Сюжет
8
Отлично
Персонажи
7
Хорошо
Рисовка
7
Хорошо
Итоговая оценка
8
Отлично
СМЕРЬ МЕРЗКАЯ ПОД КАТОМ ГРОБ ГРОБ КЛАДБИЩЕ СПОЙЛЕР
В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городе N жил да был обыкновенный японский колхозник по имени Хидэки Мотосува, надежда всей семьи, будущий студент, а также нищеброд, работающий продаваном. Так как он колхозник, тратящий немалую долю своих скромных доходов на неприличные журналы , ему не доступны передовые блага цивилизации, про интернет и порносайты он только наслышан, а про девушек и говорить нечего, совсем безнадёжный паренёк. Живёт Хидэки в относительно недалёком от нас времени, в прекрасной Японии будущего, где сумрачный моэшный гений воплотил все наши мечты и чаяния, создав самых настоящих кошкоде...кхм, то есть персокомов (personal computer). До чего дошёл прогресс, поместивший компуктер в человеческие головы, держащиеся на человеческих телах и выполняющие невероятные функции, будь то электронная почта, записная книжка, органайзер, бухгалтерия, калькулятор и будильник, что для начала нулевых было верхом мечтаний, а благодаря поведенческому центру персокомы могли стали настоящими компаньонами для людей с различными категориями социализации. И только у колхозника Хидэо не было никаких возможностей обзавестись собственным персокомом, кроме как если бы порыться на помойке, что с ним, собственно и произошло, именно на помойке он сумел отыскать Тии. Или, может, она его нашла? Эту парочку много чего ждёт, и радости, и горести, и по законам жанра спящей красавицы манга должна закончится хорошо, так всё и будет, но хорошей такую концовку назвать можно только с натяжкой. Закончив последнюю главу, я безоговорочно убедился в том, что "Чобиты", прежде всего, являются антиутопией постиндустриального общества. Но обо всём по порядку.
Кратко о персонажах
Главные герои
Хидэки Мотосува
Сельский парнишка, простой как 3 копейки. Суженный Тии, онтологический френдзонщик. Добрый чел, позитивный.
Тии
244x274
Она же известна в прошлом как Эльда, а также персоком, чобит, дочь, чей-то уникальный проект, вершина робототехники, городская легенда и просто няша. Ничего не помнит, хочет любить и быть любимой.
Все остальные
Хирому Симбо
258x222
Кореш Хидэки, однокурсник. Более прошарен в персокомах, готов чисто по-братски помочь, даже если это чревато. Женится на преподе, дальнейшего участия в сюжете не принимает.
Такако Симидзу
257x281
Препод подготовительных курсов, знойная женщина и несчастная жена, которую победил пластмассовый мир. Находит своё счастье, благодарна Хидэки за нужные слова. В итоге уходит к Симбо, а Хидэки всё ещё девственник.
Сумомо
237x329
Мобильный персоком Симбо, подаренный им Хидэки. Физрук, идентифицирует себя как будильник.
Минору Кокубундзи
253x192
Мажор, хакер, обыкновенный японский школьник, живущий один в обыкновенном японском доме. Скучает по сестре, окружён персокомами, один из которых пытается заменить ему сестру.
Юдзуки
328x352
Уникальный персоком Минору, копия его покойной сестры. Дорогая вундервафля, со всей серьёзностью выполняющая свою роль по мере своих аппаратных возможностей.
Юми Омура
322x382
Коллега Хидэки по работе, пятнадцатилетняя школьница в расцвете полового созревания, имеющая привычку драматически убегать в закат. Имеет сложные отношения с персокомами и с одним кондитером. Тем не менее, с Тии у неё немало общего. Тоже благодарна Хидэки на добром слове, благодаря которому она сумела устроить свою личную жизнь с кондитером.
Хироясу Уэда
Хороший кондитер, добрый человек и хреновый бухгалтер, разбивший ненароком сердце Юми. Вдовец, был женат на персокоме. Работодатель Тии. Да, ему 39 лет. Да, Юми 15. В начале 00х возраст согласия в Японии был существенно ниже, так что нечего тут вам делать, товарищ майор.
Юми
Обыкновенный персоком Уэды, ставшая ему женой. К большому его горю, погибла по причинам непоправимых поломок жёсткого диска.
Ёсиюки Кодзима
315x260
Похититель Тии, додик, любознательный очкарик,гений.
Котоко
428x289
Мобильный персоком Кодзимы, в качестве контрибуции изъятая у того Хидэки. Запрограммирована говорить только правду, на чём Кодзима и попался. Горда, знает себе цену, терроризируется жизнерадостной Сумомо.
Итиро Михара
231x256
Изобретатель персокомов, создатель чобитов и их отец. Парень с большими мечтами, чью загадочную нижнюю челюсть мы лицезрим на протяжении всего произведения. По невыясненным причинам расположил кнопку перезагрузки в промежности Тии. На момент её пробуждения мёртв. Возможно шиз.
Титосэ Хибия
159x302
Домовладельца, у которой Хидэки снимает жилплощадь. Хозяйственная милфа, вдова покойного Итиро, вместе с которым занималась разработкой чобитов, ставших ей дочерьми по причине её бесплодия. Инкогнито выпускает "Город, в котором никого нет".
Фрейя
286x463
Самый первый чобит, старшая сестра Эльды /Тии, дочь Титосэ и Итиро. В результате трагических событий стала внутренним голосом Тии.
Дзима и Дита
387x225
Воркующие голубки и правительственные персокомы, высланные за Тии. Большую часть заняты тем, что ничего не делают.
Сюжет
Обозная основные точки конфликта, следует начать с отношений между Хидэки и Тии, вокруг которых обрастает сюжет и, словно спутники Юпитера, вертятся персонажи. Говоря об их природе, стоит сказать, что это не только отношения между юношей и девушкой, которым волею судеб было суждено оказаться вместе, не забывайте, что Тии это девушка особенная. Во-первых, она персоком, она машина, созданная руками людей и для людей. Этот факт не будет давать покоя Хидэки до самого финала, поскольку, какой бы она не была милашкой, она остаётся персокомом, то есть буквально гаджетом. Эта проблема наблюдается на плоскости субъект-объектных отношений: каким образом Хидэки, живой человек, должен относиться к Тии, которая, будучи персокомом, должна являться предметом его деятельности? Он, как человек, как субъект, чувствует некоторую неловкость, поскольку Тии, не будучи биологически человеком, проявляет себя именно как субъект, у которого есть свои чаяния и желания. Помимо этого, Тии проявляет свою субъектность в том, что она не только объект познания, поскольку всем же интересно, какая она вся из себя, но также и субъект, который по ходу сюжета задаёт новые вопросы и ищет на них ответы. Тут Тии показывает свою нетипичность и в качестве персокома, которому, помимо прочего, не нужно было устанавливать для функционирования операционную систему. Сначала она выглядела дефективно, поскольку не поддавалась никакому системному анализу, не имела предустановленных навыков, и говорить толком не была способна, вместо слов произнося "тии". Зато она имеет в себе некий модуль, благодаря которому Тии оказывается способной к обучению, восполняя непредопределённые программой пробелы. Вскоре добрые люди помогли выяснить, что девочка может являться не просто загадочным персокомом, но единственным в своём роде, о чём продолжим позже.
1200x840
Печально, конечно, что Тии учится у дурака, который дал ей имя самым идиотским из всех доступных способов. Она не жаловалась, но в этом тоже проявляется неоднозначность его отношения к ней, ведь вместо кучи человеческих имён он назвал её по тому звуку, который она всё время произносила, будто бы зверюшка какая. Хидэки, конечно, сумел справиться, но на плечи этого дурака легла действительно большая ответственность. Тут ведь затрагивается актуальная для нашего 2021 года тема машинного обучения, причём Тии не является типичной нейросетью, которую учат определять орфографические ошибки или распознавать лица в метро, это уже что-то на грани искусственного интеллекта. Да, всё же она часто совершает очень характерные ошибки, поскольку нейросети учить слова не так сложно, как оперировать их семантическим содержанием, из-за чего появляются всякие курьёзы с панцу на голове. Но эти проблемы Тии не огорчают, она всё равно с упорством продолжает удовлетворять своё неуёмное любопытство, чем очень похожа на ребёнка, которому вот обо всякой мелочи спросить нужно. И чем более прост и обыденней вопрос, тем нетривиальней требуется ответ, поскольку не так просто объяснить Тии, зачем нужны такие вещи как сон и работа. Особенно взволновал Тии вопрос смертности человека, на который Хидэки ответил совсем тупым способом, фактически убежав от него. А это её реально волнует, причём не собственная смерть, которая её не сильно касается, а Хидэки, который, по её собственным словам, перестанет двигаться.
За этим чисто машинным взглядом на человеческую смерть скрываются переживания Тии по поводу того неприятного ощущения, которое появляется каждый раз, когда она не видит Хидэки рядом с собой. Тии выражает это чувство в виде тоски, ревности, больше всего она боится оказаться вновь брошенной одной на свалке. Это персоком, который нуждается в любви и заботе, и который сам, как выясняется, имеет потребность в их выражении в адрес близкого ей человека. Она так хочет сделать Хидэки приятное, что доходит до серьёзных курьёзов в виде работы вебкам-моделью, потому что Хидэки, дурак, в очередной раз недоглядел за ребёнком. Хотя стоит признать, что он практически ни разу не ограничил свободу её воли, ни разу не указывал ей, как поступать, никак под себя не подминал, через колено не ломал, позволяя Тии любить его как ей угодно. Опыт любви и опыт свободной воли для неё наиболее важен как для личности, о чём поговорим чуть позже, Сейчас главное уяснить, что наш персоком способен не просто познавать и любопытствовать, но и рефлексировать то, что происходит с ней и окружающими людьми.
600x840
Когда я пришёл к этой мысли, меня больше всего занимала персона её тёмного двойника-близняшки, с которой Тии вела задушевные разговоры. Я думал сначала, что под этим персонажем имеется ввиду сам процесс рефлексии, причём не с кем-нибудь, а с самой собой, поскольку эта тёмная Тии очень уж сильно была осведомлена о её прошлом. Выглядело это так, как если бы Тии задавала самой себе вопросы и получала на них ответы, причём ответы развёрнутые и очень важные, касаемо её чувств, которым требовалось дать объяснения, ведь не знала Тии, отчего у неё улыбка появляется, а в груди то тепло, то холодно. Имелись, например, очень здравые рассуждения о том, что чувства Тии к Хидэки могут не только излечить, но и поранить, о чём, кстати, неоднократно предупреждали уже его самого, что сближение с персокомом чревато страданиями. Мне их диалоги представлялись неким общением Тии со своим собственным прошлым, с тем кластером воспоминаний, которые были потеряны ею вместе с памятью. В некотором смысле, оно всё так и есть, разве что воспоминания эти принадлежат не Тии.
Да, в конце нас радуют невероятным срывом покровов: оказывается, что двойник не просто шиза в голове, а отголосок большой трагедии, которая разгорелась не где-нибудь, а в семье Тии. В этом и заключается главная загадка её прошлого, что у неё были не загадочные разработчики, склепавшие убермашину, а настоящие родители, которым Тии нужна была именно как дочь. Имя бати (Михара Итиро) в процессе срыва покровов тоже выясняется ажно в самом конце, а вот их мать с самого начала известна как домовладелица, сдающая комнатушку Хидэки - Хибия Титосэ. С этой женщиной явно было что-то не так, не зря же она дарила Тии свои платья, а потом спалилась на фотографии из своей бурной молодости, когда она по хардкору двигала науку вперёд с супругом. Но проблема в том, что наука с супругом двигалась, а материнское счастье стояло на месте ввиду её бесплодия. Поэтому они решили пойти по пути папы Карло, смастерив себе дочерей. Так как вкуса у матери не было никакого, старшую назвали Фрейей, а младшую Эльдой. Её супруг тоже не отставал, назвав свой проект "Chobits", под которым известны те самые легендарные сверхперсокомы, стоящие на одном ряду с НЛО и чудищем из озера Лох-Несс. Эльду мы знаем как Тии, а Фрейя предстала в виду её тёмной близняшки. Но как так вообще получилось?
739x1075
Опять мы возвращаемся к теме свободы воли, точнее, к тем препятствиям, на которые напоролся отец Тии, когда хотел дать дочерям полную возможность реализовывать её, тем самым делая их не только персокомами, но и моральными существами, имеющими субъектность. На деле же вышло совсем нехорошо, поскольку чувства оказались намного сложнее, чем технический гений человека. Воспитание свободной личности требует большого количества времени и усилий со стороны родителей, и любви, и заботы, но, как ни крути, ошибок на этом пути было не избежать. Судя по тем воспоминаниям, через которые мы знаем о жизни Фрейи, эта семейка была довольно закрытой, ни разу не было показано взаимодействие Фрейи с другими детьми вне их лаборатории, она практически никого не знала и ни с кем не общалась помимо родителей, всё же она была уникальным персокомом, которого просто так одного по улице гулять не отправишь (если вы не Хидэки). Скорее всего, именно эта замкнутость стала причиной того, что Фрейя избрала своим особенным человеком своего собственного отца. Внезапный инцест застаёт врасплох, но ничего неожиданного в этом нет, ведь сколько бы родители не одаривали её любовью и заботой, семейную атмосферу здоровой назвать невозможно.
Поняли это слишком поздно и создание Эльды в качестве её младшей сестры не очень помогло делу, Фрейя начала умирать, всё пошло не по плану. Сердцу, к сожалению, не прикажешь: Эльда любила свою сестру и сохранила в себе её воспоминания, заплатив за это собственной личностью. В один момент родители потеряли обеих дочерей. Итиро был единственным мужчиной в их жизни и слишком поздно он осознал свою ответственность, и как родителя, и как разработчика. Он ведь искренне хотел сделать их по-настоящему счастливыми, да и не только их, но и всех персокомов, которые через чобитов обрели бы человечность. Странный и добрый человек, но, как отец, он не был в состоянии полностью социализировать дочерей в закрытом бункере, а тем более дать необходимый специфический опыт любви, которая бывает не только родительской. Своими руками Итиро заложил в них желание найти особенного человека, но не дал никакой возможности его реализовать, тем самым обрекая Фрейю на неизбежную гибель. Однозначный фэйл по всем фронтам, тем более, что ему приходилось лавировать между ролями родителя и разработчика. стараясь по минимуму полагаться на алгоритмы, как можно меньше предопределяя программно личность чобитов.
743x1070
Из всего этого видно, что семейка как-то не сложилась, Итиро не пошёл до конца как родитель. Парадоксально, что, выступая против инструментального отношения к персокомам, он же де-факто сделал из Тии инструмент для осуществления своего замысла. Придя к определённым выводам из произошедшего, батя решил отпустить младшую дочь в свободное плавание, предварительно пошаманив с её аппаратной частью, превратив девушку в ходячий инструмент по взлому персокомов, а также добавив в её программный код специальный алгоритм, который, в зависимости от стечения обстоятельств, должен либо взломать всех персокомов, стерев им индивидуальные настройки распознавания, тем самым вводя их в амнезию, либо не сработать. После этой процедуры тело Эльды, по её собственной просьбе, было выброшено на мусорку. Конечно, знаю, речь идёт о сказке, но трудно было придумать настолько нетривиальный способ найти для Тии суженного. Да, в конце концов суженный нашёлся, как раз именно у Хидэки вышло то, чего не удалось её отцу, но это всё равно выглядит странно. И представления о любви Итиро вложил в чобитов довольно странные. В идеале, конечно, всё так и должно быть, дескать, будут двое одна плоть и на всю жизнь, но в реальной жизни всё несколько иначе и посложнее, люди могут сходиться и расходиться, могут меняться, всякое случается. Поэтому в полной мере модель поведения Тии трудно назвать человеческой. Сначала казалось, что у неё имеется некий синдром спящей красавицы, которая ждёт своего принца на белом коне, под конец её состояние можно охарактеризовать синдромом утёнка - увидела Хидэки в первый раз и пошла за ним по пятам, хоть в ад, хоть на край света.
Тут можно вспомнить о "Городе, в котором никого нет", любимой манге Тии, которую инкогнито выпускала Хитосэ. Манга с первого своего появления примечательна тем, что слишком подозрительно описывает скитания главной героини в поисках своего человека, слишком достоверные кивки делались в сторону участи Тии, в сердце которой манга находила положительный отклик. Что уж там, Титосэ в конце сама призналась, что писала мангу специально для дочери. К этому моменту у вас должен родиться в голове определённый вопрос: это манга написана про Тии или наоборот, это она сама перенимает оттуда модель поведения главной героини? Прошу обратить внимание, для Тии чтение этой манги каждый раз оказывается откровением, после которого она начинает приходить к определённым мыслям и переживаниям, открывая всё новые грани своей личности, то есть есть смысл говорить о важности манги Хитосэ в роли развития Тии. Не получается ли так, что Хитосэ писала мангу с определёнными намерениями в отношении младшей дочери? Хочет ли Тии счастья на самом деле или наоборот, она только воспроизводит запрограммированное отцом и матерью? Это ещё один камень в огород её субъектности как персокома.
600x840
Как бы то ни было, Тии больше всего озабочена тем, чтобы Хидэки полюбил её именно как человек человека, что очень роднит её с Юми, подругой Хидэки, с которой у него почти что получился служебный роман. Видя её страдания и драматические побеги в слезах, мне подумалось: а что, если вдруг манга написана и про Юми? Мангу ведь можно прочесть как исповедь отчаявшейся девушки, которой нет места в этом мире. Юми очень травмировала история с её возлюбленным, кондитером Уэдой, известным в округе не своей выпечкой, а свадьбой на персокоме, имя которой тоже было Юми. У него там целая душераздирающая драма с еговайфой женой, как он её любил, несмотря на здравый смысл и взгляды окружающих, как переживал её поломку и похороны. Появление Юми начинает заканчивать скорбный период жизни, поскольку между ними явно что-то зажигается, он даже отдал ей рабочий наряд своей жены, что является мерилом серьёзности намерений Уэды в её отношении. Но так как прямо заявить об этом он не сумел, девушка расценила его действия как попытку замены ею покойной жены, дескать, вот как он её любил, а я всего лишь так, на подхвате, этакая утешалка, которая никогда не станет для Уэды той самой Юми. С тех пор Юми начала переживать из-за персокомов, которым, как она полагала, она в подмётки не годилась. Она боялась остаться одна мире в мире персокомов, которые во многом были красивее, быстрее, сильнее, комфортнее её и не имели присущие людям недостатки в виде плохого настроения и комплексов. Юми буквально цитирует главную героиню "Города, в котором никого нет", тем самым перекликаясь с переживаниями Тии по поводу своей механической сущности, ведь куда ей, железяке, до биологической девушки, которую Хидэки наверняка полюбит как человека. Настолько похожие они таят в себе страхи, из-за чего могли даже ревновать друг к другу. В итоге, конечно, всё это опровергается любовью, Юми с Уэдой находят друг друга, дико извиняются и любят так, как нужно любить, причём Тии сыграла хорошую роль в истории их воссоединения, подогрев Уэду на решительные действия.
Чем же тогда поиски Тии принципиально отличаются от человеческих поисков, которыми они занимаются порой всю жизнь? Ей, как обыкновенной девушке, придётся справляться с буйной и непредсказуемой стихией человеческого сердца, способное и полюбить, и отвергнуть. Вообще, вся эта предыдущая история, по сути, зеркалит основные проблемы между Хидэки и Тии, поскольку и его, и её волнует тот опыт, через который прошли кондитер с официанткой. После их воссоединения каждый из них уносит для себя свой собственный урок: Тии учится у Юми тому, что не стоит ставить на себе крест слишком рано, а на примере Уэды Хидэки понимает, что не всё так однозначно с любовью и его чувствам к Тии. Он вообще-то не каменный персонаж и за 8 томов манги развивается, став к концу паинькой и перестав быть спермотоксикозником, вместе с чем меняя своё отношение к Тии от просто любопытного до, простите, тёплого и любящего. Они долго шли друг к другу сквозь тернии предрассудков и неуверенности, может даже противостоя самому здравому смыслу, что как раз особенно касается Хидэки. Как ни крути, для него Тии большая задача, чем он для неё, в нём она меньше сомневалась, чем он в ней. Поэтому и решающее слово было за ним, её особенным человеком. В общем виде все наши рассуждения можно свести к одному вопросу: если кто-то (или что-то) выглядит как человек, говорит как человек, ведёт себя как человек и хочет чего-то человеческого, то можно ли делать из этого вывод, что перед нами человек?
737x1072
Это проблема антропологического характера, непростая проблема, истекающая из непростых обстоятельств, когда то, что раньше могло относиться к предметам, начинает взаимодействовать с людьми практически на равных. Какая бы Тии не была милашка и как бы панцу не были ей к лицу, приходится иметь дело с тем фактом, что она чобит. Решать такую задачу должен колхозник Хидэки, причём от его решения зависит не только её судьба, но и судьба всех персокомов в городе N, не забывайте о невероятном плане отца Тии. Такая вот ноша на плечах дурака, который вообще не разобрался толком, как устроена Тии, но, имея искреннее сердце, оказался способен увидеть проблему с иной стороны, благо под боком был пример его кореша, Минору Кокубудзи. Этот обыкновенный японский школьник всё мялся, мялся и наконец домялся, что Юдзуки, его персоком, всё-таки не его покойная сестра, а Юдзуки, которая сама по себе и ценна не как ходячее надгробие, а как его компаньон и верная подруга. Таким образом поступает Хидэки и с Тии, вынося за скобки проблему её человечности, за пределы самой Тии, тем самым преобразуя её в проблему собственного восприятия Тии. Так ли важно, какая она уродилась, если Хидэки знает кого любит? Так и решил Хидэки, что любит он ту, кто живёт и всегда будет жить в его сердце, его особенная девушка, какой бы она ни была. В самом конце окончательно становится ясно, что для Тии и Хидэки было особенно важно разделить свои чувства и в полной мере осознать, что они особенны друг для друга, что у них вышло и с чем их можно поздравить. Вот и сказочке конец, в итоге любовь побеждает всё, стирая границы между живым и неживым. Безусловно, для нашей парочки это хорошая концовка, несмотря даже на то, что её чувства могут являться запрограммированной симуляцией. Но хорошая ли эта концовка для всего человечества?
