neconetto
в сети: около 7 часов назад

Отзывы

Жизнь Будори Гуско (1994)
1 / 11
Отличная экранизация японской классики. Чарующая романтическая атмосфера любви и надежды на светлое будущее. Грустный, но в то же время необыкновенно оптимистический фильм. Повествование намного ближе к оригинальному тексту (см. ссылку) чем одноименный фильм 2012 года.
Тем более обидно что аниме двенадцатого года переведено на русский в нескольких вариантах, а к этому фильму 1994 года до сих пор нет даже субтитров. Рекомендую вначале прочитать рассказ, а потом смотреть просто без перевода. А вот на фильм 2012 года время можно не тратить - он плохо передает смысл рассказа и пропускает ключевые сцены повествования.
Бетонная революция: Сверхчеловеческая фантазия 2
7 / 15
Далее будет подробный разбор с трактовкой-спойлером. Этот спойлер может сильно повлиять на процесс просмотра поэтому читаем подкат на свой страх и риск )))

Concrete Revolution обзор двух сезонов (многобукв)
Аниме состоит из двух сезонов: "Бетонная революция: сверхчеловеческая фантазия" и "Бетонная революция: сверхчеловеческая фантазия. Последняя песнь". Это не отдельные части, а две логически очень сильно связанные вещи (это важно).

В первой части мы знакомимся с главными героями повествования, обозреваем место действия, привыкаем к рисовке и нехронологическому повествованию и как-то пытаемся осознать происходящее на экране.
Первым делом в глаза бросаются яркие цвета и огромное количество самых разнообразных персонажей. Они очень отдаленно связанных между собой, их разговоры и действия пока мало осмыслены, но это не сильно напрягает, т.к. сериал на первых порах выезжает за счет оригинальной рисовки и динамичных сцен. Но в первой части можно заметить несколько странностей и закономерностей:
  • Эпизоды делятся на даты и в соответствии с этими датами меняется поведение ГГ. В одних датах (в прошлом) ГГ сражается на стороне "условно хороших", а в других - его считают предателем и он всячески вредит своим бывшим друзьям. И каждого нового персонажа представляют в двух временных плоскостях "было-стало". Весь первый сезон я старательно ждала что сценаристы покажут переломный момент когда ГГ получил глубокую психотравму и ушел в закат. Но не дождалась.
  • ГГ практически в каждой серии рассуждает о справедливости и суперлюдях. Ну, думаю, - очередной сериал про сверхлюдей и их страдашшки (привет Марвелу). Этих рассуждений много, но они (!) разные. В одной серии нам предлагают подумать все ли сверхлюди хорошие или все плохие (и где надо провести черту и как). В другой - надо ли их защищать или их надо уничтожить. Где-то проходит полемика на тему "правы ли те люди которые используют сверхлюдей в своих интересах?". "А как на счет ученых которые проводят опыты над сверх-людьми?" И красной нитью идет вопрос: на чьей стороне справедливость? Задает этот вопрос как ни странно главный герой. Но при этом он совсем не торопится на него однозначно отвечать. И вот что странно: во всех спорных ситуациях ГГ занимает наблюдательную позицию и совсем не рвется применять свою силу коей у него овердофига.
Еще одна странность которая меня мучила весь первый сезон - это взаимоотношение ГГ со своим папкой. Обычно в аниме все подростковые психи спихиваются на детскую психотравму. И первый кого должен был послать ГГ в закат - это его приемный отец. Но, внезапно ни у ГГ к отцу ни у отца к ГГ вообще нет никаких претензий. Ну то есть совсем никаких.
Первый сезон заканчивается невнятно, но не разочаровывает. Не очень понятно что хотели сказать авторы, но зато картинка складывается в красивый эклектичный паззл в котором более-менее мирно сосуществуют роботы, пришельцы, волшебницы, призраки, киборги, чудовища, йокаи, гениальные ученые путешествующие во времени, сверхсекретные разработки армии и люди с паранормальными способностями. И это все происходит на фоне какой-то очень внезапной общественной движухи (про нее далее будет рассказано подробнее).

А теперь про второй сезон и общую суть.
Возьмем название аниме: "Бетонная революция". Как-то внезапно для аниме про сверхлюдей, не находите?
Идем в википедию и выясняем что этим термином (concrete revolution) назван переходный момент в римской архитектуре когда был изобретен и внедрен бетон. Ранее постройки складывались из блоков, камней, кирпичей и прочих условно мелких деталей, а появление бетона дало огромный толчок в развитии архитектуры и привело к появлению новых направлений, форм строений и др.
И? Какое отношение имеет архитектура древних римлян к сверхлюдям в Японии?
Далее смотрим аниме внимательно. Мы уже привыкли к яркой рисовке и стильным персонажам и теперь можем их мысленно немного отодвинуть. И посмотреть на задний фон. А конкретно на ту обстановку в которой происходит сюжет. И тут мы видим на фоне студенческие демонстрации, запуски спутников, движение хиппи и прочие вещи которые намекают на определенный период истории. Я поначалу думала что это просто стилизация, но далее поняла что это не просто стилизация а точные временные аллюзии. Отправной точкой отсчета для меня стал эпизод, действие которого происходит во время проведения зимней олимпиады в Саппоро. По летоисчислению аниме - это 43 год. Мы смотрим википедию и видим что в Саппоро действительно проводилась зимняя олимпиада. Но на нашем человеческом летоисчислениию - это был 1972 год. Отсюда можно просчитать все даты которые задействованы в аниме и их взаимосвязь с реальным временем. А увидеть можно реально очень многое. Практически половину списка из статьи про 70-е в вики.
И вот... тадам!!! Главный герой - это атомная бомба в человеческом исполнении. А сверхлюди - это атомная энергия, химические, биологические и прочие разработки которые могут быть смертельными и разрушительными, могут быть оружием сдерживающего плана, а могут принести пользу человечеству.
После того как вы узнаете эту маленькую подробность, все те темы которые так долго и тщательно обсасывали в первом сезоне начинают играть новыми красками. А если вы заодно вооружитесь энциклопедией, то вам откроются еще более удивительные подробности.

В аниме есть серия в которой из робота, разработанного армией выливается топливо и наносит огромный вред экосистеме (аллюзия на экологические загрязнения от военпрома). Есть серия про человека который стал мутантом потому как у него была аллергия на инопланетный цветок (аллюзия на последствия радиации). Есть серия где с помощью крови ГГ проводят лабораторные испытания и делают чудовищ (аллюзия на исследования связанные с мутациями). Есть серия где президента ловят с помощью прослушки и он подает в отставку (аллюзия на Никсона), есть эпизод про войну во Вьетнаме и в нем же внезапно показывают огромную статую Будды (аллюзия на Индийские атомные испытания). Очень много эпизодов посвящено студенческим демонстрациям (мирные демонстрации в США), упоминаются политические переговоры о законности/незаконности сверхлюдей (читай атомного потенциала).
Про второстепенных персонажей:
Если не ассоциировать персонажей аниме с реальностью, то сюжетное повествование кажется набором бреда. Плюс к этому мы имеем собранных в винегрет абсолютно нераскрытых персонажей с невнятной мотивацией.
Но! Присмотритесь повнимательней:
Вот мы видим мальчика Джудаса. Его сверхспобособность - электричество. При самом первом знакомстве с ним нам говорят что он был хорошим, но потом связался с плохой компанией и начал грабить банки... А потом он переходит на сторону Дзиро и в конце сериала мы видим его в образе доктора который проводит эксперименты над сверх-людьми с помощью крови Дзиро. Внезапно, да? Знакомьтесь: Джудас = электроэнергетика.
А вот мифическое существо ДевилА, которое люди объявляют виноватым в подземных взрывах. Она живет глубоко под землей, но в определенный момент покидает землю и растворяется в космосе. ДевилА = природный газ метан.
И так можно присмотреться ко всем сверхлюдям. Я нашля для себя много разного интересного ;)
Много внимания уделяется противостоянию волшебницы Кикко и йокая Эми. И их отношению к ГГ. Я пришла к выводу что Эми представляет собой всю природу вцелом, а Кикко - общество. Соответственно главной линией сериала остается отношение Кикко-Дзиро и это очень неспроста.

Историческая справка:
В 2011 г. в Японии произошла мощнейшая атомная авария. До аварии доля потребляемой атомной энергии (АЭ) в Японии была почти 30%. А потом в 2011 году атомные реакторы приостановили и сейчас их доля (!) 3%. В обществе очень сильно движение направленное против использования АЭ. И правительство всеми силами пытается сгладить общественный негатив. Так что неудивительно что в 2015 году вышло аниме с оригинальным сюжетом (по сценарию, а не на основе манги) в котором показана история АЭ. В Японии эта тема сейчас как никогда актуальна.

Сам герой в начале повествования не контролирует свою силу, а в конце - контролирует (управляемый/неуправляемый термоядерный синтез). Он много рассуждает о справедливости и пытается рассудить противоборствующие стороны не вступая в конфликт (холодная война). И за весь сериал он проходит путь становления-взросления, а на деле - это оказывается история развития атомной энергетики от атомной бомбы до мирного атома. Дзиро превращающийся в дракона который незримо парит над всеми - это то самое доступное электричество которое есть в каждой лампочке! Это настолько гениально что в конце сериала я рыдала!

Мне очень понравилось как оригинально и проработано в сериале показана история 70-х, история развития АЭ, и очень ярко показаны проблемы которые возникали по мере развития технологий. Это дает повод лишний раз заглянуть в учебник истории, покопаться в недавнем прошлом и сделать выводы на будущее.
Бетонная революция - это аллегория. Подобно тому как изобретение бетона совершило прорыв в римской архитектуре, появление атомной программы дало толчок к новым достижениям в энергетике, космосе и других областях!