Однажды в далеком-далеком будущем, байкеры-спаниели в стильных касках и мотоочках, лениво попивая пивко и покуривая сигареты, наблюдают за бушующей в пустыне безбашенной автогонкой на выживание фантосмагорических гоночных болидов, вооруженных ракетами, пушками и пулеметами. Перед зрителями – Yellowline, квалификационная гонка для участия в Redline, проводящейся лишь раз в пять лет главной гонке далекой-далекой Галактики.
Участники гонки под стать болидам. Главный герой, Джей Пи (Джошуа Панкхед, т.е. Панкоголовый Исус) по прозвищу "Душка", похожий на молодого Джона Траволту из “Бриолина” гризер с громадным "помпадуром" на голове. Водит он желтый Транс Эм 20000, напоминающий американский масклкар начала 1970х Понтиак Транс Эм. Прозвище "Душка" Джей Пи получил потому, что единственный из участников не вооружен, так как предпочитает выигрывать гонки за счет скорости, а не перестрелок. Главная героиня, Соноши по прозвищу "Охотница Черри Бой", с красноречивой фамилий Макларен – красавица со светлозелеными волосами и глазами, в стильных авиаторах с желтыми линзами и наделенная грудью, почти такой же выдающейся, как помпадур на голове Джей Пи. Прозвище ее намекает не на то, что она охотится на японских девственников, а на то, что она зацикленная на машинах пацанка – девственни(к)(ца), игнорирующая мужской пол. Соноши водит красный автомобиль-амфибию на воздушной подушке, зовущийся "Краб Соноши". И это, пожалуй, наиболее нормальные из гонщиков. Большинство остальных представляют из себя инопланетян разнообразных форм, цветов и размеров, водящих столь же фантасмагорические болиды.
И вот эта разношерстная, яркая компания, словно сошедшая со страниц американских комиксов с их глубокими тенями, и блестяще, хотя часто и сюрреалистично, анимированная, несется, стреляет, ускоряется и взрывается, соревнуясь за первое место на финише. Отвязный экшен буйствует на экране большую часть времени, иногда перемежаясь с элементами гангстерского нуара и разворачиваясь на фоне межпланетного противостояния тоталитарного Робомира, представленного исключительно мужчинами, которые настолько увлеклись своими машинами, что сами стали на половину машинами, и девушкек-волшебниц – обитательниц планеты Супертрава (Supergrass). Последние и являются организаторами гонки Redline, проводя ее нелегально на луне Робомира для того, чтобы привлечь внимание к его преступлениям. Все это выдержано в эстетике ретрофутуризма, с многочисленными отсылками к массовой культуре США 1970-80х годов. Зритель как будто смотрит анимированный комикс "Гонки "Пушечное ядро", скрещенный со "Смертельными гонками 2000", "Безумным Максом", первым эпизодом "Звездных войн" и приправленный "Бегушим человеком" из "Истории о лабиринтах". Многие кадры хоть распечатывай и делай из них плакаты.
А все же этот яркий, сюрреалистический и прекрасно анимированный экшен служит лишь фоном, на котором разворачиваются вполне человеческие истории любви и дружбы Джошуа, Соноши и двух второстепенных героев – механика и друга детства Джей Пи, Фрисби, попавшего на крючек бандитов и мешающего своему пилоту выигрывать гонки, и отца Соноши, многократного победителя Редлайн, МашиноГолового (МашинХэд), превратившего себя в гибрид машины и человека. Судьбы этих четырех персонажей прочно переплетены красной нитью, затянувшей их в мир гонок.
Соноши с раннего детства собирала машины в мастерской и участвовала в гонках вместе со своим отцом, который подарил ей Стимлайт – ускоритель, в сто раз мощнее закиси азота. Использование Стимлайта придает машине такое ускорение, которое не в состоянии выдержать ни один гонщик. Для того чтобы справиться с ускорением и выиграть Redline, отец Соноши переделал себя в киборга, заменив части тела механизмами и став единым целым со своей машиной. Когда по ТВ идет представление гонщиков и МашиноГоловый упоминает, что стал полумашиной, можно заметить (если, разумеется, удастся отвлечь внимание от голых грудей Соноши) как при этом расстраивается Соноши. Из разговора с Джей Пи, в котором Соноши упоминает о своем детстве с отцом, становится понятно, что она участвует в гонках и хочет выиграть Redline для того, чтобы получить одобрение и вернуть внимание отца, постепенное слияние которого с машиной, похоже, нанесло ущерб его с дочерью человеческим отношениям. Именно МашиноГолового Соноши ждала в ресторане, когда встретила Джей Пи, а подаренный отцом Стимлайт использовала лишь как украшение, поскольку не в состоянии была применить его в гонке.
Джей Пи же стал гонщиком после того, как еще подростком влюбился в Соноши – он был всего лишь зрителем, когда увидел как она, тогда еще ребенок, после аварии не сдалась, а вывела болид на трассу и продолжила гонку. Для него участие в Redline, это повод обратить на себя внимание Соноши и завоевать ее любовь. Фрисби – друг детства Джей Пи, видимо, последовавший за ним в гонки и ставший автомехаником потому, что хотел помочь своему другу. Он влез в долги к гангстерам, пытаясь раздобыть денег для улучшения болида Джей Пи. Теперь же он вынужден саботировать гонки Джей Пи, устанавливая на его машину взрывные устройства, а сам Джей Пи попал в тюрьму, взяв на себя вину за организацию Фрисби подставных гонок. Он хочет отплатить Фрисби за то, что тот влез в долги, чтобы улучшить машину. Сам же Фрисби испытывает чувство вины из-за саботажа гонок Джей Пи и хочет исправиться, хотя так и не освободился от крючка мафии.
Так и получается, что мотивации героев завязаны друг на друге и развязку может принести только гонка – Соноши нужна победа для того, чтобы привлечь внимание и заслужить одобрение отца, Джей Пи для того, чтобы сблизиться с Соноши и вернуть долг Фрисби, а Фрисби хочет искупить свою вину и помочь Джей Пи. Потому пересечение финишной красной черты в Redline для героев не только и не столько победа в гонке, сколько распутывание красной нити связывающих их человеческих отношений. Забавно, что до того, как Соноши убедилась в честности Джей Пи и согласилась ехать с ним в одном болиде, она была не помощью, а препятствием на его пути. Слова Соноши о том, что с нею болид станет слишком тяжелым, не были пустыми – Джей Пи, как ни пытался, попросту не мог поставить на колеса свой завалившийся на бок Транс Эм, поскольку о днище машины облокотилась Соношли, решая, помогать ли Джей Пи. Однако, договорившись помочь достичь цели друг друга и оказавшись в одном болиде (заключив символический брачный союз), Джей Пи и Соноши не только не стали слабее, они стали качественно сильнее, показав, что для использования Стимлайта и победы в гонке не обязательно обременять свое тело мертвой плотью, сливаясь в единое целое с машиной, договариваться с гангстерами или становиться пацанкой – вместо этого они договорились между собой, нашли совместные цели, распредилили роли и стали единым целым друг с другом. Подтолкнул же Соноши к использованию подаренного им Стимлайта ее отец МашиноГоловый, видимо, не полностью утративший отеческих чувств.
Помимо четверки основных персонажей, в Redline присутствует еще масса второстепенных. Заменяющий для Джей Пи и Фрисби отца Старик Крот, рассекающий на гравибайке. Дуэт из OVA “Trava: Fist Planet” – лопоухий Трава и сексуально озабоченный, похожий на гигантского лобстера Шинкай. “Девушки-волшебницы” в плотно облегающих комбинезонах, правители Робомира и многие другие. Пожалуй, количество быстро сменяющих друг друга персонажей, как и насыщенность экшеном, в Redline избыточно. Слишком много взрывов и перестрелок, слишком много сюжетных линий и слишком высок темп. Избыточность – главный недостаток Redline. Сюрреалистическая анимация, искажение пропорций, дикие гибриды машин и живых организмов часто переходят грань, и из яркого, аниме превращается в отталкивающее.
