Жанр космооперы подразумевает не только наличие великих героев, показ их судеб, политических интриг, но и масштабные противостояния, сражения и мелодраму - всего это в "Героях" в избытке. Пожалуй, изо всех виденных мной экранизаций космоопер, включая анимационные и игровые, "Герои" представляют наилучший образец этого жанра. Доставляет удовольствие тут буквально все: с эстетической стороны рисовка (несмотря на некоторую ее "неровность" в различных сериях и "устарелость" как для сегодняшней моды), прекрасная симфоническая музыка, красивые персонажи, хорошие диалоги, проработанные герои, которым хочется сопереживать, масштабность происходящих событий, сопряженная с камерностью отношений Райнхарда фон Лоэнграмма с его окружением и Яна Вэньли с его друзьями и последователями. Практически ничего из того, что заполонило современные аниме в "Героях" нет - ни ОЯШей (хотя есть смелые и благородные герои, хитрые злодеи, а также дети и юноши со стремлениями), ни фан-сервиса (но есть красивые, благородные и умные женщины), ни кривляний и неуместного юмора. Все эпично, мелодраматично и серьезно. При этом повествование вовсе не кажется пафосным, так как герои, их характеры и мотивация хорошо проработаны, поступки разумны, а иногда даже циничны и подлы, диалоги содержательны. Большое внимание уделяется политике, как текущей, так и в ее исторической ретроспективе, сравниваются различные политические системы, их преимущества и недостатки.
Но все это не заслоняет сюжет и личные истории персонажей - молодого, амбициозного и гениального аристократа Райнхарда и его верного "оруженосца" Зигфрида Кирхайса, начавших свой "крестовый поход" против действующей монархии чтобы отомстить за любимую ими обоими женщину (первым как сестру, а вторым как прекрасную Даму) Аннерозе, проданную в фаворитки императора. Пользуясь своим влиянием на императора, Аннероз оберегает и продвигает своего гениального брата по карьерной лестнице имперского флота, давая ему шанс проявить себя и обрести власть. Райнхард же продвигает вслед за собой своего не менее талантливого и верного "оруженосца" Кирхайса, попутно собирая вокруг себя наиболее одаренных людей империи, в надежде занять трон и "освободить" сестру от императора, затем, видимо, видав ее за Кирхайса, к которому Аннероз неравнодушна. Для самого императора, уставшего от власти, намерения Райнхарда не тайна, но он не только не препятствует ему, а всячески продвигает во властной иерархии. На фоне всего этого происходит столкновение империи и юного Райнхарда с флотом демократического "Союза Свободных Планет" и его гением Яном Вэньли. И все это толька завязка грандиозного сюжета, где планам главных героев будет суждено, либо не суждено осуществиться при самых ироничных обстоятельствах, где многие погибнут и их место займут другие, и где каждый добро и зло не так однозначны и каждый волен выбирать, за какую сторону противостояния и какого из героев ему переживать.
На фоне судеб главных героев прослеживается основная линия противостояния, с одной стороны, воплощенная в Райнхарде, с его стремлением "завоевать Галактику", а с другой - в сторонниках демократи и других врагах, стоящих на пути этого завоевания. Политическому анализу посвящаются целые экскурсы (серии) и размышления героев как с одной, так и с разных сторон противостояния. Пожалуй, суть этого политического противостояния и стремлений молодого Райнхарда можно выразить вот этими словами настоящего аристократа из другой эпохи:
"Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства: они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. При такой системе граждане выходят из зависимости лишь на момент избрания своего хозяина, а затем вновь попадают в нее. Каждый отдельный гражданин согласен быть прикованным к цепи, если он видит, что конец этой цепи находится в руках не одного человека и даже не целого класса, а всего народа... Меня же это совсем не удовлетворяет. Личность хозяина важна для меня в значительно меньшей степени, чем необходимость послушания... Бесполезно предоставлять тем самым гражданам, которых вы сделали столь зависимыми от центральной власти, возможность время от времени выбирать представителей этой власти: этот обычай, столь важный, но столь редкий и кратковременный, при котором граждане реализуют свободу выбора, не спасает их от дальнейшей деградации, когда они утрачивают способность чувствовать и действовать самостоятельно, постепенно утрачивая свое человеческое достоинство. Добавлю еще, что скоро они станут неспособны реализовывать и эту свою единственную, оставшуюся у них большую привилегию". Граф Алексис де Токвиль, "Демократия в Америке", Ч.2 (1840).
Пожалуй, эти строки гениального нормандского графа, считающегося, с одной стороны, одним из столпов классического либерализма, "защитником равенства, демократии и свободы", а с другой являющегося консерватором, апологетом христианства и феодального европейского аристократизма, для меня как нельзя лучше характеризуют основной конфликт "Легенды о героях Галактики". В этой космоопере таланты империи, отобранные и возглавляемые молодым и гениальным Райнхардом фон Лоэнграммом, воплощают саму идею аристократии (буквально "власть лучших"), противостоящую идее равенства, воплощенной в демократии ("власти народа"). Пусть не обманывает зрителя борьба Лоэнграмма с "аристократами" старой династии - по сути, они уже не были аристократами, а были обычными дворянами-бюрократами окостеневшей монархии, вроде современных чиновников во многих "демократических" странах. А вот сам Лоэнграмм, некая смесь Александра Великого с Октавианом Августом, как и отобранная им элита новой империи, включая будущую императрицу, и есть та самая аристократия, с которой он, якобы, боролся (иронично, но ключевые слова Лоэнграмма в финале сказаны как раз о необходимости соблюдения "власти лучших", т.е. именно аристократии). Пожалуй, этом заключается одна из немногочисленных моих претензий к автору "Героев" - то, что он пытался описать как мечту Райнхарда, являлось именно классической европейской феодальной аристократией, как ее описал де Токвиль в другом своем фундаментальном исследовании "Старый режим и революция" или как ее описывал Аристотель (учитель Александра Великого, чей образ вполне угадывается в Райнхарде). Впрочем, представителю азиатской культуры, не знавшей ничего, кроме азиатского деспотизма, имеющему представление о европейской аристократии и о европейской культуре Средневековья из школьной/университетской программы и из пасквилей критиков "феодализма" и Средневековья времен "Просвещения" (для которых, кстати, образцом для вдохновения был современный им Китай, с его всевластием бюрократии и деспотизмом) это простительно. Как простительно и приписывание персонажам типично азиатских, даже сугубо японских черт - особенно это касается офицеров имперского флота.
Понятно, что у "Героев" есть множество минусов. Например, "космические битвы" вполне можно смотреть на перемотке - не сказать, что они хуже "космобитв" в других космооперах, как раз наоборот, но для человека, более-менее слышавшего о тактике и просто о логике, они неинтересны. Это же касается и "гениальных решений" некоторых персонажей и, к сожалению, их нелогичного поведения. Понятно, что сделано это для мелодрамы, но все же, зачем, желая подчеркнуть таланты прекрасной графини Хильдегарды фон Мариендорф и ее незаменимость для Райнхарда (следовало подчеркнуть совсем другие ее черты и таланты), нужно было ее одевать в штаны, а из самого Райнхарда делать мало того, что дурака, так еще и непоследовательного дурака (это из героя, подчинившего всю свою жизнь достижению цели)? Ну не стал бы гоняться человек, задумавший подчинить Галактику, за партизанящим Яном Вэньли, стремясь что-то там кому-то доказать и кого-то там победить в битве, как не стал Ганнибал гоняться за партизанящим Фабием Максимом, или как не стал Александр Великий бегать за партизанящим Спитаменом, а политическими шагами сначала лишил его поддержки соратников, а затем вынудил бывших союзников Спитамена собственноручно его убить и принести его отрезанную голову в качества подарка Александру. Что касается самого Яна Вэньли, то этот персонаж, будучи воплощением наихудших черт Мэри Сью и, похоже, прототипом будущих анимешных ОЯШей (имею в виду не возраст, а черты характера) вызывает наибольшее раздражение. Во-первых, убеждения персонажа нереалистичны - ну не будет человек, искренне увлекающийся историей, предан демократии. Уже то, что история стала его любимым предметом, говорит о неприятии современности, о попытке найти в истории "отдушину". Допустим, он мог бы не читать де Токвиля (которого усиленно штудируют даже китайцы), о чем свидетельствует неспособность Райнхарда привести контраргументы Вэньли в их диалоге по поводу недостатков демократии, но уж Аристотеля-то и Платона он читать был обязан. А эти двое демократию совсем не жаловали, называя лишь наилучшей из наихудших форм правления. Во-вторых, сам этот персонаж нереалистичен - человек, не имеющий амбиций и стремлений, как бы гениален он ни был, никогда не сравниться даже просто с талантом, посвятившем