- Библиотека – главный враг режима.
- Потому что друг народа.
Из беседы с наставником.
Прошло 6 лет с тех пор, как я впервые посмотрел этот научно-фантастический триллер. Данное анимэ – тот редкий случай, когда с усвоением новых знаний тайтл мало того, что не теряет актуальности - он начинает играть всё новыми гранями. И пересматривая ты всё лучше понимаешь, ЧТО хотел сказать автор.
«Из Нового Света» - правдивое художественное описание агонизирующего фашизма, или "о чём мечтают олигархи".
Когда я предложил ознакомиться с данным анимэ своему наставнику, всё в том же 2018 году, он мало того, что ознакомился, так и дал очень много развёрнутых комментариев по сему мульту. Позже, когда вышел обзор от канала SmartAnimeReview, наставник взялся за перевод первоисточника – романа «Из Нового Света» за авторством японского писателя Юсукэ Киси. История была слишком хороша, чтобы ограничиваться сильно урезанным массивом информации, поданным в анимэ-адаптации и в изобилующем ошибками английском переводе.
Чем так хороша история? Как правильно заметил SmartAnimeReview, тем, что из одного фантастического допущения автор вывел полностью отличающийся от нашего мир. Отличающийся не только технологически, но и культурно, и при этом функционирующий максимально логично. А фантастическим допущение было такое: где-то в начале 21 века люди спонтанно начали осваивать телекинез…
Телекинез во вселенной «Нового Света» называется «проклятой силой». Само название говорит о том, что при его использовании есть ряд побочных эффектов. И это не высосанные из пальца выдумки, вроде головных болей или потребности в дополнительном сне. Это – вполне рациональные противоречия, выведенные автором из знаний о современной нам с вами психологии и политике. Приведу только один пример, который в 2018 году резко поставил для меня крест на всех художественных произведениях, в которых фигурирует магия: Юсукэ Киси объяснил, зачем РАЦИОНАЛЬНО нужны мантры/молитвы/заклинания в мире, в котором есть условное "колдовство". Суть проста. Чтобы совершить какое-либо физическое действие, человеку при нормальных условиях нужно 1 – подумать, 2 – решиться, 3 – произвести мышечное усилие. При владении телекинезом исчезает как минимум пункт 3 из этого списка. Это может привести (и приводит в мире "Нового Света") к самым разным последствиям, в том числе с намеренным или не очень намеренным смертельным исходом. Вот тут-то и возникает нужда в создании искусственной задержки между мыслью и действием – той самой мантры или «магической формулы», дающей время для приостановки задуманного действия. Как детям, будущим телекинетикам, прививают навык «без мантры телекинез не работает» - отдельная, суперская история. И это – только вершина айсберга. Ведь есть ещё бессознательная часть психики) Когда автор до этих вещей добирается – там просто волосы дыбом встают.
Но и это – пустяки. Главный вопрос, на который отвечает произведение: что произойдёт с человечеством, если оно разделится на тех, кто безусловно и по праву рождения владеет силой, и тех, кто её лишён?..
…на днях, незадолго до написания этой заметки, мы с наставником обсуждали, как лучше перевести очередной термин из переводимого первоисточника. И я обратил, наконец, внимание, что вся эта книга – она целиком написана с использованием концепции исторического материализма. Именно поэтому так хорошо и логично автор на временном отрезке в более чем тысячу лет выводит цепочки событий, приведших, в итоге, к текущему положению дел. Памятуя о прочитанной в августе этого года биографии марксиста Миядзаки Хаяо, я решил проверить, где учился Юсукэ Киси. Оказалось, таки да – на экономическом) А из книги про Миядзаки известно, что марксизм на таких факультетах в Японии аж три семестра преподают (точнее, преподавали раньше; а как там сейчас - не очень понятно). Как только был установлен этот факт, стали понятны и многие другие вещи, в том числе и идея главного «антагониста», который, если подумать, антагонистом вовсе и не является вообще ни с какой стороны…
Так вот – о главном вопросе произведения, о сепарации по принципу владения силой. Автор вполне обоснованно и со всеми подробностями, описал картину того, как сперва в наше время капиталистическая форма хозяйствования не справилась с «вызовом» в виде телекинетиков с индивидуалистичным капиталистическим сознанием. А во-вторых, когда форма хозяйствования сменилась на диктатуру наделённых силой, как эта диктатура начала сама себя отрицать, скатившись, в итоге, к фашизму в чистейшем виде. Я, кстати, долго с наставником спорил, мол, тут нет капитала, чтобы говорить о фашистском строе. А он и говорит: замени «проклятую силу» на капитал – и остальное совпадёт автоматически. И оказалось – правда. Начиная от явных отсылок, вроде сожжений библиотек, и заканчивая определением про «открытую террористическую диктатуру отдельных кругов» - тут всё совпадает.
И на этом фоне главный конфликт уже не выглядит как борьба «хороших телекинетиков» и «плохих монстриков», как кажется на первый взгляд. Это даже не столь любимая японцами «серая мораль». Автор вполне с симпатиями определился, и главный конфликт – это столь же драматичная и грустная история, как восстание Спартака. Но чтобы это понять, надо смотреть мульт до самого конца.
На этом я отзыв завершаю. Надеюсь, получилось без спойлеров) Всем марксистам-коммунистам к просмотру и обсуждению настоятельно рекомендую. Не говоря уже о том, что это – крутейший сайфай, актуальный как никогда.
P. S. Почему в заголовке я упомянул, что фашизм тут именно в предсмертной стадии показан? Внимательный зритель и слушатель всё увидит. Это - не мои домыслы, прямым "текстом" всё показано)