Стоит заранее заметить, что “Аура” — это экранизация. Оригиналом выступает одноимённая книга Ромео Танаки (известного в основном по визуальным новеллам). По ходу обзора она будет неоднократно упомянута, но глобальные выводы будут сделаны лишь в конце. Пока достаточно знать, что различий между ней и экранизацией мало и обусловлены они форматом полнометражки. Так что замечания касательно сюжетной составляющей будут адресованы именно Танаке. Что же, приступим!
“Аура” относится к так любимой мной категории “попытка в реализм”. Это легко понять по кадрам из самого фильма.
1919x10791919x1079
Всё тускло и блёкло. Я не против применения такой цветовой палитры. Пасмурные и дождливые дни (хотя действие фильма приходится на апрель) всё равно иначе не изобразить. Но нормальные условия зачем утрировать?
Мир сер и уныл. Лишь изредка в него проникает солнышко. Солнышко по имени Рёко. У нас же фильм про любовь! А значит появление возлюбленной должно сопровождаться резким повышение теплоты кадра.
1919x1079
Эта глубочайшая метафора определённо стоила убитого внешнего вида аниме. Дизайнерские решения в принципе варьируются от скверных до никаких. Персонажи, ладно, похожи на людей, но совершенно не запоминаются своей внешностью. Локации дают действующим лицам минимум взаимодействия и просто являются цветным фоном. Стоит ли говорить, что в таких условиях общая постановка получилась без выдумки?
С анимацией тоже не всё в порядке. По сложившейся для жанра повседневности традиции сакуга отсутствует как явление, а среднестатистическая сцена смотрится приблизительно так:
В то время как просадка — вот так:
Да, это полтора кадра зацикленной анимации
В принципе, эпизодов, где одновременно движется более одного человека, почти нет. Хотя тут ругать толком нечего, довольно стандартный уровень для японской анимации. Как минимум телевизионной и некоторых кинотеатральных спешлов. Однако дефицит бюджета регулярно даёт о себе знать.
Фансервисные же эпизоды стоят от этого безобразия особняком. Вы знаете, эти моменты милого общения милых детей. Где и сцена выстроена хоть и без изысков, но вполне грамотно. И цвета вызывают тёплые чувства.
1919x1079
Здорово, но они лишь дополняют основу, а не составляют её. Трудно радоваться приятным мелочам, если глобально ситуация посредственна. Я догадываюсь, какими бюджетами располагала студия AIC. Не выйдет сделать шедевр из говна и палок, особенно в условиях дефицита древесины. Но можно было хотя бы не принимать очевидно плохих решений, чтобы ситуация не дошла до неисправимого состояния?
Перейдём к обсуждению звучания фильма. Большая часть его событий представляет из себя обмен репликами между двумя персонажами, потому на интересный звуковой дизайн рассчитывать не приходится. Если на фоне можно услышать ветерок, щебетание птиц или гул толпы — уже хорошо, уже спасибо. Тут я говорю без сарказма и упрёка, звуковики свою работу сделали. Просто режиссёр физически не мог предложить им (и нам) ничего интересного.
С музыкой дело обстоит уже занятнее. Хотя бы потому, что у нас имеется полноценный эндинг.
Неплохая песня, на самом деле. Чем-то напомнила мне “Nee” Маико Фуджиты, но чуть похуже (потому в мой плейлист она так и не попала). Тем не менее, трек хочется дослушать до конца, что для эндинга не только серьёзный вызов, но основная задача. Особенно в рамках кинофильма, концовку которого запрятали в сцену после титров.
На этом похвала музыке заканчивается. Да, из всего саундтрека лишь одна дорожка оказалась достойной. Всё остальное берёт на себя фоновая музыка, и, о боги, как же она плоха. Я понимаю, фильм с претензией на драму и трагизм, но зачем столько пафоса?
Лучшее слово для описания фоновой музыки — “слишком”. Слишком торжественная, слишком грустная, слишком игривая — всё с перебором. Непростительная ошибка для приземлённого кино.
Ещё стоило бы поговорить о работе актёров, но говорить особо не о чем. Большинство персонажей имеют от силы пару реплик, а с “овсянка, сэр” особо не разгуляешься. Да и все остальные ничего особо интересного не показывают. Не потому что актёры плохо справились (в этот раз обошлось), а потому что сюжет не даёт.
Конечно, у нас есть Рёко — девочка-чудила — в исполнении аж самой Каны Ханазавы. Может, на её перформанс есть надежда? Увы. Ей досталась роль бревна. Не колоритного и не карикатурного бревна, а просто бревна. Монотонный бубнёж и редкий переход на крик — это предел не только персонажа, но и всего аниме в целом. Как-то неожиданно сухо, особенно на фоне перебора с музыкальным сопровождением. Окей, у нас тут сурьёзная драма, а значит не бывать орущим моэйным некочанам. Хорошо, но почему бы не наделить хотя бы главных героев какими-то особенными манерами? Смотрелось бы и убедительнее, и интереснее. Вы же снимаете аниме про людей, так пусть персонажи и общаются как люди. Но это надо сценарий проработать, с актёрами в лишний раз общаться. Слишком сложно.
Получается что звуковая составляющая такая же посредственная, как и графическая. Это можно попытаться списать на жанр и задумку, вот только разобранные выше проблемы говорят не в пользу этой версии. Даже простую и приземлённую историю можно заставить звучать если не интересно, то хотя бы аутентично. К сожалению, не в нашем случае.
Начнём этот раздел, как водится, с главного героя.
Ичиро Сато — эталонный ОЯШ. Имеет пару друзей, особо не выделяется и, подобно диснеевской принцессе, хочет большего. Впрочем, несмотря на довольно плоский и не слишком интересный характер, я признаю: Ичиро — далеко не самый худший образ для проекции проблем предполагаемого зрителя. Парень хоть и склонен к саморефлексии и истерикам, но не перегибает с этим делом. Плюс ко всему, изредка у него проявляется смелость (кроме конца второго акта, потому что без этого кульминация не состоится).
Претензии у меня к нему две:
1) Танака где-то прочитал, что у романтического героя должна быть тайна. И тайна нашего главнюка — это просто курам на смех. Во-первых, догадаться о ней можно просто прочитав синопсис кино.
спойлер
Во-вторых, ничего постыдного в секрете Ичиро нет, что все прекрасно понимают. Но он всерьёз ведётся на шантаж и даже готов бросить близких людей. Всё ради того, чтобы окружающие не узнали правду. Правду, которая всем очевидна. Особенно здесь смешит довод шантажистов “Если твои друзья вроде Кобато узнают, то отвернутся.” Если что, речь идёт об этой Кобато.Да, пацан когда-то был таким же чунибьём, как и местные отщепенцы.
1 — дружелюбная девочка Кобато, которая не чурается никого. 2 — чудище болотное. 3 — телохранитель чудища. 4 — рандомный парень, на месте которого в оригинале вообще была Нобунага с сиськами.
Такое вот ощущение дутой опасности вас не будет покидать всю вторую половину фильма. Крепитесь.
2) Как и подобает ОЯШу, Ичиро крайне пассивен. Настолько, что все его действия представляют из себя реакцию на чьи-то слова или выходки. Трудно сопереживать парню, которому для совершения хоть какого-то поступка нужен хороший подсрачник.
Кстати об этом. У основного мотиватора главгероя есть имя. Точнее, погоняло. Знакомьтесь, Дорисен!
Да, классрук (то есть педагог) позволяет ученикам звать его не в уважительной форме. Фамильярность — признак компетентности (говорил никто и никогда). И как же он мотивирует Ичиро общаться с девочкой-чудачкой? Да всё тем же шантажом. Опустим тот факт, что повод обладает зашкаливающим уровнем нелепости и вымученности.
спойлер
Но сам факт манипуляции учащимся выглядит жутко. У вас возник логичный вопрос: зачем ему это надо? Учителю разве нечем заняться? Мало бумажной работы и посещения курсов повышения квалификации? Ответ...а нет его. Ни фильм, ни книга не объясняют мотивы Дорисена. Он просто творит смешную дичь и двигает сюжет. Да, реалистичная история буквально происходит по воле персонажа-трикстера. Ставь лайк, если шиза...в смысле жиза!Как обстоят дела. Придя домой из школы Ичиро внезапно обнаружил, что забыл в школе тетрадку. А в ней была записана домашняя работа! Что бы сделал нормальный школьник в такой ситуации? Например, позвонил другу и попросил сбросить домашку по электронной почте (в книге школота активно юзает даже мобильный интернет, то есть на недоступность этих ресурсов на момент публикации ссылаться нельзя). Или прогулялся в гости днокласснику с целью её переписать. Да на худой конец можно забить и сделать её перед уроками следующим утром.
Но Ичиро не пальцем делан и решает вломиться в школу посреди ночи. Ага, пойти на правонарушение ради домашки — это очень реалистично. И вот это дело засняли камеры видеонаблюдения, записями которых Дорисен и попрекает мальчонку. Кстати, как они попали в его руки, при этом не сохранившись где-то ещё? Если камеры школьные, то их записи обязаны пройти через службу безопасности. Если же педагог решил установить их скрытно (ну там поглазеть на школьниц, что переодеваются перед физрой), то ему же лучше избежать обнародования сего нелицеприятного факта.
Тем не менее, ученика удаётся склонить к сотрудничеству. Логичный вопрос: как? Чего Ичиро испугался? Да, он поступил как последний дебил, но этого явно мало для занесения в личное дело или вызова полиции. Ну пришлось бы извиниться перед охраной и директором — делов-то. У тебя же есть полное право послать своего учителя в пешее эротическое и ни о чём не переживать. А, очкарик ещё и про твоё прошлое прознал? Опять же: и что? Ну увидят тебя в костюме Сефирота — кому будет не насрать?
Но Ичиро не пальцем делан и решает вломиться в школу посреди ночи. Ага, пойти на правонарушение ради домашки — это очень реалистично. И вот это дело засняли камеры видеонаблюдения, записями которых Дорисен и попрекает мальчонку. Кстати, как они попали в его руки, при этом не сохранившись где-то ещё? Если камеры школьные, то их записи обязаны пройти через службу безопасности. Если же педагог решил установить их скрытно (ну там поглазеть на школьниц, что переодеваются перед физрой), то ему же лучше избежать обнародования сего нелицеприятного факта.
Тем не менее, ученика удаётся склонить к сотрудничеству. Логичный вопрос: как? Чего Ичиро испугался? Да, он поступил как последний дебил, но этого явно мало для занесения в личное дело или вызова полиции. Ну пришлось бы извиниться перед охраной и директором — делов-то. У тебя же есть полное право послать своего учителя в пешее эротическое и ни о чём не переживать. А, очкарик ещё и про твоё прошлое прознал? Опять же: и что? Ну увидят тебя в костюме Сефирота — кому будет не насрать?
спойлер
Ещё одна интересная деталь. При просмотре было неясно, почему же Дорисену всё это сходит с рук. Книга даёт объяснение, способное мгновенно призвать санитарную бригаду. Оказывается, этот задохлик умудрился таким же шантажом закошмарить ещё и школьную администрацию. Да, повязанные в тёмных делишках чинуши не додумались нанять пару гопников для проведения Дорисену лекции по этике (с последующим указанием дороги до ближайшего травмпункта).
А в финале он тоже шантажом разгонял полицию (потому что она должна была приехать в случае угрозы жизни одной из учениц)? Типа нашёл фотки министра внутренних дел в постели с трапом или что-то в этом духе. А что, это всё ещё вписывается в розовый мирок создателей аниме! Не сюжетная броня, а простая находчивость!
А в финале он тоже шантажом разгонял полицию (потому что она должна была приехать в случае угрозы жизни одной из учениц)? Типа нашёл фотки министра внутренних дел в постели с трапом или что-то в этом духе. А что, это всё ещё вписывается в розовый мирок создателей аниме! Не сюжетная броня, а простая находчивость!
А вот с Рёко ситуация ещё сложнее.
Её ключевая проблема заключается не только в нехватке мотивации, но и отсутствии внятного образа. Зачем и почему она совершает поступки — совершенно непонятно. Да, девчонка с придурью, но это мало о чём говорит. Стоит хотя бы описать, как она дошла до жизни такой и к чему теперь стремится. Вот только из прошлого нам известно лишь о наличии каких-то проблем в семье (с её же слов), а намерения так и остаются на уровне абстрактных бредней уровня “А го сбежим в страну эльфов!”
Сначала я подумал, что беда в адаптации. Снова тупые киноделы переиначили оригинал и испортили авторскую задумку! Каково же было моё удивление, когда вскрылась правда — первоисточник ничем не лучше. Там Рёко точно такая же дурочка, с которой Ичиро вынужден носиться как с ребёнком. Да, такой персонаж может работать, но не в указанных условиях. Именно от её поступков отталкивается драматическая линия. Рёко обязана быть интересной, она должна вызывать у зрителя желание узнать себя получше. Но нет, она очередная страдающая чудачка. Спасибо, обойдусь.
Как можно было поступить в такой ситуации? Смотрите:
Однажды злые хулиганы украли у девочки обувь (третий раз подряд). Вроде ничего такого, но мы отметим сам факт: сменка у Рёко вообще-то была. А значит, она как минимум готовилась к посещению школы. В оригинале она, кстати, ещё и учёбой занималась. Ясное дело, что в контексте фильма это выглядит как полнейший бред, ведь сама она учебное заведение почти не посещает, а значит плевать хотела на образование, социализацию и прочие навязанные нормисами фенечки.
А что если мы уберём последний факт, но предыдущие сохраним? Окажется, что под личиной косплеера Вейгара и Мегумин скрывается достаточно адекватный человек. Да, Рёко остаётся ребёнком с дефицитом внимания. Но возникает закономерный вопрос: что же с ней стало? Может, она просто боится быть непринятой, но в то же время опасается игнорирования и исключения из общества. Это мало того что смотрится аутентично для Японии, так ещё и перекликается с историей Ичиро. Осталось придумать девочке интересную предысторию и дать героям возможность открыться друг другу.
Да, придуманный мной способ банален, вот только Танака не предлагает даже этого. Вместо живого человека он даёт нам образ для проецирования комплексов. Ведь каждый второй задрот мечтает о слабой и беззащитной девушке (в оригинале Рёко даже есть самостоятельно не может, лол), которая будет зависима от него вплоть до жизненной необходимости быть рядом. О том, какие побочные эффекты эти качества несут в реальности, умолчим. Негоже рушить чьи-то розовые мечты.
Второстепенные персонажи тоже не в порядке. Об этом легко догадаться, просто сопоставив их количество с продолжительностью фильма. За полторы реплики раскрыться не выйдет. Да, некоторым достанется даже пара минут экранного времени, но этот акт невиданной щедрости призван выжать из главгероя хоть какую-то реакцию.
И ладно бы такими были только добрыши. Негодяи ничуть не лучше. У нас имеются максимально карикатурные школьные хулиганы прямиком из книжек Стивена Кинга. Простая кучка злобных мерзавцев, двое из которых даже удостоились возможности проговорить пару реплик… Ох, лучше бы они молчали.
1919x1079
Да, так выглядит мотивейшен злодеев. Ни простого “поясни за шмот”, ни классического “ты чего так косо на меня посмотрел”. У нас тут конфликт нового уровня — чунибьята не соблюдают форму одежды, чего блюстители порядка не могут принять. Забавно слышать это от школьницы с сиськами наружу. Сразу видно перо знатоков вопроса! К этой девахе в комплекте идёт ещё и пацан-забияка, но что-то о нём знать не обязательно — всё равно после половины аниме он пропадёт с экрана. Да и в принципе вся цель этой кодлы — дать Ичиро мотивацию на первый акт. Ну там влиться в компанию альфачей, все дела. Не переживайте, это сведётся к одной нелепой шутке (в оригинале аж целым двум).
И если эти элементы образа школьных задир кажутся глупыми, то вот вам куда более забавный эпизод.
Да, местное хулиганьё настолько обнаглело, что избило пару человек прямо в школе. В учебной аудитории. Перед уроком. При двух десятках свидетелей. Вы меня извините, но разве хулиганство не подразумевает попытку избежать наказания? С каких это пор отморозки имеют достаточно смелости, чтобы действовать открыто? Ладно бы поймали неугодного одноклассника в сортире (что они также проворачивают), коридоре, под лестницей, в курилке или ещё где — я бы понял. Но автоматически подвергнуть себя наказанию — нет уж, суицидальные наклонности вряд ли массово встречаются у таких ребят.
Более того, они даже не рулят в рамках школьной иерархии, а скорее существуют обособленно. Да блин, их половина класса открыто ненавидит! Челики правда надеялись, что никто из десятка недругов не стуканёт учителю, который стоял около класса и лицезрел всё происходящее (это не шутка, если что)? Браво, Танака, ты соорудил самый убедительный образ в истории! А этот мужик точно учился в школе? Потому что если нет, то картина начинает складываться.
Также нам представят семью главного героя, конфликт с которой, по логике, должен иметь вес в сюжете. Что же они из себя представляют? Возьмём маму, которая очень переживает по поводу положения сынишки. Узнав же об издевательствах в школе, вообще начинает истошно рыдать.
Казалось бы, нормальная реакция… Если именно эта мысль пришла вам в голову, то срочно возвращайтесь на родную планету — вам ещё рано практиковаться в человеческом общении. Я повторю: Ичиро получил по морде известно где, известно когда, известно от кого и в чьём присутствии. И эта овца вместо заявления в полицию и разборок со школьной администрацией сидит на кухне и хнычет. Любящая мать, ничего не скажешь. На всё готова ради ребёнка.
Может, другой родитель изменит ситуацию? Едва ли. Батю нам покажут всего пару раз за фильм, но и этого оказалось много. Дело в том, что главный мужик в семье по факту всего лишь истеричка. Правда, единственный его поступок за всё аниме — скандал по совершенно пустяковому поводу.
спойлер
Или сестра? О, это вообще шикарно. Эта дамочка сначала грозится защитить они-чана ото всех бед, потом внезапно упрекает его в защите слабых (!) и требует перестать общаться с Рёко, а в конце читает мораль о том, как важно принимать ребёнка, каким он есть. Да, именно в этой последовательности.Однажды Ичиро решил написать своей воображаемой вайфе письмо приблизительно следующего содержания: “Дорогая Принцесса Селестия. Мне не нравится мои родители. Они по ходу вообще не настоящие...”
Казалось бы, типичная выходка ребёнка с дефицитом внимания. Всего-то и нужно произвести разъяснительную беседу. Но наш мужЫк изучал прогрессивные педагогические практики. Потому куда эффективнее будет закатить скандал. Это ведь помогало кому-то когда-то. Ведь помогало же, правда?
1919x1079
Чего мелочиться, мог бы сразу втащить сыну по роже.
Казалось бы, типичная выходка ребёнка с дефицитом внимания. Всего-то и нужно произвести разъяснительную беседу. Но наш мужЫк изучал прогрессивные педагогические практики. Потому куда эффективнее будет закатить скандал. Это ведь помогало кому-то когда-то. Ведь помогало же, правда?
Чего мелочиться, мог бы сразу втащить сыну по роже.
1919x1079
Когда в голове установлен генератор случайных мыслей
Таким образом, мы имеем овоща, ТП мужского пола и сеструху с биполяркой. Казалось бы, ничего невозможного. Типичная семейка, я бы сказал. Посочувствуем парню и пожелаем скорее съехать из этого цирка уродов. Но нет, нас, напротив, пытаются убедить, что слёзы родственников — это очень тяжкая цена. И Ичиро обязан колоссально нравственно страдать из-за причиняемых им неудобств. Ну прям японский Питер Паркер, не иначе. Вот только есть беда — зритель вряд ли будет сочувствовать таким людям и уж тем более переживать с главным героем касательно сохранности их нервов.
В качестве вывода по разделу поделюсь интересным наблюдением. “Аура” хоть и является непопулярным и не слишком обсуждаемым тайтлом, периодически всплывает в комплекте с другим аниме — Чунибьё. Что можно понять, ведь синопсис у этих произведений совпадает во многом (заранее скажу, что книга “Аура” вышла в 2008 — за три года до оригинала от “Киото”). При сравнении приходится избегать наглядных параметров вроде качества музыки, анимации, рисовки и т.п. Оно и ясно — едва живая студия тридцатого эшелона не конкурент мейджору рынка уже на стадии формирования бюджета. Но при этом всплывает тезис “так-то “Аура” более глубокое и реалистичное произведение”. Что же, давайте сравним эти два аниме по указанным критериям.
В “Ауре” большая часть персонажей представлены лишь собственными бзиками. Действующие лица в “Чунибьё” хоть и карикатурные, но личности. Они сбиваются в кучку, как и подобает маргиналам с нехваткой социализации, а не просто существуют в вакууме. Более того, их конфликты вызваны столкновением характеров, а не выходками поехавшего очкарика. Да и становление на путь инфантильного чудика обусловлено конкретными обстоятельствами (от дефицита внимания до жизненной трагедии), а не “ну типа потому что так бывает”. Вот вам и реализм с глубиной. Да, “Чунибьё” всё ещё остаётся подростковой комедией, но даже так умудряется обойти своего более серьёзного собрата. Так стоило ли AIC делать упор на аспекты, которые хромают на обе ноги? Вопрос риторический.
Ладно, форма так себе. Но ведь содержание не подкачало? Бросьте, вы уже знаете ответ. Причина проблем с повествовательной частью в принципе очевидна. Фильм длительностью менее полутора часов дико штормит в попытках определиться, о чём же он. Давайте рассмотрим эволюцию местной управляющей идеи.
Начинается фильм с фентезятины.
Это ещё в трейлере показали, потому спойлером не считается
Наверное, это аниме про подростковый эскапизм и полёт фантазии. Ну, что-то в духе “Бесконечной истории” или “Там где живут чудовища”. Но нет, перед нами единственная подобная сцена на весь фильм, потому что дизайнеру решили особо не платить.
Ладно, допустим. Нас знакомят с главгероем и демонстрируют его проблему. Ичиро Сато ищет себе место в школе. Парочка друзей — это круто, но хотелось бы забраться повыше в школьной иерархии. Так что, “Аура” — это аниме про маргиналов и их попытки в социализацию? Тоже нет, эта тема будет забыта после первого акта.
Хорошо, что там с любовной линией? В кадр врывается однофамилица главного героя по имени Рёко.
Тогда нас ждёт фильм о подростковой любви? Сожалею, но тоже мимо. Динамики ноль, а общение сводится к однообразному выяснению отношений ради растягивания хронометража. Да, это более-менее вписывается в рамки любовной романтики в качестве любви вопреки, но ничего круче фансервиса из этого не выжать.
Так, что там дальше? Точно, конфликт в рамках школьной иерархии. Может, ей посвятят кино?
Полчаса потратят на демонстрацию травли, причём не слишком реалистичной, после чего забьют. Ведь нужна ещё финальная мораль о необходимости принятия себя и других. И сцена после титров, постулирующая обратное.
Мой пересказ звучит сумбурно? Так и фильм такой же. Он пытается быть обо всём, но выходит совершенно ни о чём. Каждая из поднятых тем хоть и берётся не с потолка, но не получает должного развития. Нам просто говорят: *явление-нейм* существует.
Кто-то скажет, что важен сам факт поднятия темы, привлечение внимания к проблеме. Окей, что нам это даёт? Кто-то обо всём вышеназванном не слышал и не подозревает? Это вряд ли. Просто в кино, отличном от развлекательного, зритель ищет если не решение названной проблемы, то хотя бы её причину или интересную перспективу. Что нам даёт “Аура”? Поиск сущности подростковой любви? Рецепт борьбы с издевательствами в школе? Или что-то ещё? Увы.
На доводы же об ограничении хронометража у меня есть два весомых возражения. Первое состоит в том, что никто режиссёра и сценариста за язык не тянул. Да, вся эта чушь пришла из первоисточника, но его можно и нужно адаптировать. Любой из поднятых тем хватит для достойного кино, была бы голова на плечах. Или вообще можно обойтись без реализма и просто снять то самое развлекалово. Кино о любви двух школьников и/или обретении смелости для отпора школьным хулиганам — звучит как рабочая схема. Вон “Карате кида” об этом до сих пор снимают.
Второе возражение заключается в существовании такой книги как “Голос монстра” и одноимённого фильма. У этих произведений очень много общего. Точно так же поднимается тема подросткового эскапизма (причём в книге образы прописаны, а в кино — визуализированы). Главный герой точно так же отчуждён от школьного коллектива и семьи. Точно так же он страдает от невозможности принять себя. Только при этом кроме внятной истории английский аналог имеет разумную и отчётливую мораль, объединяющую поднятые темы. Да и то самое отчуждение изображено куда реальнее. А самое смешное здесь то, что Патрик Несс — соавтор “Голоса монстра” — ещё в предисловии признаётся, что писал книгу для детей.
Вот вам и разница между “быть умным” и “пытаться выглядеть умным”. “Аура” относится именно ко вторым. Аниме лишь слегка касается поднятых тем, но не разбирается и не углубляется в них. Да, у не слишком прихотливого зрителя за счёт узнаваемости образов это и вызовет какие-то эмоции, но кто-то посерьёзнее мигом заметит лажу. Этот фильм вызывает ассоциации не со взрослым сознательным человеком, а, скорее, подростком с сигаретой в зубах. Внешняя атрибутика и подражание есть, но внутреннего содержимого ой как не хватает.
С фильмом разобрались. А что первоисточник? Частные случаи расхождения мы отметили, но хотелось бы рассмотреть ситуацию в общем. В основе своей аниме следует оригиналу весьма чётко, отклоняясь лишь ради соблюдения формата полнометражного фильма и порой нагнетания драматизма. Причём каждое отличие в нашем случае трактуется не в пользу оригинала. Вот основные моменты:
1) Повествование очень неровное. То история скачет между слабо связанными событиями, то разбивает одно на несколько частей по известному только Танаке принципу. От этого размер эпизодов порой отличается на порядок. Также особо короткие события описаны полностью, а не сокращены до упоминания. Видать, кому-то платили гонорар за объём текста. Более того, как я понял из слов переводчика, в оригинале даже не было разбиения на отдельные главы. Концептуальненько.
2) Много филлера. По количеству событий книга превосходит фильм (по моим ощущениям) раза в полтора, но чего-то важного в дополнительном материале нет. Имеются сцены общения с эпизодическими персонажами, которые ни на что не влияют и ничего не сообщают (как, например, кореш Ичиро из прошлой школы). Есть нелепые моменты вроде ненамеренной попытки заглянуть молодой медсестре под юбку (вот ведь восьмилетки посмеются над этим). И ещё нам иногда напоминают уже известную информацию путём повторения сцен с одним смыслом.
3) Второстепенным персонажам хоть и расширили участие, но ситуации это не помогло. Во-первых, их реплики не стали глубже и осмысленнее, а лишь соответствуют и без того плоским образам. Во-вторых, да, диалоги порой забавные и аутентичные. Но вклинены они в совершенно неподходящие моменты, попросту сбивая темп чтения.
4) Самое хреновое — повествование от первого лица. Почему плохие писатели так любят этот приём — хз. Да, в теории он может дать сюжету интересную перспективу. Но для этого нужно прописать главгероя если не глубоким, то хотя бы противоречивым. У нас же в распоряжении парень с выразительностью картохи. Он физически не способен выдать что-то кроме банальной реакции на увиденное, сдобренной нелепой отсылкой или постыдной шуткой. А, точно! Ещё он постоянно невпопад повторяет слово “аура”. Иначе столь пафосное название книги оправдать не получится.
5) И в качестве вишенки на торте — в любовь героев не верится. Читатель вынужден погружаться в мысли Ичиро, большую часть которых составляет нытьё. Это понятно, история-то трагичная, а значит что-то неприятное должно присутствовать. Но не том в случае, если это касается любовного интереса. Сцен с Рёко намного больше, но воспринимаются они хуже. В фильме задумка проста: два дурака встретились и влюбились. В книге же Рёко дурачится, как маленький ребёнок, а Ичиро по этому поводу бугуртит. Так если эта деваха тебе неприятна, с чего ты пытаешься с ней мутить?
В общем, парадигма “КНИГАЛУЧШЕ” снова дала сбой. Всё вышеназванное натолкнуло меня на мысль, что проект куда больше подходит под формат визуальной новеллы. Судите сами: есть главный герой, с которым поначалу ничего не понятно и подробности чьей биографии мы раскрываем лишь по ходу повествования; есть ламповая тян, с которой нужно выстроить отношения и проявить красноречие в кульминации ради получения хорошей (или не очень) концовки; куча второстепенных персонажей, опциональные разговоры с которыми послужат фансервисом; и наконец какие-то совсем редкие события для любителей пылесосить игры на предмет контента и ачивок. В итоге получилась бы ВН-ка с расчётом на 4-5 часов за одно прохождение с упором на реиграбельность. Ничего выдающегося, но для бесплатной раздачи в ЕГС сойдёт. Книга же если и достойна распространения, то лишь в комплекте со смывающейся втулкой.
Так как же оценить это кино? Здесь я хочу вернуться к старой теме — рецепту хорошего аниме (и не только). Мастерство, понимание, желание — такими качествами должна обладать съёмочная группа для создания чего-то стоящего. Отсутствие любого из этих качеств гарантированно приводит к катастрофическим последствиям, но в то же время наличие хотя бы последнего даёт возможность уважать авторов за проделанную работу. Ведь если трудяги, действительно, стремились создать нечто хорошее, но случайно всё запороли — это разве повод к ним плохо относиться? Все мы люди, все совершаем ошибки. Ну не продумали какой-то важный момент или переоценили себя — это тянет максимум на глупость, но уж никак не на вредительство и неуважение к аудитории. Тут как бы человеческий труд пропал — не время злорадствовать.
Вот только к “Ауре” это вообще не относится. Никто из ответственных лиц не имел цели благороднее, нежели просто выпендриться. Как я это понял? Просто в фильме есть парочка сцен, расставляющих всё по местам. А именно один (!) эпизод с кровопролитием и один (!!) — с обнажёнкой. Суммарно тридцать секунд хронометража и ноль смысловой нагрузки — банальный фансервис. Чего, однако, достаточно для получения взрослого возрастного рейтинга, который в Японии далеко не рекомендательный. Стоит ли говорить, каким ударом такие решения становятся для кассовых сборов подросткового фильма?
Причём речь не о каких-то аутентичных аспектах вроде регулярного мата или натуралистических издевательств. И не демонстрации женских прелестей в фильмах Сатоши Кона, который на такие выходки хотя бы имел моральное право. Всё куда банальнее. “Мы тут не детские мультики снимаем!” — заявили AIC в обнимку с Танакой и Киши. “Ок, ну и пошли вы,” — ответил зритель. И киноделы пошли.
А что им оставалось? Надеяться, что кинчик станет культовым со временем и принесёт прибыль за счёт видеоносителей, ТВ и стриминга? Так для этого надо снять хорошее кино. Притом возможность была. Сценарист и так лопатой выгреб значительную часть хлама из первоисточника — зачем было его останавливать? Ну минимизируйте потуги в трагедию, а освободившийся хронометраж забейте кавайным фансервисом. Фильм от этого лишь выиграет! Или история про двух чудиков, что любят друг друга назло всему миру — это уже недостаточно круто для столь великих творцов? Видать, да. К счастью, на этот раз судьба оказалась справедлива и предала “Ауру” забвению. Поделом.
Ладно, для баланса во вселенной немного похвалю кино. В нём нет откровенно вредной пропаганды. Ещё “Аура” насыщена разными событиями и не провисает. Ах да, и фильм недостаточно длинный, чтобы успеть заскучать. А больше всего в аниме мне зашёл момент, когда оно закончилось. Так себе послужной список. В принципе, фильм смотреть можно, вот только зачем?
P.S. Выражаю особую благодарность
P.P.S. Если даже после моих слов у кого-то осталось желание ознакомиться с оригиналом, то вот вам ссылка. Плюс, аналогичная добавлена в топик книги. Если что, язык перевода - английский.
@Пазу, по ходу, не только межстрочный интервал, но и отступы теперь зависят от размера шрифта. Я убрал 18 и всё стало чуть приличнее. Правда, я уже боюсь увеличивать его.@Пазу@Holy Ghost, не знаю. У меня всё правится. Сначала увеличиваешь шрифт (14-16 вполне достаточно), сохраняешь, а потом редактируешь отступы.@Holy Ghost@Пазу, можешь подсказать, где в новом редакторе настройка отступа?@Пазу@Holy Ghost, в смысле? Я пользуюсь примитивным методом: enter и "назад". Единственно, бывают проблемы при копировании из файла, если там с интервалами были американские горки.Ни в коем случае фильм не защищаю, так как даже не смог досмотреть до этого момента. Но написанное выглядит странно. В реальной жизни хватает разных людей: логичных и нелогичных, решительных и таких, которые при любой трудности только и способны плакать. В чем удивление от такой реакции? Просто такой персонаж, персонажи бывают разными. Если он не нравятся зрителям, то это не проблема, не все они в принципе должны нравиться зрителям, иначе бы не делали произведений про откровенно плохих людей. Другое дело, что важна последовательность в плане характеров (которой нет в случае с сестрой, о чем написано), а об этом я уже судить не могу, так как фильм не смотрел.
Хотя если сделан акцент на этом, то мой вопрос снимается.
@Holy Ghost@Sarevok, собственно в этом и прикол. Наше внимание акцентируют на поведении семьи и реакции Ичиро. Он прям убивается из-за переживаний людей, которые такого внимания просто не заслуживают. Танаке захотелось и вызвать механическую реакцию у потребителя, и зайти в зону серой морали. Но, по старой традиции, усидеть на двух стульях не вышло.@Sarevok@Holy Ghost, спасибо, что ответили. В таком случае отлично понимаю Вашу позицию.@Holy Ghost@Silicium°, ¯\_(ツ)_/¯Хотя, должен признать, видел достаточно людей, ненавидящих эту новеллу и самого Танаку, так же видел довольно много негативных мнений о Рирайте и наоборот — очень хороших мнений о "Saihate no Ima", что, в целом, так и оставляет этого автора для меня в области чего-то противоречивого, при том что Кросс Ченнел вообще не гениален(сюжета почти нет, персонажи — чудики), но очень хорош и любим мною.
За рецку плюс, кстати, просто потому что
@Holy Ghost@Lecktor, я могу предположить, что Танака умеет писать сценарии к ВНкам, ориентирующимся на филлер, общение, эксплоринг, атмосферу и т.п. Тем более, уши такого проекта из книги прям торчат. Но вот приземлённую и реалистичную историю он совершенно не вывез. Мне кажется, здесь речь не столько о противоречивости, сколь о специализации автора.@Lecktor,@Coolerbox@Holy Ghost,Имел ввиду, что он в целом противоречив и на поприще ВН, но да, соглашусь с тобой насчёт "специализации".
"На закате человечества"(тоже от него) планируешь пробовать?
@Holy Ghost,@Holy Ghost@Lecktor, да, как минимум аниме-адаптацию хочу посмотреть.@Lecktor, а джинтай весь такой? Я пока только три серии глянул, но уже кажется будто я имею дело с экранизацией видеоигры.@Lecktor@Holy Ghost,Если честно, то не смотрел
@Holy Ghost, к слову, а причем тут слово "аура" в названии тайтла, в книге вы упомянули что ГГ постоянно бормотал про нее, а в фильме это в начале один раз озвучивается и все, какой то сакральный смысл есть в этом?@Holy Ghost@Coolerbox, в первой трети книги Ичиро многократно произносит фразы в духе "Вон стоят альфачи. От них исходит такая АУРА". Смысла никакого.@Coolerbox@Holy Ghost, Спасибо, в фильме в начале вроде в такой же сцене было, жаль, я думал какое то развитие идеи будет..