Есть в данной манге ещё тема, которая будет видна читателю, если он немного прищурит свой взгляд и задумается о том, что же вообще творится в городе N и с его жителями. Не только я, но и Хидэки прямо был удивлён тому, что персокомы буквально заполонили улицы, их показано столько же, сколько и людей, идущими с ними в парах. Город сильно опустеет, исключи из его населения персокомов. Из-за этого напрашивается конфликт отношений между человеком и нечеловеком, который Хидэки разрешил, но только для себя одного и только в сторону Тии, являющейся скорее исключительным случаем. Она чобит, особенный персоком, а что делать с обыкновенными, которые запрограммированы с головы до ног? В отличии от Тии, за ними не было замечено ни субъектности, ни рефлексии. Можно привести примеры с Юми и Юдзуки, но в них не видно ничего помимо того, для чего они были запрограммированы - проявлять заботу. Они, конечно, необычные, но всё же гаджеты. По этой причине после прочтения последней главы осталось сильное убеждение в том, что общество, в котором происходит история любви, пребывает в глубочайшем кризисе. Никакой бы проблемы, наверное, не было, если бы персокомы были говорящими коробками с мозгами, а не прекрасными юношами и девушками, с которыми люди идут на променад, смотрят кино, всячески проводят время в общении, держась то за руки, то за талию.
600x840
За этим милым и тёплым фасадом находится ничто иное как апофеоз атомизированного общества, патология индустриальной эпохи, которая не остановилась на разрушении расширенной семьи в нуклеарную, а пошла ещё дальше, до самого абсурда, когда люди предпочли нормальным социальным взаимодействиям персокомов. Сейчас вы, читатели, наверняка скажете, что автор рецензии ШУЕ, и не буду спорить, действительно ШУЕ, но то, что происходит в "Чобитах", никак нельзя назвать чем-то здоровым и абсолютно нормальным. Вас, например, никак не смутило, что Тии так долго никто не активировал? Её не прятали в лесной чаще, она лежала на видном месте. Ну представьте себе, лежащее в мусорке тело Тии прохожие в упор не замечали, только Хидэки, неумудрённый современными ему тенденциями, сумел прийти в ужас, а ведь это абсолютно нормальная человеческая реакция на лежащий в мусоре бездыханный труп. Колхозник, в отличии от горожан, оказался нормальным человеком. После такого название манги Титосэ - "Город, в котором никого нет" - заиграло новыми красками, поскольку в городе N реального никого нет. Сказка, конечно, ложь, но разве в ней не жирный намёк? Главная героиня путешествует из одного города в другой в поисках человека, но каждый раз она сталкивается с тем, что в городе не оказывается людей. Нет, они есть, но каждый человек живёт отдельно от других, в собственной ячейке их муравейников, довольствуясь той иллюзией жизни, которую ему дарит персоком. Персоком выполняет свою задачу, как никак, он был создан для счастья человека. Но может ли гаджет заменить другого человека? Может ли предмет, по определению не обладающий свободой воли и чисто механически выполняющий только то, что прописано в коде его операционной системы, по-настоящему полюбить и подарить тепло общения? Вопросы риторические. Если на что и способен персоком, так это дать человеку только иллюзию, видимость общения, он получит лишь суррогат сердечной близости и ничего более. Человек занимается имитацией бурной деятельности, играясь с машиной в любовь, пока несчастная девушка, никем не замеченная, направляется в следующий город. В таком мире они и живут: персокомы не помогают людям, а ещё сильней отдаляют их друг от друга.
Как видно, в будущем широкое распространение персокомов в повседневной жизни привело к некоторой инверсии субъект-объектных отношений, когда люди, очарованные машинами, стали наделять их человеческими чертами, то есть отношение к объектам, предметам, меняется так, будто бы они становятся "живыми" и непосредственными членами их жизни. И это ещё ничего, ведь не так страшна субъективация персокомов как...объективация людей. Особенно объективация касается женщин, особенно в патриархальном японском обществе, в котором они до сих пор не принимают деятельного участия, такое вот предметное отношение как к обслуживающему роботу, что видно, например, в практике притеснения молодых японских матерей на рабочих местах. Юми очень боялась быть заменённой персокомом и не зря, потому что это уже произошло с преподом Хидэки, Симидзу, чей муж попросту забыл о ней. Персокомы намного красивей и менее хлопотны в обращении, они не будут вредничать, а ещё можно шаманить с их памятью и поведением. Причём Симидзу, скорее всего, не единичный случай, найдутся сотни, если не тысячи таких женщин, которые не выдержали конкуренции в дивном новом мире. Это не только инфляция женщин, которые стали фактически не нужны, это обесценивание человека как такового. Можно ли вообще здесь любить, если люди стали настолько легко заменимы?
600x840
И я подозреваю, что создатель персокомов, неоднократно упомянутый Итиро, мог быть в курсе происходящего, поскольку таким образом можно объяснить его странные действия в отношении своих дочерей. Чобиты были созданы не только для материнской радости, были ещё его слова о том, что персокомы заслуживают счастья. Дело в том, что они не могут обрести счастья, не будучи субъектами по отношению к людям, потому что предмет счастья испытывать не способен. А люди только утешаются ими, тщетно убегая от одиночества. Итиро был глубоко убеждён в абсурдности происходящего и начал искать пути решения сложившейся ситуации. Сначала он хотел запрограммировать машине потребность в счастье, но потерпел фиаско по той причине, что никак не мог дать Фрейе необходимого опыта любви, будучи её отцом, то есть всё равно требовался человек, и не какой-нибудь, а тот, кто был способен реализовать её чаяния. Потому он начал искать этого человека, и это был отчаянный шаг, Итиро явно находился в скепсисе на этот счёт, ведь в случае провала, как он полагал, его дочь, как и все персокомы, будут обречены на несчастье, для чего бы понадобилась заложенная в Тии вундервафля, предназначенная для стирания памяти, чтобы не только она, но и все персокомы сумели начать всё с чистого листа, продолжив дальше без сожалений и накопленного опыта, не различая себя и людей.
Хидэки сумел оправдать все мечты и надежды Итиро, вложенные им в свою младшую дочь. В худшем случае произошла бы настоящая катастрофа не только в масштабах города N, но и всего общества - оставленные без персокомов, людям пришлось бы лишиться своих фантазий. И последнее, если честно, напрягает, от такого хэппиэнда всё равно не веет чем-то хорошим, сам же Хидэки, по гамбургскому счёту, не спас человечество от болезни, он только дал надежду персокомам на то, что они могут стать полноценными субъектами счастья, прямо как люди. Человечество же, исходя из выше написанного, обречены в любом случае. Воплотится ли мечта создателя персокомов, сумеют ли они справиться с тем, с чем не сумели справиться люди? Я считаю эти игры в Бога бессмысленными, поскольку люди по неидеальной природе своей несчастны, порой совсем ущербны. Могут ли те, кто обречён на одиночество, создать кого-то для счастья? Они друг в друге не могут его найти, что уж говорить о персокомах, которые заменяют людей так же, как пустышка заменяет ребёнку материнскую грудь. Люди пытались создать персокомов по своему образу и подобию, но как ни крутили, а люди у них всё равно не вышли - даже чобиты не способны полностью избавиться от программирования и не испытывают человеческих эмоций. В этом и есть главная их трагедия, что чобиты всего лишь легенда, чья-то несбывшаяся мечта.
Итоги и впечатления Вот такие опята, маслята. Не ожидал от манги серьёзных сюжетных прочтений, думал было отдохнуть и просто почиллить, наслаждаясь тем, как милые девочки делают милые вещи. Коллектив CLAMP меня жёстко обломал, вынудив даже поискать тут библейские наслоения, а ведь заострять внимание на наречении имени это так по-библейски! Сказано же: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт 2:19). Дав имя Тии, Хидэки, как и Адам, как и люди вообще, проявляет тем самым свою субъектность по отношению к ней, поскольку это является проявлением образа Божьего, соавторами (сотворцами) которого мы являемся, творчески осмысляя созданное имя бытие. А способны ли персокомы к творчеству? Воспринимать творчество, наверное, способны, Тии же взахлёб читала мангу, но за ней что-то не было замечено ни одного рисунка, ни одного стишка, что многое говорит об "успешности" деятельности Итиро на поприще создания искусственного человека. Мелочь, но приятно, за обсуждением таких мелочей я провёл 2 недели.
Сюжет произведения при этом не имеет какой-либо заковыристой конструкции, всё сделано нехитро, ко второй половине так вообще сплошные срывы покровов, ничего необычного. Некоторые сюжетные моменты вовсе кажутся притянутыми за уши. Например, толком не объяснили, откуда Симидзу известно местожительство Хидэки, который, на секундочку, снимает квартиру у матери Тии (!), что выглядит странно. Мир тесен, но это можно было исполнить более элегантно, без применение срыва покровов, которых и так немало. Второстепенные персонажи получились кто как, на их обсуждение ушло не так много слов, а про Дзиму и Гиту, которые грозно поджидали Тии, чтобы сделать что-то нехорошее, ничего говорить не хочется, это абсолютно пустые и ненужные персонажи, которые только в самом конце как-то начали двигаться и всё равно толком никакого участия в замесе не приняли, решив, как обычно, постоять в сторонке для вида. Что они есть, что их нету. Ну и да, я до конца так и не вдупляю, зачем Итиро поместил кнопку перезагрузки ей в вагину. Фансервис, конечно, все дела, но как-то не легче от этого. Фансервис, к слову, выполнен хорошо, не навязчиво, в глазах не рябит, в горле не сушит, а душу радует. За исключением цветных и крупноплановых сцен, рисовка, как и сюжет, тоже не вершина художественного мастерства, но вот дизайн обеих чобитов мне пришёлся по сердцу, как и обложки манги.
P.S. "Чобиты" напомнили о существовании Video Girl Ai, другого научно-фантастического произведения, в котором на одного незадачливого парня в виде милой девушки сваливается вся мощь современной когнитивистики. Только вот там происходит добрая сказка, а "Чобиты" это сказка далеко не добрая. Как было сказано в самом начале, Чобиты - это антиутопия.
Хидэки Мотосува
Сельский парнишка, простой как 3 копейки. Суженный Тии, онтологический френдзонщик. Добрый чел, позитивный.
Тии
244x274
Она же известна в прошлом как Эльда, а также персоком, чобит, дочь, чей-то уникальный проект, вершина робототехники, городская легенда и просто няша. Ничего не помнит, хочет любить и быть любимой.
Хирому Симбо
258x222
Кореш Хидэки, однокурсник. Более прошарен в персокомах, готов чисто по-братски помочь, даже если это чревато. Женится на преподе, дальнейшего участия в сюжете не принимает.
Такако Симидзу
257x281
Препод подготовительных курсов, знойная женщина и несчастная жена, которую победил пластмассовый мир. Находит своё счастье, благодарна Хидэки за нужные слова. В итоге уходит к Симбо, а Хидэки всё ещё девственник.
Сумомо
237x329
Мобильный персоком Симбо, подаренный им Хидэки. Физрук, идентифицирует себя как будильник.
Минору Кокубундзи
253x192
Мажор, хакер, обыкновенный японский школьник, живущий один в обыкновенном японском доме. Скучает по сестре, окружён персокомами, один из которых пытается заменить ему сестру.
Юдзуки
328x352
Уникальный персоком Минору, копия его покойной сестры. Дорогая вундервафля, со всей серьёзностью выполняющая свою роль по мере своих аппаратных возможностей.
Юми Омура
322x382
Коллега Хидэки по работе, пятнадцатилетняя школьница в расцвете полового созревания, имеющая привычку драматически убегать в закат. Имеет сложные отношения с персокомами и с одним кондитером. Тем не менее, с Тии у неё немало общего. Тоже благодарна Хидэки на добром слове, благодаря которому она сумела устроить свою личную жизнь с кондитером.
Хироясу Уэда
Хороший кондитер, добрый человек и хреновый бухгалтер, разбивший ненароком сердце Юми. Вдовец, был женат на персокоме. Работодатель Тии. Да, ему 39 лет. Да, Юми 15. В начале 00х возраст согласия в Японии был существенно ниже, так что нечего тут вам делать, товарищ майор.
Юми
Обыкновенный персоком Уэды, ставшая ему женой. К большому его горю, погибла по причинам непоправимых поломок жёсткого диска.
Ёсиюки Кодзима
315x260
Похититель Тии, додик, любознательный очкарик,
Котоко
428x289
Мобильный персоком Кодзимы, в качестве контрибуции изъятая у того Хидэки. Запрограммирована говорить только правду, на чём Кодзима и попался. Горда, знает себе цену, терроризируется жизнерадостной Сумомо.
Итиро Михара
231x256
Изобретатель персокомов, создатель чобитов и их отец. Парень с большими мечтами, чью загадочную нижнюю челюсть мы лицезрим на протяжении всего произведения. По невыясненным причинам расположил кнопку перезагрузки в промежности Тии. На момент её пробуждения мёртв. Возможно шиз.
Титосэ Хибия
159x302
Домовладельца, у которой Хидэки снимает жилплощадь. Хозяйственная милфа, вдова покойного Итиро, вместе с которым занималась разработкой чобитов, ставших ей дочерьми по причине её бесплодия. Инкогнито выпускает "Город, в котором никого нет".
Фрейя
286x463
Самый первый чобит, старшая сестра Эльды /Тии, дочь Титосэ и Итиро. В результате трагических событий стала внутренним голосом Тии.
Дзима и Дита
387x225
Воркующие голубки и правительственные персокомы, высланные за Тии. Большую часть заняты тем, что ничего не делают.
Обозная основные точки конфликта, следует начать с отношений между Хидэки и Тии, вокруг которых обрастает сюжет и, словно спутники Юпитера, вертятся персонажи. Говоря об их природе, стоит сказать, что это не только отношения между юношей и девушкой, которым волею судеб было суждено оказаться вместе, не забывайте, что Тии это девушка особенная. Во-первых, она персоком, она машина, созданная руками людей и для людей. Этот факт не будет давать покоя Хидэки до самого финала, поскольку, какой бы она не была милашкой, она остаётся персокомом, то есть буквально гаджетом. Эта проблема наблюдается на плоскости субъект-объектных отношений: каким образом Хидэки, живой человек, должен относиться к Тии, которая, будучи персокомом, должна являться предметом его деятельности? Он, как человек, как субъект, чувствует некоторую неловкость, поскольку Тии, не будучи биологически человеком, проявляет себя именно как субъект, у которого есть свои чаяния и желания. Помимо этого, Тии проявляет свою субъектность в том, что она не только объект познания, поскольку всем же интересно, какая она вся из себя, но также и субъект, который по ходу сюжета задаёт новые вопросы и ищет на них ответы. Тут Тии показывает свою нетипичность и в качестве персокома, которому, помимо прочего, не нужно было устанавливать для функционирования операционную систему. Сначала она выглядела дефективно, поскольку не поддавалась никакому системному анализу, не имела предустановленных навыков, и говорить толком не была способна, вместо слов произнося "тии". Зато она имеет в себе некий модуль, благодаря которому Тии оказывается способной к обучению, восполняя непредопределённые программой пробелы. Вскоре добрые люди помогли выяснить, что девочка может являться не просто загадочным персокомом, но единственным в своём роде, о чём продолжим позже.
1200x840
Печально, конечно, что Тии учится у дурака, который дал ей имя самым идиотским из всех доступных способов. Она не жаловалась, но в этом тоже проявляется неоднозначность его отношения к ней, ведь вместо кучи человеческих имён он назвал её по тому звуку, который она всё время произносила, будто бы зверюшка какая. Хидэки, конечно, сумел справиться, но на плечи этого дурака легла действительно большая ответственность. Тут ведь затрагивается актуальная для нашего 2021 года тема машинного обучения, причём Тии не является типичной нейросетью, которую учат определять орфографические ошибки или распознавать лица в метро, это уже что-то на грани искусственного интеллекта. Да, всё же она часто совершает очень характерные ошибки, поскольку нейросети учить слова не так сложно, как оперировать их семантическим содержанием, из-за чего появляются всякие курьёзы с панцу на голове. Но эти проблемы Тии не огорчают, она всё равно с упорством продолжает удовлетворять своё неуёмное любопытство, чем очень похожа на ребёнка, которому вот обо всякой мелочи спросить нужно. И чем более прост и обыденней вопрос, тем нетривиальней требуется ответ, поскольку не так просто объяснить Тии, зачем нужны такие вещи как сон и работа. Особенно взволновал Тии вопрос смертности человека, на который Хидэки ответил совсем тупым способом, фактически убежав от него. А это её реально волнует, причём не собственная смерть, которая её не сильно касается, а Хидэки, который, по её собственным словам, перестанет двигаться.
За этим чисто машинным взглядом на человеческую смерть скрываются переживания Тии по поводу того неприятного ощущения, которое появляется каждый раз, когда она не видит Хидэки рядом с собой. Тии выражает это чувство в виде тоски, ревности, больше всего она боится оказаться вновь брошенной одной на свалке. Это персоком, который нуждается в любви и заботе, и который сам, как выясняется, имеет потребность в их выражении в адрес близкого ей человека. Она так хочет сделать Хидэки приятное, что доходит до серьёзных курьёзов в виде работы вебкам-моделью, потому что Хидэки, дурак, в очередной раз недоглядел за ребёнком. Хотя стоит признать, что он практически ни разу не ограничил свободу её воли, ни разу не указывал ей, как поступать, никак под себя не подминал, через колено не ломал, позволяя Тии любить его как ей угодно. Опыт любви и опыт свободной воли для неё наиболее важен как для личности, о чём поговорим чуть позже, Сейчас главное уяснить, что наш персоком способен не просто познавать и любопытствовать, но и рефлексировать то, что происходит с ней и окружающими людьми.
600x840
Когда я пришёл к этой мысли, меня больше всего занимала персона её тёмного двойника-близняшки, с которой Тии вела задушевные разговоры. Я думал сначала, что под этим персонажем имеется ввиду сам процесс рефлексии, причём не с кем-нибудь, а с самой собой, поскольку эта тёмная Тии очень уж сильно была осведомлена о её прошлом. Выглядело это так, как если бы Тии задавала самой себе вопросы и получала на них ответы, причём ответы развёрнутые и очень важные, касаемо её чувств, которым требовалось дать объяснения, ведь не знала Тии, отчего у неё улыбка появляется, а в груди то тепло, то холодно. Имелись, например, очень здравые рассуждения о том, что чувства Тии к Хидэки могут не только излечить, но и поранить, о чём, кстати, неоднократно предупреждали уже его самого, что сближение с персокомом чревато страданиями. Мне их диалоги представлялись неким общением Тии со своим собственным прошлым, с тем кластером воспоминаний, которые были потеряны ею вместе с памятью. В некотором смысле, оно всё так и есть, разве что воспоминания эти принадлежат не Тии.
Да, в конце нас радуют невероятным срывом покровов: оказывается, что двойник не просто шиза в голове, а отголосок большой трагедии, которая разгорелась не где-нибудь, а в семье Тии. В этом и заключается главная загадка её прошлого, что у неё были не загадочные разработчики, склепавшие убермашину, а настоящие родители, которым Тии нужна была именно как дочь. Имя бати (Михара Итиро) в процессе срыва покровов тоже выясняется ажно в самом конце, а вот их мать с самого начала известна как домовладелица, сдающая комнатушку Хидэки - Хибия Титосэ. С этой женщиной явно было что-то не так, не зря же она дарила Тии свои платья, а потом спалилась на фотографии из своей бурной молодости, когда она по хардкору двигала науку вперёд с супругом. Но проблема в том, что наука с супругом двигалась, а материнское счастье стояло на месте ввиду её бесплодия. Поэтому они решили пойти по пути папы Карло, смастерив себе дочерей. Так как вкуса у матери не было никакого, старшую назвали Фрейей, а младшую Эльдой. Её супруг тоже не отставал, назвав свой проект "Chobits", под которым известны те самые легендарные сверхперсокомы, стоящие на одном ряду с НЛО и чудищем из озера Лох-Несс. Эльду мы знаем как Тии, а Фрейя предстала в виду её тёмной близняшки. Но как так вообще получилось?
739x1075
Опять мы возвращаемся к теме свободы воли, точнее, к тем препятствиям, на которые напоролся отец Тии, когда хотел дать дочерям полную возможность реализовывать её, тем самым делая их не только персокомами, но и моральными существами, имеющими субъектность. На деле же вышло совсем нехорошо, поскольку чувства оказались намного сложнее, чем технический гений человека. Воспитание свободной личности требует большого количества времени и усилий со стороны родителей, и любви, и заботы, но, как ни крути, ошибок на этом пути было не избежать. Судя по тем воспоминаниям, через которые мы знаем о жизни Фрейи, эта семейка была довольно закрытой, ни разу не было показано взаимодействие Фрейи с другими детьми вне их лаборатории, она практически никого не знала и ни с кем не общалась помимо родителей, всё же она была уникальным персокомом, которого просто так одного по улице гулять не отправишь (
Поняли это слишком поздно и создание Эльды в качестве её младшей сестры не очень помогло делу, Фрейя начала умирать, всё пошло не по плану. Сердцу, к сожалению, не прикажешь: Эльда любила свою сестру и сохранила в себе её воспоминания, заплатив за это собственной личностью. В один момент родители потеряли обеих дочерей. Итиро был единственным мужчиной в их жизни и слишком поздно он осознал свою ответственность, и как родителя, и как разработчика. Он ведь искренне хотел сделать их по-настоящему счастливыми, да и не только их, но и всех персокомов, которые через чобитов обрели бы человечность. Странный и добрый человек, но, как отец, он не был в состоянии полностью социализировать дочерей в закрытом бункере, а тем более дать необходимый специфический опыт любви, которая бывает не только родительской. Своими руками Итиро заложил в них желание найти особенного человека, но не дал никакой возможности его реализовать, тем самым обрекая Фрейю на неизбежную гибель. Однозначный фэйл по всем фронтам, тем более, что ему приходилось лавировать между ролями родителя и разработчика. стараясь по минимуму полагаться на алгоритмы, как можно меньше предопределяя программно личность чобитов.
743x1070
Из всего этого видно, что семейка как-то не сложилась, Итиро не пошёл до конца как родитель. Парадоксально, что, выступая против инструментального отношения к персокомам, он же де-факто сделал из Тии инструмент для осуществления своего замысла. Придя к определённым выводам из произошедшего, батя решил отпустить младшую дочь в свободное плавание, предварительно пошаманив с её аппаратной частью, превратив девушку в ходячий инструмент по взлому персокомов, а также добавив в её программный код специальный алгоритм, который, в зависимости от стечения обстоятельств, должен либо взломать всех персокомов, стерев им индивидуальные настройки распознавания, тем самым вводя их в амнезию, либо не сработать. После этой процедуры тело Эльды, по её собственной просьбе, было выброшено на мусорку. Конечно, знаю, речь идёт о сказке, но трудно было придумать настолько нетривиальный способ найти для Тии суженного. Да, в конце концов суженный нашёлся, как раз именно у Хидэки вышло то, чего не удалось её отцу, но это всё равно выглядит странно. И представления о любви Итиро вложил в чобитов довольно странные. В идеале, конечно, всё так и должно быть, дескать, будут двое одна плоть и на всю жизнь, но в реальной жизни всё несколько иначе и посложнее, люди могут сходиться и расходиться, могут меняться, всякое случается. Поэтому в полной мере модель поведения Тии трудно назвать человеческой. Сначала казалось, что у неё имеется некий синдром спящей красавицы, которая ждёт своего принца на белом коне, под конец её состояние можно охарактеризовать синдромом утёнка - увидела Хидэки в первый раз и пошла за ним по пятам, хоть в ад, хоть на край света.
Тут можно вспомнить о "Городе, в котором никого нет", любимой манге Тии, которую инкогнито выпускала Хитосэ. Манга с первого своего появления примечательна тем, что слишком подозрительно описывает скитания главной героини в поисках своего человека, слишком достоверные кивки делались в сторону участи Тии, в сердце которой манга находила положительный отклик. Что уж там, Титосэ в конце сама призналась, что писала мангу специально для дочери. К этому моменту у вас должен родиться в голове определённый вопрос: это манга написана про Тии или наоборот, это она сама перенимает оттуда модель поведения главной героини? Прошу обратить внимание, для Тии чтение этой манги каждый раз оказывается откровением, после которого она начинает приходить к определённым мыслям и переживаниям, открывая всё новые грани своей личности, то есть есть смысл говорить о важности манги Хитосэ в роли развития Тии. Не получается ли так, что Хитосэ писала мангу с определёнными намерениями в отношении младшей дочери? Хочет ли Тии счастья на самом деле или наоборот, она только воспроизводит запрограммированное отцом и матерью? Это ещё один камень в огород её субъектности как персокома.
600x840
Как бы то ни было, Тии больше всего озабочена тем, чтобы Хидэки полюбил её именно как человек человека, что очень роднит её с Юми, подругой Хидэки, с которой у него почти что получился служебный роман. Видя её страдания и драматические побеги в слезах, мне подумалось: а что, если вдруг манга написана и про Юми? Мангу ведь можно прочесть как исповедь отчаявшейся девушки, которой нет места в этом мире. Юми очень травмировала история с её возлюбленным, кондитером Уэдой, известным в округе не своей выпечкой, а свадьбой на персокоме, имя которой тоже было Юми. У него там целая душераздирающая драма с его
Чем же тогда поиски Тии принципиально отличаются от человеческих поисков, которыми они занимаются порой всю жизнь? Ей, как обыкновенной девушке, придётся справляться с буйной и непредсказуемой стихией человеческого сердца, способное и полюбить, и отвергнуть. Вообще, вся эта предыдущая история, по сути, зеркалит основные проблемы между Хидэки и Тии, поскольку и его, и её волнует тот опыт, через который прошли кондитер с официанткой. После их воссоединения каждый из них уносит для себя свой собственный урок: Тии учится у Юми тому, что не стоит ставить на себе крест слишком рано, а на примере Уэды Хидэки понимает, что не всё так однозначно с любовью и его чувствам к Тии. Он вообще-то не каменный персонаж и за 8 томов манги развивается, став к концу паинькой и перестав быть спермотоксикозником, вместе с чем меняя своё отношение к Тии от просто любопытного до, простите, тёплого и любящего. Они долго шли друг к другу сквозь тернии предрассудков и неуверенности, может даже противостоя самому здравому смыслу, что как раз особенно касается Хидэки. Как ни крути, для него Тии большая задача, чем он для неё, в нём она меньше сомневалась, чем он в ней. Поэтому и решающее слово было за ним, её особенным человеком. В общем виде все наши рассуждения можно свести к одному вопросу: если кто-то (или что-то) выглядит как человек, говорит как человек, ведёт себя как человек и хочет чего-то человеческого, то можно ли делать из этого вывод, что перед нами человек?
737x1072
Это проблема антропологического характера, непростая проблема, истекающая из непростых обстоятельств, когда то, что раньше могло относиться к предметам, начинает взаимодействовать с людьми практически на равных. Какая бы Тии не была милашка и как бы панцу не были ей к лицу, приходится иметь дело с тем фактом, что она чобит. Решать такую задачу должен колхозник Хидэки, причём от его решения зависит не только её судьба, но и судьба всех персокомов в городе N, не забывайте о невероятном плане отца Тии. Такая вот ноша на плечах дурака, который вообще не разобрался толком, как устроена Тии, но, имея искреннее сердце, оказался способен увидеть проблему с иной стороны, благо под боком был пример его кореша, Минору Кокубудзи. Этот обыкновенный японский школьник всё мялся, мялся и наконец домялся, что Юдзуки, его персоком, всё-таки не его покойная сестра, а Юдзуки, которая сама по себе и ценна не как ходячее надгробие, а как его компаньон и верная подруга. Таким образом поступает Хидэки и с Тии, вынося за скобки проблему её человечности, за пределы самой Тии, тем самым преобразуя её в проблему собственного восприятия Тии. Так ли важно, какая она уродилась, если Хидэки знает кого любит? Так и решил Хидэки, что любит он ту, кто живёт и всегда будет жить в его сердце, его особенная девушка, какой бы она ни была. В самом конце окончательно становится ясно, что для Тии и Хидэки было особенно важно разделить свои чувства и в полной мере осознать, что они особенны друг для друга, что у них вышло и с чем их можно поздравить. Вот и сказочке конец, в итоге любовь побеждает всё, стирая границы между живым и неживым. Безусловно, для нашей парочки это хорошая концовка, несмотря даже на то, что её чувства могут являться запрограммированной симуляцией. Но хорошая ли эта концовка для всего человечества?
Есть в данной манге ещё тема, которая будет видна читателю, если он немного прищурит свой взгляд и задумается о том, что же вообще творится в городе N и с его жителями. Не только я, но и Хидэки прямо был удивлён тому, что персокомы буквально заполонили улицы, их показано столько же, сколько и людей, идущими с ними в парах. Город сильно опустеет, исключи из его населения персокомов. Из-за этого напрашивается конфликт отношений между человеком и нечеловеком, который Хидэки разрешил, но только для себя одного и только в сторону Тии, являющейся скорее исключительным случаем. Она чобит, особенный персоком, а что делать с обыкновенными, которые запрограммированы с головы до ног? В отличии от Тии, за ними не было замечено ни субъектности, ни рефлексии. Можно привести примеры с Юми и Юдзуки, но в них не видно ничего помимо того, для чего они были запрограммированы - проявлять заботу. Они, конечно, необычные, но всё же гаджеты. По этой причине после прочтения последней главы осталось сильное убеждение в том, что общество, в котором происходит история любви, пребывает в глубочайшем кризисе. Никакой бы проблемы, наверное, не было, если бы персокомы были говорящими коробками с мозгами, а не прекрасными юношами и девушками, с которыми люди идут на променад, смотрят кино, всячески проводят время в общении, держась то за руки, то за талию.
600x840
За этим милым и тёплым фасадом находится ничто иное как апофеоз атомизированного общества, патология индустриальной эпохи, которая не остановилась на разрушении расширенной семьи в нуклеарную, а пошла ещё дальше, до самого абсурда, когда люди предпочли нормальным социальным взаимодействиям персокомов. Сейчас вы, читатели, наверняка скажете, что автор рецензии ШУЕ, и не буду спорить, действительно ШУЕ, но то, что происходит в "Чобитах", никак нельзя назвать чем-то здоровым и абсолютно нормальным. Вас, например, никак не смутило, что Тии так долго никто не активировал? Её не прятали в лесной чаще, она лежала на видном месте. Ну представьте себе, лежащее в мусорке тело Тии прохожие в упор не замечали, только Хидэки, неумудрённый современными ему тенденциями, сумел прийти в ужас, а ведь это абсолютно нормальная человеческая реакция на лежащий в мусоре бездыханный труп. Колхозник, в отличии от горожан, оказался нормальным человеком. После такого название манги Титосэ - "Город, в котором никого нет" - заиграло новыми красками, поскольку в городе N реального никого нет. Сказка, конечно, ложь, но разве в ней не жирный намёк? Главная героиня путешествует из одного города в другой в поисках человека, но каждый раз она сталкивается с тем, что в городе не оказывается людей. Нет, они есть, но каждый человек живёт отдельно от других, в собственной ячейке их муравейников, довольствуясь той иллюзией жизни, которую ему дарит персоком. Персоком выполняет свою задачу, как никак, он был создан для счастья человека. Но может ли гаджет заменить другого человека? Может ли предмет, по определению не обладающий свободой воли и чисто механически выполняющий только то, что прописано в коде его операционной системы, по-настоящему полюбить и подарить тепло общения? Вопросы риторические. Если на что и способен персоком, так это дать человеку только иллюзию, видимость общения, он получит лишь суррогат сердечной близости и ничего более. Человек занимается имитацией бурной деятельности, играясь с машиной в любовь, пока несчастная девушка, никем не замеченная, направляется в следующий город. В таком мире они и живут: персокомы не помогают людям, а ещё сильней отдаляют их друг от друга.
Как видно, в будущем широкое распространение персокомов в повседневной жизни привело к некоторой инверсии субъект-объектных отношений, когда люди, очарованные машинами, стали наделять их человеческими чертами, то есть отношение к объектам, предметам, меняется так, будто бы они становятся "живыми" и непосредственными членами их жизни. И это ещё ничего, ведь не так страшна субъективация персокомов как...объективация людей. Особенно объективация касается женщин, особенно в патриархальном японском обществе, в котором они до сих пор не принимают деятельного участия, такое вот предметное отношение как к обслуживающему роботу, что видно, например, в практике притеснения молодых японских матерей на рабочих местах. Юми очень боялась быть заменённой персокомом и не зря, потому что это уже произошло с преподом Хидэки, Симидзу, чей муж попросту забыл о ней. Персокомы намного красивей и менее хлопотны в обращении, они не будут вредничать, а ещё можно шаманить с их памятью и поведением. Причём Симидзу, скорее всего, не единичный случай, найдутся сотни, если не тысячи таких женщин, которые не выдержали конкуренции в дивном новом мире. Это не только инфляция женщин, которые стали фактически не нужны, это обесценивание человека как такового. Можно ли вообще здесь любить, если люди стали настолько легко заменимы?
600x840
И я подозреваю, что создатель персокомов, неоднократно упомянутый Итиро, мог быть в курсе происходящего, поскольку таким образом можно объяснить его странные действия в отношении своих дочерей. Чобиты были созданы не только для материнской радости, были ещё его слова о том, что персокомы заслуживают счастья. Дело в том, что они не могут обрести счастья, не будучи субъектами по отношению к людям, потому что предмет счастья испытывать не способен. А люди только утешаются ими, тщетно убегая от одиночества. Итиро был глубоко убеждён в абсурдности происходящего и начал искать пути решения сложившейся ситуации. Сначала он хотел запрограммировать машине потребность в счастье, но потерпел фиаско по той причине, что никак не мог дать Фрейе необходимого опыта любви, будучи её отцом, то есть всё равно требовался человек, и не какой-нибудь, а тот, кто был способен реализовать её чаяния. Потому он начал искать этого человека, и это был отчаянный шаг, Итиро явно находился в скепсисе на этот счёт, ведь в случае провала, как он полагал, его дочь, как и все персокомы, будут обречены на несчастье, для чего бы понадобилась заложенная в Тии вундервафля, предназначенная для стирания памяти, чтобы не только она, но и все персокомы сумели начать всё с чистого листа, продолжив дальше без сожалений и накопленного опыта, не различая себя и людей.
Хидэки сумел оправдать все мечты и надежды Итиро, вложенные им в свою младшую дочь. В худшем случае произошла бы настоящая катастрофа не только в масштабах города N, но и всего общества - оставленные без персокомов, людям пришлось бы лишиться своих фантазий. И последнее, если честно, напрягает, от такого хэппиэнда всё равно не веет чем-то хорошим, сам же Хидэки, по гамбургскому счёту, не спас человечество от болезни, он только дал надежду персокомам на то, что они могут стать полноценными субъектами счастья, прямо как люди. Человечество же, исходя из выше написанного, обречены в любом случае. Воплотится ли мечта создателя персокомов, сумеют ли они справиться с тем, с чем не сумели справиться люди? Я считаю эти игры в Бога бессмысленными, поскольку люди по неидеальной природе своей несчастны, порой совсем ущербны. Могут ли те, кто обречён на одиночество, создать кого-то для счастья? Они друг в друге не могут его найти, что уж говорить о персокомах, которые заменяют людей так же, как пустышка заменяет ребёнку материнскую грудь. Люди пытались создать персокомов по своему образу и подобию, но как ни крутили, а люди у них всё равно не вышли - даже чобиты не способны полностью избавиться от программирования и не испытывают человеческих эмоций. В этом и есть главная их трагедия, что чобиты всего лишь легенда, чья-то несбывшаяся мечта.
Сюжет произведения при этом не имеет какой-либо заковыристой конструкции, всё сделано нехитро, ко второй половине так вообще сплошные срывы покровов, ничего необычного. Некоторые сюжетные моменты вовсе кажутся притянутыми за уши. Например, толком не объяснили, откуда Симидзу известно местожительство Хидэки, который, на секундочку, снимает квартиру у матери Тии (!), что выглядит странно. Мир тесен, но это можно было исполнить более элегантно, без применение срыва покровов, которых и так немало. Второстепенные персонажи получились кто как, на их обсуждение ушло не так много слов, а про Дзиму и Гиту, которые грозно поджидали Тии, чтобы сделать что-то нехорошее, ничего говорить не хочется, это абсолютно пустые и ненужные персонажи, которые только в самом конце как-то начали двигаться и всё равно толком никакого участия в замесе не приняли, решив, как обычно, постоять в сторонке для вида. Что они есть, что их нету. Ну и да, я до конца так и не вдупляю, зачем Итиро поместил кнопку перезагрузки ей в вагину. Фансервис, конечно, все дела, но как-то не легче от этого. Фансервис, к слову, выполнен хорошо, не навязчиво, в глазах не рябит, в горле не сушит, а душу радует. За исключением цветных и крупноплановых сцен, рисовка, как и сюжет, тоже не вершина художественного мастерства, но вот дизайн обеих чобитов мне пришёлся по сердцу, как и обложки манги.
Возможно так вышло из-за этого:
@Харухофаг@wafssg, я старался быть понятым, подкрепляя свои мысли событиями из манги. Meh. Доброй ночи.@wafssg@Харухофаг, ну ты может и старался, только вердикт по тайтлу остался неизменным:Да и формат рецензии всё-таки не подразумевает какой-то рандомный поток сознания - для ваших эмоций есть отзывы
@Харухофаг@wafssg,@wafssg@Харухофаг, я, конечно, эту цитату по приколу леплю, но вообще то, что ты не понял причину такой конструкционной особенности, говорит о полном непонимании одной из главных идей манги@Харухофаг@wafssg, "не вдупляю" не значит не понял, эпиграф не просто так подобран. Понял, но не могу принять. Ещё раз - это не вопрос, а замечание, то бишь утверждение.@Vinkolt@Харухофаг, а мне понравилось, хорошо написано.