всего себя определенной цели. Для Райнхарда война и завоевание Галактики были целью, подчинившей всю его жизнь, он амбициозен и талантлив, он собирает вокруг себя и использует лучшие стороны всех талантов империи. И ему противостоит невзрачный, не имеющий амбиций теоретик? Сколько бы книг по военной истории Ян не прочел, при отсутствии любви к делу (в данном случае, военному), он никогда не углубился бы в такие детали и тонкости, не достиг бы таких высот, как человек, этим делом "живущий". Скажем, есть и было куча "книжных червей" и теоретиков военного дела, но много ли Паттонов, Роммелей и Александров Великих, которые своим делом жили, жилий войной? Характер Вэньли, напротив, представляет из себя характер типичного, что называется, "ОЯШа", дабы всякая посредственность могла представить себя на его месте, идентифицировать себя с ним - что-то вроде ювенальных фантазий никчемных подростков, которые не "выпячиваются" потому, "что незачем" (а не потому, что бездари и трусы), но, если надо, "уж показали бы всем", "будь у них такой шанс". Понятно, что сделано это было умышленно, чтобы сторонники "демократии и равенства" отождествляли себя с Яном, но в действительности это так не работает, и, скажем, тот же "демократ" Паттон, считавшийся (немцами) наибольшим талантом среди генералов Союзников, в реальности был крайне амбициозен, богат (потомственно), имел те еще аристократические замашки, буквально жил войной, получая от нее удовольствие, восхищался Роммелем и очень даже симпатизировал немцам, высказывая сомнения, а против того ли врага он боролся? ОЯШ же Ян Вэньли побеждает наперекор здравому смыслу и реализму, просто потому, что он Мэри Сью "демократов" и так угодно автору. Ну и потому, что по сюжету Райнхарду нужен противник. Впрочем, те, кому не нравится линия "демократов", вполне могут смотреть ее на перемотке, как, например, это делал я. Один из минусов, пожалуй, это излишний мелодраматизм, нагнетаемы часто без повода просто в угоду внесения напряжения в сюжет. Скажем, те же отношения между Райнхардом и Хильдой (графиней фон Мариендорф), когда напряжение создавалось просто на пустом месте и не очень соответствовало предыдущему поведению героев, по крайней мере, Хильды. Впрочем, учитывая жанр (космоопера), я не вправе относить излишнюю мелодраму к недостаткам, как и "опереточность" сражений и тактики. Что я отношу к серьезным минусам, так это скатывание в "жертвоприношения", без которых японцы, видимом, никак не могут в "серьезных произведениях". Но это, пожалуй, также условности жанра и особенности японской публики, на которую рассчитаны "Герои". Если же судить об этом аниме как о чистом образчике жанра космооперы, которое небезосновательно сравнивают с "Войной и миром" от аниме и космоопер в целом, "Легенда о героях Галактики" заслуживает всей той похвалы и "культового" статуса, которые имеет среди поклонников. Так что тут без всякого сомнения 9 из 10 от человека, даже не любящего космооперы.
Но все это не заслоняет сюжет и личные истории персонажей - молодого, амбициозного и гениального аристократа Райнхарда и его верного "оруженосца" Зигфрида Кирхайса, начавших свой "крестовый поход" против действующей монархии чтобы отомстить за любимую ими обоими женщину (первым как сестру, а вторым как прекрасную Даму) Аннерозе, проданную в фаворитки императора. Пользуясь своим влиянием на императора, Аннероз оберегает и продвигает своего гениального брата по карьерной лестнице имперского флота, давая ему шанс проявить себя и обрести власть. Райнхард же продвигает вслед за собой своего не менее талантливого и верного "оруженосца" Кирхайса, попутно собирая вокруг себя наиболее одаренных людей империи, в надежде занять трон и "освободить" сестру от императора, затем, видимо, видав ее за Кирхайса, к которому Аннероз неравнодушна. Для самого императора, уставшего от власти, намерения Райнхарда не тайна, но он не только не препятствует ему, а всячески продвигает во властной иерархии. На фоне всего этого происходит столкновение империи и юного Райнхарда с флотом демократического "Союза Свободных Планет" и его гением Яном Вэньли. И все это толька завязка грандиозного сюжета, где планам главных героев будет суждено, либо не суждено осуществиться при самых ироничных обстоятельствах, где многие погибнут и их место займут другие, и где каждый добро и зло не так однозначны и каждый волен выбирать, за какую сторону противостояния и какого из героев ему переживать.
На фоне судеб главных героев прослеживается основная линия противостояния, с одной стороны, воплощенная в Райнхарде, с его стремлением "завоевать Галактику", а с другой - в сторонниках демократи и других врагах, стоящих на пути этого завоевания. Политическому анализу посвящаются целые экскурсы (серии) и размышления героев как с одной, так и с разных сторон противостояния. Пожалуй, суть этого политического противостояния и стремлений молодого Райнхарда можно выразить вот этими словами настоящего аристократа из другой эпохи:
"Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства: они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. При такой системе граждане выходят из зависимости лишь на момент избрания своего хозяина, а затем вновь попадают в нее. Каждый отдельный гражданин согласен быть прикованным к цепи, если он видит, что конец этой цепи находится в руках не одного человека и даже не целого класса, а всего народа... Меня же это совсем не удовлетворяет. Личность хозяина важна для меня в значительно меньшей степени, чем необходимость послушания... Бесполезно предоставлять тем самым гражданам, которых вы сделали столь зависимыми от центральной власти, возможность время от времени выбирать представителей этой власти: этот обычай, столь важный, но столь редкий и кратковременный, при котором граждане реализуют свободу выбора, не спасает их от дальнейшей деградации, когда они утрачивают способность чувствовать и действовать самостоятельно, постепенно утрачивая свое человеческое достоинство. Добавлю еще, что скоро они станут неспособны реализовывать и эту свою единственную, оставшуюся у них большую привилегию". Граф Алексис де Токвиль, "Демократия в Америке", Ч.2 (1840).
Пожалуй, эти строки гениального нормандского графа, считающегося, с одной стороны, одним из столпов классического либерализма, "защитником равенства, демократии и свободы", а с другой являющегося консерватором, апологетом христианства и феодального европейского аристократизма, для меня как нельзя лучше характеризуют основной конфликт "Легенды о героях Галактики". В этой космоопере таланты империи, отобранные и возглавляемые молодым и гениальным Райнхардом фон Лоэнграммом, воплощают саму идею аристократии (буквально "власть лучших"), противостоящую идее равенства, воплощенной в демократии ("власти народа"). Пусть не обманывает зрителя борьба Лоэнграмма с "аристократами" старой династии - по сути, они уже не были аристократами, а были обычными дворянами-бюрократами окостеневшей монархии, вроде современных чиновников во многих "демократических" странах. А вот сам Лоэнграмм, некая смесь Александра Великого с Октавианом Августом, как и отобранная им элита новой империи, включая будущую императрицу, и есть та самая аристократия, с которой он, якобы, боролся (иронично, но ключевые слова Лоэнграмма в финале сказаны как раз о необходимости соблюдения "власти лучших", т.е. именно аристократии). Пожалуй, этом заключается одна из немногочисленных моих претензий к автору "Героев" - то, что он пытался описать как мечту Райнхарда, являлось именно классической европейской феодальной аристократией, как ее описал де Токвиль в другом своем фундаментальном исследовании "Старый режим и революция" или как ее описывал Аристотель (учитель Александра Великого, чей образ вполне угадывается в Райнхарде). Впрочем, представителю азиатской культуры, не знавшей ничего, кроме азиатского деспотизма, имеющему представление о европейской аристократии и о европейской культуре Средневековья из школьной/университетской программы и из пасквилей критиков "феодализма" и Средневековья времен "Просвещения" (для которых, кстати, образцом для вдохновения был современный им Китай, с его всевластием бюрократии и деспотизмом) это простительно. Как простительно и приписывание персонажам типично азиатских, даже сугубо японских черт - особенно это касается офицеров имперского флота.
Понятно, что у "Героев" есть множество минусов. Например, "космические битвы" вполне можно смотреть на перемотке - не сказать, что они хуже "космобитв" в других космооперах, как раз наоборот, но для человека, более-менее слышавшего о тактике и просто о логике, они неинтересны. Это же касается и "гениальных решений" некоторых персонажей и, к сожалению, их нелогичного поведения. Понятно, что сделано это для мелодрамы, но все же, зачем, желая подчеркнуть таланты прекрасной графини Хильдегарды фон Мариендорф и ее незаменимость для Райнхарда (следовало подчеркнуть совсем другие ее черты и таланты), нужно было ее одевать в штаны, а из самого Райнхарда делать мало того, что дурака, так еще и непоследовательного дурака (это из героя, подчинившего всю свою жизнь достижению цели)? Ну не стал бы гоняться человек, задумавший подчинить Галактику, за партизанящим Яном Вэньли, стремясь что-то там кому-то доказать и кого-то там победить в битве, как не стал Ганнибал гоняться за партизанящим Фабием Максимом, или как не стал Александр Великий бегать за партизанящим Спитаменом, а политическими шагами сначала лишил его поддержки соратников, а затем вынудил бывших союзников Спитамена собственноручно его убить и принести его отрезанную голову в качества подарка Александру. Что касается самого Яна Вэньли, то этот персонаж, будучи воплощением наихудших черт Мэри Сью и, похоже, прототипом будущих анимешных ОЯШей (имею в виду не возраст, а черты характера) вызывает наибольшее раздражение. Во-первых, убеждения персонажа нереалистичны - ну не будет человек, искренне увлекающийся историей, предан демократии. Уже то, что история стала его любимым предметом, говорит о неприятии современности, о попытке найти в истории "отдушину". Допустим, он мог бы не читать де Токвиля (которого усиленно штудируют даже китайцы), о чем свидетельствует неспособность Райнхарда привести контраргументы Вэньли в их диалоге по поводу недостатков демократии, но уж Аристотеля-то и Платона он читать был обязан. А эти двое демократию совсем не жаловали, называя лишь наилучшей из наихудших форм правления. Во-вторых, сам этот персонаж нереалистичен - человек, не имеющий амбиций и стремлений, как бы гениален он ни был, никогда не сравниться даже просто с талантом, посвятившем всего себя определенной цели. Для Райнхарда война и завоевание Галактики были целью, подчинившей всю его жизнь, он амбициозен и талантлив, он собирает вокруг себя и использует лучшие стороны всех талантов империи. И ему противостоит невзрачный, не имеющий амбиций теоретик? Сколько бы книг по военной истории Ян не прочел, при отсутствии любви к делу (в данном случае, военному), он никогда не углубился бы в такие детали и тонкости, не достиг бы таких высот, как человек, этим делом "живущий". Скажем, есть и было куча "книжных червей" и теоретиков военного дела, но много ли Паттонов, Роммелей и Александров Великих, которые своим делом жили, жилий войной? Характер Вэньли, напротив, представляет из себя характер типичного, что называется, "ОЯШа", дабы всякая посредственность могла представить себя на его месте, идентифицировать себя с ним - что-то вроде ювенальных фантазий никчемных подростков, которые не "выпячиваются" потому, "что незачем" (а не потому, что бездари и трусы), но, если надо, "уж показали бы всем", "будь у них такой шанс". Понятно, что сделано это было умышленно, чтобы сторонники "демократии и равенства" отождествляли себя с Яном, но в действительности это так не работает, и, скажем, тот же "демократ" Паттон, считавшийся (немцами) наибольшим талантом среди генералов Союзников, в реальности был крайне амбициозен, богат (потомственно), имел те еще аристократические замашки, буквально жил войной, получая от нее удовольствие, восхищался Роммелем и очень даже симпатизировал немцам, высказывая сомнения, а против того ли врага он боролся? ОЯШ же Ян Вэньли побеждает наперекор здравому смыслу и реализму, просто потому, что он Мэри Сью "демократов" и так угодно автору. Ну и потому, что по сюжету Райнхарду нужен противник. Впрочем, те, кому не нравится линия "демократов", вполне могут смотреть ее на перемотке, как, например, это делал я. Один из минусов, пожалуй, это излишний мелодраматизм, нагнетаемы часто без повода просто в угоду внесения напряжения в сюжет. Скажем, те же отношения между Райнхардом и Хильдой (графиней фон Мариендорф), когда напряжение создавалось просто на пустом месте и не очень соответствовало предыдущему поведению героев, по крайней мере, Хильды. Впрочем, учитывая жанр (космоопера), я не вправе относить излишнюю мелодраму к недостаткам, как и "опереточность" сражений и тактики. Что я отношу к серьезным минусам, так это скатывание в "жертвоприношения", без которых японцы, видимом, никак не могут в "серьезных произведениях". Но это, пожалуй, также условности жанра и особенности японской публики, на которую рассчитаны "Герои". Если же судить об этом аниме как о чистом образчике жанра космооперы, которое небезосновательно сравнивают с "Войной и миром" от аниме и космоопер в целом, "Легенда о героях Галактики" заслуживает всей той похвалы и "культового" статуса, которые имеет среди поклонников. Так что тут без всякого сомнения 9 из 10 от человека, даже не любящего космооперы.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев