Нуар. Я дам вам парабеллум

cosminog
12
Old french songyoutube
Тут не Никита. Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное,
нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое...

NoirНуар - это одно из самых загадочных аниме своего времени, на уровне Экспериментов Лейн и Евангелиона, парадоксальна и его судьба. Оно почти забыто, хотя по нему вне Японии думали даже снять фильм. Но что-то дальше разговоров дело не пошло. Если читать отзывы, то заметно, что это аниме поляризует мнения, одни в искреннем восторге говорят, что NoirНуар очень недооценен, другие что невероятно переоценен, при этом обычно отмечают, что всё-таки Хлоя - лучшая девочка мы вас поняли, фанаты безжалостной Хлои. В общем ясно, что ничего не ясно.


Wut?

Если попытаться понять о чем говорят имена главных героинь этого анимационного Малхолланд Драйв, то неопределенность только усиливается. Мирей - это изобретённое французским поэтом Фредериком Мистралем имя, не имеющее отношения к Корсике, собственно изначально это даже не имя, а так называли красивую девушку. А еще это опера и астероид. "Кирика" на японо-гайдзинском - это просто "Убивашка". Такая убивашка впервые встречается у Лейдзи Мацумото.


Неолитическая Кирика

Она покушается на капитана Харлока, сражающегося с инопланетной расой человекоподобных растений - мазонов (какое-то непонятное слово, то ли отсылка к амазонкам, то ли к элементарным частицам, то ли еще к чему-то). "Я ребенок-солдат мазон!" - характеризует себя мацумотовская Кирика и нет причин здесь ей не верить.


Неолитическая Мирей

Впрочем и для мафиозной принцессы Мирей можно найти в этой вселенной отдаленный прообраз - королеву Эмеральду, избежавшую печальной участи на порабощенной родной планете и ставшую "сильным женским персонажем" до того, как это стало модно. Но вернёмся от мазонов к солдатам, в мир Нуар.

Реализм Нуара на уровне практически кинематографического Ковбоя Бибопа, при этом основное действие происходит не где-то в космическом пространстве, а прямо в сердце цивилизации - в Европе.


Весь район боится нас

Показан современный мир на время выхода сериала, при этом сдвинутый даже несколько в будущее, но ровно на столько, чтобы не превратиться в фантастику, но подкупить аудиторию из следующего поколения. Это выстрел на упреждение. Никаких сверхтехнологий, обыкновенные сотовые телефоны и Интернет, и кажется что из Матрицы ещё можно выйти, есть уличные телефоны-автоматы. Но на самом деле из художественного пространства Нуара выйти не так то просто, декорации прорисованы по всем азимутам. Франция, Италия, Швейцария, Америка, Россия, Китай, Япония, Ближний Восток... достаточно чтобы создать иллюзию повсеместности действия или... скрыть главное место действия.

И действительно, несмотря на обозначенную произвольность, сюжет упрямо двигается к какой-то кульминации. А обыкновенная сюжетная броня героинь трансформируется в какое-то пугающе сбывающееся пророчество. И без того заставляющая поволноваться картинка на экране дополнена музыкой иногда подозрительно напоминающей религиозную музыку некоторых конфессий. При этом художественное повествование не оскорбляется явным документализмом, религия оказывается такой же условной как и место. Утягивающая за собой любопытство зрителя неопределенность сохранена.

На этом автор не останавливается, он обозначает историю религии, так что она уже превращается в условность весьма тяжеловесную. Наконец по-булгаковски погружает нас в ее пространство вместе с главными героинями. Случайные знакомые из разных частей Света занятые какой-то шпионско-криминальной рутиной неожиданно превращаются в соединенные роком божественные орудия, в эриний. Они не могут даже самоуничтожиться. Впрочем не такие уж и случайные, уже первый эпизод даёт явный намек на предумышленность всего происходящего, но в виде безделушки от которой хочется отмахнуться и от которой отвлекает действие. Кому интересны механические часы с музыкой в век электронной связи?


Ключ

Однако, как потом выясняется - от мелодии из часов не отмахнешься, она оживляет программу, которую не может стереть даже страшная повседневность действующих лиц. Убийц, назовем вещи своими именами, уже ведёт не материальная мотивация, не рука вездесущей организации, а что-то ещё. Такое "ещё" которое заставляет бросить вызов чудовищному цирку, посчитавшему в определенный момент, что ребенком с пистолетом можно сделать больше чем просто ребенком. При этом, нет, мы не оказываемся внутри человекоподобного робота или с магическим посохом в руках, автор считает что и это зритель должен переварить так, как-будто прочитал в газете или увидел по телевизору. Сюжет упрямо двигается по пути литературного реализма, а не условности комикса или даже графического романа. Зритель как-будто узнает что-то неожиданное о мире в котором живет.

Мелодия часов достаточно даёт о себе знать, чтобы надоесть и притупить любопытство, к тому же она вставлена в оправу из других первоклассных музыкальных композиций. Однако, если всё-таки воспользоваться этим ключом, то тут мы уже попадаем не в литературу, а кое-куда поинтереснее. Мы попадаем в участок пространства-времени, который в нашей реальности старательно обходят стороной уже столетие. Так в Нуаре есть "русский эпизод" когда японка и "корсиканка" исполняют бывшего сотрудника советских концлагерей. Эпизод несколько натянутый, чуть ли не более фантастичный чем акробатика Кирики или Хлои, но в целом в рамках заданного стиля. Советский город Бапкутск такой же полноправный элемент руританской географии как и вымышленая ближневосточная страна, ведь художественная книга о советской каторге - это все-таки элемент мировой культуры. Но кот Мышкин все же работает отвлекалочкой, дело в том, что по всей видимости русским в каком-то смысле является...



...сам клан Буке, потому что в часах Мирей играет русская мелодия. Это слегка обработанный Чайковский.

youtube


Его "Старинная французская песенка" которую дети разных стран учатся играть на фортепиано, а убитую мать Мирей зовут Одетта - это кроме всего прочего имя персонажа русского балета. Призвольно выхваченные элементы аристократической культуры, носители которой куда-то исчезли век назад, и прогрессивное человечество как-будто согласовано делает вид что ничего не произошло и вопрос исчерпан самим временем. Это намек, превращающий и так подозрительно реалистичный Нуар просто в часть реальности, обыкновенно существующую в тени и по воле авторов ненадолго освещенную.

А если представить что в социальном катаклизме столетней давности выжили русские дети знающие французский язык? Их не оказалось в ненужное время в ненужной комнате. То есть предположить ситуацию из фильма Леон, на который присутствует достаточно явная отсылка? Вот японский автор вероятно и делает такое предположение, предположение с весьма логичным развитием сюжета. И как бы испугавшись своих мыслей самостоятельно прячет его под слоем сверхцензуры. Потому что если что-то очевидное упорно не замечают, то об этом говорить нельзя абсолютно. Тема простреливается со всех сторон, кем-то заминирована и наполнена ловушками, как пространство фильма Сталкер или Куб, призванными предотвратить любую попытку осмысления. Для автора сценария это вызов посерьёзнее чем нарисовать HellsingХеллсинг и добраться до широкого экрана. Поэтому анимационный фильм лишь прикасающийся к теме разрушения при невыясненных обстоятельствах одного из великих государств планеты представляет собой фортификационное сооружение защищённое от всякого анализа. Тут, перефразируя Достоевского, дело фантастическое, мрачное, ведь настоящий зритель NoirНуар - это потусторонний Порфирий Петрович, который незадачливых сочинителей ест на завтрак.


Добрый японский дедушка

О создании Нуар нужно кое-что прояснить. Премьером Японии примерно сто лет назад был Окума Шигэнобу, он основал университет Васэда, в котором японские студенты впервые стали изучать русскую литературу. Там учился Рёэ Цукимура, писатель романист, один из авторов Юной Революционерки Утены и автор сценария Нуара. Видно что Нуар создан не экспромптом, к его производству в малоизвестной студии собралась серьезная команда, один из создателей - это Китаяма Шигеру - продюсер Манускрипта Ниндзя и Тригана а также Эксель Саги.



Котоно Мицуиси - космический супер-спец агент

Главная актриса озвучки - это, на минуточку, Misato KatsuragiМисато Кацураги, Usagi TsukinoУсаги Цукино и Juri ArisugawaДзюри Арисугава сражающаяся с Утеной
а также чертов хомяк и безумная Эксель, что ж тебе ещё надо, отаку?


Эндшпиль Нуара помещен на условную границу Франции и Испании. Испания - не такая уж случайность. Например, гражданская война в Испании - это одно из современных табу. Штурм деревни военными в Нуаре - картина чтобы немножко потрепать нервы даже тому зрителю, который уже видел концовку Евангелиона. Здесь из средних веков показывается настоящее лицо земной цивилизации. Деятельное участие в обречённой обороне принимают женщины, старики и вероятно дети. И опять сюжет скользит бронепоездом по рельсам дальше, потому что этим Нуар не заканчивается. Уничтожение поселения вместе с жителями открывает портал в ещё более дальнюю эпоху - раннее христианство или позднюю античность. Римлян уже нет, древние постройки в руинах, а темные века кажется ещё не вступили в свои права.


За Еву и двор

Вот в таких декорациях и происходит сюрреальная расправа с радикальным крылом средневековых мракобесов неплохо сохранившихся к третьему тысячелетию. В которой побеждает что? Добро, зло, любовь, ненависть? Побеждает неотвратимость, сценарий. Автор беспощаден настолько, что оставляет под вопросом и жизнь главных героинь в конце, создавая недосказанность выстрелами в темноте. Нуар появились из тьмы и туда же отправляются. Закруглённый мир старой доброй классической литературы.
Комментарии
deniskv
deniskv#
Поставил бы лайк, но негде
Нaгибaтop
Нaгибaтop#
@cosminog,
Ты кто 🗿
lyricaltockareff
lyricaltockareff#
Часы? Часы?!! ЧАСЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!!

youtube


ИМХО, Нуар это тот случай, когда авторы настолько увлеклись маскировкой чего-то умного и пост-мета-Лэйн-Еваобразного под штампованный боевичок а-ля Никита, что либо большинство просто не поняло этого, либо у них этот самый боевичок в итоге и получился.
Memoka
Memoka#
neyoki
neyoki#
Ура, в раздел кто-то заходит. :tea2:
Memoka
Memoka#
@Memoka, а чо гифка сломалась...
Кагами2709
Кагами2709#
Ребенком смотрел это аниме по телевизору, просто тащился от песни в опенинге. Спасибо за статью!
ЦенительПрекрас_Аним
@Кагами2709, могу поспорить что это аниме вспомнили сейчас из за аналогии с Ликорисом)
Pehenka
Pehenka#
допустим тебе удалось продать мне это аниме)
Tsuri77
Tsuri77#
Занятный текст, лайкос.

Нуар в свое время очень зашло, особенно учитывая что смотрел его подключив батин музыкальный центр с норм акустикой, и музыкальное сопровождение было просто бомбическое.
Интересный сюжет, графика на момент выхода была вполне, закрученный сюжет.

Пересматривал несколько раз,последний было уже больновато смотреть по графике, но все-равно, Yuki Kajiura + старая ламповая рисовка + меланхолический сюжет с экшеном + кудере гг, это вин.
Для 2001-2002 это был достаточно заметный тайтл, не скажу что вот номер 1 или первая тройка, но посмотрели тогда многие,а ОСТ я 20 лет слушаю, не надоел :lol:

А все эти,переоценен,недооценен...есть люди которым понравилось очень,есть которым просто понравилось,есть которые и забыли, есть что и не понравилось. И все.
Придумали с этими "переоценками", "недооценками", кто это придумал в отношении вкусов вообще непонятно. Как может быть чья-то оценка переоценена, если она субъективна по своей сути?
Animator007
Animator007#
последний было уже больновато смотреть по графике
Вышел японский BD. Всё нормально с графикой.
Animator007
Animator007#
Предлагаю новый разворот заголовка... :tea2:

Нуар. - Я дам вам парабеллум. - Дайте два.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть