Безответная любовь, ядом выжигающая все светлое в душе. Алчность, перешедшая границы человечности. Страсть, которую используют, чтобы охотиться, и страсть, которая заставляет выбросить оружие, что стало продолжением руки с детства. Страх и беззащитность перед новыми технологиями, что отнимают у тебя привычную жизнь, заставляя искать что-то новое, чем можно заняться. Измена и прощение за измену. Пытки врагов. Предельная жестокость живого пушечного мяса, и жестокость к этому самому мясу. Циничность в желании сверхприбыли. Отбрось необычность мира, и все проблемы окажутся обычными проблемами, с которыми люди сталкиваются изо дня в день. Все герои важны – их чувства, их желания, их жизни и смерти сплетаются в единое кружево повествования, чтобы показать, насколько невозможна и разрушительна любовь Юки и Тосихико. Насколько она прекрасна.
Рисовка – это целый отдельный персонаж аниме. Достаточно проследить, как меняется насыщенность цветами картинки до появления Юки в жизни Тосихико и после. Она привнесла в его жизнь краски в буквальном смысле этой фразы. По мере роста психоделичности повествования цвета становятся все насыщеннее и неоновее. Заканчивается все просто-таки вырвиглазным изображением происходящего, что очень дополняет сюжет.
Про музыкальную составляющую такого не скажешь, но и ничего плохого про нее сказать нельзя.
Когти зверя – очень красивое, очень необычное, очень тяжелое в своей реалистичности аниме. Однако, именно эта тяжелая реалистичность и является основным достоинством. Ее несколько смягчает необычность рисовки и психоделичная подача сюжета. Отличное аниме для тех, кто ценит здоровый цинизм, все проявления человеческой натуры, яркие истории любви, меняющие людей и мир.
И далеко не самая "артхаусная". Проигрывает в сравнении с теми же Играми разума, к примеру, или Кайбой.
Так что акцент на "артхаусности" я бы не делал. Скорее наоборот, представлял бы тайтл "мейнстримной работой от авангардиста".
Эдакий "артхаус с человеческим лицом", как бы забавно не звучало в контексте происхождения главной героини.
В целом, за привлечение внимания к нестандартному аниме, автору респект.
@spinosa@Aniki, может, я зажрался, но по мне, так кайба совсем не артхаус. Кемонодзуме куда больше под это подходит