Сюжет
10
Эпик вин!
Персонажи
9
Великолепно
Рисовка
10
Эпик вин!
Звуковой ряд
6
Нормально
Итоговая оценка
9
Великолепно
Счастье для всех, даром...
Предупреждение: рецензия содержит спойлеры.
Во второй половине восьмидесятых, где-то между ранними работами студии Ghibli (Tenkuu no Shiro LaputaНебесный замок Лапута) и пробивающим окно на запад Акирой затерялась первая полноценная работа студии GAINAX. Полнометражное аниме, которому и посвящена данная рецензия, является незаслуженно забытым шедевром своего времени. Но так уж случилось, что не только одногодки затмили данное аниме, но и сама GAINAX менее чем через десять лет выпустила свой самый известный продукт: Евангелион. И хотя может показаться, что обретенная мировая известность студии должна была привлечь внимание к более ранним ее работам, однако на практике после Евангелиона знакомиться с абсолютно самостоятельным полнометражным аниме хотелось далеко не всем. В этой рецензии мы попытаемся по достоинству оценить данное аниме и ответить на вопрос, почему оно было практически забыто.
Прежде чем углубляться в перипетии сюжета и анализ персонажей, стоит определить место и время действия событий в аниме. Декорациями данной истории является выдуманный, но при этом до боли знакомый мир, где земля имеет форму шара, люди изобрели телевидение и самолеты, планета постоянно находится под угрозой войны, государства пропитаны коррупцией, милитаризмом и нищетой, а простые люди находят утешение в индустрии развлечений, в то время как общий уровень духовного развития падает. Однако в то же время это абсолютно самостоятельный мир, прописанный до мельчайших деталей, от своей системы письменности до мелких аксессуаров, вроде треугольных ложек или спичкообразных денег. Каждая деталь несет в себе частичку этого выдуманного мира, и все они, несмотря на свою уникальность, вполне узнаваемы и зритель легко находит аналоги данных вещей в реальном мире. Но при этом аниме создает впечатление, что, сложись обстоятельства истории чуть иначе, у нас в реальности вещи выглядели бы именно так. Реалистичность выдуманного в аниме мира лучше всего можно охарактеризовать тем, что наш мир с нашими технологиями и стилем в соответствующий временной период вполне мог бы быть придуман каким-то художником или дизайнером из мира аниме. И персонажи аниме смотрели бы на нас с таким же чувством эстетического наслаждения, перемешанного со стойким ощущением узнаваемости всех мелочей.
Что же касается временного периода, то в аниме показано что-то похожее на середину прошлого века. Уже есть самолеты, ранние версии ЭВМ, телевидение, но при этом фонари по вечерам еще зажигаются вручную, а глубинка еще не ощутила в полной мере технологического прогресса и от этого находится будто в безвременьи. Пока в одном месте строится огромная ракета для запуска первого человека на орбиту, в другом люди используют ручной труд в промышленных масштабах для работы на земле.
Здесь же уместно будет перейти к визуальной составляющей произведения, поскольку значительную часть информации о мире нам не только говорят, но и показывают. Все вышеупомянутые аспекты ворлдбилдинга находят свое отражение в дизайне персонажей и окружения, в особенности в задниках. Задники, без сомнения, являются самой сильной стороной данного аниме. Разнообразие декораций, приятная рисовка и невообразимо большое количество деталей иной раз заставляют зрителя просто поставить аниме на паузу и насладиться не столько динамическим, сколько статическим искусством, представленным в произведении. Отдельные кадры можно рассматривать хоть часами, настолько много всего в них изображено.
То же можно сказать и про дизайн персонажей: их костюмы неразрывно связаны с положением героев в обществе, равно как и с их внутренним состоянием (особенно в случае главного героя). И предметы одежды наделены, пускай иногда и немногочисленными, но весьма характерными атрибутами. Что касается лиц и форм, то по стилистике здесь мы имеем промежуточное звено между ранее выпущенным авторами Дайконом и более поздними произведениями студии, вроде Нади или Евангелиона. В целом же, лица всех героев абсолютно разные и даже второстепенных персонажей за счет ответственного подхода авторов к дизайну никак не спутаешь.
Что касается анимации, то здесь все немного хуже, но только по сравнению с общим уровнем картинки. Плавность анимации не дотягивает, конечно, до Акиры, но даже в сценах без особого экшена аниматоры постарались двигать персонажей чуть более естественно и комплексно, чем используя простые движения рта или моргание глаз. Что же касается сцен экшена, то обилие движущихся элементов в кадре в совокупности с их общей детализацией просто поражает. И хотя таких сцен немного, однако даже они одни уже вполне вытягивают аниме на высокий уровень в плане анимации. Но даже и в более «спокойных» частях сюжета аниме не дает зрителю заскучать и постоянно меняет обстановку, иногда даже активно используя преимущества монтажа, так что, в целом, хотя анимация и проигрывает статичной рисовке, но все еще является серьезным преимуществом данного произведения.
Перейдем же к сюжету и персонажам аниме. Главный герой – Shirotsugh LhadattСироцугу Ладатт, или просто Сиро. Он служит в космических силах королевства Хоннеамиз и становится претендентом на роль первого человека, которого запустят в ракете на орбиту планеты. Параллельно с этим показывается развитие его отношений с Riquinni NonderaikoРикунни Нондерайко, девушкой, проповедующей слово божие. Если говорить вкратце, то именно перипетиям в двух этих делах и посвящен весь сюжет. Но мы попробуем копнуть немного глубже и проанализировать хотя бы некоторые важные аспекты сюжета. А рассматривать эти аспекты мы будем относительно главного героя Сиро.
Так, все его окружение и все события, с ним связанные, можно разделить на три категории: катализаторы, помощники и препятствия. Разберемся с каждой по порядку.
Катализаторами в аниме являются большей частью женские персонажи. Ну или по крайней мере те, которых можно ассоциировать с женским родом. Так, сама история начинается с того, что смерть забирает одного из сослуживцев Сиро сам Сиро опаздывает на его похороны, предаваясь хандре. Что характерно, зрителю даже не описывают, каким был этот погибший сослуживец, что у него был за характер. Даже то, как он выглядел, не представлено в аниме. Если посмотреть на остальных сослуживцев Сиро, да и на него самого, то их друг с другом никак не спутаешь, однако они не составляют вместе какого-то классического набора архетипов, простые парни, и абсолютно невозможно понять и даже представить, кого в их компании теперь не хватает. Скорее всего, погибший парень был таким же обычным, как и все другие, как и сам Сиро, что, вероятно, главного героя и гложет поначалу. Однако уже к вечеру компания практически забывает о потере и предается наслаждениям в сфере развлечений, которая очень активно эксплуатирует сексуальность.
Но Сиро, хоть и тоже предается развлечениям, все-таки умудряется найти в царстве неонового света огонек веры и духовности, представленный в виде персонажа Рикунни. Она проповедует учение о боге, не совсем христианском, но имеющим очень схожие с ним мотивы. Здесь, снова-таки за счет проработки мира, зритель в общих чертах узнает схожие мифы о Прометее и древе познания в речах Рикунни, а потому сразу представляет, какого толка веру исповедует персонаж. Сиро интересуется Рикунни не столько из-за убеждений, сколько из-за того образа, который она собой представляет: нечто другое, чем он привык видеть. Он наведывается к ней в ее дом за городом и находит там препятствия для своих любовных интересов не только в виде крайне недружелюбной младшей сестры Рикунни, но и в виде самих непоколебимых моральных установок героини. Однако при первом посещении Сиро все же получает от Рикунни ценнейший дар: интерес к своему занятию и желание что-то сделать. И, повинуясь этому желанию, он вызывается единственным добровольцем для потенциально летальных испытаний по запуску человека в космос. Отсюда и берет начало вторая ветка сюжета, связанная с подготовкой к этому процессу.
Помощниками в истории Сиро являются практически все знакомые ему мужские персонажи: его сослуживцы, пусть и практически без личностей, но помогающие проводить физические тренировки; начальство космических сил, наставляющее Сиро и всеми правдами и неправдами добывающее ресурсы для реализации идей; штат ученых, разрабатывающих для Сиро ракету. Все эти шестеренки и механизмы запускаются исключительно потому, что Сиро выявил желание, подкрепленное настойчивостью, к выполнению своей миссии. Точно так же, как и в начале, пока Сиро болтался без дела, и все его друзья, да и все космические силы, проедали свою зарплату без каких-либо результатов, так и по ходу подготовки каждый внес свой положительный вклад в помощь Сиро к выходу на орбиту. Здесь также можно лишний раз похвалить подход к визуальному повествованию, ибо в рамках подготовки Сиро активным образом использовалось то, что называется «training montage», очень разбавляя темп повествования.
Наряду с помощниками не обходится и без препятствий, которые в аниме с точки зрения Сиро представляют собой безличные механизмы в политике, как внутренней, так и международной. Как политики собственной страны, которых главный герой видел разве что по телевизору и которые не видят целесообразности в намеченной идее запуска Сиро в космос, так и политики соседней страны, которых главный герой вообще никогда не видел и которые используют грубую силу в виде армии, лишь бы помешать осуществлению плана. Ближе к концу аниме именно препятствиям уделяется больше времени, особенно если учесть боевые столкновения уже во время обратного отсчета.
Некоторые представители каждой из этих категорий являются полноценными персонажами сами по себе, со своей вполне обоснованной мотивацией. Так, Рикунни, представляя собой реализацию идиомы «подставь другую щеку», искренне сожалеет, что причинила вред Сиро, когда отбивалась от его попыток ее изнасиловать. В то же время она не унывает, даже когда ее дом сначала отключают от электрической сети, а потом и вовсе сносят. Она хочет находить положительные моменты всегда, не столько даже для себя самой, сколько для своей младшей сестры, представляющей тут подрастающее поколение, которому предстоит столкнуться с последствиями властвования поколения нынешнего. А с другой стороны, есть командование космических сил, которое, по их собственным ощущениям, этой затеей с выходом на орбиту поет свою лебединую песнь, отчего вся подготовка проходит в спешке и без должного тестирования, например, посредством запуска более простых форм жизни. Наряду с учеными, которые представляются зрителю дряхлыми ничем не отличающимися (кроме визуальных образов) друг от друга стариками, командование не хочет получить никаких стратегических преимуществ, ни даже толкнуть науку вперед, они занимаются делом ради дела, желая доказать окружающим и самим себе, что не зря потратили на это все свое время. И точно так же и представители другой страны стремятся сохранить и законсервировать то устоявшееся положение вещей, которое вроде даже всех устраивало, но не было готово к каким-либо изменениям. Оттого они и посылают убийцу, который, прикрываясь образом старушки, провоцирует Сиро на, вероятно, первое свое в рамках работы на армию убийство. Если отбросить детали, то расстановка сил и позиций очень напоминает обстановку в мире аниме в период, когда данное произведение выходило на экраны. Молодые амбициозные авторы оказались в очень похожей ситуации.
Ну и, напоследок, возвращаясь к катализаторам, отдельно выделяется девушка-репортер в одной из сцен в середине фильма, которая задает вполне резонный вопрос о том, стоят ли прихоти Сиро тех невообразимо больших ресурсов, которые вместо улучшения уровня жизни в стране идут на то, чтобы буквально сгореть в атмосфере. Сиро не отвечает на этот вопрос. Не потому, что не хочет, а потому, что не знает ответа. Просто он обычный парень. Не глупый, но и звезд с неба не хватает. Отнюдь не злой, но и не скованный моралью. Единственное, что выделяет его на фоне всех остальных персонажей аниме, это тот факт, что у него была мечта, и, возродившись, эта мечта заставила его двигаться по направлению к своей цели. Очень важная и сложная черта характера, которая никак не коррелирует с интеллектом или моралью, но является чем-то поистине уникальным в мире, показанным в аниме. А не стоит забывать, что этот мир не очень отличается от реальности.
И стоит, наверно, сказать, почему в заглавие были выбраны слова из повести братьев Стругацких. Дело в том, что, приближаясь к моменту запуска, герой все больше задается вопросом, а что же ему сказать, когда он выйдет на орбиту и свяжется с землей, когда весь мир, скорее всего, будет внимать ему. Он ищет в себе подходящие слова, но в момент истины, под проносящиеся перед его глазами огни городов и моменты собственной жизни и всей человеческой истории он не находит ничего лучше, чем выжимку из тех идей, к которым его пыталась приобщить Рикунни. Вполне безуспешно пыталась, однако он, со своими куда более превосходящими возможностями, все же попытался донести до мира ее слова. Схоже с тем, что происходило в концовке «Пикника на обочине», не так ли? Да и сам смысл слов не то, чтобы сильно отличался. В отличие от повести аниме чуть более трагично. А именно, трагедия заключается в том, что даже если Сиро услышали на земле (что не факт), ничего толком не изменилось. Рикунни как стояла одиноко раздавая листовки, так и продолжила это делать. И лишь падающий снег, как весточка от Сиро откуда-то сверху, как-то изменил ее обычный распорядок, заставив лишний раз взглянуть на небо. Однако, если отбросить поэтичность момента, этот снег не несет ничего, кроме холода и смерти Рикунни и ей подобным.
Как можно увидеть, даже не упоминая детали, мы уже обрисовали огромный спектр проблем и эмоций, с которыми сталкивается главный герой. А все это, вместе с потрясающим визуалом и ворлдбилдингом, умещается в мультфильме всего за два часа. Можно было бы и дальше углубляться в детали или расписывать отдельные сцены (вроде запуска ракеты, напряжения вокруг которого не уступает напряжению перед взрывом бомбы в Оппенгеймере). Однако мы лишь упомянем, что наряду с весьма глубокими сценами в аниме присутствует и вполне неплохой юмор, так что весь хронометраж не придется сидеть с серьезным лицом. Однако также стоит заметить, что аниме содержит в себе и сцены насилия и обнаженку, не говоря уже о довольно спорных сопутствующих им морально-этических моментах, а потому крайне рекомендуется к просмотру лишь подготовленной аудитории.
Стоит также сказать пару слов о музыке. Большую часть хронометража она остается в тени визуала и сюжета, но в нужные моменты правильно дополняет сцены (как в случае органной музыки в некоторых сценах с Рикунни). Единственной мелодией, которая может запомниться после просмотра, является тема на открывающих и закрывающих титрах, которые, к слову, выполнены в отличающейся, но при этом весьма приятной стилистике карандашных набросков. Однако сама мелодия из титров, хотя и весьма неплохая сама по себе, несколько выбивается из всего аниме, банально даже по своему настроению, поэтому ни в плюсы, ни в минусы ее однозначно записать не получается. Но, в целом, музыка не мешает просмотру, а потому серьезно к ней придираться смысла нет.
Что же можно сказать по итогу? Во время работы над данным аниме была проведена титаническая работа. Авторы совершенно не зря ездили ознакамливаться с реальными ракетами. Показанное в аниме имеет крайне высокий уровень правдоподобности, в частности за счет детализации. Как уже было указано выше, выдуманный мир проработан до таких мелочей, что кажется реальным. Однако это сыграло с произведением плохую шутку. Пока данное аниме пыталось заинтересовать зрителя перипетиями вполне реальных проблем и заставить того же зрителя найти эстетику и добиваться своей мечты в реальном мире, который отличается от выдуманного лишь косметически, этот самый зритель предпочел находить отраду в эскапизме в фантастических мирах Миядзаки или футуристичном мире Акиры, или в том же вышедшем довольно скоро Евангелионе. И, поскольку эта в целом довольно западная история еще и не нашла должного отклика в свое время в западном мире, то аниме отправилось в архив истории. Однако оно совершенно того не заслуживает. И мы крайне рекомендуем дать ему шанс, ибо, даже если отбросить все сложности сюжета и прочего, его даже спустя почти сорок лет очень приятно и легко смотреть. Ну а если оно вам понравится, то мы также надеемся, что вы найдете удовольствие и в реальном мире, и в момент истины вам, в отличие от Сиро, будет что сказать.
@earney@Mokkoriman, я уже написал, что, как мне кажется, единственная запоминающаяся музыкальная тема совсем не подходит этому аниме, а так музыка просто нормальная. Поэтому и оценка "нормально".@fr0st@earney@fr0st, у меня есть основания считать, что это не единственная причина.@earney@BarmaleyZloy, одно из достоинств истории - её универсальность, поэтому можно провести параллели с любой сколь-нибудь большой корпорацией. Ну и, конечно, с "африканскими" диктатурами тоже.