Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
8
Отлично
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
9
Великолепно
Итоговая оценка
8
Отлично
Оценка 8/10
- ...Хочу посоветовать своему господину...
- Чем-то воняет.
Пусть это будет основной эпиграф к рецензии, ведь он будет как никогда лучше отражать заключенное авторами в стильную мультипликационную упаковку сообщение. Этими словами начинается первый диалог в «артовом» аниме «Shigurui» или в неофициальном русском переводе «Одержимые смертью», студии “Madhouse”. Данный производитель, за почти четверть века существования, уже успел порадовать зрителей всего мира такими поражающими воображение работами как «Тетрадь смерти», «Волчата Амэ и Юки», «Монстр», «Чобиты», «Аниматрица», «Девушка, покорившая время», «Радуга» и многими, многими другими, с которыми мне еще только предстоит познакомиться. В основу сюжета положен исторический роман Норио Нандзё, написанный им почти 50 лет назад.
Название сложилось из двух частей: Ши — означающее смерть и гуруй — безумие. По признанию создателей, название они взяли из «Хагакуре» — Книги Воинов, вдохновившись фразой:
«Путь самурая — стремление к смерти. Чтобы победить человека одержимого смертью недостаточно и 10 человек», кажется так там написано, не ручаюсь за точность.
Все это заинтриговало меня не на шутку и, в один из дней, я решился, просмотрев 12 серий взахлеб, почти без перерывов.
Аниме поражает своей реалистичностью, в каждый момент повествования ты готов признать — да, несомненно, так и было. Не могу с уверенностью утверждать, имела ли место эта история в какой бы то ни было форме в начале периода Эдо, 1629-ом году, но экономические и социальные реалии того времени воссозданы с удивительной точностью. Я бы даже сказал, что перед нами учебник истории феодальной Японии. Первое время в голове упорно стоял образ «Истории телохранителя» Сюхэя Фудзисавы, я ждал волнительного приключения, однозначных мотивов и конкретных целей, но уже через несколько серий я убедился в том, как сильно ошибся. Это абсолютно непохожая история, с совершенно иным углом обзора и спецификой повествования. Признаться, сложно начать с чего-то конкретного.
Мне кажется, что сам творческий коллектив во главе с Хироси Хамасаки в полной мере не осознают, насколько глубокую и философичную историю создали. Она с первых мгновений и до последних секунд отвратительна, она угнетает и шокирует, но вынуждает досмотреть до самого конца. Значит удалась на славу. Попробую сначала сформулировать общее мнение и передать суть сообщения, а затем дать этому личную оценку. Постараюсь максимально не цитировать персонажей и не говорить о конкретных событиях, дабы сохранить всю полноту атмосферы для будущих зрителей, которых эта рецензия, возможно, побудит посмотреть.
Под жуткий танец звуков, а по-другому назвать технически обработанную мелодию этнических японских инструментов талантливого композитора Киоши Йошида я не могу, жизнь самураев феодальной Японии эпохи Эдо начинается, сразу же окуная нас в мрачную атмосферу того времени, освящаемую лишь яркими всплесками крови, трупами и бессмысленной жестокостью, давно перешедшей все грани садизма. Это не светлые будни жизнерадостных солдат, переполненных позитивными мыслями, не идеализированные и романтичные в современных представлениях самураи, бросающиеся яркими, высокими фразочками, не прекрасная эпопея о славном сегуне-предводителе и умирающих за него с улыбкой соратниках. Перед нашим глазами нагая, потная и уродливая правда. Такая правда, в которой тонут все героические истории. Жизнь, в которую романтику и высоту вдыхали только в книгах. Сила и власть определяют здесь все. Никто не упускает шанса унизить и надругаться над самоуважением и здоровьем того, кто хоть сколько-нибудь ниже его по положению, смакуя безнаказанность, придавая этому какой-то особый ритуальный смысл.
Делая ужас тех кто слабее единственным гарантом собственного положения.
Делая издевательства тех кто выше по отношению к себе терпимее.
Враждебный мир, где никто не находится в безопасности. Меня глубоко удивляет то, что в таком мире кто-то вообще может избрать мирный путь фермера, извозчика, торговца. Отсутствие оружия и навыков самообороны гарантирует тебе смешение с грязью и постоянный грабеж в лучшем случае. Для этого нужно быть полным лохом, решившим финансировать всех вооруженных, никчемных бездельников, не способных к созиданию. Тех же, кто взял в руки меч ждет судьба еще более чудовищная - постоянная борьба за жизнь и занесенный над головой кинжал, грозящий инвалидностью и жалкой смертью..
Человеческая жизнь — ничто.
Абсолютной морали или истины для них нет, она относительна социальной стратификации. Ничего удивительного в том, что такой мир порождает одержимых смертью. Ведь тогда когда сама жизнь противиться тебе, а ответов нет, волей неволей начинаешь поклоняться смерти.
Умение размышлять дает человеку возможность и даже принуждает его осмыслять себя как уникальное существо — индивидуальность, отдельное от природы и от остальных людей.
Смрад окружающих сердец, тьма и безысходность царящая вокруг крушит души и вынуждает отказаться от индивидуального осознания действительности, вместо этого отдав право определения кому-нибудь другому. Человеку. Или смерти. Сделать ее смыслом поиски все большей и большей силы, бросая в огонь поисков все, платя любую цену. Ведь кроме такой выдумки нет ничего, чтобы наполняло его жизнь смыслом. Единственное, что может заставить двигаться в этом мире отчаяния — это злоба, ненависть и тщеславие. Иногда примешивается зависть. Такаюки Ямагучи — автор манги, сказал в одном из интервью: «...Альтриузим тогда не приветствовался. Альтруисты и совершающие хорошие поступки не были в чести...». Вот он, во всей своей красе, человек не ограниченный там где должен, хоть и зажатый в некоторых вопросах. Хуже монстров нет. Возведенные в высочайший ранг дикие воззрения одних людей, силой навязанные другим людям. Высокомерие.
Несчастный человек! Как не видишь ты, что сам себе ты главный враг!? Образ жизни людей от Сёгуна до последнего крестьянина, сильно зависит от реалий экономической системы, трансформируясь в главный рычаг, определяющий психологический, моральный облик людей, ведь доминирующая жажда самосохранения требует от него принять условия, в которых ему приходится жить. И другого они себе и не представляли.
Никто не выразил революционную природу мысли с большим блеском, чем Бертран Рассел в "Принципах социальной реконструкции" (1916). Он писал:
"Люди боятся мысли больше, чем чего-либо на земле: больше катастрофы, даже больше смерти. Мысль имеет подрывной и революционный характер, она деструктивна и ужасна; мысль безжалостна к привилегиям, установлениям, удобным привычкам; мысль анархична и беззаконна, безразлична к авторитетам, бесцеремонно обращается с проверенной веками мудростью. Мысль без страха заглядывает в глубины ада. Она видит человека - крохотную песчинку, окруженную невообразимыми глубинами молчания, но несёт себя гордо, непреклонная, словно повелительница вселенной. Мысль величественна, быстра и свободна, она - свет мира, величайшая слава человека."
На фоне всего вышеупомянутого стройной линией проходят извращенные в конец, но мистифицируемые этим миром «романтика», «мужское братство», «развитие, поиски силы», «отношения наставник-ученик».
Мужское, воинское братство... Так они считают. Так они учили. А может избрание любого, даже самого убогого пути для себя, лишь потому что есть некие «другие» идущие по тому же пути? Подбадривание себя звуками чьих-то шагов в этом беспроглядном мраке, будто вторящих нашим собственным... Утешаясь этим... Любя за это.
Прошу внимательно посмотреть на доводящее до дрожи от омерзения место женщины в этом мире. Этого бесправного животного, исполняющего определенные функции, что дают право на короткую и тяжелую жизнь.
Атмосфера затягивает и все это подано очень качественно. По правде говоря, у меня этот тайтл отнял всю ночь, ведь увидев первые сцены я просто уперся в ноутбук, широко раскрыл глаза, не в силах прекратить, остановить картинку перед собой. Сцены боев изумительны, они будто бы статичны, но сколько же динамики и напряжения в них!
И тут не найдется фантастических ураганных ударов. Только неприглядные и простые выпады, калечащие жизни, до мельчайших подробностей прорисованные мускулы и «страдающие» части тела. Авторы явно хорошо разбираются в человеческой анатомии и не стесняются это демонстрировать.
Фееричная концовка, которую финишем назвать трудно, овеяна загадочными образами дракона и тигра. И это не просто дань эпитетам и метафорам. Именно через такие картинки можно инстинктивно почувствовать эстетику их личностей, заряд их битв.
Хотелось бы окончания. Старт был взят круто.
Теперь о личных мыслях. Аниме живописно повествует о том, что кроме здорового желания свободы в человеке есть инстинктивная тяга к подчинению. И не важно, внутренним или внешним факторам. Все в лучших традициях «Бегства от свободы» Эриха Фромма. Самураи в повествовании, как бы говорящие от лица всех своих собратьев полагают, что их поступки мотивируются их собственными интересами, хотя, к несчастью, их жизнь принесена в жертву целям, которые нужны кому угодно, но только не им.
Бертран Рассел писал о богах, которых создает себе неразумный и не критичный в своих мыслях человек в книге "Поклонение свободного человека":
"Дикарь, подобно нам, чувствует свою беспомощность перед силами природы; но, не имея в себе ничего, что он почитал бы больше власти, дикарь простирается ниц перед своими богами, не спрашивая себя, достойны ли они его поклонения. Жалка и ужасна долгая история жестокости, мучений, вырождения и жертв, принесенных в надежде умилостивить ревнивых богов: ведь когда дрожащий от страха верующий отдает самое ценное, он думает, что кровожадность богов будет утолена и крови более не понадобится. Религия Молоха – таково ее родовое название – есть, в сущности, низкопоклонство раба, который не смеет допустить и мысли о том, что его господин не заслуживает поклонения. Пока независимость идеалов не признана, власти поклоняются – ее безгранично почитают, несмотря на то что она причиняет жестокую и незаслуженную боль."
Это упомянутый выше отказ от индивидуальности. Заслуживающий сочувствия и презрения мазохизм.
Мазохизм этот порождается невежеством и характеризуется непреодолимым ощущением одиночества и собственной ничтожности — единственными для него мотиваторами. Он делает все для искоренения этого ощущения, оно настолько жуткое, что о том, чтобы признать его не может быть и речи, потому он и отрекается от себя в пользу лже-богов, идолов, культа предков, живых людей, смерти, похоти, ненависти, силы, чего угодно! Во имя достижения этих целей самурай в средневековой Японии унижает себя добровольным рабством другим людям, страдает от постоянного притеснения вышестоящих по иерархии, доводит себя до крайнего ничтожества в погоне за утолением тщеславия через все оставшиеся и доступные ему пороки — одурманивающие препараты, безмерные количества алкоголя, беспорядочные половые связи, а так же весь спектр внутренних демонов(гордыня, честолюбие, гнев, мстительность и прочие).
Вы можете спросить, зачем человек хочет страдать? Но, на самом деле, это совсем не то, что он хочет. Унижение, мучения и боль — это его жертва, которую он приносит в бессознательной надежде дотянуться до своей бессознательной цели.
Цена просто невероятно высока. Он, словно азартный игрок, все сильнее утопающий в игре, отдающий все больше и больше... Но так в итоге и не получающий желанное — внутреннего мира и покоя.
Когда еще и нет внешних ограничителей для применения насилия, например, в условиях постоянных войн или по отношению к бесправным слоям населения, то это глубокое отчаяние из недр души поднимается вверх и это несчастное, бессознательное, но вооруженное создание не в состоянии задать вопрос, осознать себя, ответить, он может только чувствовать себя не удовлетворенным. Кратчайший путь не чувствовать себя плохо — сделать кому-то хуже. На немного более высоком уровне, это полуосмысленная ненависть к награможденным врагам неких сёгунов, как вариант — к личным врагам, врагам своего тщеславия.
Это чудовищно. Мне плохо от одной только мысли об этом. И страшнее всего то, что это не какое-то специфичное только для Японии явление. Просто именно на примере самураев, в силу особенностей их воспитания, дисциплины и жизни, это ярко проглядывается. Проблема актуальна для всего безбожного мира. Бесконечная резня и агрессивная бессознательность всегда шли рука об руку по всей задокументированной истории человечества.
Любая война ради тщеславия и жадности царей оборачивалась катастрофой только для простых крестьян, фермеров, рабочего люда.
Из поколения в поколение бесчисленные трупы порождали чумные заболевания, будто всеми силами стараясь забрать с собой всех из этого проклятого мира.
Из общего контекста выбивается только одно общество — общество Ислама. И это был один из самых сильных факторов стремительного распространения этой религии в кратчайшие сроки на треть земного шара. Первые, праведные поколения мусульман боялись Творца и искали Его довольства в своих делах. Овладение любой горстью земли обязывало всю общину превратить это место в плодороднейший край, а людей обеспечить безопасностью. И, самое главное, уберечь этих людей от этой бессознательности, самоунижения. Как писал американский социолог Джон Хопкинс Денисон в своей книге «Emotion as the Basis of Civilization» в 1928 г.:
«Мухаммад спас от гибели человеческую цивилизацию. Задумайтесь! Кто же учил людей тому, как строить великое общество, такое общество, в котором благословение снизойдет на каждого человека?»
Спасти человека от поклонения другим творениям, чему угодно, принадлежащему этому миру и не заслуживающему этого. Это и есть истинная свобода. Абсолютная свобода — саморазрушительна и никоим образом не может существовать, но в таком случае кто имеет право ее ограничить и как? Кто выступит в роли ограничителя? Как я могу, зная свою порочность и эгоизм дать другому человеку или людям, определять что лучше? Что вредоносно, а что нет. Всегда будут чьи-то интересы. На самом деле в мире не регулируемом законами Бога никто не имеет права порицать даже убийц в каком-то смысле, ведь это его желание. Если нет Создателя и Его закона, значит "реальной нравственности", общей для всех морали не существует. Жизнь в определенном смысле не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого. Ни за что не выберу этот темный и отвратительный мир постоянного страдания многих и очень недолгого удовольствия единиц. Я выбираю другой путь, путь однажды преобразивший все и спасший как притеснителя, так и притесняемого! Это мой путь. Вторя нашему величайшему герою мои друзья и я однажды спасем этот мир снова... Как он. Обязательно спасем. Огромная благодарность создателям этого аниме, за то, что показали этот мир отчетливо и помогли узреть, насколько прекрасен и чист прямой путь.
Позвольте закончить знаменитыми словами Гиппократа:
«Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь»
Всем спасибо за уделенное внимание и время!
С уважением, Ваш Наусан
+
@Aniki,@NausanНу по крайней мере мне его как козырную романтату раньше впаривали.
@Sleepwalker, Еще раз спасибо за то, что еще и выразили критику) Был бы очень благодарен, если бы вы подсказали, в какой оценке я был несправедлив и как лучше мне сделать)