Вместе они собирают необходимые для выживания ресурсы и ищут следы других людей, защищаясь от постоянной угрозы боевых машин, оставшихся после войны.
Помимо Харуки драматичные сюжетные линии получили Анжела и Спайк. Анжеле придётся отринуть свою ненависть и познать счастье любви, а Спайку — преодолеть свой эгоизм и страх одиночества. Остальные же члены семьи не имеют никаких конфликтов. Ривз и Клерик заботятся только об одном — найти других людей и отправить Харуку к ним, так как человеку нужно быть с людьми — мысль, которую не так часто можно встретить в сюжетах «роботы заботятся о человеке». Триггер... ему бы вообще только бы пострелять. Да, это не очень радует, но за 26 10-минутных серий (как 12 обычных) вряд ли можно толково раскрыть столько персонажей.
Кстати, спустя 30 лет после войны в многоквартирном доме семейства Харуки есть не только работающее электричество и водопровод, но и подземный командный центр. Возможно, это оправдано тем, что роботы перестроили комнаты, которые использует их подопечная. Комната Анжелы, например, выглядит именно так, как вы ожидаете после тридцатилетнего запустения, что логично, так роботам нет особой необходимости в комфорте.
Теперь о второстепенных персонажах.
спойлер Канато - мальчик, ровесник Харуки, которого она и другие обнаруживают живущим в руинах джунглей. В отличие от Харуки он ненавидит роботов, злоупотребляет ими и ведёт себя довольно агрессивно.
Мама - гиноид, спасший и воспитавший Канато. Является сплошной отсылкой к Кукловоду.
Хони - боевой робот, опекающий Канато и главный антагонист сериала.
Алиса и Лилит - личные роботы Канато. Зачастую комические персонажи. Очень любят своего хозяина. При этом им удалось своеобразно поладить с Триггером.
720x540720x540720x540 Флаер - ИИ боевого корабля. Пережиток войны, оставшийся один и без цели. Винит людей в потере своих товарищей на бессмысленной войне.
Первая треть сериала представляет собой повседневная комедию с нотками проступающей драмы у Харуки и Анжелы. Такой весёлый и ламповый характер произведения в постапокалиптическом сеттинге напоминает TrigunТриган.
Затем медленно подкрадывается сюжет-выживание со стихийными бедствиями, вроде засухи, атакой боевых конвейерных роботов, которые по прежнему следуют своей программе по уничтожению всего живого, и масштабным наводнением.
Между драматичными и комичными сценами наблюдается удивительно удачная последовательность. Конечно, есть несколько дурацких сцен, в которых Спайк случайно заходит к переодевающейся Харуке.
Последняя арка действительно поднимает ставки, поскольку раскрываются секреты того, что произошло после катастрофической войны. На сцене появляется злодей, у которого есть дьявольский план, но причины, по которым этот антагонист воплощает свой гнусный замысел, отнюдь не самые ожидаемые. Финал сериала заканчивается на обнадеживающей ноте.
Теперь кратко оговорюсь о недостатках. Во-первых, уже упомянутая повторяющаяся дурацкая шутка со смущающейся перед роботом Спайком Харукой. Во-вторых, какое-то время сюжет стагнирует в повседневности, будто какой-то ияшикей, вроде Арии, и продвигается вперёд лишь в том случае, если Харука убегает из дома, несмотря на веские причины не делать этого, и оказывается в опасности, чтобы Анжела в очередной раз спасла девочку от боевых роботов. С другой стороны, повседневные сцены максимально работают на изображение персонажей и их взаимоотношений, а сцены побега выглядят как способом первичного изображения художественного мира и его опасностей, так и хитрым приёмом резкого развития действия после размеренности в условиях очень малого хронометража.
Также есть пара сюжетных дыр, связанных с войной и самопожертвованием родителей Харуки, но они не сильно отвлекают от просмотра, так как не так уж существенны для самой истории.
