В прошлом году, когда я познакомился с мангой, один человек заявил следующее:
Тогда я ответил, что обязательно когда-нибудь проверю данное утверждение и этот день наконец-то настал, с ранобэ разобрался за пару дней. Как я теперь смотрю на адаптации ранобэ? Перестал ли я любить мангу и снятое по манге аниме? Нет, они всё так же останутся для меня чем-то тёплым и ламповым, к чему я возвращаюсь уже третий год подряд. В конце концов, именно через эти адаптации я пришёл к оригинальному произведению, поэтому отличия от предшественника не делает их менее значимыми работами, скорее более иными, с другим настроением, с другой атмосферой. В конце концов, истории заканчиваются одинаково, каким бы путём наши герои не шли, все они приходят к хэппи-энду, преодолев по дороге множества дерьма, тем самым найдя друг друга.
NHK хорошо раскрывается только в оригинале, манга и аниме это одна большая плохая адаптация
Тогда я ответил, что обязательно когда-нибудь проверю данное утверждение и этот день наконец-то настал, с ранобэ разобрался за пару дней. Как я теперь смотрю на адаптации ранобэ? Перестал ли я любить мангу и снятое по манге аниме? Нет, они всё так же останутся для меня чем-то тёплым и ламповым, к чему я возвращаюсь уже третий год подряд. В конце концов, именно через эти адаптации я пришёл к оригинальному произведению, поэтому отличия от предшественника не делает их менее значимыми работами, скорее более иными, с другим настроением, с другой атмосферой. В конце концов, истории заканчиваются одинаково, каким бы путём наши герои не шли, все они приходят к хэппи-энду, преодолев по дороге множества дерьма, тем самым найдя друг друга.
Хорошая новелла, рекомендую
Какое же настроение у ранобэ? Более тёмное, более пасмурное, более грязное, серое, замкнутое. патологическое, агрессивное. В аниме бред и галлюцинации Сато многое говорят нам о ментальном состоянии главного героя, но благодаря цензуре тема употребления веществ поднята не была, что, конечно, умаляет его образу, именно упарывание волшебного порошка привело Сато к многочисленным психозам. То есть мало того, что он затворник, он обдолбанный затворник, треть сюжета состоит из трипрепортов и торчания, на которое он успел подсадить Ямадзаки. Благодаря цензуре мы также не очень в курсе того, что Сато пристрастился к настоящей детской порнографии, в ранобэ прямо отсылают к реально существовавшим фотографам, которые вполне легально выпускали лоликон с живыми малолетками. Вырезание такого рода подробностей объяснимо с точки зрения издателей, такое по телеку точно не покажешь, хотя без этого история многое теряет. Наркотики и детская порнография очень важны, ведь именно в ранобэ мы увидели, как далеко человек способен пойти в поисках эскапизма, что выражаются именно в форме аддикции.
Подрезали и некоторые сцены из жизни персонажей, конкретно, у кореша главного героя по упарыванию веществ. Ямадзаки в адаптации выглядит как человек, однажды обиженный противоположным полом, но там не сказано об изнасиловании Ямадзаки в школьные годы, которую устроили подруги его сестры. Такого рода жестокость по-настоящему раскрывает его мизогинию, потому что это не просто биопроблемная детская обида на них, это многолетний опыт взаимоотношения Ямадзаки с противоположным полом, который не принёс ничего хорошего. Однажды его поломали. И этот поломанный человек, ведомый травмами, ведёт долгий и пространный монолог о поломанных инстинктах, пытаясь найти рациональное объяснение боли, которую он испытывает большую часть своей сознательной жизни. Нет, он не может найти третий путь из созданного им противоречия между инстинктом размножения и созданным разумом идолом идеальной девушки, которая должна была оправдать его страдания и одиночество.
[image=1693579]
В оправданиях остро нуждается и Мисаки. Для тех, кто был очарован ею после просмотра аниме, чтение ранобэ может оказаться несколько шокирующим, потому что Мисаки не очаровательная няша, она такой же безнадёжно патологический персонаж, как и Сато. Добрая девушка, которая помогает бедным хикикомори это не призвание Мисаки, это диагноз. Её ничем необоснованный альтруизм по отношению к затворнику является проявлением не запредельной доброты, а презрительного отвращения, о котором она никогда не забывала упоминать прямо в глаза, так что его параноидальная самоуничижение и мнительность были вполне оправданы, Мисаки действительно была низкого мнения о нём. Можно заметить, что в аниме был потерян такой холодный момент, Мисаки из ранобэ это неприятный персонаж, отчего её слова про добрую девушку, которая помогает бедным хикикомори, приобретают более противоречивый оттенок, не по себе становится от них.
Кроме того, поломанный человек как характеристика хорошо описывает Мисаки, это заметно ощущается в её словах, действиях. В адаптациях она как-то худо-бедно пытается привлечь внимание Сато к себе, в ранобэ нет ничего, кроме их встреч, до прогулок дошло только в самом конце, да и те были по большей части сопровождались молчанием. Потому неудивительно, что Сато правда не понимал, что она хотела от него, зачем нужны были лекции, которые наполнены глупой банальщиной, это выглядит глупо и, несмотря на это, Мисаки всё продолжала совершать свои затупы. Нет, даже не глупо, правильней будет сказать по-детски наивно, она верила в свои лекции. Правда, не в их содержимое, а в то, что они сработают, что они помогут достигнуть поставленных целей. Только не в те, о которых Мисаки говорила Сато, наоборот, в её планы не входила реабилитация и его возвращение в общество. Меньше всего она желала того, чтобы тот стал полноценным человеком.
Чтобы жить, ей нужен кто-то ещё более опустившийся, кто-то совсем никчёмный, кто был бы по гроб должен Мисаки за её благосклонность, в чьих глазах она была бы доброй девушкой. Составленный ею второй договор призван окончательно закабалить хикикомори, сделав того во всём от неё зависимым. Не Сато, а Мисаки является основным субъектом соглашения, всё вертится вокруг неё, что очень много говорит об эгоизме Мисаки - Сато обязан принадлежать ей весь, и душой, и телом, и никаких компромиссов она не потерпит. То есть на этом этапе читателю становится понятно, что с ней всё очень тяжело. Сато так и не понял её истинных намерений, даже когда та начала прямом текстом заявлять - он ей нужен. Разбитая своим детством, перемолотая в школе, Мисаки до истерики боится каждого человека, ей страшно жить в обществе, которое выбросило её на самое дно. Она нашла кого-то хуже себя и уже боялась потерять его, потому что в извращённых понятиях это означало конец, всё-таки нет никого хуже неё.
[image=1693670]
Реальность, где кто-то обязательно стоит выше другого, сильно деформировало мировоззрение Мисаки и эту деформацию она, вольно или нет, пыталась навязать Сато, иных отношений она не знала. Мисаки всю жизнь жила в страхе перед людьми и обществом и именно страх руководил её отношениями с Сато, будучи зависимой от чужого мнения, ей было смертельно важно быть самой лучшей хотя бы в глазах никчёмного хикикомори, всё-таки о себе Мисаки была ещё более низкого мнения. И если смотреть на динамику развития их отношений, станет понятно, что Мисаки всё время билась как рыба об лёд. Её лекции по большей части состояли из монологов о самой себе, которые перешли в отчаянные крики о помощи, которые были направлены к одному человеку.
Однако я склонен подозревать, что Сато не был таким уж безнадёжным дурачком, которым он нам кажется на первый взгляд. Он глух, но он глух намеренно, в глубине души он понимал намерения Мисаки, но просто не обращал на это внимания, ему удобнее было думать о Мисаки как о скрытой проповеднице, чем он о человеке, который нуждался в человеке. А как он поступил, когда Мисаки не оставила ему выбора? Конечно же, как и всегда, когда дело касается его самого - Сато убегает, сверкая пятками. Скукожился он в колледже, но ещё в школе был нелюдим, даже с Ямадзаки, за которого тот заступился, Сато не поддерживал активного общения. А разве он не убежал от старосты, которая нуждалась в близости? Первым перепихом всё и кончилось. И во второй раз Сато от неё сбежал, вовсе не из-за моральных соображений, чувств её супруга или из-за беременности старосты. Сато просто зассал.
Как Мисаки зациклилась на себе, так и он не верил в то, что способен сделать счастливым другого человека. Для Сато одиночество было тяжестью, но он его оправдывал, говорил, что так и надо. Он чуть ли не с самого начала говорит о невыносимости бытия хикикомори, как он хочет перестать им быть, как он вылезаторствует, хотя всё без толку. Потому что больше одиночества Сато боится оказаться одиноким. В его понимании, чем больше ты имеешь, тем больше в итоге теряешь. Мысль о неизбежности расставания так его тревожит, что Сато решил больше ни с кем никогда не сближаться. Поскольку Сато не хочет сталкиваться с ещё большим одиночеством, он прячется от других, избегая тем самым боль. Парадоксально: будучи глубоко несчастным, сломленным и обиженным жизнью человеком, больше всего на свете наш главный герой боится собственного счастья.
По сути, он, а никто другой, заточил себя в комнате на 6 татами. Не только Сато, все основные персонажи новеллы боятся быть счастливыми. Ямадзаки боится любить, потому что может не быть любимым, ему комфортнее всего любить героинь эроге, заранее огородив себя от любой попытки наладить личную жизнь. Это не тётя с дядей считали Мисаки ничтожеством и абузой на шее семьи, это она себя так заклеймила. Будучи однажды поломанной, Мисаки стала дальше подстраивать свою жизнь под патологические паттерны поведения, в конечном итоге загнав себя на тот суицидальный мыс в её Мухосранске. Это довольно хороший пример того, что психологические проблемы, особенно тяжёлые их случаи, без помощи со стороны приводят людей либо в наркопритон, либо на крышу, откуда прямая дорога только в могилу. И нормальные люди, которые противопоставлены главным героям, тоже чувствуют свою неполноценность, потому что не от хорошей жизни люди приходят к религии.
[image=1693694]
Люди это вообще существа, довольно далёкие от какого-либо идеала, все они кривые, косые, больные, злые, жадные, скупые, эгоистичные. Даже считая друг друга братьями, по крови или во Христе, люди стремятся лезть друг другу на голову, тем самым отправляя жизнь себе и окружающим. Несчастные люди копошатся как пауки в банке, неосознанно, или осознанно, делая других ещё более несчастными. Неизбежно на этой скотобойне появляются жертвы. И знаете, прочитав мангу год назад, я увидел тут историю о неизбежном взрослении героев, которые не вышли из школьного возраста, ходили по кругу, жили прошлым, которые, слишком засидевшись в материнской утробе, должны были через превозмогания покинуть её, вместе с болью впервые вдохнув воздух взрослой жизни. Только сейчас я осознал, что в новелле взрослеют люди во всех смыслах неполноценные и поломанные, неспособные найти себя в обществе, где им нет места.
Наиболее странной вещью я нахожу ту дилемму хикикомори, которая красной нитью вьётся по всей ткани повествования. Вот действительно, откуда герои взяли, что они обязаны быть самыми полезными и деятельными членами общества? Лично не понимаю такого максимализма - либо ты самый-самый нужный для всех, либо абсолютное ничтожество и труп. В реальной жизни оно работает иначе, есть круги общения, есть близкие люди, с которыми обычно тусуешься, есть просто знакомые, кто пишет тебе раз в 5 лет, то есть это выглядит не так гротескно, как в голове у Сато - либо ты со всеми, либо вообще ни с кем. Деформированное однажды мировоззрение будет деформировать жизнь людей всю оставшуюся жизнь. Это завело наших героев в замкнутый круг между одиночеством и страхом оказаться в ещё большем одиночестве, человек буквально замыкается на самом себе, тем самым, лишаясь общения и всякой надежды на счастливую жизнь.
Читатели, более меня знакомые с психотерапией, или даже профессионально занимающиеся данной темой, могут увидеть у главных персонажей явные манифестации различных расстройств личности, и не только очевидную социофобию Сато, но также и пограничное расстройство, если судить по его суицидальному поведению и циклотимии, выраженной в скорых переходах от маниакального воодушевления (щас как всё пойдёт, ух!) до депрессивного бессилия. И по-хорошему дело должно было дойти до профессиональной помощи, о чём, конечно, герои знать не обязаны, но в реальной жизни лучше не делать такого, что они сделали. Так или иначе, персонажи вечно идти по кругу не могли и для каждого пришёл тот самый момент, когда бездействовать нельзя, а убегать некуда - либо пан, либо пропал. Ямадзаки в последний момент успел закончить игру, но революционером не стал и принял участь, оставив Сато наедине с Мисаки.
Именно никчёмному трусу и хикикомори Сато было суждено начать развязку всей этой истории. Оставшись совсем наедине, обдолбавшись наркотой, доведя себя до голодной смерти в квартире, из которой его должны были выселить, Сато был поставлен перед фактом и, возможно, впервые в жизни перестал убегать от проблем, устроившись на подённую работу, да и знакомство с Мисаки не прошло совсем даром, встречи и прогулки сказались положительно на социальных навыках. Всё это дало главному герою сил и решимости пробить скорлупу между ним и той, кто нуждался в Сато здесь и сейчас. Десятая и одиннадцатая главы являются одним большим катарсисом, через который он проходит. Финалом является мыс самоубийц. Тут Сато, в порыве своего маниакального безумия, идёт самым прямым путём, приняв решение, как пелось у Летова, покончив с собою, уничтожить весь мир.
Ямадзаки тоже не остался в стороне, оставив Сато последнее послание, напомнив, ради чего они оба жили и чего на самом деле желали. Если внимательно следить за похождением этой парочки, то сложно не заметить, как из раза в раз Сато с Ямадзаки пытаются, так или иначе, умереть, покинуть свою никчёмную жизнь, сбежать из психотронной тюрьмы в прекрасный и свободный эскапизм. И сюжет игры как раз получился об этом, в конце авторы приходят к определённому выводу, который выражен в афоризме Ницще: ...что падает, то нужно еще толкнуть! Все, что от сегодня, - падает и распадается; кто захотел бы удержать его! Но я - я хочу еще толкнуть его! Знакомо ли вам наслаждение скатывать камни в отвесную глубину? Эти нынешние люди: смотрите же на них, как они скатываются в мои глубины! ... И кого вы не научите летать, того научите быстрее падать! То есть центром и причиной страданий, то есть весь мир, Сато определяет себя, а уничтожение психотронной тюрьмы означает и самоуничтожение, потому что Сато не только узник, но и надзиратель, и тюрьма.
[image=1693708]
Это важный момент принятия ответственности за происходящее в его жизни, борьба со злом прежде всего означает борьбу с самим собой, то есть с первопричиной зла. Вся перебитая психика, извращённый взгляд на мир, все противоречия, что преследовали Сато, можно было уничтожить только вместе с собой, потому что всё это и есть он. Но тут важно заметить, что до ключевого момента Сато умирал ради самого себя, ради избавления от собственных страданий, потому что кроме него не было никого, но тут в его мирке появляется Мисаки, которой он нужен. И тут все нити соединились в голове Сато - он впервые решил умирать ради кого-то другого. Только самым радикальным самопожертвованием, на которое тот был способен, Сато разрушил путы, разрушил самого себя, буквально и метафорически себя убив, тем самым освободившись к любви. Сато вылечился и теперь способен любить - он вырос и стал больше себя.
Можно, конечно, сказать, дескать, а что вообще плодотворного я нахожу в его попытке закончить жизнь суицидом на глазах у Мисаки, учитывая, что решение принят в маниакальном порыве? Ну, дело в том, что в данном случае самоубийство, то есть самое радикальное самоотрицание, оказывается самым радикальным самоутверждением, именно в тот момент, когда Сато сбрасывается со скалы, он чувствует себя живым и настоящим, он доказал самому себе и всем, что он умирает не просто так, а ради Мисаки, что ему реально есть, чем жертвовать, он доказал, что существует. Кто-то из этих двоих должен был первым пойти на встречу и подать руку, то есть взять на себя ответственность и заявить о своих намерениях. И Сато справился с данной задачей, окончательно уничтожив скорлупы их мирков, а вместе с ними и одиночество. Теперь Сато с Мисаки не одиноки, потому что они есть друг у друга.
[image=1694011]
Эпилог. Теперь о нём. В начале я говорил о хэппи-энде. А можно ли считать концовку новеллы действительно счастливой? Ну, как по мне, она скорее открытая. Тут вспоминается Достоевский с "Преступлением и наказанием", чей конец тоже нельзя назвать прямо уж хэппи-эндом: Раскольников в тюрьме, мать мертва, Сонечка уехала за ним в Сибирь. Знаем ли мы о том, что с ними будет дальше? Останутся ли они в Сибири после освобождения Родиона? Всё ли будет хорошо между ним и Сонечкой? Ответы на эти вопросы автор не даёт, но самое главное понятно - после каторги жизнь главных героев изменится радикально. Так и тут нет никаких гарантий, что у Мисаки с Сато всё будет хорошо, что их жизнь пойдёт в гору, ем более, что по-хорошему им бы не помешало пройти курс КПТ, но одно понятно - как прежде больше не будет. А лично я больше за Ямадзаки волнуюсь, потому что он проиграл больше всех, сдал все свои мечты и надежды, бросил всё, что любил и ценил, принял, так сказать, экзистенциальное поражение, вернувшись в деревню, зажив ординарной жизнью семьянина. Самое интересное его ждёт впереди.
Вообще, я не могу объективно оценивать произведение Тацухико Такимото в силу того, что тут много личного. Я один из них, кто несколько лет назад криво-косо писал оправдание своему одиночеству, считая, что у меня есть только я, что так и нужно, либо я стану сильным и самодостаточным, либо сдохну. А однажды, перебрав с сигаретами, меня так сильно прижало, как-будто всё пространство собралось давить меня, всё вокруг ополчилось против человека, который из года в год пытался покинуть город и зажить новой жизнью, но невидимый купол не давал ему отсюда выбраться. Я ощутил, что был съеден и буду до гроба медленно перевариваться в этой венериной мухоловке. Не правда ли знакомые чувства? Я не параноик и в теории заговора не верю, но в тот момент правда казалось, что кто-то сознательно желает мне долгой и мучительной смерти.
Субъект зла, в той или иной форме, это такое явление страдающей человеческой жизни, о котором в ранобэ говорится всё время. Не просто так здесь поднимаются вопросы из области духовной жизни, где эта тема актуализирована сильнее всего. Субъект зла существует во всех религиях, больших и малых: в шаманской практике есть вредные духи, приносящие болезни и бедность, в христианстве субъект зла прямо называется врагом человека, отцом лжи и первым человекоубийцей, которым, конечно, именуется дьяволом. Люди, независимо от их происхождения, давно склонны субъектизировать всё плохое и страшное, создавая некоторую фигуру, которую очень удобно пинать. Мисаки, например, субъектом зла считает Бога, пусть, конечно, не его конкретно, а кого-то, кто был бы виновен в её боли, кого можно обвинить во всех проблемах, она очень хочет, чтобы кто-то такой был.
Раз уж пошла такая пляска, хочется упомянуть Книгу бытия, то место, когда Бог заговорил с согрешившими Адамом и Евой. Что случилось, когда он попросил тех объясниться? Некоторые не понимают, в чём именно накосячили люди, акцентируя внимание на плодах и деревьях, но надо внимательнее посмотреть на их реакцию. Спросили Адама - он обвинил Еву и Бога в том, что у него жена такая. Спросили Еву - она перевела стрелки на змия. В итоге выходит, что мало того, что они не хотят брать на себя ответственность за собственную гибель, люди ещё тогда начали вести себя как пауки в банке, залезая друг другу на голову. А в глазах людей крайним, конечно же, остаётся субъект зла, сами они, как всегда, стараются не нести ответственность за свой эгоизм. Людям удобно переводить стрелки, а самому сказать, что не верблюд. В чём и заключается первородный грех. Ещё приходит на память 10 глава, где Сато с Ямадзаки возомнили себя богами, что очень созвучно с увещиваниями змия: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5).
Вот сколько интересного можно отыскать в ранобэ про хикикомори. Само по себе чтиво очень бодрое, интересное, его можно на цитаты разбирать. В конце концов, оно самое рофлянное, если сравнивать с адаптацией, трудно не улыбнуться, когда представляешь в голове сцену похода Сато и Ямадзаки к сектантам, когда обдолбанные торчебосы, стараясь не палиться, приходят на собрание в клоунских нарядах, один из них для пущего эффекта ещё гелием надышался, чтобы Мисаки уж точно не расслышала в толпе незадачливого шпиона. Думаю, новелла зайдёт и тем, для кого всё вышеописанное неблизко, хотя бы ради хорошей истории можно восьмёрку поставить. А если она способна разговорить вот так безобразно, как я вам тут расписал, то тут двух мнений быть не может, заслуженная десятка. От новеллы много эмоций получаешь, бывает весело, бывает не по себе, бывает страшно, а в конце прямо на кресле скачешь от накала страстей, бросаясь вместе с Сато в неизвестность. Однозначно лучшее, что я читал в уходящем году.
Кстати о Боге. Мисаки говорит, что ей трудно поверить в кого-то подобного, но, тем не менее, она хотела его присутствия в своей жизни, ждала от него зрелищного чуда, что перекликается с молитвой неверующего о приобретении веры: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк 9:24). И знаете, видимо, Мисаки получила ответ на свою просьбу. Хотела чуда - получила Сато, ведь одинокие люди смогли найти друг друга. Это ли не чудо?
Всё-таки, как много можно уместить в эти 3 буквы - NHK.
[image=1693729]
Подрезали и некоторые сцены из жизни персонажей, конкретно, у кореша главного героя по упарыванию веществ. Ямадзаки в адаптации выглядит как человек, однажды обиженный противоположным полом, но там не сказано об изнасиловании Ямадзаки в школьные годы, которую устроили подруги его сестры. Такого рода жестокость по-настоящему раскрывает его мизогинию, потому что это не просто биопроблемная детская обида на них, это многолетний опыт взаимоотношения Ямадзаки с противоположным полом, который не принёс ничего хорошего. Однажды его поломали. И этот поломанный человек, ведомый травмами, ведёт долгий и пространный монолог о поломанных инстинктах, пытаясь найти рациональное объяснение боли, которую он испытывает большую часть своей сознательной жизни. Нет, он не может найти третий путь из созданного им противоречия между инстинктом размножения и созданным разумом идолом идеальной девушки, которая должна была оправдать его страдания и одиночество.
В оправданиях остро нуждается и Мисаки. Для тех, кто был очарован ею после просмотра аниме, чтение ранобэ может оказаться несколько шокирующим, потому что Мисаки не очаровательная няша, она такой же безнадёжно патологический персонаж, как и Сато. Добрая девушка, которая помогает бедным хикикомори это не призвание Мисаки, это диагноз. Её ничем необоснованный альтруизм по отношению к затворнику является проявлением не запредельной доброты, а презрительного отвращения, о котором она никогда не забывала упоминать прямо в глаза, так что его параноидальная самоуничижение и мнительность были вполне оправданы, Мисаки действительно была низкого мнения о нём. Можно заметить, что в аниме был потерян такой холодный момент, Мисаки из ранобэ это неприятный персонаж, отчего её слова про добрую девушку, которая помогает бедным хикикомори, приобретают более противоречивый оттенок, не по себе становится от них.
Кроме того, поломанный человек как характеристика хорошо описывает Мисаки, это заметно ощущается в её словах, действиях. В адаптациях она как-то худо-бедно пытается привлечь внимание Сато к себе, в ранобэ нет ничего, кроме их встреч, до прогулок дошло только в самом конце, да и те были по большей части сопровождались молчанием. Потому неудивительно, что Сато правда не понимал, что она хотела от него, зачем нужны были лекции, которые наполнены глупой банальщиной, это выглядит глупо и, несмотря на это, Мисаки всё продолжала совершать свои затупы. Нет, даже не глупо, правильней будет сказать по-детски наивно, она верила в свои лекции. Правда, не в их содержимое, а в то, что они сработают, что они помогут достигнуть поставленных целей. Только не в те, о которых Мисаки говорила Сато, наоборот, в её планы не входила реабилитация и его возвращение в общество. Меньше всего она желала того, чтобы тот стал полноценным человеком.
Чтобы жить, ей нужен кто-то ещё более опустившийся, кто-то совсем никчёмный, кто был бы по гроб должен Мисаки за её благосклонность, в чьих глазах она была бы доброй девушкой. Составленный ею второй договор призван окончательно закабалить хикикомори, сделав того во всём от неё зависимым. Не Сато, а Мисаки является основным субъектом соглашения, всё вертится вокруг неё, что очень много говорит об эгоизме Мисаки - Сато обязан принадлежать ей весь, и душой, и телом, и никаких компромиссов она не потерпит. То есть на этом этапе читателю становится понятно, что с ней всё очень тяжело. Сато так и не понял её истинных намерений, даже когда та начала прямом текстом заявлять - он ей нужен. Разбитая своим детством, перемолотая в школе, Мисаки до истерики боится каждого человека, ей страшно жить в обществе, которое выбросило её на самое дно. Она нашла кого-то хуже себя и уже боялась потерять его, потому что в извращённых понятиях это означало конец, всё-таки нет никого хуже неё.
Реальность, где кто-то обязательно стоит выше другого, сильно деформировало мировоззрение Мисаки и эту деформацию она, вольно или нет, пыталась навязать Сато, иных отношений она не знала. Мисаки всю жизнь жила в страхе перед людьми и обществом и именно страх руководил её отношениями с Сато, будучи зависимой от чужого мнения, ей было смертельно важно быть самой лучшей хотя бы в глазах никчёмного хикикомори, всё-таки о себе Мисаки была ещё более низкого мнения. И если смотреть на динамику развития их отношений, станет понятно, что Мисаки всё время билась как рыба об лёд. Её лекции по большей части состояли из монологов о самой себе, которые перешли в отчаянные крики о помощи, которые были направлены к одному человеку.
Однако я склонен подозревать, что Сато не был таким уж безнадёжным дурачком, которым он нам кажется на первый взгляд. Он глух, но он глух намеренно, в глубине души он понимал намерения Мисаки, но просто не обращал на это внимания, ему удобнее было думать о Мисаки как о скрытой проповеднице, чем он о человеке, который нуждался в человеке. А как он поступил, когда Мисаки не оставила ему выбора? Конечно же, как и всегда, когда дело касается его самого - Сато убегает, сверкая пятками. Скукожился он в колледже, но ещё в школе был нелюдим, даже с Ямадзаки, за которого тот заступился, Сато не поддерживал активного общения. А разве он не убежал от старосты, которая нуждалась в близости? Первым перепихом всё и кончилось. И во второй раз Сато от неё сбежал, вовсе не из-за моральных соображений, чувств её супруга или из-за беременности старосты. Сато просто зассал.
Как Мисаки зациклилась на себе, так и он не верил в то, что способен сделать счастливым другого человека. Для Сато одиночество было тяжестью, но он его оправдывал, говорил, что так и надо. Он чуть ли не с самого начала говорит о невыносимости бытия хикикомори, как он хочет перестать им быть, как он вылезаторствует, хотя всё без толку. Потому что больше одиночества Сато боится оказаться одиноким. В его понимании, чем больше ты имеешь, тем больше в итоге теряешь. Мысль о неизбежности расставания так его тревожит, что Сато решил больше ни с кем никогда не сближаться. Поскольку Сато не хочет сталкиваться с ещё большим одиночеством, он прячется от других, избегая тем самым боль. Парадоксально: будучи глубоко несчастным, сломленным и обиженным жизнью человеком, больше всего на свете наш главный герой боится собственного счастья.
По сути, он, а никто другой, заточил себя в комнате на 6 татами. Не только Сато, все основные персонажи новеллы боятся быть счастливыми. Ямадзаки боится любить, потому что может не быть любимым, ему комфортнее всего любить героинь эроге, заранее огородив себя от любой попытки наладить личную жизнь. Это не тётя с дядей считали Мисаки ничтожеством и абузой на шее семьи, это она себя так заклеймила. Будучи однажды поломанной, Мисаки стала дальше подстраивать свою жизнь под патологические паттерны поведения, в конечном итоге загнав себя на тот суицидальный мыс в её Мухосранске. Это довольно хороший пример того, что психологические проблемы, особенно тяжёлые их случаи, без помощи со стороны приводят людей либо в наркопритон, либо на крышу, откуда прямая дорога только в могилу. И нормальные люди, которые противопоставлены главным героям, тоже чувствуют свою неполноценность, потому что не от хорошей жизни люди приходят к религии.
Люди это вообще существа, довольно далёкие от какого-либо идеала, все они кривые, косые, больные, злые, жадные, скупые, эгоистичные. Даже считая друг друга братьями, по крови или во Христе, люди стремятся лезть друг другу на голову, тем самым отправляя жизнь себе и окружающим. Несчастные люди копошатся как пауки в банке, неосознанно, или осознанно, делая других ещё более несчастными. Неизбежно на этой скотобойне появляются жертвы. И знаете, прочитав мангу год назад, я увидел тут историю о неизбежном взрослении героев, которые не вышли из школьного возраста, ходили по кругу, жили прошлым, которые, слишком засидевшись в материнской утробе, должны были через превозмогания покинуть её, вместе с болью впервые вдохнув воздух взрослой жизни. Только сейчас я осознал, что в новелле взрослеют люди во всех смыслах неполноценные и поломанные, неспособные найти себя в обществе, где им нет места.
Наиболее странной вещью я нахожу ту дилемму хикикомори, которая красной нитью вьётся по всей ткани повествования. Вот действительно, откуда герои взяли, что они обязаны быть самыми полезными и деятельными членами общества? Лично не понимаю такого максимализма - либо ты самый-самый нужный для всех, либо абсолютное ничтожество и труп. В реальной жизни оно работает иначе, есть круги общения, есть близкие люди, с которыми обычно тусуешься, есть просто знакомые, кто пишет тебе раз в 5 лет, то есть это выглядит не так гротескно, как в голове у Сато - либо ты со всеми, либо вообще ни с кем. Деформированное однажды мировоззрение будет деформировать жизнь людей всю оставшуюся жизнь. Это завело наших героев в замкнутый круг между одиночеством и страхом оказаться в ещё большем одиночестве, человек буквально замыкается на самом себе, тем самым, лишаясь общения и всякой надежды на счастливую жизнь.
Читатели, более меня знакомые с психотерапией, или даже профессионально занимающиеся данной темой, могут увидеть у главных персонажей явные манифестации различных расстройств личности, и не только очевидную социофобию Сато, но также и пограничное расстройство, если судить по его суицидальному поведению и циклотимии, выраженной в скорых переходах от маниакального воодушевления (щас как всё пойдёт, ух!) до депрессивного бессилия. И по-хорошему дело должно было дойти до профессиональной помощи, о чём, конечно, герои знать не обязаны, но в реальной жизни лучше не делать такого, что они сделали. Так или иначе, персонажи вечно идти по кругу не могли и для каждого пришёл тот самый момент, когда бездействовать нельзя, а убегать некуда - либо пан, либо пропал. Ямадзаки в последний момент успел закончить игру, но революционером не стал и принял участь, оставив Сато наедине с Мисаки.
Именно никчёмному трусу и хикикомори Сато было суждено начать развязку всей этой истории. Оставшись совсем наедине, обдолбавшись наркотой, доведя себя до голодной смерти в квартире, из которой его должны были выселить, Сато был поставлен перед фактом и, возможно, впервые в жизни перестал убегать от проблем, устроившись на подённую работу, да и знакомство с Мисаки не прошло совсем даром, встречи и прогулки сказались положительно на социальных навыках. Всё это дало главному герою сил и решимости пробить скорлупу между ним и той, кто нуждался в Сато здесь и сейчас. Десятая и одиннадцатая главы являются одним большим катарсисом, через который он проходит. Финалом является мыс самоубийц. Тут Сато, в порыве своего маниакального безумия, идёт самым прямым путём, приняв решение, как пелось у Летова, покончив с собою, уничтожить весь мир.
Ямадзаки тоже не остался в стороне, оставив Сато последнее послание, напомнив, ради чего они оба жили и чего на самом деле желали. Если внимательно следить за похождением этой парочки, то сложно не заметить, как из раза в раз Сато с Ямадзаки пытаются, так или иначе, умереть, покинуть свою никчёмную жизнь, сбежать из психотронной тюрьмы в прекрасный и свободный эскапизм. И сюжет игры как раз получился об этом, в конце авторы приходят к определённому выводу, который выражен в афоризме Ницще: ...что падает, то нужно еще толкнуть! Все, что от сегодня, - падает и распадается; кто захотел бы удержать его! Но я - я хочу еще толкнуть его! Знакомо ли вам наслаждение скатывать камни в отвесную глубину? Эти нынешние люди: смотрите же на них, как они скатываются в мои глубины! ... И кого вы не научите летать, того научите быстрее падать! То есть центром и причиной страданий, то есть весь мир, Сато определяет себя, а уничтожение психотронной тюрьмы означает и самоуничтожение, потому что Сато не только узник, но и надзиратель, и тюрьма.
Это важный момент принятия ответственности за происходящее в его жизни, борьба со злом прежде всего означает борьбу с самим собой, то есть с первопричиной зла. Вся перебитая психика, извращённый взгляд на мир, все противоречия, что преследовали Сато, можно было уничтожить только вместе с собой, потому что всё это и есть он. Но тут важно заметить, что до ключевого момента Сато умирал ради самого себя, ради избавления от собственных страданий, потому что кроме него не было никого, но тут в его мирке появляется Мисаки, которой он нужен. И тут все нити соединились в голове Сато - он впервые решил умирать ради кого-то другого. Только самым радикальным самопожертвованием, на которое тот был способен, Сато разрушил путы, разрушил самого себя, буквально и метафорически себя убив, тем самым освободившись к любви. Сато вылечился и теперь способен любить - он вырос и стал больше себя.
Можно, конечно, сказать, дескать, а что вообще плодотворного я нахожу в его попытке закончить жизнь суицидом на глазах у Мисаки, учитывая, что решение принят в маниакальном порыве? Ну, дело в том, что в данном случае самоубийство, то есть самое радикальное самоотрицание, оказывается самым радикальным самоутверждением, именно в тот момент, когда Сато сбрасывается со скалы, он чувствует себя живым и настоящим, он доказал самому себе и всем, что он умирает не просто так, а ради Мисаки, что ему реально есть, чем жертвовать, он доказал, что существует. Кто-то из этих двоих должен был первым пойти на встречу и подать руку, то есть взять на себя ответственность и заявить о своих намерениях. И Сато справился с данной задачей, окончательно уничтожив скорлупы их мирков, а вместе с ними и одиночество. Теперь Сато с Мисаки не одиноки, потому что они есть друг у друга.
Эпилог. Теперь о нём. В начале я говорил о хэппи-энде. А можно ли считать концовку новеллы действительно счастливой? Ну, как по мне, она скорее открытая. Тут вспоминается Достоевский с "Преступлением и наказанием", чей конец тоже нельзя назвать прямо уж хэппи-эндом: Раскольников в тюрьме, мать мертва, Сонечка уехала за ним в Сибирь. Знаем ли мы о том, что с ними будет дальше? Останутся ли они в Сибири после освобождения Родиона? Всё ли будет хорошо между ним и Сонечкой? Ответы на эти вопросы автор не даёт, но самое главное понятно - после каторги жизнь главных героев изменится радикально. Так и тут нет никаких гарантий, что у Мисаки с Сато всё будет хорошо, что их жизнь пойдёт в гору, ем более, что по-хорошему им бы не помешало пройти курс КПТ, но одно понятно - как прежде больше не будет. А лично я больше за Ямадзаки волнуюсь, потому что он проиграл больше всех, сдал все свои мечты и надежды, бросил всё, что любил и ценил, принял, так сказать, экзистенциальное поражение, вернувшись в деревню, зажив ординарной жизнью семьянина. Самое интересное его ждёт впереди.
Вообще, я не могу объективно оценивать произведение Тацухико Такимото в силу того, что тут много личного. Я один из них, кто несколько лет назад криво-косо писал оправдание своему одиночеству, считая, что у меня есть только я, что так и нужно, либо я стану сильным и самодостаточным, либо сдохну. А однажды, перебрав с сигаретами, меня так сильно прижало, как-будто всё пространство собралось давить меня, всё вокруг ополчилось против человека, который из года в год пытался покинуть город и зажить новой жизнью, но невидимый купол не давал ему отсюда выбраться. Я ощутил, что был съеден и буду до гроба медленно перевариваться в этой венериной мухоловке. Не правда ли знакомые чувства? Я не параноик и в теории заговора не верю, но в тот момент правда казалось, что кто-то сознательно желает мне долгой и мучительной смерти.
Субъект зла, в той или иной форме, это такое явление страдающей человеческой жизни, о котором в ранобэ говорится всё время. Не просто так здесь поднимаются вопросы из области духовной жизни, где эта тема актуализирована сильнее всего. Субъект зла существует во всех религиях, больших и малых: в шаманской практике есть вредные духи, приносящие болезни и бедность, в христианстве субъект зла прямо называется врагом человека, отцом лжи и первым человекоубийцей, которым, конечно, именуется дьяволом. Люди, независимо от их происхождения, давно склонны субъектизировать всё плохое и страшное, создавая некоторую фигуру, которую очень удобно пинать. Мисаки, например, субъектом зла считает Бога, пусть, конечно, не его конкретно, а кого-то, кто был бы виновен в её боли, кого можно обвинить во всех проблемах, она очень хочет, чтобы кто-то такой был.
Раз уж пошла такая пляска, хочется упомянуть Книгу бытия, то место, когда Бог заговорил с согрешившими Адамом и Евой. Что случилось, когда он попросил тех объясниться? Некоторые не понимают, в чём именно накосячили люди, акцентируя внимание на плодах и деревьях, но надо внимательнее посмотреть на их реакцию. Спросили Адама - он обвинил Еву и Бога в том, что у него жена такая. Спросили Еву - она перевела стрелки на змия. В итоге выходит, что мало того, что они не хотят брать на себя ответственность за собственную гибель, люди ещё тогда начали вести себя как пауки в банке, залезая друг другу на голову. А в глазах людей крайним, конечно же, остаётся субъект зла, сами они, как всегда, стараются не нести ответственность за свой эгоизм. Людям удобно переводить стрелки, а самому сказать, что не верблюд. В чём и заключается первородный грех. Ещё приходит на память 10 глава, где Сато с Ямадзаки возомнили себя богами, что очень созвучно с увещиваниями змия: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5).
Вот сколько интересного можно отыскать в ранобэ про хикикомори. Само по себе чтиво очень бодрое, интересное, его можно на цитаты разбирать. В конце концов, оно самое рофлянное, если сравнивать с адаптацией, трудно не улыбнуться, когда представляешь в голове сцену похода Сато и Ямадзаки к сектантам, когда обдолбанные торчебосы, стараясь не палиться, приходят на собрание в клоунских нарядах, один из них для пущего эффекта ещё гелием надышался, чтобы Мисаки уж точно не расслышала в толпе незадачливого шпиона. Думаю, новелла зайдёт и тем, для кого всё вышеописанное неблизко, хотя бы ради хорошей истории можно восьмёрку поставить. А если она способна разговорить вот так безобразно, как я вам тут расписал, то тут двух мнений быть не может, заслуженная десятка. От новеллы много эмоций получаешь, бывает весело, бывает не по себе, бывает страшно, а в конце прямо на кресле скачешь от накала страстей, бросаясь вместе с Сато в неизвестность. Однозначно лучшее, что я читал в уходящем году.
Кстати о Боге. Мисаки говорит, что ей трудно поверить в кого-то подобного, но, тем не менее, она хотела его присутствия в своей жизни, ждала от него зрелищного чуда, что перекликается с молитвой неверующего о приобретении веры: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк 9:24). И знаете, видимо, Мисаки получила ответ на свою просьбу. Хотела чуда - получила Сато, ведь одинокие люди смогли найти друг друга. Это ли не чудо?
Всё-таки, как много можно уместить в эти 3 буквы - NHK.
Комментарии
Совеcть#
классный отзыв
Raysond#
спасибо, после твоего отзыва захотелось прочитать ранобе.
спойлер
п.с. я тоже отчасти харухофаг
waifuSOS#
как отзыв наверное неплохо, но возникает вопрос, что вообще такое "нормальный" человек тогда.. Нужно быть проще
Твой комментарий