Сюжет
10
Эпик вин!
Персонажи
10
Эпик вин!
Рисовка
8
Отлично
Итоговая оценка
10
Эпик вин!
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке…
А. С. Пушкин
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке…
А. С. Пушкин
Примечание. Этот обзор включает анализ первых двух сезонов «Куберы», полностью законченных на момент его написания. Рецензент считает подобный ход допустимым, т.к. обзоры на отдельные сезоны аниме, а также на аниме с открытым концом по мангам и ранобе-онгоингам не считаются чем-то зазорным. Более того, в случае с вещью подобного масштаба охватить все сезоны в одной рецензии было бы проблематично: вышло бы либо слишком длинно, либо слишком
третий сезон располагает к совсем другим задачам, совершенно другой атмосфере и смысловым акцентам.
Спойлеры сведены к минимуму, доля субъективизма определенно присутствует.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263633.jpg)
Для Куберы Лиз – девочки с именем бога – все начинается в тот день, когда ее деревня оказывается уничтожена высшим сурой, а ее саму чудом спасает незнакомая колдунья…
Завязка подана в резкой, скомканной форме, с большими порциями плоского, часто неуместного юмора. При весьма драматических событиях чувствуется явная эмоциональная облегченность. Персонажи кажутся жутко типажными, вдобавок гораздо резче и гораздо поверхностное, чем проявят себя в дальнейшем… В моем случае, интерес только начал просыпаться к 15-20 главам, начальные я преодолела только благодаря рекомендациям. Возможно, автор действительно торопился, предвкушая дальнейшее развитие сюжета. Так или иначе, все вышеперечисленные недостатки вскоре сходят на нет, но и сейчас, перечитывая, я недоумеваю – неужели нельзя было сделать лучше?
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263637.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263641.jpg)
Не буду описывать, как менялось мои впечатления по мере прочтения; скажу лишь, что сейчас они полностью противоположны изначальным. Это очень незаурядная, масштабная, замысловатая, тщательно продуманная, в то же время глубокая и проникновенная вещь; одна из самых эмоционально сильных историй на моей памяти.
Сюжет я определила бы в первую очередь как многолинейный, продуманный, замысловатый и интригующий.
История фокусируется на десяти ключевых характерах, которые вводятся в сюжет в течении первых пятидесяти глав. Первое, что бросается в глаза – их независимость; иными словами, они не завязаны на ролях а-ля «команда протогонистов» - «антогонисты», либо «друзья ГГ», «враги ГГ», «бывшие враги ГГ, ставшие его друзьями», «учителя ГГ» и т.д. Они двигаются по истории со своими целями и мотивами, у каждого свой путь, и каждый будет тянуть одеяло в свою сторону. Часть персонажей – не последние личности в масштабах мироздания; ход, непростой в реализации, но здесь он вписан достойно. На момент начала истории многие из них уже знакомы между собой и находятся в сложных отношениях; постепенно всплывают взаимосвязи, старые долги. Мало-помалу все это сплетается в глобальное полотно, где столь многое стоит на кону и так сложно различить правых и виноватых.
Сюжет тщательно выстроен и глубоко продуман. Силуэты второстепенных персонажей и артефакты могут невзначай мелькать за сто-двести глав до своего реального появления в сюжете, причем в случае с персонажами уже тогда начинает раскрываться их характер; и это не единичные случаи, а привычная ситуация.
Каждый незначительный, на первый взгляд, эпизод имеет свою подоплеку и последствия. Названия большинства арок многозначны и могут относиться одновременно к разным персонажам и ситуациям, а слова, сказанные кому-то из героев, оказываются верны не только для него; впрочем, похожие ситуации не всегда рождают похожие решения…
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263659.jpg)
Есть в мире Куберы такое заклинание – Хоти Яма. Первую половину отведенного времени эффект незаметен и кажется, будто все как прежде, а потом… лепестки начинают осыпаться. Так вот, в каком-то смысле читателю предстоит почувствовать этот эффект на себе. И этот переход – от веселых приключений к драме – выполнен с ювелирной точностью. Когда он начался? Нет, нотки грусти были изначально, но поначалу их попросту не воспринимаешь всерьез. Теперь же, когда автор начинает говорить серьезно, приходит понимание, насколько хорошо подходит для этого рисуемая до сих пор картинка.
Атмосфера нагнетается не за счет немногочисленных кровавых сцен, большинство из которых подвергаются все более изобретательной цензуре, но за счет непонимания, а затем – медленного осознания происходящего, психологических конфликтов, вообще психологии персонажей и сложившегося отношения читателя к ним.
Приключение оборачивается драмой – взрослой и жестокой, охватившей множество персонажей и глубоко личной для каждого из них. Не какой-то один удар, а целая серия, и каждый из них болезненен. Остро ощущается судьбоносность происходящего. При этом сама драма не является самоцелью – лишь промежуточной стадией развития сюжета; в то же время это одна из самых сильных драматических историй на моей памяти, и не только в манга/манхва-индустрии. Она производит сильное впечатление и оставляет тяжелое послевкусие. Автор ставит перед собой, героями и читателями действительно сложные задачи
Очень хороший здесь юмор: как ситуационный, искрометный, но простой, так и горьковатая сюжетная ирония. Всегда к месту, и при этом добавляющий жизненности.
Самые разные аспекты мира прописаны и увязаны между собой. Летоисчисление, календарь и завязанные на нем атрибуты рождения, их особенности и роль при изучении магической науки. Оригинальная, четкая и внятная магическая система. Разные формы жизни, их внутренняя иерархия, внутренние и внешние взаимодействия, особенности развития и морали; проблемы полукровок. Некоторые исторические моменты, включая Катаклизм и его последствия для каждой из форм жизни; артефакты, как божественные, так и сделанные людьми; вопрос посмертия; спорные моменты этикета и статистика разводов среди представителей разных расс… Проработанных аспектов действительно очень много. Для ценителей хороших фентезийных миров это настоящая отрада: мир не статичен, имеет свой неповторимый колорит, и эффект погружения есть.
Вдобавок в достатке действительно интересных находок, которые хорошо обыгрываются; например, необходимость в быстрых и точных математических вычислениях при использовании заклинаний, или сила Имени.
Все это не может не отразиться на мировоззрении персонажей и их взаимоотношениях. В мире враждующих начал; мире, где у представителей различных рас разная скорость взросления и продолжительность жизни – есть и те, кто не стареет вовсе; где кровь сур разбавляется с каждым поколением, а детям-квартерам приходится оформлять опеку над родителями-полукровками, психически зависимыми от Короля; в мире, в котором скорость восстановления магической энергии у людей зависит от их эмоционального настроя; в мире с тысячью и одной загадкой. Все это накладывает свой отпечаток, создавая незабываемую, по-настоящему неповторимую палитру характеров, чувств и отношений, и порой становится невозможно предугадать, во что эти отношения выльются. Преподнесенные без лишнего пафоса, яркие и небанальные истории дружбы, соперничества, ученичества, родственной и романтической любви здесь выглядят особенно сильно, правдиво и глубоко. (Да, нашлось место и нескольким полноценным романтическим линиям; пары подобраны интересно). Все это наполнено какими-то личными детальками, смешными курьезами, горькими ошибками…
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263649.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263650.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263652.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/original/27715/263654.jpg)
Отталкиваясь от классических шаблонов вроде стандартного сенен-героя; его заботливого наставника; героя, борющегося со своей темной природой; воителя, ставшего пацифистом; крутого парня; крутого парня, косящего под дурачка; мелкой злодейки; толстого тролля с каменным лицом; женственной, жертвенной героини и беззаботного студента – автор сперва удачно обыгрывает их, а затем ставит перед ними действительно непростые задачи, давая возможность взглянуть на них под новым углом, что частенько подводит к весьма неожиданным выводам.
В мангах/манхвах с большим количеством глав часто случается, что герои исчерпывают себя достаточно быстро и в дальнейшем история держится только на введении все новых и новых действующих лиц; это не тот случай. Персонажи не исчерпали себя спустя сто, двести и почти триста текущих глав, не сбавляя, но лишь наращивая темп характера, а их внутренний мир устроен порой как минимум не проще, а, возможно, даже сложнее мира извне.
Пройдемся по десятке главных героев.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263632.jpg)
Удивляют изменения характера, которые автор пророчит ей еще в первых главах и уточняет в дальнейшем, их масштаб. При этом в глазах читателя Лиз долгое время остается ребенком, чье развитие слабозаметно… Из-за этого я не рассчитывала на какую-либо психологическую достоверность, и, как оказалось, напрасно. Ее поиск единственного пути проходит через болезненные вывихи характера, формируется специфическая система ценностей. И эта деформация и развитие были настолько страшны и реальны, что сомнений у меня не осталось; в них чувствуется нечто глубокое, выстраданное и очень устойчивое. Нет, характер еще не сформировался полностью, но теперь я безоговорочно верю в него; и в этом смысле второй сезон дал чувство некоей завершенности. Очень живой, полнокровный персонаж.
Зацепили ее всезатмевающая страсть; ее психологическая ломка; ее жизнеспособность, диктующая свои изменения; ее цельность, естественность как персонажа; но более всего – неповторимость ее пути.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263614.jpg)
- Ладно б двадцать, ладно б тридцать, ну еще туда-сюда…»
Крайне непростой, непредсказуемый, и при этом убедительный характер. Одиночка, однако совместное путешествие с Лиз было именно ее решением. Очень сдержанная и хладнокровная личность, математический гений, дикарка. Нравится определенная гибкость ее характера:
например, при необходимости может продемонстрировать интеллигентную сторону без тени вульгарности или кокетства, умение вести переговоры
Ее с полным правом можно назвать роковой женщиной. И она предстает перед читателем совершенно не вписывающейся в стандартное, замыленное понимание этих слов.
Почти до самого конца остается одним из самых многогранных, разносторонне раскрытых, и в то же время самых таинственных героев. Атмосферный образ, говорящий с читателем полунамеками. Наверное, самый феерический персонаж на моей памяти, любовно выписанный и запавший глубоко в душу. Большинство самых красочных моментов связано именно с ней, для меня так точно.
Ее флешбек как минимум не уступает истории Затмения в Берсерке; по личным впечатлениям, он значительно его превзошел.
Если в случае Лиз ключевой вопрос – «кем она станет», то в случае Аши – «Что же она такое?»; «Чего добивается?».
Ее врожденные атрибуты – Разрушение, Небо и Ветер – складываются в очень подходящий образ.
Имя «Аша» переводится с хинди как «надежда».
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263636.jpg)
Изначально предстает талантливым студентом магической академии на последнем курсе, уже несколько лет, однако, не способным выпуститься. Неравнодушный, прямолинейный, дерзкий, простой и добрый парень, на все имеющий свое мнение. Дурной, задорный, беззлобный и любящий. Со своими скелетами, тараканами, испытаниями, со своим путем. К Лиз, Аше и Юте присоединился по совершенно идиотской, но донельзя трогательной причине. И привнес в общую атмосферу совершенно особенные, сумасбродные, незабываемые нотки.
Дух студенчества в нем чувствуется, и да, мою влюбленность в этого персонажа сложно передать словами.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263877.jpg)
В отличие от большинства сур, дружелюбно настроен к людям. Характер, играющий в долгосрочной перспективе: интересен в плане проявления в сюжете, а также в плане развития.
На глазах расцветает во всей сложности своего происхождения и возраста; единственный герой, чьи чувства и рассуждения с определенного момента выглядят наигранно-театрально. Сложно сказать, является ли это авторской недоработкой или частью задумки; но на атмосфере, пожалуй, сказывается не лучшим образом. Понравилось, как показан процесс его взросления – со всеми подводными камнями: несговорчивость, отрицание авторитетов, половое созревание, перепады настроения, жажда признания.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263657.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263634.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263621.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263623.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263619.jpg)
Три самых дорогих для нее существа – покойная мать, лучшая подруга Аша, и Агни – бог, которого она легкомысленно призвала в возрасте одиннадцати лет и с тех пор вынужденно скрывала от всех… Намек на направление ее дальнейшего развитие – пугает.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263876.jpg)
В повседневной жизни доброжелателен и демократичен, легок и игрив в общении, любит косить под дурачка. Может сочетать мягкость и властность. Не любит делать поспешных выводов; готов сыграть роль психотерапевта.
По ходу повествования его образ утрачивает некую очевидность и простоту восприятия; удивительно, как легкое смещение акцентов влияет на понимание характера в принципе.
Про второстепенных персонажей много распространяться не буду – скажу лишь, что по харизме они зачастую не уступают главным. Они запоминаются своими историями, характерами, поступками – иногда с большой буквы – и тоже, как ни странно, неоднозначностью и разносторонностью характеров. Как они отнесутся к одному и тому же событию, как это выглядит в контексте их собственных поступков или, к примеру, родственных связей; как поведут себя в разного рода критических ситуациях – в открытом бою, где требуется проявить самоотверженность, или уже после нападения, когда так необходима холодная голова?
Некоторые из второстепенных героев зацепили глубоко, другие просто понравились харизмой.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263661.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263899.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263663.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263664.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263897.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/264358.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263898.jpg)
В какой-то момент романтический флер вокруг героев начинает таять, обнажая их недостатки, пороки и слабости – мелкие и серьезные, зачастую очень и очень отталкивающие. И оказывается, что правда все это время была рядом, скользила между строк. Не утратив яркой харизмы, герои обретают объем, реалистичность и глубину. И вот уже возникает впечатление, будто бы, изучая персонажа, ты идешь по узкой тропе: один неверный шаг, одна неверная трактовка – и не уловишь, потеряешь его суть. Они не оставляют равнодушными, часто вызывая самые противоречивые чувства; в то же время харизма персонажей захватывает, и их действительно хочется попытаться понять.
Можно сказать, что «в этой войне нет злодеев»; но с тем же успехом в злодеи можно записать половину персонажей. Никто не безгрешен, потенциал совершения чудовищных поступков есть у каждого. Всякий вдруг может предстать грязной, низкой, равнодушной, лицемерной и жалкой личностью. И они по-человечески понятны – вот что, наверное, самое пугающее. Пороки показаны не гротескно, но крайне отталкивающе. И все подано очень естественно: человеческий фактор, внутренние противоречия, психологические проблемы; моральные дилеммы, сделанный за других выбор, болезненная повернутость, психическая нестойкость. Обнаруживая себя в порочном кругу, герои не всегда способны остановиться, и бывает страшно смотреть, в какие дебри порой заводят их собственные страсти; ведь что может быть естественнее и трагичнее, чем пороки, овладевающие человеческой душой?
Что можно считать окончательным моральным падением, и существует ли такая «точка невозврата»?.. С другой стороны, нельзя не учитывать сложность задач, которые ставит перед героями автор. Граница между образами героя и антигероя очень зыбка.
Кто останется на стороне каждого из них – из персонажей и из читателей? По каким критериям следует их судить, кого простить, кого нет, и стоит ли вообще пытаться играть в судью?..
Немного приятных мелочей.
- При том, что мужские персонажи весьма хороши, женские цепляют даже сильнее. Если соскучились по интересным, разнообразным, с пониманием выписанным женским характерам – вам сюда, я такого изобилия и припомнить-то не могу.
- В некоторых героях остро чувствуется колоссальный масштаб личности – а это дорогого стоит.
- Если все же оценивать некоторых персонажей как злодеев – как ни странно, именно среди них окажется лучший злодей на моей памяти: по-настоящему жуткий и при этом сохранивший человеческий облик, вызывающий невероятную гамму чувств, очень парадоксальный в плане восприятия, при этом весьма адекватный в повседневной жизни; очень запоминающийся и харизматичный.
Повествование лишено назидательности и отгадок; читателю предоставляется возможность взглянуть на ситуации с разных ракурсов, точек зрения, каждая из которых убедительна. Есть и поворот, бесценный в своей замедленности, когда картину открывают по кусочкам, позволяя проникнуться важностью каждого из них, возможно, как-то объяснить для себя…
Яркими штрихами показана человеческая (в широком смысле) низость – по отношению не к врагам, а к своим, людям. Интересный подход к теме мести. Ярко отображена борьба высшего и низшего в человеке. Кроме того, есть простые жизненные мудрости – о том, как важно жить в настоящем, ценя окружающих, не погружаясь целиком в прошлое и не заботясь лишь о будущем. Взросление показано как тяжелый, болезненный процесс – тяжелее только работа над ошибками...
…После таких вот рассуждений может показаться, будто манхва крайне мрачная. Это не так. Впечатление внутреннего света истории долгое время сохраняется; забегая вперед, скажу, что и в рисовке это прекрасно отображено.
Вообще этот пункт анализировать сложнее всего, т.к. качество рисунка менялось на протяжении всех глав. В данной рецензии я использовала, в основном, изображения от двадцатых глав и выше. Но чтобы вы имели представление – в самых первых главах она была вот такой:
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263724.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263725.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263726.jpg)
Однако вскоре такие вот кадры начинают чередоваться с другими – с качественными ближними планами, эффектными постановками и живыми эмоциями.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263727.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263728.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263729.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263730.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263732.jpg)
В плане красочности автор ничем себя не ограничивает: волосы героев, шерсть животных, кроны деревьев и даже небеса могут быть любых возможных расцветок. Все вместе это позволяет более широко и нестандартно работать с цветовыми сочетаниями, освещением – и автор блестяще это использует. Ощущения пестрости нет, все сделано очень грамотно, я бы даже сказала, талантливо. Игра с цветом и освещением великолепная: они сразу задают настроение, а в ключевые моменты подобраны так, что аж мурашки по коже; могут наводить на определенные мысли, к примеру, о чужеродности персонажа в его окружении. Наконец, просто радуют глаз. При этом спектр сочетаний и вариантов освещения очень широк, я не могу вспомнить другую столь многообразную в этом плане манхву.
Выразительные фоны в количестве достаточном, чтобы впечатления обо всех посещенных героями местах остались яркими. Широкое пространственное размещение, позволяющее изобразить это с размахом. Качественно сделаны панорамные виды. Понравилась разнообразие архитектуры – тут вам и классические индийские мотивы, и модерн, и современные бетонные коробки, и даже бионические формы. Обработанных фото и 3д моделек, сбивающих настрой, замечено не было, все нарисовано «от руки».
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263675.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263690.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263677.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263678.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263679.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263680.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263681.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263682.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263882.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263885.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263884.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263683.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263691.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263686.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263687.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263688.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263689.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263692.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263693.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263694.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263695.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263696.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263697.jpg)
Жирный плюс за чардизайны. Свежие, меткие, разнообразные, продуманные и детализированные, они создают яркие образы и действительно запоминаются. Летящие рукава, пылающие волосы, тяжелые плащи, золотые доспехи, посохи, остроконечные шляпы, крылья, рога, уши, когтистые и шипастые лапы – всего этого здесь вдоволь; отчасти на руку автору играет и специфика расс. Моментов, которые хочется прокомментировать, действительно много. Если вы немного знакомы с колористикой, то получите дополнительное удовольствие от некоторых сопоставлений в цветовом решении персонажей, иногда – персонажей и фона.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263667.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263668.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263670.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263671.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263672.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263673.jpg)
2. Юта. Замысловатый шрам на груди, острые зубы, бледная кожа и одежда, черные волосы и черная же кровь. Довольно символично выглядят блокнот и меч на поясе. Но самое яркое впечатление производят, конечно, его крылья.
3. Жрица тьмы. Без маски – великолепное попадание в образ: яркие глаза, губы, платье в тон и бледная кожа... Маска меняет все кардинально, но главное – идеально смотрится в любой ситуации: это надо видеть. При всех различиях с костюмом Аши, сходство юбки позволяет оценить местные модные тенденции.
4. Нежные черты лица и застывшее выражение, эффектное платье, широкие золотые крылья и массивная птичья лапа складывается в удивительно гармоничный и красивый образ. В Южной Корее цветы в волосах означают сумасшествие… Обратите внимание на цвет перьев в крыльях и в волосах: эта разница неслучайна.
5. Еще один пример того, как могут выглядеть расовые признаки суры (в данном случае полукровки) в человеческой форме. Его боевая форма также нравится. В ней, несмотря на человекообразное телосложение, передвигается на четырех конечностях.
6. Самый эффектный, на мой вкус, дизайн суры. При попытке представить его реальную мощь просто дух захватывает.
Изменения во внешнем виде, элементы к отдельным ситуациям великолепно подобраны и сильно играют на общую атмосферу.
Мордашки достаточно разнообразны и среди них есть запоминающиеся, при том, что выдержаны в единой стилистике: нет внезапных попыток уйти в реализм, никаких карикатурных элементов.
Прекрасная передача эмоций, позволяющая как выразить сильные и сложные чувства, так и передать какие-то тонкие нюансы. Одних лишь оттенков улыбки – огромное множество: доверительно-всезнающая, чуть снисходительная; радостная; тускло-вымученная; озорная и т.д.
Мимика в отдельные моменты въелась в память надолго; но моменты эти – на грани очень серьезных спойлеров и нуждаются в пояснениях, их приводить не буду.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263698.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263699.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263700.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263701.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/264343.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/264341.jpg)
На что еще обратила внимание – выразительность поз. Довольно редкий случай, когда упор сделан не на пафос или фансервис, а на передачу эмоционального состояния персонажей, кое-где – на их сопоставление. Очень точно схваченные напряжение, робость, принятие удара, вызов, нежность… А чего только стоит образ Аши-подростка из двадцатых глав: замкнутая, агрессивная, бунтующая; кажется, только тронь – и она взорвется.
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263703.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263704.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263705.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263706.jpg)
Есть несколько простых, но эффектных находок. К примеру, моменты с минималистичным цветовым решением:
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263707.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263708.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263709.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263710.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263713.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263711.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263712.jpg)
Забавная рисовка комических ситуаций:
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263715.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263871.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263872.jpg)
Динамика:
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263718.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263719.jpg)
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263720.jpg)
![](https://dere.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263721.jpg)
Оцените воздушность атмосферы слева и ее тяжесть справа:
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/thumbnail/27715/263722.jpg)
Массовка не прорисована либо прорисована мало. Конечно, случались и огрехи вроде или , - но они действительно были единичными и потерялись на общем фоне, да мне и не попадались манги/манхвы, обходящиеся без таких вот недочетов.
Вообще, видно, когда нарисовано с душой – и это именно тот случай. В манхвах, где художник является одновременно автором, есть особый шарм. Едва ли кто-то другой сделал бы рисовку такой яркой.
Подводя итог относительно рисовки, скажу, что 8 – это усредненная оценка, которую я дала бы наибольшему числу глав; оценивай я отдельно первые – и она была бы значительно ниже, последние – и она была бы выше.
![](https://nyaa.shikimori.one/system/user_images/original/27715/264352.jpg)
Это масштабное фентезийное полотно с ярким нетривиальным сюжетом, созданное с огромным вниманием к чувствам героев, постепенно преобретающее глубокое и сильное звучание. Нечто полнокровное, прекрасное, изломанное и живое, красочное и такое хрупкое. Ради чего стоит читать? Ради мира, сюжета, атмосферы, персонажей и их взаимоотношений, смысловой нагрузки. Ради юмора в первой половине сюжета.
Из жанров выделила бы в первую очередь фентези, приключение и драму.
Вот и все. Спасибо тем, кто сумел дочитать до конца, если таковые найдутся.
@Чу@Чу@Faffa, спасибо) Надеюсь, перевод все же продолжат в скором времени, я бы тоже с удовольствием перечитала на русском.@Kawashiima Aoi, приятно слышать) Буду рада, если понравится