Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
9
Великолепно
Рисовка
10
Эпик вин!
Звуковой ряд
8
Отлично
Итоговая оценка
8
Отлично
Аниме повествует о студенческих годах главного героя, прозванного символическим “Я”, а точнее, о суперпозиции всех его возможных студенческих лет, различие между которыми обуславливается выбором, сделанным им в начале своей взрослой жизни, а если быть конкретнее, выбором кружка по интересам, будь то теннисный клуб, кружок любителей кино или вовсе тайное общество. За редкими исключениями каждому из таких кружков выделено по одной серии. Однако все они во многом являются лишь декорацией для его последующих злоключений, ведь какой путь главный герой бы ни выбрал, везде его сопровождают одни и те же лица, среди которых особо выделяются паренек Одзу и девушка Акаси, причем раз от раза они играют одни и те же роли: первый превращает жизнь главного героя в ад, вторая является любовным интересом, в чувствах к которому главный герой должен признаться в первую очередь самому себе. Да и живет главный герой все в одной и той же комнатке размером в четыре с половиной татами, и от серии к серии в ней меняется лишь расположение этих татами на полу. Таким образом, зрителю представляется модель управляемого хаоса, где вне зависимости от решений героя, вселенная приводит его почти к одному и тому же результату. Судьба, не иначе. Повествовательно эти альтернативные реальности обуславливаются образом университетских башенных часов, которые в конце каждой серии идут вспять, и зритель до последних эпизодов объяснений этому явлению не получает, что, безусловно, интригует, но об этом позже.
Здесь в каждом кадре чувствуется рука Юасы. Ни секунды без движения, причем каждое из них очень приятно гиперболизировано. Да, люди в реальности так не двигаются, и, скорее всего, физически не могут совершать некоторые движения, изображенные здесь, но в этом преувеличении и состоит прелесть всего происходящего на экране, ведь каждое движение героев очень хорошо характеризует и их внутреннее состояние в моменте. Под стать героям также двигается окружающий мир: без остановки и очень вычурно. И хотя данное аниме не всегда может похвастаться проработанными задниками, тем не менее, они гармонично дополняют образы героев и всегда находятся в кинематическом тандеме с ними. Особенно стоит отметить работу с цветом: он насыщен, ярок и временами задает настроение всей сцене. Также местами появляются вставки обработанных кадров кинопленки, на которых чаще всего изображена вода. Они могут как захватывать весь экран, так и быть частью мизансцены, добавляя к происходящему еще немного сюрреализма. Полностью из таких кадров состоят вступительные титры, где камера пробирается сквозь лабиринты одинаковых комнат размером в четыре с половиной татами, недвусмысленно намекая на сюжет данного произведения.
“Восемь человек из десяти во тьме перепутали бы его с бесом, …” - так главный герой характеризует своего друга Одзу, и описание это весьма точно соответствует его визуальному образу в самом аниме. На этом аспекте можно остановиться подробнее, отделив его от анимации в целом. В данном аниме вы не увидите тщательно прорисованных глаз или детализированных предметов одежды. Здесь образы героев минималистичны, но, как говорится, краткость – сестра таланта, поэтому тех немногих атрибутов, которыми Юаса наделил своих персонажей, вполне хватает, чтобы создать в голове связь между визуальным образом и характером. Среди самых ярких примеров можно указать лицо Одзу с заточенными зубами, странно посаженными глазами, заостренными ушами и прической-луковицей, а также Акаси с её скрывающими форму платьями, слегка неряшливыми волосами и родинкой под глазом. Ещё можно вспомнить невероятно большой и обтекаемый подбородок Наставника с легкой улыбкой над ним, откровенную сексуальность Хануки Рёко или голливудскую улыбку любимчика девушек Дзёгасаки. Созданные образы идеально работают на создание первого впечатления о персонажах. Главный герой же нарисован максимально бесцветным, однако его образ иногда меняется от серии к серии, тем не менее, оставаясь достаточно нейтральным, чтобы легче себя было с ним ассоциировать.
“…а оставшихся было бы легко убедить.” И персонажи действительно поначалу ведут себя именно так, как и предписывает им их визуальный образ, однако по мере просмотра сериала зритель теснее знакомится со всеми действующими лицами и постепенно выясняет, что не такие уж они и одномерные. Как и данная рецензия, постепенно раскрывающая данное произведение с разных сторон, так и в самом аниме различные выборы и пути главного героя от серии к серии позволяют посмотреть на второстепенных персонажей в новых декорациях и ситуациях, показывая зрителю те их стороны, которые невозможно было бы увидеть, не прибегни автор к трюку, составляющему основную концепцию сериала. Самым ярким примером является, конечно же, Одзу, по количеству упоминаний которого в этом тексте можно было бы уже догадаться, что он и в аниме крадет любую сцену со своим участием. Так, мы под конец узнаем, что
под видом «любезного» помощника и «устроителя» личной жизни главного героя скрывается человек, у которого не хватает смелости на открытость с другими и даже от лучшего друга он скрывает, что сам состоит в отношениях. Остальные персонажи также имеют подобные неочевидные аспекты своих личностей, что по мере их раскрытия придает героям до некоторой степени глубину, столь необходимую для проработки качественного персонажа.
Так как сериал по форме является аналогом дня сурка, то неудивительно, что в каждой серии фигурируют одни и те же символы и образы, намекающие на неподвижость тех или иных отношений между героями, несмотря на меняющуюся обстановку, в которой они находятся. Так, главный герой раз от раза мечтает о встрече с девушкой с волосами цвета вороньего крыла, хотя у него в каждой серии перед носом висит плюшевый брелок, некогда принадлежавший Акаси. Раз от раза он возвращается в свое убежище размером в четыре с половиной татами, где может поразмыслить и на время скрыться от проделок Одзу. Раз от раза подойдет к бабке-гадалке, которая даст ему подсказку, как выбраться из этой петли, но к которой главный герой, конечно же, не прислушается. Раз от раза в его мыслях образ девушки его мечты будет превращаться в растекающегося Одзу, что до невозможности очевидно намекает, кого главный герой винит в своих неудачах. Ну и. конечно, раз от раза часовой механизм заставит идти время вспять, чтобы показать зрителю, что альтернативная версия событий, может быть, и будет в своем процессе несколько иной, но неизбежно приведет к тому же результату, как и сами часы в любом случае отобьют полночь. Сюда же можно отнести упомянутые выше начальные титры, а также не стоит забывать про финальные, состоящие из танцующих планов комнат, символизирующих бесконечность выбираемых путей. Кроме того, они очень залипательны. (Есть также ковбой, символизирующий половое влечение главного героя, но его мы расписывать не будем, ведь он демон еще похлеще Одзу.)
Концовка же является самой слабой стороной аниме, и мы здесь не станем ее детально описывать, просто упомянем, что если вы когда-либо сталкивались с похожей формулой с повторениями в других произведениях, то у вас наверняка есть какая-никакая интуиция, которая может вам подсказать, как и с помощью чего главный герой разорвет порочный круг. Тем более, что на положение вещей постоянно намекают заставка к сериалу и пара сцен, прорывающихся в начальные серии из финальных. Короче, ничего существенно нового и разрывающего шаблоны от концовки ждать не стоит, благо, можно вполне наслаждаться другими великолепными аспектами аниме, описанными выше. И, я думаю, ни для кого не будет откровением, если я скажу, что в конце героев ждет хеппи-энд с намеком на множество забавных и занятных перипетий, что ждут их в будущем. Неудивительно, что спустя двенадцать лет было принято решение продолжить историю этих персонажей в рамках аниме “Блюз машины времени о четырех с половиной татами”. Так что это еще не конец истории.
Необходимо отметить, что, помимо концовки, у сериала есть еще одна слабая сторона: его затянутость. Ближе к середине повествования зритель устает от предлагаемой ему формулы, тем более что на проговаривание повторяющихся мыслей и показывание одних и тех же сцен уходит достаточное количество времени, которое с большим успехом можно было бы потратить на детализацию тех аспектов конкретной серии, которые выделяют её на фоне остальных. Сделав аниме покороче, и тем самым каждую серию насыщеннее, автор оказал бы неоценимую услугу зрителю, избавив его от возможности заскучать, наблюдая бесконечные рефрены. Благо, спустя некоторое время Юаса взялся за работу над полнометражным аниме “Весенняя ночь коротка” (также адаптация работы того же автора) со схожей тематикой, где он сохранил ту же стилистику и даже перенес многих второстепенных персонажей, сделав таким образом лучшую версию данного сериала, но о ней в другой раз. Что же касается данного творения, то визуальный стиль и работа с анимацией все же перевешивают по своей значимости все слабости, связанные с повествованием. Да и сама тематика превратностей студенческой жизни, насквозь пропитанной любовными интригами, если и не покажется кому-то отражением собственного сиюминутного положения, то уж точно навеет романтическую ностальгию по славным временам.
7 с половиной татами из 10, рекомендуемо к просмотру.
Вот оно! Наконец-то рекорд пофигизма в разделе рецензий достигнут!
(на самом деле, нет, но какая картинка получилась)
@Kamias@Фу ты не 2D, в 10 серии апогей сюжетной духоты был достигнут на все 100 % процентов, хотя для меня 10 серия стала лучшей, но я так и не поняла всеобщей любви к этому тайтлу.@oDesensitization 2024@Kamias, лул, о какой всеобщей любви к тайтлу может идти речь, если каждый второй комментарий/отзыв в его адрес как по шаблону: "душна", "скучна", "нипонятна", "стиль странный мне нинравится" и так далее. высокую оценку он имеет из-за того, что это Юаса, к тайтлам которого непосвящённые обычно не притрагиваются, а если и притрагиваются, то дропают их ещё в начале, а оценка на МАЛе засчитывается ток если мультик до конца просмотрен (вроде)@Kamias@oDesensitization 2024, у тайтла, как и всей франшизы, положительных отзывов на шики больше, плюс 90% в офлайн сообществе, обязательно вспоминают "сказ" и рекомендуют к просмотру. )) Основываясь на этом, выражаю чисто субъективное мнение, что "4,5 татами" больше любят, чем нет, даже при всех нюансах о которых вы написали выше. Опять же, "странный стиль и непонятная рисовка" - для меня является плюсом данной работы. В общем, после просмотра тайтла как ни крути, остается спектр эмоций.)