Нуар – древнее имя Судьбы.
Две девы, правящие Смертью.
Да защитят их чёрные руки
Покой новорождённых.
Нуар
Необъятное вечернее небо. Алый свет заходящего солнца. Высокие своды кафедральных соборов. Торжественный хорал, мрачным эхом отдающийся в заполненном тенями храме. Это – «Нуар». Больше, чем фильм. Больше, чем причудливая история с лёгким налётом мистики, рассказывающая о неотвратимости Судьбы. Больше, чем потрёпанный томик французских новелл, насквозь пропитанных меланхоличной грустью. Тогда что же такое «Нуар»?«Люди среди людей. Любовь среди любви. Грех среди греха». Нуар – древнее имя далёкого прошлого, две девы, правящие Смертью, грешницы в Раю, на плечи которых взвалено тяжкое бремя – карать людские грехи, убивая тех, кто преступил Закон. А ещё «Нуар» (в переводе с французского – «чёрный») - жанр фильмов 40-ых годов, мрачных детективных картин, отравленных безысходностью и обречённостью. Масимо Койти удалось снять очень необычное аниме, совместив фатальную обречённость старинного нуара и яркие, пронизанные солнечным светом города Франции, Корсику и Сицилию. Впрочем, контраст получился очень удачным, укладывающимся в рамки сюжета, тоже построенного на контрасте. Две героини – Мирей Букье и Юримура Кирика. Высокая блондинка, Корсиканская дочь, с ледяным взглядом голубых глаз и буйным темпераментом, и маленькая темноволосая японка, задумчивая, тихая и меланхоличная. Лёд и пламя. Свет и Тьма. Любовь и Ненависть.
Мирей Букье, одна из лучших наёмных убийц Парижа, получает странное послание из далёкого прошлого, в котором она потеряла сразу и семью, и родину. Встреча с Кирикой круто меняет её жизнь. Девочка с неподражаемым талантом к убийству, ничего не помнящая о себе, со странным равнодушием относящаяся как к жизни, так и к смерти, спокойно заявляющая: «Убийство – мой хлеб насущный». И тут же спрашивает: «Но почему я не ужасаюсь?» И начинается жизнь вдвоём – в маленькой мансарде узкой парижской улочки, куда так часто заглядывает садящееся солнце. Правда, разрешение остаться рядом с собой Мирей сопровождает жестокими словами, разом расставляющими всё по своим местам: «Как только я узнаю, кто ты, я убью тебя». Кирика молчаливо соглашается. Почему? Стоит ли так отчаянно пытаться открыть прошлое, даже зная, что оно способно вдребезги разбить настоящее, и навсегда покончить с будущим? Отдать всё ради того, «чтобы что-то иметь позади». Чтобы знать правду о себе и о мире. Бороться с Судьбой, чтобы самим выбирать свой путь…
Так начинается долгая дорога Мирей и Кирики, ведущая в странное место, где нет времени, где хранятся ответы на все вопросы. И, проходя этот трудный путь, убивая опасных противников, выкарабкиваясь из коварно подстроенных ловушек, проходя одно испытание за другим, пытаясь помочь друг другу, обе девушки решаются бросить вызов Тьме, которой раньше служили, сами не зная того. «Мир, в котором мы живём, всегда во Тьме», - говорит один из правителей таинственной организации «Солдат», с которой сражались Нуар. «Вот почему мы ищем Свет!» - отвечает Мирей. Странная мысль, в которую искренне верит глава «Солдат», Альтена – «Если любовь может убивать, то ненавистью можно спасти людей». Так просто! Если грех совершён, то за ним обязательно должна следовать расплата. И проходят истории чужих грехов и воздаяний – выдавший своих сотрудников правительственный агент, торговец оружием, поддерживавший диктаторский режим в одной из южных республик, участник сталинских репрессий, старающийся загладить массовые убийства помощью беженцам, сицилийская мафия и такие же, как и Нуар, наёмники, для которых не будет могил, ибо не на чем, да и не за чем, написать их имена…Каждая серия – ещё один кусочек загадочной мозаики, ещё один шаг к разгадке. Очень тонко обрисованы в аниме судьбы героев – и не только Мирей, Кирики, Клоэ и Альтены, но и случайно встреченных людей – художник Милош, служивший в Иностранном Легионе; не знающая, что такое страх, Интокабель; оставшаяся безымянной наёмница, проигравшая Нуар…И ломается лёд равнодушия, сковывавший сердце Кирики, и она приходит к пониманию важной вещи: ненависть никого не может спасти. Это доступно только любви и прощению. «Я ужасаюсь, потому что могу убивать людей!» - говорит она в конце фильма.
Графика «Нуар» - одна из самых красивых в аниме. Не уступающие живописным полотнам Миядзаки пейзажи, выразительные лица героев, целая гамма чувств, выражаемая одним взглядом! Ночной Париж с ажурным силуэтом Эйфелевой Башни и расцвеченной огнями Триумфальной Аркой, мрачные катакомбы в дрожащем свете факелов, готические своды соборов, окутанных бархатным мраком, древние руины забытых храмов, тонущих в закатном зареве. И – шумные парижские улочки, витая решётка ограды, маленькие кафе и магазинчики со старинными вывесками, ласковое море и жестяная зелень пальм, старинные особняки, тянущиеся вдоль дороги виноградники…
Музыка «Нуар» - это ещё один герой фильма, причём – главный! Безусловный шедевр знаменитого композитора Юки Кадзиуры! Пламенная «Canta per me», православная молитва, звучащая в композиции «Солдат», звенящая мелодия часов из прошлого, незабываемая «Salva Nos», хрустально-переливчатая «Таинственная игра»…В ней и ненавязчивая красота парижских бульваров, и страсть католических молитв, и неуловимый намёк на нераскрытую тайну…
«Нуар» - фильм не для всех. Действие в нём развивается медленно и неспешно, нет здесь простых и понятных с первого взгляда сюжетных ходов, вроде «Пришёл, увидел, победил». В этом аниме слишком много чувства… Т.е., кто ценит атмосферу триллера, кого привлекает гремучая смесь мистики и сложная паутина человеческих судеб – смогут оценить «Нуар» по достоинству.