Просмотр этого аниме принёс мне ачивку второго уровня в аниме жанров "психологическое безумие", потому что он долго откладывался, ибо это аниме упоминалось в списках самых серьёзных и драматичных аниме-работ, и на то можно было рассчитывать из-за года выпуска, ведь в ту эпоху аниме выпускалось не так много, не было нужды создавать проходняк. И здесь мы видим, несмотря на неплохо просматривающиеся в персонажах параллели с Адзуманга Дайо, цветовую гамму, рисовку и атмосферу таких аниме, как Эксперименты Лэйн, Клеймор, Яйцо ангела и Мастер муси, а также Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму и одновременно - Gunslinger Girl и почти Технолайз. Зрителя ожидает погружение в условное средневековье со скутером, сигаретами, ветряками, мистическим фэнтези и таинственным культом, но мир не раскроется как следует, показывая, что хозяин тут он, а не зритель, и что у зрителя, ожидается, есть фантазия и мозги, но тем не менее ему лишь дана возможность побыть наблюдателем другого мира со своими законами - а созерцать тоже важно. Акцент, однако, делается примерно на десятке персонажей, а то и на полудюжине, а на самом деле главных героинь тут две, и одна из них является проводником в этот мир, а другая - одним из его старожил. Ох, как же чертовски привлекателен образ курящего ангела, иногда колючего, почти бунтующего, но заботливого и улыбчивого! Однако чем дальше в лес, тем больше становится понятно, насколько хрупок и раним этот ангел с пепельными крыльями - и насколько важным может быть слабенький персонаж (тут глаза застилают слёзы от воспоминаний о скульптуре - между прочим, тоже с крыльями - Терезы и Клэр и их истории). Помогли ей - а теперь должна помочь она. За последнюю серию, да и предпоследние несколько с убаюкивающей зимней атмосферой и необычным празднованием нового года, можно простить все провисания и огрехи предыдущих "вводных" серий (вспомним тот же "Технолайз" с таким же медленным разгоном). Оживающая трёхмерная фреска, затягивающая в свой мир, новая фигура без каких-либо объяснений, кульминация смутного напряжения, которое витает в воздухе почти всё аниме, умиротворённое прощание, от которого уже нет такого ощущения камня на шее, как раньше... Тем не менее нельзя сказать, что предыдущие серии можно пропустить - нет, зачем? В них есть своё очарование покоя библиотеки и теплоты пекарни, шума и холода ветра и чирканья зажигалкой с последующим выдохом сигаретного дыма и минуткой размышлений. Воспринимать данное аниме можно по-разному - можно видеть здесь очередной сюжет о компании девчонок с трудной жизнью, можно максимально расслабиться в городском мире, представляя себя продавцом одежды или часовщиком, можно очароваться культом и загадками стены и воронов, а можно считать его аллегорией всей жизни и смерти. Религия, к счастью, тут не занимает почти никакого важного места, хотя, безусловно, можно найти много всего по этой теме, и вам не будут тыкать в лицо крестами и ангелами, как в одном небезызвестном аниме, нимбы и крылья совсем не тревожат, и аниме представляет собой спокойный разговор не о теологии, а о жизни. "Всё проходит, - говорит на выдохе Рэки, - и это хорошо. Неповторим и ценен каждый миг, каждая секунда". Подавленность и паника Ракки, изоляция и отрицание, отчаяние - всё тут есть, но это подано сбалансированно (чему наверняка помогают неяркие пастельные пейзажи), без перекосов, без морализаторства и пропаганды, без излишнего безумия, без навязывания какой-то точки зрения. Это также и разговор о том, что самоубийство ничего не решает - но так прямо вам никто не скажет. Максимум дедушка в маске загадает загадку для размышлений и предложит посох (удочку из известной поговорки про удочку и рыбу). Никто не будет бить по щекам и орать: "Нет, так нельзя!", и поэтому эту работу действительно можно считать довольно взрослой. Когда думаешь о том, что каждый задник кто-то рисовал своей рукой (даже если это, возможно, не совсем так), понимаешь, что к произведению подошли с серьёзным подходом. Это эдакая сказка - она на самом деле о важных вещах, просто ими не тычут в лицо чересчур прямо. Разницу легко понять, если вспомнить Добро пожаловать в NHK, где есть реальность и только реальность (и глюки) - там тоже рассматривается, например, самоубийство. "Серокрылая девочка" (если перевести невесть откуда взявшееся французское название) более иносказательная и отстранённая, и в этом - и чудесных картинах Рэки - её прелесть. Взаимоподдержка, мирное гармоничное существование, столкновение с универсальными проблемами и их решение на индивидуальном уровне, природа, смена сезонов года - вот оно о чём.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев