«Муми-тролль»: как наставник Миядзаки аниме делал
В 1969 году на японских телеканалах появилась первая местная экранизация сказки Туве Янссон «Муми-тролль». История рассказывала о приключениях существа, похожего на маленького бегемота, с именем Муми-тролль.
В 60-х на экранах телевизоров процветали в основном либо шонены («Могучий Атом»), либо абсурдные комедии («Осомацу»). Семейного контента было мало, поэтому телеканал Fuji TV хотел занять эту нишу первым. Компания заказала мультсериал у продюсера студии Zuiyo Шигето Такахаши, выбрав в качестве основы недавно завезенную и очень популярную среди детей сказку о «Муми-троллях».
Такахаши отправил официальное предложение авторке Tove JanssonТуве Янссон об экранизации и даже встретился с ней лично. Ее условия по содержанию аниме были простые:
«Никаких денег, никаких машин, никаких драк».
На помощь Zuiyo пришла команда из студии TMS во главе с режиссером Масааки Осуми и аниматором Ясуо Оцукой. Последний был наставником Hayao MiyazakiХаяо Миядзаки, и вообще входит в пантеон культовейших аниматоров Японии. Именно его визуальные решения сохранили в персонажах сериала плавность и округлость, ведь он намеренно избегал прямых линий.
Однако на этом сходства со сказкой заканчиваются. Японские телепродюсеры и рекламодатели считали истории Янссон «непонятными для местной аудитории», поэтому продвигали узнаваемые японцам образы, типа скоростных поездов. Такахаши и Осуми были большими поклонниками оригинала, поэтому настаивали на сохранении его духа. Режиссер даже хотел уйти из проекта, остановила лишь возможность поработать с Оцукой.
Сошлись на том, что основой сериала послужат комиксы по муми-троллям, а их адаптацией займется Хисаши Иноуэ – один из главных сценаристов Японии 20-го века. За одобрением TMS и Zuiyo отправили Янссон копию пятой серии, наиболее приближенной к оригиналу. Однако та разгромила сериал. Слушать ее японские продюсеры не стали.
После 26 эпизодов тайтл столкнулся с проблемами в производстве. Изначально Fuji TV заказывал малобюджетный сериал, но Осуми и Такахаши настояли на высоком качестве: делали все серии цветными, с ярким и насыщенным цветокором, плавной анимацией и уникальным дизайном каждого из персонажей. TMS объем работы не вывезла и ливнула проекта. Официальной причиной назвали отказ работать без одобрения Янссон.
А ведь «Муми-тролль» был одной из первых работ тогда еще 25-летнего тогда еще ключевого аниматора Хаяо Миадзаки, которого Оцука притащил с собой. Уход студии обернулся миграцией будущего мэтра и всей команды в другой телевизионный сериал – «Люпен III».
Доделывать работу позвали Mushi Production, но проблемы на этом не закончились. Режиссеры менялись четыре раза: Нобору Ишигуро, Сатоши Дэдзаки, Ринтаро и даже сам Такахаши. А все из-за желания создателей сблизить сериал со сказкой Янссон. Телеканал получал жалобы, что сериал стал скучнее, персонажи страшнее, поэтому менял режиссеров, дабы спасти положение. Авторка оригинала все же согласилась закрыть глаза на наличие пушек и авто в мультсериале при одном условии – он не выйдет за пределы Японии.
В итоге сериал оказался неприкрытым развлекаловом с привкусом японском фарса, что контрастировало с уютной и немного пугающей атмосферой иллюстраций Янссон.