Клеймор – это аниме которое невероятно долгое время находилось у меня в запланированных, аниме вокруг которого, лично для меня, всегда витала атмосфера какой-то таинственной непредсказуемости и неизвестности. Прошло немного-немало 15 лет с момента выхода Клеймора на экраны, когда я наконец-то нашёл в себе силы открыться его неизвестности и наконец-то познакомится с данной картиной. Я не был разочарован.
Жанр фэнтези, а именно его репрезентация в аниме-индустрии, в последнее десятилетие переживает откровенно не лучшие времена. Отход от канонов и классических представлений о фэнтези привёл к повсеместному засилью, среди тайтлов выходивших в описанный выше временной промежуток, исекаев, лоу-эффортных гаремников и прочего крайне сомнительного по своему наполнению видеографического контента. Без всяких сомнений, о вкусах спорят, и что одному кажется нестерпимым шлаком, другому покажется жемчужиной и идейным прорывом в индустрии, но на мой скромный взгляд – уважение к классике, определенному набору фундаментальных представлений о том каким должен быть жанр всегда должно иметь место.
Клеймор состоит из этого буквально целиком, его, без преувеличения можно назвать хрестоматийным образчиком фэнтези в западноевропейском стиле. Буквально с первых серий данная картина погружает зрителя в крайне беспощадный и брутальный мир средневековья, правила и законы которого зритель начинает изучать с первых секунд экранного времени. И это первое за что стоит отдать должное данной картине – внимание к устройству мира, тому как он живёт и функционирует, тому кто его населяет. В основе всего лежит довольно типовая для фэнтези концепция – на ряду с людьми существуют кровожадные демоны-людоеды Йома, являющиеся вечным роком человеческого вида и буквально причиной существования третьей силы, организации взявшей на своё вооружение особых воинов – на половину демонов, на половину людей, тех самых Клеймор, которые разделяют своё название с названием аниме. Подобная концепция устройства мира и баланса сил не является оригинальной и встречается во многих других фэнтезийных произведениях, с похожей тематической диспозицией. В то же время, даже не смотря на то что подобная идея не является новой, да и не являлась такой на момент выхода Клеймора на экраны, её невероятно качественная реализация не позволяет считать Клеймор чем-то вторичным, и сейчас я попытаюсь объяснить почему.
Во-первых, следует отметить общий антураж и атмосферу, которая царит в мире Клеймора – типовая западноевропейская архитектура, быт и поведение персонажей, их цели и мечты, всё это в совокупности создаёт крайне убедительную эмоциональную обстановку, которая располагает зрителя к тому чтобы поверить в этот выдуманный мир, и не просто поверить, а сполна проникнутся им, прожить экранное время вместе с главными героями. Пару слов о них: Клэр и её спутник Раки отвечают всем классическим канонам и представлениям о главных героях сёнен аниме. Мотивационный модус Клэр полностью построен на жажде мести и это является ключевым двигателем и ориентиром для всех её действий. Истории о мести не новы, но в то же время понятны и легки для восприятия, набор внутренних убеждений персонажа которым движет месть – легко воспринимается зрителем, что и происходит в случае с историей Клэр. Сериал уделяет значительную долю экранного времени демонстрации прошлого персонажей, что служит одной единственной цели – глубже прояснить и раскрыть их мотивацию в настоящем. И на мой скромный взгляд, сериал великолепно с этим справляется. Прошлое и настоящее Клэр гармонично сплетаются воедино, её действия не кажутся такими что лишены здравого смысла, совсем напротив, из жажды мести и стремления стать сильнее ради этой самой мести рождается другая, довольно типичная для историй о полулюдях-полудемонах концепция – бесконечная борьба с внутренним демоном, незримым врагом, который скрыт внутри персонажа и жаждет овладеть им, превратив изначальное желание отомстить в неостановимую жажду крови и разрушения. Дуализм природы Клеймор в принципе является одним из краеугольных камней повествования, вокруг которых строятся сюжетные перипетии. С первых серий данная картина отчётливо даёт прочувствовать контраст между Клеймором Клэр и её спутником, человеком Раки, их взаимным интересом к природе своего спутника. Клэр с интересом наблюдает за «человеческим» поведением Раки, а в некоторые моменты прямо говорит о том, что завидует его «человечности». Раки же напротив, будучи безгранично благодарным Клэр за своё спасение пытается поделится «человеческими эмоциями» и во что бы то ни стало сохранить те остатки человечности, которые есть в Клэр, не дав её обратиться в демона, во время её погони за местью.
Если давать короткую оценку сюжету Клеймор, то в нём сложно выделить что-то концептуально уникальное или из ряда вон выходящее. Это стандартная история о мести и прокачке ради достижения этой цели, сдобренная обильным количеством жанровых клише. В то же время было бы совершенно нечестным не упомянуть о том, что данная история не лишена определенного градуса накала драмы и присутствия саспиенса и мистики, ожидания какого-то сюжетного твиста (который к сожалению, не наступает ввиду недосказанности и незавершённости истории).
Характеры и цели главных героев не являются единственными вещами, которые можно назвать типовыми для сёненов тех лет, помимо уже обозначенного выше, данное полотно использует и другие стандартные приёмы – флаги смерти, чудесные спасения из, казалось бы, безвыходных ситуаций, типично сёненовскую прокачка после сокрушительного поражения, частые флешбеки (которые, к слову, начинают появляться всё чаще и чаще по мере прогрессии сюжета, а под конец аниме буквально повторяясь из серии в серию сцены воспоминаний о Терезе в особенности, в последних 6-ти сериях аниме их просто невероятное количество), персонажи, которые долго и нудно разглагольствуют, вместо того чтобы убить своего оппонента и так далее.
Отдельное внимание стоит уделить боевым сценам, а именно их динамичности и непредсказуемости, ввиду того, что данное аниме прямо-таки пестрит смертями персонажей. Вообще, если говорить о том, как в данном аниме подана жестокость, то можно только поаплодировать. Каждая сцена с демонстрацией запредельной жестокости (расчленения, убийств или в буквальном смысле превращения людей или монстров в кровавый фарш) имеет за собой определенную ценность, неся в себе некое эмоциональное послание, которое автор хотел передать зрителю, будь то желание ярче изобразить кровожадность чудовищ или боевой раж Клеймор. Прекрасно дополняют эту картину невероятно стильная рисовка и элегантное музыкальное сопровождение, гармонично вплетаясь в происходящее на экране.
Подводя черту под написанным выше, можно констатировать следующее: пускай идея, вложенная в основу сюжета данной картины, не является чем-то уникальным, крайне скрупулёзный подход к раскрытию правил мира, принципов по которым действуют главные герои и их мотивации, вкупе с крайне динамичной и напряженной боёвкой, неизбежно ведут к тому что сериал в какой-то момент превращается в захватывающие американские горки, на которых хочется доехать до самого конца, наслаждаясь каждым кадром и эпизодом. Лично для меня Клеймор по итогам просмотра стал именно таким. Без всяких сомнений, это вопрос исключительно моих личных преференций, но данная картина определенно заполнила в моей душе зияющую дыру и утолила мою жажду к добротному классическому фэнтези.
Жанр фэнтези, а именно его репрезентация в аниме-индустрии, в последнее десятилетие переживает откровенно не лучшие времена. Отход от канонов и классических представлений о фэнтези привёл к повсеместному засилью, среди тайтлов выходивших в описанный выше временной промежуток, исекаев, лоу-эффортных гаремников и прочего крайне сомнительного по своему наполнению видеографического контента. Без всяких сомнений, о вкусах спорят, и что одному кажется нестерпимым шлаком, другому покажется жемчужиной и идейным прорывом в индустрии, но на мой скромный взгляд – уважение к классике, определенному набору фундаментальных представлений о том каким должен быть жанр всегда должно иметь место.
Клеймор состоит из этого буквально целиком, его, без преувеличения можно назвать хрестоматийным образчиком фэнтези в западноевропейском стиле. Буквально с первых серий данная картина погружает зрителя в крайне беспощадный и брутальный мир средневековья, правила и законы которого зритель начинает изучать с первых секунд экранного времени. И это первое за что стоит отдать должное данной картине – внимание к устройству мира, тому как он живёт и функционирует, тому кто его населяет. В основе всего лежит довольно типовая для фэнтези концепция – на ряду с людьми существуют кровожадные демоны-людоеды Йома, являющиеся вечным роком человеческого вида и буквально причиной существования третьей силы, организации взявшей на своё вооружение особых воинов – на половину демонов, на половину людей, тех самых Клеймор, которые разделяют своё название с названием аниме. Подобная концепция устройства мира и баланса сил не является оригинальной и встречается во многих других фэнтезийных произведениях, с похожей тематической диспозицией. В то же время, даже не смотря на то что подобная идея не является новой, да и не являлась такой на момент выхода Клеймора на экраны, её невероятно качественная реализация не позволяет считать Клеймор чем-то вторичным, и сейчас я попытаюсь объяснить почему.
Во-первых, следует отметить общий антураж и атмосферу, которая царит в мире Клеймора – типовая западноевропейская архитектура, быт и поведение персонажей, их цели и мечты, всё это в совокупности создаёт крайне убедительную эмоциональную обстановку, которая располагает зрителя к тому чтобы поверить в этот выдуманный мир, и не просто поверить, а сполна проникнутся им, прожить экранное время вместе с главными героями. Пару слов о них: Клэр и её спутник Раки отвечают всем классическим канонам и представлениям о главных героях сёнен аниме. Мотивационный модус Клэр полностью построен на жажде мести и это является ключевым двигателем и ориентиром для всех её действий. Истории о мести не новы, но в то же время понятны и легки для восприятия, набор внутренних убеждений персонажа которым движет месть – легко воспринимается зрителем, что и происходит в случае с историей Клэр. Сериал уделяет значительную долю экранного времени демонстрации прошлого персонажей, что служит одной единственной цели – глубже прояснить и раскрыть их мотивацию в настоящем. И на мой скромный взгляд, сериал великолепно с этим справляется. Прошлое и настоящее Клэр гармонично сплетаются воедино, её действия не кажутся такими что лишены здравого смысла, совсем напротив, из жажды мести и стремления стать сильнее ради этой самой мести рождается другая, довольно типичная для историй о полулюдях-полудемонах концепция – бесконечная борьба с внутренним демоном, незримым врагом, который скрыт внутри персонажа и жаждет овладеть им, превратив изначальное желание отомстить в неостановимую жажду крови и разрушения. Дуализм природы Клеймор в принципе является одним из краеугольных камней повествования, вокруг которых строятся сюжетные перипетии. С первых серий данная картина отчётливо даёт прочувствовать контраст между Клеймором Клэр и её спутником, человеком Раки, их взаимным интересом к природе своего спутника. Клэр с интересом наблюдает за «человеческим» поведением Раки, а в некоторые моменты прямо говорит о том, что завидует его «человечности». Раки же напротив, будучи безгранично благодарным Клэр за своё спасение пытается поделится «человеческими эмоциями» и во что бы то ни стало сохранить те остатки человечности, которые есть в Клэр, не дав её обратиться в демона, во время её погони за местью.
Если давать короткую оценку сюжету Клеймор, то в нём сложно выделить что-то концептуально уникальное или из ряда вон выходящее. Это стандартная история о мести и прокачке ради достижения этой цели, сдобренная обильным количеством жанровых клише. В то же время было бы совершенно нечестным не упомянуть о том, что данная история не лишена определенного градуса накала драмы и присутствия саспиенса и мистики, ожидания какого-то сюжетного твиста (который к сожалению, не наступает ввиду недосказанности и незавершённости истории).
Характеры и цели главных героев не являются единственными вещами, которые можно назвать типовыми для сёненов тех лет, помимо уже обозначенного выше, данное полотно использует и другие стандартные приёмы – флаги смерти, чудесные спасения из, казалось бы, безвыходных ситуаций, типично сёненовскую прокачка после сокрушительного поражения, частые флешбеки (которые, к слову, начинают появляться всё чаще и чаще по мере прогрессии сюжета, а под конец аниме буквально повторяясь из серии в серию сцены воспоминаний о Терезе в особенности, в последних 6-ти сериях аниме их просто невероятное количество), персонажи, которые долго и нудно разглагольствуют, вместо того чтобы убить своего оппонента и так далее.
Отдельное внимание стоит уделить боевым сценам, а именно их динамичности и непредсказуемости, ввиду того, что данное аниме прямо-таки пестрит смертями персонажей. Вообще, если говорить о том, как в данном аниме подана жестокость, то можно только поаплодировать. Каждая сцена с демонстрацией запредельной жестокости (расчленения, убийств или в буквальном смысле превращения людей или монстров в кровавый фарш) имеет за собой определенную ценность, неся в себе некое эмоциональное послание, которое автор хотел передать зрителю, будь то желание ярче изобразить кровожадность чудовищ или боевой раж Клеймор. Прекрасно дополняют эту картину невероятно стильная рисовка и элегантное музыкальное сопровождение, гармонично вплетаясь в происходящее на экране.
Подводя черту под написанным выше, можно констатировать следующее: пускай идея, вложенная в основу сюжета данной картины, не является чем-то уникальным, крайне скрупулёзный подход к раскрытию правил мира, принципов по которым действуют главные герои и их мотивации, вкупе с крайне динамичной и напряженной боёвкой, неизбежно ведут к тому что сериал в какой-то момент превращается в захватывающие американские горки, на которых хочется доехать до самого конца, наслаждаясь каждым кадром и эпизодом. Лично для меня Клеймор по итогам просмотра стал именно таким. Без всяких сомнений, это вопрос исключительно моих личных преференций, но данная картина определенно заполнила в моей душе зияющую дыру и утолила мою жажду к добротному классическому фэнтези.