I. «Какой смысл жить, если твоих близких уже нет?»
спойлер
II. «За что ты сражаешься?»Разбуженная ото сна роботами, Харука оказывается в постапокалиптическом мире, но не огорчается. Причина кроется в том, что девочка ничего не помнит до момента пробуждения. Но воспоминания постепенно возвращаются к ней. И ключевыми среди них являются воспоминания о её родителях. Точнее, об их гибели. До этого момента Харука могла только гадать, почему она осталась одна, хоть ответ и был очевиден. И она даже находит самое типичное для ребёнка оправдание этому: «Может быть, я плохо себя вела?». Но открывшееся огорошило маленькую девочку не по-детски. И в этот момент Харука теряет всякое желание жить.
Данный конфликт пытаются решить вполне себе классическими доводами, но вменяемый жизнеутверждающий пафос покрывает всё с лихвой.
Харука осознаёт, что у неё теперь есть Спайк, Анжела, Триггер, Клерик и Ривз и что она теперь не одинока.
Эта мысль впоследствии иллюстрируется на примере Флаера. Видя тёплые отношения между людьми и роботами, ненавидящий создателей Флаер постепенно меняет своё отношение как к людям, так и относительно перспектив на будущее. В финале машина, созданная для уничтожения, спасает героев.
Данный конфликт пытаются решить вполне себе классическими доводами, но вменяемый жизнеутверждающий пафос покрывает всё с лихвой.
Однако даже такого довода рассудка недостаточно, чтобы взбодрить Харуку, ведь «какой смысл жить дальше?». Однако всё меняется, когда девочка знакомится с Флаером, который так же не видит смысла в дальнейшем функционировании по той же причине. Данная параллель срабатывает как «остранение» для Харуки, как возможность для неё взглянуть на ту же проблему со стороны. Кульминацией в этом внутреннем конфликте героини становится акт самопожертвования Спайка, дабы спасти свою подопечную.Спайк: Вы хотите умереть здесь, как и ваши родители… могу себе представить, что бы они чувствовали… Они пожертвовали своими жизнями, спасая вас! Вы должны жать хотя бы ради них.
Харука осознаёт, что у неё теперь есть Спайк, Анжела, Триггер, Клерик и Ривз и что она теперь не одинока.
Таким образом, быть живым даёт перспективы избавиться от одиночества и познать радость.Спайк: Я ещё хочу жить и веселиться с вами в будущем.
Эта мысль впоследствии иллюстрируется на примере Флаера. Видя тёплые отношения между людьми и роботами, ненавидящий создателей Флаер постепенно меняет своё отношение как к людям, так и относительно перспектив на будущее. В финале машина, созданная для уничтожения, спасает героев.
спойлер
III. «Смысл моего существования»Данная проблематика выражается посредством внутреннего конфликта Анжелы. У неё есть тяжёлое прошлое, которое она хотела бы забыть.
И вот здесь не всё так просто. Во-первых, имеется сюжетная дыра. Когда-то Анжела сражалась на арене, развлекая людей. За что может сражаться боевой робот? Анжела сражалась только ради себя. У неё была подруга Лавиния, которая сражалась ради дорогого ей человека, но в итоге, как считает Анжела, была предана людьми. Человеком, ради которого сражалась Лавиния, оказалась маленькая девочка. Что девочка могла забыть на гладиаторских боях роботов? К тому же, Лавиния хотела показать ей «настоящий бой». Этот факт позволяет предположить, что девочка была той ещё оторвой.
Во-вторых, сериал использует классическое решение для обладателя силы: сильный должен защищать слабого, направляя свою энергию и способности на социально полезную деятельность. Но это куда более абстрактное объяснение. Точнее будет так: индивид защищает то, что ему дорого. Тот, кому нечего защищать — «беден» и прожигает свою жизнь. Анжела, ранее думавшая, что люди лишь пользуются и выбрасывают роботов, как инструменты, понимает, что дорога Харуке, и сама понемногу привязывается к девочке. Отныне стальная дева становится как бы приёмной матерью Харуки.
Как мне кажется, конфликт Анжелы выражен не лучшим образом. Так как она робот, то можно было выразить её драму как поиск своего назначения, которое героиня когда-то потеряла. Что делать боевому роботу без людей, которых она могла бы развлечь боем? С этой позиции открывается много перспектив в плане параллели с человеком, потерявшим цель в жизни и разуверившимся во всём. В любом случае, сюжетная линия персонажа завершена, а плоды этого постоянно будут задействованы в повествовании, что можно увидеть далеко не в каждом сериале.
720x540720x540 Из побочных эффектов - сюжетная линия взаимодействия Анжелы-Харуки в рамках темы робота-опекуна. Точнее даже, материнской темы, которая будет иметь параллели и в сюжетной линии Канато и его Матери. Может ли робот заменить человеку человека? Могут ли роботы заменить человеку семью. Ривз с Клириком отвечают на этот вопрос довольно скептически. Человек должен жить среди людей. Однако сериал подходит к этой проблеме с довольно необычной стороны. Машина может помочь встать человеку на ноги, может его защитить. Это видно как на примере Анжелы, так и на примере Матери Канато. Далее, Канато возмущён всей той "зловещей долиной", которая окружает данную тематику.
720x540
И вот здесь не всё так просто. Во-первых, имеется сюжетная дыра. Когда-то Анжела сражалась на арене, развлекая людей. За что может сражаться боевой робот? Анжела сражалась только ради себя. У неё была подруга Лавиния, которая сражалась ради дорогого ей человека, но в итоге, как считает Анжела, была предана людьми. Человеком, ради которого сражалась Лавиния, оказалась маленькая девочка. Что девочка могла забыть на гладиаторских боях роботов? К тому же, Лавиния хотела показать ей «настоящий бой». Этот факт позволяет предположить, что девочка была той ещё оторвой.
Во-вторых, сериал использует классическое решение для обладателя силы: сильный должен защищать слабого, направляя свою энергию и способности на социально полезную деятельность. Но это куда более абстрактное объяснение. Точнее будет так: индивид защищает то, что ему дорого. Тот, кому нечего защищать — «беден» и прожигает свою жизнь. Анжела, ранее думавшая, что люди лишь пользуются и выбрасывают роботов, как инструменты, понимает, что дорога Харуке, и сама понемногу привязывается к девочке. Отныне стальная дева становится как бы приёмной матерью Харуки.
Как мне кажется, конфликт Анжелы выражен не лучшим образом. Так как она робот, то можно было выразить её драму как поиск своего назначения, которое героиня когда-то потеряла. Что делать боевому роботу без людей, которых она могла бы развлечь боем? С этой позиции открывается много перспектив в плане параллели с человеком, потерявшим цель в жизни и разуверившимся во всём. В любом случае, сюжетная линия персонажа завершена, а плоды этого постоянно будут задействованы в повествовании, что можно увидеть далеко не в каждом сериале.
Сериал решает эту проблему следующим образом: важно то, какие отношения сам человек приобрёл и развил с родителем, кем бы он ни был. Субъективизм, однако. Вспоминается Джон Коннор, нашедший отца в фигуре Терминатора. Конечно, в "Железной связи" роботы с развитым ИИ могут привязываться к людям и иметь свободу выбора. Сие можно увидеть на примере Анжелы, Матери и Спайка, что скрашивает данное разрешение проблемы, но уводит его от вполне возможного варианта в идеалистические дали.Канато: Бездушный робот не заменит мне матери! Это всего лишь управляющая программа. У неё нет собственной воли.
спойлер
Вышеупомянутых персонажей криво зеркалит Хони. Это был бы очень интересный антогонист, если бы ему дали предысторию большую, нежели повторяющийся флешбек об убийстве Матери Канато и несколько реплик о его назначении. На первый взгляд кажется, будто перед нами очередной злодей из рода машин с тупой мотивацией "убить всех людей", потому что они... люди. Но нет. Хони - боевая модель, созданная, чтобы уничтожать врагов. При этом, отец Канато дал роботу цель защитить мальчика. Только вот как может защищать кого-то машина для убийства? Правильно, убить всех остальных людей, так как в былые времена одни люди стремились уничтожить других, и таким образом максимально повысить шансы своего подопечного к выживанию. Хони верит, что таким образом сделает Канато счастливым. Вот только реальность оказывается совсем не такой, какой наш робот себе представлял. И антогонист погибает от рук того, кого так хотел защитить. С какой-то стороны это гибель трагическая.
В этой связи важны параллели с другими персонажами, которые в сериале очень плохо проведены, хотя напрашиваются сами собой. Слепому эгоизму Хони противопоставляются самоотверженное служение Матери и Анжелы. Да даже Алисы и Лилит. Его тотальному контролю за жизнью Канато - самозабвенное прощание Спайка с Харукой. Человек должен быть с людьми, с людьми строить отношения для продолжения рода - эта та мысль, которую нынче довольно редко встретишь в аниме о роботах, вроде Plastic MemoriesПластиковые воспоминания или BeatlessСлабый удар. Спайк и другие с горечью, но отпускают Харуку, так как так будет лучше для неё. И эта жертва в итоге окупается сторицей. Сцена, в которой Спайк на возрождённой Земле встречает девочку, похожую на Харуку, крайне эффектная.
Это очень красивый и неординарный Happy End.
В этой связи важны параллели с другими персонажами, которые в сериале очень плохо проведены, хотя напрашиваются сами собой. Слепому эгоизму Хони противопоставляются самоотверженное служение Матери и Анжелы. Да даже Алисы и Лилит. Его тотальному контролю за жизнью Канато - самозабвенное прощание Спайка с Харукой. Человек должен быть с людьми, с людьми строить отношения для продолжения рода - эта та мысль, которую нынче довольно редко встретишь в аниме о роботах, вроде Plastic MemoriesПластиковые воспоминания или BeatlessСлабый удар. Спайк и другие с горечью, но отпускают Харуку, так как так будет лучше для неё. И эта жертва в итоге окупается сторицей. Сцена, в которой Спайк на возрождённой Земле встречает девочку, похожую на Харуку, крайне эффектная.
Общая атмосфера, короткий хронометраж серий, хорошие и простые в своём выражении идеи, а также трогательный финал делают "Железную связь" почти идеальным сериалом для юных зрителей. Мне даже видится, что это отличный детский сериал, хотя на AniDB его целевую аудиторию определяют вообще как сэйнен.
К недостаткам я бы отнёс скомканную предысторию Анжелы и не самое впечатляющее музыкальное сопровождение. Ещё можно выделить неторопливое развитие действия в первой половине. Да, имеются сюжетные дыры, но, к счастью, они носят локальный характер и не портят основную сюжетную линию.
Постапокалиптическое приключение категории B+. Рекомендую к просмотру, хотя многим, особенно любителям новых или просто динамичных аниме данный сериал может не понравиться.
@Полезный Мусор, не то, чтобы прям мегагоднота. Просто старый ламповый сериальчик. Мне даже показался во многом детским, но смотрелся легко и даже приятно. Чем-то Триган и Третью напомнил, хотя намного проще их.@Полезный Мусор,@Полезный Мусор@Пазу@Eccentrici@Полезный Мусор, очень отдалённо. Постапокалиптика с нотками юмора. Но Стальная связь попроще. Пафос семейных уз и всего такого.@Полезный Мусор@Пазу@Пазу, Ладно, гляну одну серию, а там решу!@neyoki, не думаю. Кассян - мрачная постапокалиптика на темы жизни и смерти, бренности бытия, покаяния и проч. Причём, с довольно спорным финалом в духе тропа "тёмного мстителя" за благое дело. Его с Эрго Прокси и подобными стоит сравнивать. Тут же светлое аниме на темы максимум смысла жизни. И всё подано так просто, что и детям будет понятно. Например, зачем жить? Ради самой жизни. "Всё гениальное - просто".@neyoki@Пазу, сеттинг и приём с последней девочкой на земле показались схожими. Мне больше нравятся мрачные тайтлы, по крайней мере в рамках данной тематики, хотя к примеру Девушки в последнем путешествии тоже довольно ламповое аниме. Месседж и концовку, конечно, не смогу сравнить (по понятным причинам), но данный сериал выглядит слишком наивным, вместе с тем обещая слегка "грузануть", в отличие от той же Арии. Это немного отталкивает.Это интересно.
>Канато - мальчик, ровесник Харуки, которого она и другие обнаруживают живущим в руинах джунглей
А это уже нет. Естественно, как же без мужского персонажа, который будет ее шпехать, чтобы у человечества был шанс на выживание. (и как по совпадению того же возраста))))) Ппц. Могли бы вторую девушку-человека ввести, но зачем, все упирается опять в разврат... Неприятно такое.
@Пазу,@Evamoon@По уши в ваг, во-первых, к финалу выясняется, что люди переселились на Марс, поэтому никакой необходимости в возрождении человечества сюжет не обосновывает. Во-вторых, отношения главных героев в кадре можно описать как дружеские. Романтика осталась за кадром. Харука с Канато просто возвращаются на возрожденную роботами Землю после таймскипа с ребёнком, что является приятным сюрпризом для Спайка.@По уши в ваг@Пазу, тогда еще норм, но надеюсь ребенок все же не намек на их связь с этим пацаном@Пазу@По уши в ваг, а что в этом такого? Логичная ситуация двух новичков на Марсе с общим прошлым. Но тут можно только фантазировать. Суть-то в том, что ни один из героев не забыл свои железные семьи, да ещё свою создали. Тосковавший по Харуке Спайк явно найдёт отдушину в их дочке. Возможно, заглавие «Железная связь» подразумевает и связь поколений.@По уши в ваг, как раз-таки только ради гетеро линии и стоит это смотреть.А с двумя бабами и так полно аниме, в отличие от аниме, где гг женщина, и есть второй герой парень.
@По уши в ваг@Evamoon, ну конкретно здесь это выглядит как вынужденные отношения. То есть сценарист заранее обставил все так, что героиня обязана быть конкретно с этим героем. То он противоположного пола, то он такого же возраста, сеттинг и тд.@Evamoon@По уши в ваг, и что? А в юрятниках типа Пикник что-то там или Девушки в конце света не так?@По уши в ваг@Evamoon, при чем тут твои юри, господи. Любой гетеро тайтл возьми. Там помимо возможной пары есть варианты хотя бы другие. Да банально автор мог в этом тайле мужского перса сделать на 20 лет старше, к примеру, но зачем)))))))))) Надо идеально все подобрать под героиню.@Evamoon,@Пазу@По уши в ваг, варианты есть только в гаремниках, а в остальном все очевидно.А зачем делать про старика? Девочки не должны наслаждаться тайлом, где героиня их возраста влюбляется в мальчика ее возраста? Типа девочки не имеют права на приключенческий тайтл для них? И так раз в сто лет выходят аниме, где возможна хотя бы более менее интересная гетеро линия, а тут еще и ты выскакиваешь. Для твоих вкусов миллион аниме в год выходит. И про девочку со стариком в том числе. А вот про шоту и лоли практически ничего нет. ( а если есть, то шота с отвратительной внешностью, как в Волшебная сцена модницы Лалы, а тут вот красавчик)
@Пазу@По уши в ваг,@Evamoon, данный сериал не является романтикой. Толком никаких романтических отношений в аниме и не показано. Да, девочка поддерживает психологически сломленного мальчугана, а потом финальная битва и отъезд на другую планету. Через таймскип появляется ребёнок, а потом и родителей показывают. Вот и все отношения.Мог бы, но не счёл нужным. Зачем показывать двадцатилетнего мужика-педофила? Если тебе нравится тема "любви все возрасты покорны", то смотри анимехи с такого рода отношениями: Kure-naiКурэнай (подросток и девочка), Koi KazeВетер любви (мужик и школьница - брат и сестра, к тмоу же), Kodomo no Jikan (TV)Детское время (младшеклассница по-своему клеит своего учителя), Tanin no KankeiЧеловеческие отношения, Kyoukasho ni Nai!Совершенно частный урок и Okusama wa Joshikousei (TV)Жена-школьница, Yesterday wo UtatteСпой для меня «Вчера», Koi to Yobu ni wa Kimochi WaruiНе называй это любовью!, ну и моя рекомендация по этой теме - Koi wa Ameagari no You niЛюбовь похожа на прошедший дождь.
@Evamoon@Пазу, чисто сама ситуация уже хорошая, т к это мощная база для шипперства, если бы я делала коллекцию для гетщиц по всем годам, то отнесла бы этот тайтл туда скорее всего.@Полезный Мусор, Armitage IIIАрмитаж III