Почему Безвинный хорош как исторический роман? Нет, не за историческую достоверность, всё таки некоторые факты перевраны, неточны, да и абсурдно, чтобы женщина даже по высокой протекции стала палачом при Старом режиме. Самое главное тут - дух времени и аутентичность, они переданы превосходно. Безвинный повествует об остросоциальных противоречиях, терзавших Францию второй половины XVIII века. Это страна давно пережила свои лучшие времена, теперь же её душат безуспешные колониальные войны и знаменитая Семилетняя война. Но больше всего душит сословная система, которая как раз и привела монархию к позорному концу. Третье сословие разоряется налогами, крестьяне пухнут от голода, бедняки заполоняют трущобы Парижа, а в то же время собранные налоги уходят не на модернизацию государства, не на улучшение благосостояния большинства жителей, а на туалет любовницам короля и взятки, благодаря которым дворяне могли безнаказанно творить что угодно.
Следовательно, основная цель Безвинного это описание относительно небольшого зазора между миром прошлого, который цеплялся за феодальные пережитки и сословные привилегии, и тем, что мы называем современностью. Имя этой границе - Великая французская революция. Весь наш современный мир с его понятиями о государстве, о социальном устройстве, о правах человека и гражданина, наши флаги, символы, демократические ценности, даже само слово "революция", всё это было рождено в огне, охватившем сначала Францию, а затем и всё человечество. Не будь революции во Франции, не было бы Октябрьской революции, следовательно, не было бы знакомых нам ХХ и ХХI веков. И в это важнейшее для нас всех время живут, любят и страдают герои манги, в особенно главный из них - парижский палач Шарль-Анри Сансон, он же Великий Сансон. На самом деле очень интересный выбор исторического персонажа, поскольку руками этого человека было повешено, колесовано, запытано, четвертовано и обезглавлено 2918 человек, в том числе король и королева Франции Людовик XVI И Мария-Антуанетта. Вроде бы человек второстепенный, в учебниках истории о таких не пишут, но Шарль как никто другой прожил свою эпоху от начала до самого конца, ведь он лично крутил маховик истории.
1068x1600
Это что касается содержания произведения. Одно жаль, что Мишель-Анри Сансон с кем только не познакомился, но так ни разу не показали нам ни Руссо, ни Дидро, ни Вольтера, которые имели непосредственное отношение к описываемой эпохе. Вообще, сюжет это скорее заслуга не самого мангаки Синъити Сакамото, а Адати Масакацу, по книге которого был написан Безвинный, хотя автор положительно отнёсся к вышедшей адаптации. А вот что ни за что не скроешь, так это руку Сакамото. Во-первых, его мастерство рисовки, любовь прорисовывать самые малые детали, благодаря чему даже второстепенные сцены выглядят красиво и живо. Во-вторых, дизайн персонажей, который даёт нам ощутить их как людей, да и их костюмы нарисованы отпадно. В-третьих, режиссура, то есть то, как хорошо Сакамото использует язык символов и аллегорий, которым рассказаны самые откровенные сцены. Всё это вместе пробирает до костей. Во многих отношениях годная вещь, поэтому смело можно лепить девятку.
1920x13811091x1600
Следовательно, основная цель Безвинного это описание относительно небольшого зазора между миром прошлого, который цеплялся за феодальные пережитки и сословные привилегии, и тем, что мы называем современностью. Имя этой границе - Великая французская революция. Весь наш современный мир с его понятиями о государстве, о социальном устройстве, о правах человека и гражданина, наши флаги, символы, демократические ценности, даже само слово "революция", всё это было рождено в огне, охватившем сначала Францию, а затем и всё человечество. Не будь революции во Франции, не было бы Октябрьской революции, следовательно, не было бы знакомых нам ХХ и ХХI веков. И в это важнейшее для нас всех время живут, любят и страдают герои манги, в особенно главный из них - парижский палач Шарль-Анри Сансон, он же Великий Сансон. На самом деле очень интересный выбор исторического персонажа, поскольку руками этого человека было повешено, колесовано, запытано, четвертовано и обезглавлено 2918 человек, в том числе король и королева Франции Людовик XVI И Мария-Антуанетта. Вроде бы человек второстепенный, в учебниках истории о таких не пишут, но Шарль как никто другой прожил свою эпоху от начала до самого конца, ведь он лично крутил маховик истории.
1068x1600
Много слов про сюжет со спойлерами
И это не дар, а сущее проклятье. Шарль не выбирал, в какой семье ему родиться, но его угораздило стать потомственным палачом в четвёртом поколении династии Сансонов. И в манге, и в реальной жизни Шарль презирал семейное ремесло, всеми силами надеясь, что сия чаша минует его. Но точно так же, как Людовик был обречён стать королём, так и Шарль был обречён отрубить тому голову. Груз великой власти четырёх поколений Сансонов лёг на плечи их нового главы, и как бы тот ни брыкался, другого выбора у него никогда не оказалось. Поэтому у Шарля нету никакого права презирать своего отца, ему тоже не давали права выбирать, когда восьмилетнего мальчика назначали Господином Парижа. Первое время Шарль, конечно, противился и боролся с этой несправедливостью, пафосно заявив, что на нём закончится родословная Сансонов. Добрый, мягкий и утончённый юноша свободных нравов, противостоящий авторитарной бабушке, таково было лицо нового поколения, которое твёрдо решило, что смертных казней и палачей больше быть не должно. И тем ироничнее, что в процессе своего развития Шарль пришёл к принятию терзающей его системы, в полной мере заняв место своего отца в роли главы семейства.
1100x16001083x1600
Сначала Шарль помог сестре Мари стать судьёй и палачом, а в конце концов решил насильно выдать её замуж. То есть произошло перерождение в такого вот патриархала, Шарль принял свою участь и сам стал отцом, терзающего своего сына. Тот смазливый мальчишка, в ком горело пламя идеалов гуманизма, просто повзрослел и стал консерватором, который с усмешкой смотрит на молодого принца Людовика, зная, что и его юношеский максимализм закончится. В его перерождении нет ничего удивительного, это закономерный итог выбранного им пути. Для того, чтобы покончить с казнями. палач решил...оправдать ожидания семьи, стать лучшим и достучаться до властей. У Шарля были просто нереальные цели и идеалы, но вместо разрушения системы он пошёл по пути изменения изнутри, то бишь вместо революции Шарль предпочёл реформу. За это Мари его и возненавидела, что человек, давший ей мечту, стал таким же, как и их бабка. В отличии от Шарля, у Мари была совсем другая цель - абсолютная свобода. Если как глава Сансонов Шарль не был готов жертвовать положением и благополучием 50 человек, то Мари убьёт любого, кто наденет на неё женское платье. Шарль принял несправедливость этого мира и сам готов на подлость, а Мари не уступит ни пяди своей свободы, будучи готова бороться за несбыточные мечты, за мир, в котором никакого значения не имеют ни привилегии, ни сословное происхождение, ни пол.
1920x13891688x1200
Последнее особенно подчёркнуто. Мари рождается в мире обездоленных женщин, чей удел предрешён ещё до зачатия - она не более, чем ребро мужчины. Статус женщины в целом зависел от её замужества, и даже чтобы освободиться от патриархальной власти Мари пришлось хитрить, фиктивно женившись на рандомном челе. И как бы мы ни осуждали, например, мадам Дюбарри, всё таки для женщины третьего сословия не было никакого другого социального лифта, кроме как стать любовницей мужчины покрупнее. У дочек аристократов ровно такая же судьба разменных монет, которыми покупались семейные и государственные союзы. По сути, женская доля объединяет и Мари-Жозеф Сансон, и Марию-Антуанетту. Но, несмотря на угнетённое положение, женщины сами являются хранительницами и ретрансляторами патриархальных отношений. Да, женщина могла добиться высокого положения в мире мужчин, но именно поэтому она становилась патриархалом, рьяно отстаивая и сохраняя мужской порядок. Яркими примерами тому являются Мария-Терезия и Анна-Марта, имя которой «Железный закон семьи Сансон».
1920x14081102x1600
Такова психологическая составляющая Безвинного, герои манги, в том числе второстепенные, это живые люди с полным набором противоречий. Тут и мужской гомоэротизм, и женский, и авторитарная мать в семье, подавляющая своим авторитетом сыновей и внуков, много примеров можно перечислить. Особенно хорошо показано, как сильно личность Шарля деформируется под весом внешних обстоятельств. Вообще, палач это человек, в крайней мере низведённый до роли кровавого инструмента. Палач не просто государственный служащий, он и душой, и телом принадлежит королю Франции, он острие меча в руках Левиафана (кстати, крутая отсылка на Томаса Гоббса). Палачу дана эксклюзивная власть собственноручно карать врагов государства, именно Шарль выполняет самую грязную и презренную работу, за которую семья Сансонов, по сути, приравнена к касте неприкасаемых, находясь на одном уровне с гробовщиками. Убивать и пытать людей это не прихоть и не вершина карьеры, а обязанность, поэтому у него не было выбора, когда пришлось рубить головулюбовнику другу Жану или четвертовать Дамьена. Неизбежной профессиональной деформацией становится объективация, иначе невозможно убить человека. Как никак, в момент казни Шарль перешагивает через человеческую жизнь, превращая того в объект, в тряпичную куклу. И это касается не только преступника, потому что нельзя убить только его одного - ты потенциально становишься убийцей для остальных людей. В том числе он сам становится объектом, марионеткой в руках семьи, общественного порядка, государства. Во многом персонажи Безвинного либо соглашаются с порядком вещей, либо противостоят ему.
1092x16001920x14131920x14061035x1500
Таким образом, если подытоживать всё вышесказанное, в Безвинном присутствует две линии - историческая и личная. Первая тесно переплетена со второй и через неё в полной мере раскрывает дух описываемого предреволюционного времени, поскольку герои манги лично переживают происходящие исторические процессы. Конечно, после шестой главы события стали лететь чересчур быстро и неожиданно, да и как-то натянуто выглядит чтобы Шарль столь кардинально изменился из-за лишения девственности, но главное в манге это аутентичность. Я верю в происходящее, что всё это по-настоящему. Верю в мечты главных героев, потому они оказались не такими уж несбыточными, пусть до сих пор даже в благополучных странах борются с различными видами насилия, несправедливости, неравенства и дискриминации. Хотя сколько ещё придётся пережить на пути к такой обыденной вещи как всеобщее школьное образование. Гибель Алена Бернара намекает на то, что победа над Левиафаном окажется по-настоящему кровавой.
844x12001688x12001083x1600
1100x16001083x1600
Сначала Шарль помог сестре Мари стать судьёй и палачом, а в конце концов решил насильно выдать её замуж. То есть произошло перерождение в такого вот патриархала, Шарль принял свою участь и сам стал отцом, терзающего своего сына. Тот смазливый мальчишка, в ком горело пламя идеалов гуманизма, просто повзрослел и стал консерватором, который с усмешкой смотрит на молодого принца Людовика, зная, что и его юношеский максимализм закончится. В его перерождении нет ничего удивительного, это закономерный итог выбранного им пути. Для того, чтобы покончить с казнями. палач решил...оправдать ожидания семьи, стать лучшим и достучаться до властей. У Шарля были просто нереальные цели и идеалы, но вместо разрушения системы он пошёл по пути изменения изнутри, то бишь вместо революции Шарль предпочёл реформу. За это Мари его и возненавидела, что человек, давший ей мечту, стал таким же, как и их бабка. В отличии от Шарля, у Мари была совсем другая цель - абсолютная свобода. Если как глава Сансонов Шарль не был готов жертвовать положением и благополучием 50 человек, то Мари убьёт любого, кто наденет на неё женское платье. Шарль принял несправедливость этого мира и сам готов на подлость, а Мари не уступит ни пяди своей свободы, будучи готова бороться за несбыточные мечты, за мир, в котором никакого значения не имеют ни привилегии, ни сословное происхождение, ни пол.
1920x13891688x1200
Последнее особенно подчёркнуто. Мари рождается в мире обездоленных женщин, чей удел предрешён ещё до зачатия - она не более, чем ребро мужчины. Статус женщины в целом зависел от её замужества, и даже чтобы освободиться от патриархальной власти Мари пришлось хитрить, фиктивно женившись на рандомном челе. И как бы мы ни осуждали, например, мадам Дюбарри, всё таки для женщины третьего сословия не было никакого другого социального лифта, кроме как стать любовницей мужчины покрупнее. У дочек аристократов ровно такая же судьба разменных монет, которыми покупались семейные и государственные союзы. По сути, женская доля объединяет и Мари-Жозеф Сансон, и Марию-Антуанетту. Но, несмотря на угнетённое положение, женщины сами являются хранительницами и ретрансляторами патриархальных отношений. Да, женщина могла добиться высокого положения в мире мужчин, но именно поэтому она становилась патриархалом, рьяно отстаивая и сохраняя мужской порядок. Яркими примерами тому являются Мария-Терезия и Анна-Марта, имя которой «Железный закон семьи Сансон».
1920x14081102x1600
Такова психологическая составляющая Безвинного, герои манги, в том числе второстепенные, это живые люди с полным набором противоречий. Тут и мужской гомоэротизм, и женский, и авторитарная мать в семье, подавляющая своим авторитетом сыновей и внуков, много примеров можно перечислить. Особенно хорошо показано, как сильно личность Шарля деформируется под весом внешних обстоятельств. Вообще, палач это человек, в крайней мере низведённый до роли кровавого инструмента. Палач не просто государственный служащий, он и душой, и телом принадлежит королю Франции, он острие меча в руках Левиафана (кстати, крутая отсылка на Томаса Гоббса). Палачу дана эксклюзивная власть собственноручно карать врагов государства, именно Шарль выполняет самую грязную и презренную работу, за которую семья Сансонов, по сути, приравнена к касте неприкасаемых, находясь на одном уровне с гробовщиками. Убивать и пытать людей это не прихоть и не вершина карьеры, а обязанность, поэтому у него не было выбора, когда пришлось рубить голову
1092x16001920x14131920x14061035x1500
Таким образом, если подытоживать всё вышесказанное, в Безвинном присутствует две линии - историческая и личная. Первая тесно переплетена со второй и через неё в полной мере раскрывает дух описываемого предреволюционного времени, поскольку герои манги лично переживают происходящие исторические процессы. Конечно, после шестой главы события стали лететь чересчур быстро и неожиданно, да и как-то натянуто выглядит чтобы Шарль столь кардинально изменился из-за лишения девственности, но главное в манге это аутентичность. Я верю в происходящее, что всё это по-настоящему. Верю в мечты главных героев, потому они оказались не такими уж несбыточными, пусть до сих пор даже в благополучных странах борются с различными видами насилия, несправедливости, неравенства и дискриминации. Хотя сколько ещё придётся пережить на пути к такой обыденной вещи как всеобщее школьное образование. Гибель Алена Бернара намекает на то, что победа над Левиафаном окажется по-настоящему кровавой.
844x12001688x12001083x1600
Это что касается содержания произведения. Одно жаль, что Мишель-Анри Сансон с кем только не познакомился, но так ни разу не показали нам ни Руссо, ни Дидро, ни Вольтера, которые имели непосредственное отношение к описываемой эпохе. Вообще, сюжет это скорее заслуга не самого мангаки Синъити Сакамото, а Адати Масакацу, по книге которого был написан Безвинный, хотя автор положительно отнёсся к вышедшей адаптации. А вот что ни за что не скроешь, так это руку Сакамото. Во-первых, его мастерство рисовки, любовь прорисовывать самые малые детали, благодаря чему даже второстепенные сцены выглядят красиво и живо. Во-вторых, дизайн персонажей, который даёт нам ощутить их как людей, да и их костюмы нарисованы отпадно. В-третьих, режиссура, то есть то, как хорошо Сакамото использует язык символов и аллегорий, которым рассказаны самые откровенные сцены. Всё это вместе пробирает до костей. Во многих отношениях годная вещь, поэтому смело можно лепить девятку.
1920x13811091x1600
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев