В целом, аниме неплохое, местами даже очень хорошее, но большего сказать я не могу. По итогу спустя месяц после просмотра я так и не могу понять, что это произведение дало мне, остаётся впечатление чего-то пустого и недосказанного, а может и даже бессмысленного.
Сюжет. Как мне кажется, именно в сюжете кроется ключевая лично для меня проблема Эрго Прокси, и заключается она в том, что ближе к концу произведения понять его фабулу становиться практически невозможно, хотя я не исключаю того, что был недостаточно внимателен при просмотре. Но так или иначе, подача событий к концу тайтла становится действительно запутанной и вычленить факты истории становится сложно. В основном это обуславливалось за счёт диалогов между персонажами - порой они были настолько абстрактными и неконкретными, что приходилось переслушивать их по нескольку раз, и всё равно я оставался в недоумении. По ходу сюжета ты всё дальше и дальше отдаляешься в своём понимании событий от персонажей, и это бьёт не только по впечатлению от сюжета, но и от самих персонажей в том числе. Другой аспект менее критичный - это композиция событий. Таймскипов вроде тут нет, но иногда события серий будто бы обрываются в каком-то месте и сшиваются очень криво. Как пример подобного могу привести серию, в которой. Повторюсь - может, я был просто недостаточно внимателен при просмотре, чтобы вычленить из всей этой воды факты происходящего, но лично мне кажется, что подобная подача события - это просто какой-то напыщенный фарс, который нужен только для того, чтобы создать у зрителя ощущение глубины, серьёзности и мистичности истории. И повсеместно Эрго Прокси пытается использовать этот приём. Не знаю, может, кому-то такое и нравится, но вот лично у меня подобное вызывает лишь ощущение скуки и раздражения, будто бы противник в ММО спамит тебя одним и той же атакой.
Ближе к концу истории это вообще достигает своего апогея, когда непонятно становится вообще практически ничего. Какие-то перемещения сознания, появление.
Вообще, подобный приём - не редкость для аниме, ровно то же самое характерно для таких произведений, как Евангелион, Эксперименты Лэйн, Технолайз. Про последние два сказать не могу, но в Евангелионе всё-таки режиссёру удавалось поддерживать грань в подаче событий между тем, чтобы максимально их зашифровать и сделать вот этот вот артхаусный мистический стиль, и между тем, чтобы по итогу зритель не оставался в недоумении и мог по итогу понять содержание. В Эрго Прокси же эта грань не поддерживается, и равновесие смещается в сторону максимального шифрования событий.
Но если говорить уже чисто о самой фабуле (хотя по причинам, описанным выше, я так до конца и не смог её понять), то она в общем-то достаточно интересна, но как будто бы по итогу не приводит тебя никуда. Проще говоря, после просмотра остаётся сильное ощущение незавершённости истории, будто бы финальные серии были и не финальными вовсе. Более того, сами события финала будто бы не стыкуются с заложенными в начале истории идеями - например, тема с искусственным интеллектом вроде бы продвигалась ещё с самых первых серий, но конечной реализации не получила. То же самое касается и основной проблемы внутри сюжета Эрго Прокси - проблемы того, что делать Ромдо дальше:
В заключение о сюжете скажу, что спустя месяц после окончания просмотра Эрго Прокси у меня этот тайтл ассоциируется с какой-то историей, находящейся в бета-версии своего развития - будто бы это застывший в своих проблемах серый мир, с которым непонятно, что будет дальше.
Персонажи. Тут сказать особо нечего - это явно не сильная сторона Эрго Прокси. И проблема в персонажах, на удивление, всё та же, что в сюжете. Философский и артхаусный лейтмотив заполнил собою практически всех героев, за исключением разве что Пино и Игги (авторейвов). Вся их проблематика, развитие и раскрытие выглядят довольно неестественными, неинтуитивными, за этим просто неинтересно наблюдать, т.к. ты всё время находишься на дистанции от персонажей. Резонировать с ними по тем же самым причинам очень сложно, хотя ты вроде и видишь, что вот у того же Винсента намечается действительно неплохая сюжетная линия и раскрытие, но она всё время уходит куда-то вбок, отдавая предпочтение поддержанию атмосферы философии и мистики. Упомянутых ранее Пино и Игги это не коснулось, но сами по себе они просто второстепенные персонажи и их сюжетные линии и раскрытие и так до этого не вызывали особого интереса (хотя у Игги сюжетка по итогу оказалась достаточно неплохой, потому что пересекалась с тематикой ИИ и их жизни в обществе людей).
Единственное исключение из всего этого - Рауль, но и то наполовину.. Но он исключение наполовину лишь потому, что другая сторона проблематики Рауля напрямую связана с проблемой будущего Ромдо, а эта тема, как я уже писал ранее, своего развития достойного не получила и была задвинута - и в итоге эта проблема Рауля просто опережает саму себя по развитию
Всё остальное. Санудтреки, рисовка, дизайны, атмосфера - об этом даже не вижу смысла говорить, т.к. это не то произведение, в котором эти аспекты сыграли какую-то важную роль. Всё вышеописанное реализовано хорошо, хотя саундтреков крайне не хватает, да и среди имеющихся нет ни одного достойного отдельного переслушивания (за исключением опенинга и эндинга).
Как итог, мне действительно сложно сказать, о чём вообще был Эрго Прокси. Есть ощущение, что сама история авторами была создано уже как вторичное дополнение к изначальному желанию создать атмосферное, мистическое и сложное для восприятия произведение, пронизанное от и до философскими отсылками к месту и нет.
Сюжет. Как мне кажется, именно в сюжете кроется ключевая лично для меня проблема Эрго Прокси, и заключается она в том, что ближе к концу произведения понять его фабулу становиться практически невозможно, хотя я не исключаю того, что был недостаточно внимателен при просмотре. Но так или иначе, подача событий к концу тайтла становится действительно запутанной и вычленить факты истории становится сложно. В основном это обуславливалось за счёт диалогов между персонажами - порой они были настолько абстрактными и неконкретными, что приходилось переслушивать их по нескольку раз, и всё равно я оставался в недоумении. По ходу сюжета ты всё дальше и дальше отдаляешься в своём понимании событий от персонажей, и это бьёт не только по впечатлению от сюжета, но и от самих персонажей в том числе. Другой аспект менее критичный - это композиция событий. Таймскипов вроде тут нет, но иногда события серий будто бы обрываются в каком-то месте и сшиваются очень криво. Как пример подобного могу привести серию, в которой
Винсент и Рил остановились в магазине одного из заброшенных городов внешнего мира. Первая половина этой серии воспринимается естественно и интуитивно, но вот во второй начинает происходить какая-то чехарда с двойникам, иллюзиями и прочим, но да и ладно, проблема не в самой этой задумке, а в том, что режиссёр почему-то на протяжении всей этой половины то тут, то там вырезает фрагменты событий: вот вроде мы видим, как Винсент топит Рил, потом видим другого Винсента, который бежит к тому же озеру, видит утопленную Рил, пытается спасти, тонет. Потом снова возвращаемся к вроде как настоящей Рил, потом снова к Винсенту, и так по кругу. События повествуются сразу со стороны двух лиц, но в какой-то момент становится просто непонятно, за кем ты сейчас наблюдаешь, кто из них иллюзорен, а кто - нет, потому что повествования от лица одного персонажа резко обрывается и переключается на другого. Но ситуация усугубляется ещё и диалогами, которые здесь ещё более размытые и абстрактные, чем в среднем по серии - персонажи обсуждают и рассуждают о чём угодно, но только не о самих событиях, которые с ними сейчас происходят (я имею в виду, что, например, Винсент ни разу за этот промежуток времени не выронил ни одной фразы по типу "так, почему я сейчас куда-то тону, надо разобраться и понять, что именно сейчас происходит, откуда тут двойники, напал ли на меня Прокси" и т.д., вместо этого он моментально включается в диалог с вражеским Прокси и философствует вместе с ним.).
Ближе к концу истории это вообще достигает своего апогея, когда непонятно становится вообще практически ничего. Какие-то перемещения сознания, появление
появление ещё одной сущности Винсента, который, который уже вроде как слился со своим Прокси, поехавший крышей Дедал. Ну и да, как всегда, во время битвы со своей третьей сущностью диалоги уходят в максимальную абстракцию и философию, которые блин не работают, если ты банально не можешь понять фактической базы происходящего.
Вообще, подобный приём - не редкость для аниме, ровно то же самое характерно для таких произведений, как Евангелион, Эксперименты Лэйн, Технолайз. Про последние два сказать не могу, но в Евангелионе всё-таки режиссёру удавалось поддерживать грань в подаче событий между тем, чтобы максимально их зашифровать и сделать вот этот вот артхаусный мистический стиль, и между тем, чтобы по итогу зритель не оставался в недоумении и мог по итогу понять содержание. В Эрго Прокси же эта грань не поддерживается, и равновесие смещается в сторону максимального шифрования событий.
Но если говорить уже чисто о самой фабуле (хотя по причинам, описанным выше, я так до конца и не смог её понять), то она в общем-то достаточно интересна, но как будто бы по итогу не приводит тебя никуда. Проще говоря, после просмотра остаётся сильное ощущение незавершённости истории, будто бы финальные серии были и не финальными вовсе. Более того, сами события финала будто бы не стыкуются с заложенными в начале истории идеями - например, тема с искусственным интеллектом вроде бы продвигалась ещё с самых первых серий, но конечной реализации не получила. То же самое касается и основной проблемы внутри сюжета Эрго Прокси - проблемы того, что делать Ромдо дальше:
постепенно нам демонстрируют внешний мир, неоднократно персонажами поднималась проблема о жизни в клетке купола (на этом, кстати, вообще был построен персонаж Рауль), были найдены популяции людей, адаптировавшихся к жизни в загрязнённых условиях внешнего мира - но вот по итогу-то эта тема была задвинута, и лично мне непонятно, по какой причине.
В заключение о сюжете скажу, что спустя месяц после окончания просмотра Эрго Прокси у меня этот тайтл ассоциируется с какой-то историей, находящейся в бета-версии своего развития - будто бы это застывший в своих проблемах серый мир, с которым непонятно, что будет дальше.
Персонажи. Тут сказать особо нечего - это явно не сильная сторона Эрго Прокси. И проблема в персонажах, на удивление, всё та же, что в сюжете. Философский и артхаусный лейтмотив заполнил собою практически всех героев, за исключением разве что Пино и Игги (авторейвов). Вся их проблематика, развитие и раскрытие выглядят довольно неестественными, неинтуитивными, за этим просто неинтересно наблюдать, т.к. ты всё время находишься на дистанции от персонажей. Резонировать с ними по тем же самым причинам очень сложно, хотя ты вроде и видишь, что вот у того же Винсента намечается действительно неплохая сюжетная линия и раскрытие, но она всё время уходит куда-то вбок, отдавая предпочтение поддержанию атмосферы философии и мистики. Упомянутых ранее Пино и Игги это не коснулось, но сами по себе они просто второстепенные персонажи и их сюжетные линии и раскрытие и так до этого не вызывали особого интереса (хотя у Игги сюжетка по итогу оказалась достаточно неплохой, потому что пересекалась с тематикой ИИ и их жизни в обществе людей).
Единственное исключение из всего этого - Рауль, но и то наполовину.
Его проблема крайне ясна и понятна каждому - у чела убили жену и дочь, и виноватым в этом оказался Винсент. Рауль пытается поймать Винсента, отомстить ему, но тот всё время ускользает от него, и каждая такая неудача воспринимается Раулем очень остро, что режиссёру удалось хорошо показать (например, в какой-то момент Рауль видит образ Винсента, смеющегося над ним после очередного поражения).
Всё остальное. Санудтреки, рисовка, дизайны, атмосфера - об этом даже не вижу смысла говорить, т.к. это не то произведение, в котором эти аспекты сыграли какую-то важную роль. Всё вышеописанное реализовано хорошо, хотя саундтреков крайне не хватает, да и среди имеющихся нет ни одного достойного отдельного переслушивания (за исключением опенинга и эндинга).
Как итог, мне действительно сложно сказать, о чём вообще был Эрго Прокси. Есть ощущение, что сама история авторами была создано уже как вторичное дополнение к изначальному желанию создать атмосферное, мистическое и сложное для восприятия произведение, пронизанное от и до философскими отсылками к месту и нет.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев