О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
А. Ахматова, Надпись на неоконченном портрете
Сумрачный, пасмурный день. Шелестящий шум дождя. Тёмные тени на разрисованных граффити стенах. Глухой шум шагов. Тревожный свет фонарей, и миганье электрической лампочки под низким сводом подвала. Ящик, в котором таится чьё-то прошлое. Только вот…Стоит ли его тревожить?..«Портрет малышки Козетты» - история тёмная, напоминающая о безотрадных временах Средневековья, несмотря на то, что события разворачиваются в наше время, и – хотя бы сначала! – в нашем мире. Странный, рваный ритм повествования, необычайный ракурс изображения – зритель видит его, отражённым в многочисленных зеркалах, в окулярах очков, заглядывая в магазин Эйри через разноцветное стекло бокала, словно бы сам находится за размытой гранью витражей. Мир, где царит необъяснимое, а трезвая реальность навсегда вытеснена причудливыми картинами сюрреалистического бреда. Мир, где живут призраки. Мир, в который так легко попасть, нужно лишь найти старинный бокал и внимательно вглядеться в чарующие переливы цветного стекла, да вот выбраться из него уже невозможно, ибо всё имеет свою цену…И платить её приходится вечно.
Курахаши Эйри – художник, работающий в антикварной лавке, в старинном бокале цветного венского стекла видит прекрасную юную девушку, больше похожую на грустного белокурого ребёнка. Её глаза задумчивы и печальны, она появляется под хрустальный перезвон колокольчиков, и так же неожиданно исчезает. Эйри очарован юной незнакомкой, а тут ещё находится её портрет, кисти знаменитого итальянца – Марчелло Орландо. Оказывается, на портрете изображена Козетта д` Овернье, дочь французской аристократической семьи, а художник был её женихом. Но и Козетта, и вся её семья были убиты. Кем? Почему дух Козетты не нашёл покоя? Почему только Эйри может видеть её призрак и говорить с ним? Какое отношение к тёмной истории кошмарного убийства имеет портрет? Что за договор связывает Эйри и Козетту?
Атмосфера готики передана безупречно. Страх перед необъяснимым, которое врывается в привычный мир, разрывая его жуткими видениями в духе Сальвадора Дали, обречённость и трагический надлом, когда понимаешь, что невозможно вернуться обратно, можно лишь глубже и глубже погружаться в таинственный мир, из которого нет выхода…Разноцветная мозаика витражей, кроваво-красные небеса, траурный взгляд ворон, следящих за тобой неподвижными, мёртвыми глазами, фонари на шоссе, превратившиеся в черепа, тускло светящие по дороге в ад, хрипящий звон старых часов, обратившихся в механического монстра, и плач скрипки…Музыка завораживает, подчиняет себе, не отпускает ни на минуту, - в ней звучит и торжественный ритм заклинаний, и неизъяснимая тоска вечного одиночества, и небесная красота живого чувства. Композитор фильма – Юки Кадзиура, и благодаря её музыке картина обретает свой, неповторимый голос. Так же идеальна и графика фильма – от тончайшей акварели дождя до насыщенно-ярких, контрастных картин иномирья, словно сошедших с полотен Сальвадора Дали и Иеронима Босха. Поразительна режиссёрская работа – ни в одном фильме не найдёшь таких резких переходов от мечты до кошмара, таких необыкновенных и ярких образов, смелой смены кадров и необычных ракурсов изображения.
Этот фильм – для тех, кто ещё не утратил веру в необъяснимое, кому небезразличны тёмные истории Средневековья, кто не может устоять перед очарованием слова – «готика». Мир, где живёт Козетта, притягивает…Он стоит того, чтобы его увидеть!
Нет комментариев