Такая избыточность наблюдается и в зашитой в Redline постиронии – начиная с имен и образов персонажей, и заканчивая главными сюжетными линиями, да и самим изобразительным стилем: байкеры-спаниели; мужчины-полумашины Робомира против девушек-волшебниц Супертравы; биологическое супероружие по имени “Фанки Бой”; отбывший тюремный срок гризер по прозвищу “Душка”; гига-лобстер Шинкай, с аппетитом поедающий в ресторане своих меньших собратьев; красотка Соноши, жалующаяся на то, что при ее представлении на ТВ, телекамера сосредоточена на демонстрации ее задницы – а в это же время аниматоры Redline предлагают зрителю насладиться зрелищем ее обнаженной груди и суггестивного поедания фруктов; она же, отбросившая все напускное “томбойство” и вполне женственно готовящая еду после неприятного знакомства с блюдами местного ресторана; Фрисби, выглядящий словно актер из фильма нуар о гангстерах, занимающийся темными делишками с гангстерами; четырехрукий Старик Крот, лихо расстреливающий бандитов, не забывая при этом перекреститься, как и полагается доброму инопланетному христианину; “помпадур” – победитель.
Постирония заставляет все демонстрируемое на экране воспринимать одновременно всерьез и не серьезно. Даже заявленная тема Redline – автогонки, похожа лишь на повод для привлечения внимания зрителя. Но, собственно, к чему? Похоже на то, что авторы Redline так увлеклись иронией, что у них не осталось сил и возможностей для того, чтобы четко подчеркнуть, развить и вывести за рамки высмеивания главные темы аниме – любовь и дружбу, которые на фоне вездесущей постиронии если и выделяются, то подозрительно напоминают метаиронию. От этого Redline воспринимается поверхностным и бессодержательным фильмом, бессмысленным набором бесконечно чередующихся экшен-сцен и нелепой анимации, задействующим лишь ту часть мозга зрителя, которая любит скоростные гонки, женскую грудь, взрывы и яркие цвета. Все это, безусловно, сами по себе хорошие вещи, но их явно недостаточно для того, чтобы выйти за рамки “искусства ради искусства” и достучаться до более широкой зрительской аудитории.
Участники гонки под стать болидам. Главный герой, Джей Пи (Джошуа Панкхед, т.е. Панкоголовый Исус) по прозвищу "Душка", похожий на молодого Джона Траволту из “Бриолина” гризер с громадным "помпадуром" на голове. Водит он желтый Транс Эм 20000, напоминающий американский масклкар начала 1970х Понтиак Транс Эм. Прозвище "Душка" Джей Пи получил потому, что единственный из участников не вооружен, так как предпочитает выигрывать гонки за счет скорости, а не перестрелок. Главная героиня, Соноши по прозвищу "Охотница Черри Бой", с красноречивой фамилий Макларен – красавица со светлозелеными волосами и глазами, в стильных авиаторах с желтыми линзами и наделенная грудью, почти такой же выдающейся, как помпадур на голове Джей Пи. Прозвище ее намекает не на то, что она охотится на японских девственников, а на то, что она зацикленная на машинах пацанка – девственни(к)(ца), игнорирующая мужской пол. Соноши водит красный автомобиль-амфибию на воздушной подушке, зовущийся "Краб Соноши". И это, пожалуй, наиболее нормальные из гонщиков. Большинство остальных представляют из себя инопланетян разнообразных форм, цветов и размеров, водящих столь же фантасмагорические болиды.
И вот эта разношерстная, яркая компания, словно сошедшая со страниц американских комиксов с их глубокими тенями, и блестяще, хотя часто и сюрреалистично, анимированная, несется, стреляет, ускоряется и взрывается, соревнуясь за первое место на финише. Отвязный экшен буйствует на экране большую часть времени, иногда перемежаясь с элементами гангстерского нуара и разворачиваясь на фоне межпланетного противостояния тоталитарного Робомира, представленного исключительно мужчинами, которые настолько увлеклись своими машинами, что сами стали на половину машинами, и девушкек-волшебниц – обитательниц планеты Супертрава (Supergrass). Последние и являются организаторами гонки Redline, проводя ее нелегально на луне Робомира для того, чтобы привлечь внимание к его преступлениям. Все это выдержано в эстетике ретрофутуризма, с многочисленными отсылками к массовой культуре США 1970-80х годов. Зритель как будто смотрит анимированный комикс "Гонки "Пушечное ядро", скрещенный со "Смертельными гонками 2000", "Безумным Максом", первым эпизодом "Звездных войн" и приправленный "Бегушим человеком" из "Истории о лабиринтах". Многие кадры хоть распечатывай и делай из них плакаты.
А все же этот яркий, сюрреалистический и прекрасно анимированный экшен служит лишь фоном, на котором разворачиваются вполне человеческие истории любви и дружбы Джошуа, Соноши и двух второстепенных героев – механика и друга детства Джей Пи, Фрисби, попавшего на крючек бандитов и мешающего своему пилоту выигрывать гонки, и отца Соноши, многократного победителя Редлайн, МашиноГолового (МашинХэд), превратившего себя в гибрид машины и человека. Судьбы этих четырех персонажей прочно переплетены красной нитью, затянувшей их в мир гонок.
Соноши с раннего детства собирала машины в мастерской и участвовала в гонках вместе со своим отцом, который подарил ей Стимлайт – ускоритель, в сто раз мощнее закиси азота. Использование Стимлайта придает машине такое ускорение, которое не в состоянии выдержать ни один гонщик. Для того чтобы справиться с ускорением и выиграть Redline, отец Соноши переделал себя в киборга, заменив части тела механизмами и став единым целым со своей машиной. Когда по ТВ идет представление гонщиков и МашиноГоловый упоминает, что стал полумашиной, можно заметить (если, разумеется, удастся отвлечь внимание от голых грудей Соноши) как при этом расстраивается Соноши. Из разговора с Джей Пи, в котором Соноши упоминает о своем детстве с отцом, становится понятно, что она участвует в гонках и хочет выиграть Redline для того, чтобы получить одобрение и вернуть внимание отца, постепенное слияние которого с машиной, похоже, нанесло ущерб его с дочерью человеческим отношениям. Именно МашиноГолового Соноши ждала в ресторане, когда встретила Джей Пи, а подаренный отцом Стимлайт использовала лишь как украшение, поскольку не в состоянии была применить его в гонке.
Джей Пи же стал гонщиком после того, как еще подростком влюбился в Соноши – он был всего лишь зрителем, когда увидел как она, тогда еще ребенок, после аварии не сдалась, а вывела болид на трассу и продолжила гонку. Для него участие в Redline, это повод обратить на себя внимание Соноши и завоевать ее любовь. Фрисби – друг детства Джей Пи, видимо, последовавший за ним в гонки и ставший автомехаником потому, что хотел помочь своему другу. Он влез в долги к гангстерам, пытаясь раздобыть денег для улучшения болида Джей Пи. Теперь же он вынужден саботировать гонки Джей Пи, устанавливая на его машину взрывные устройства, а сам Джей Пи попал в тюрьму, взяв на себя вину за организацию Фрисби подставных гонок. Он хочет отплатить Фрисби за то, что тот влез в долги, чтобы улучшить машину. Сам же Фрисби испытывает чувство вины из-за саботажа гонок Джей Пи и хочет исправиться, хотя так и не освободился от крючка мафии.
Так и получается, что мотивации героев завязаны друг на друге и развязку может принести только гонка – Соноши нужна победа для того, чтобы привлечь внимание и заслужить одобрение отца, Джей Пи для того, чтобы сблизиться с Соноши и вернуть долг Фрисби, а Фрисби хочет искупить свою вину и помочь Джей Пи. Потому пересечение финишной красной черты в Redline для героев не только и не столько победа в гонке, сколько распутывание красной нити связывающих их человеческих отношений. Забавно, что до того, как Соноши убедилась в честности Джей Пи и согласилась ехать с ним в одном болиде, она была не помощью, а препятствием на его пути. Слова Соноши о том, что с нею болид станет слишком тяжелым, не были пустыми – Джей Пи, как ни пытался, попросту не мог поставить на колеса свой завалившийся на бок Транс Эм, поскольку о днище машины облокотилась Соношли, решая, помогать ли Джей Пи. Однако, договорившись помочь достичь цели друг друга и оказавшись в одном болиде (заключив символический брачный союз), Джей Пи и Соноши не только не стали слабее, они стали качественно сильнее, показав, что для использования Стимлайта и победы в гонке не обязательно обременять свое тело мертвой плотью, сливаясь в единое целое с машиной, договариваться с гангстерами или становиться пацанкой – вместо этого они договорились между собой, нашли совместные цели, распредилили роли и стали единым целым друг с другом. Подтолкнул же Соноши к использованию подаренного им Стимлайта ее отец МашиноГоловый, видимо, не полностью утративший отеческих чувств.
Помимо четверки основных персонажей, в Redline присутствует еще масса второстепенных. Заменяющий для Джей Пи и Фрисби отца Старик Крот, рассекающий на гравибайке. Дуэт из OVA “Trava: Fist Planet” – лопоухий Трава и сексуально озабоченный, похожий на гигантского лобстера Шинкай. “Девушки-волшебницы” в плотно облегающих комбинезонах, правители Робомира и многие другие. Пожалуй, количество быстро сменяющих друг друга персонажей, как и насыщенность экшеном, в Redline избыточно. Слишком много взрывов и перестрелок, слишком много сюжетных линий и слишком высок темп. Избыточность – главный недостаток Redline. Сюрреалистическая анимация, искажение пропорций, дикие гибриды машин и живых организмов часто переходят грань, и из яркого, аниме превращается в отталкивающее.
Такая избыточность наблюдается и в зашитой в Redline постиронии – начиная с имен и образов персонажей, и заканчивая главными сюжетными линиями, да и самим изобразительным стилем: байкеры-спаниели; мужчины-полумашины Робомира против девушек-волшебниц Супертравы; биологическое супероружие по имени “Фанки Бой”; отбывший тюремный срок гризер по прозвищу “Душка”; гига-лобстер Шинкай, с аппетитом поедающий в ресторане своих меньших собратьев; красотка Соноши, жалующаяся на то, что при ее представлении на ТВ, телекамера сосредоточена на демонстрации ее задницы – а в это же время аниматоры Redline предлагают зрителю насладиться зрелищем ее обнаженной груди и суггестивного поедания фруктов; она же, отбросившая все напускное “томбойство” и вполне женственно готовящая еду после неприятного знакомства с блюдами местного ресторана; Фрисби, выглядящий словно актер из фильма нуар о гангстерах, занимающийся темными делишками с гангстерами; четырехрукий Старик Крот, лихо расстреливающий бандитов, не забывая при этом перекреститься, как и полагается доброму инопланетному христианину; “помпадур” – победитель.
Постирония заставляет все демонстрируемое на экране воспринимать одновременно всерьез и не серьезно. Даже заявленная тема Redline – автогонки, похожа лишь на повод для привлечения внимания зрителя. Но, собственно, к чему? Похоже на то, что авторы Redline так увлеклись иронией, что у них не осталось сил и возможностей для того, чтобы четко подчеркнуть, развить и вывести за рамки высмеивания главные темы аниме – любовь и дружбу, которые на фоне вездесущей постиронии если и выделяются, то подозрительно напоминают метаиронию. От этого Redline воспринимается поверхностным и бессодержательным фильмом, бессмысленным набором бесконечно чередующихся экшен-сцен и нелепой анимации, задействующим лишь ту часть мозга зрителя, которая любит скоростные гонки, женскую грудь, взрывы и яркие цвета. Все это, безусловно, сами по себе хорошие вещи, но их явно недостаточно для того, чтобы выйти за рамки “искусства ради искусства” и достучаться до более широкой зрительской аудитории.