Я дергаю за невидимые ниточки я куклово... куклов... кукле... Ну вы поняли
Мне повезло познакомиться с первым сезоном «Класса превосходства» в онгоинге, когда я была мелкой и только формировала свои вкусы.На тот момент концепция истории показалась мне очень заманчивой, однако меня немного смущало то, как повествование обрывалось в конце сезона. Я могла бы писать этот отзыв на первый сезон, но пишу тут, так как история оригинальной новеллы заканчивается как раз с окончанием учебного года. В центре сюжета у нас закрытая школа со своей финансовой системой, жесткой конкуренцией и высоким уровнем образования. По сути, закрытое от внешнего мира сообщество, которое само себя пытается очищать и улучшать. А главный герой оказывается в худшем классе на параллели. И вот всю историю его класс будет пытаться стать лучшим. Учителя вмешиваются в дела школьников по минимуму, а любой вопрос можно решить и за внутреннюю валюту. В этом и прелесть обучения: всё как в реальной жизни, но на кону учеба, а не что-то большее. Помимо этого, в сюжете всплывают рассуждения о гуманности подобного обучения и в целом попыток создания гениев посредством специфичных учебных программ. Мне эта дискуссия кажется довольно привлекательной, так как я сейчас учусь в одном из сильнейших университетов страны и постоянно рассуждаю о разумности столь жёсткой конкуренции на учёбе. Сейчас я честно могу сказать, что концепт всё также силён, но персонажи и постановка откровенно подводят. Давайте разбираться по порядку.
Начнём с режиссуры и постановки. Важно помнить, что первоисточник – новелла с обилием диалогов и рассуждений. Адаптировать такой текст крайне сложно, поэтому мы встречаем два основных решения проблемы: либо мы анимируем диалог посредством каких-то действий и красивой киношной постановки кадра, либо же уходим в полный отрыв, а именно визуализируем диалоги буквально, используем разнообразные нарезки и агрессивный монтаж. В обоих случаях режиссура стремится заполучить внимание зрителя. За примерами не нужно далеко ходить: первый вариант активно используется в «Тетради смерти», которая изобилует красивыми шотами и активной лицевой экспрессией, которая добавляет динамики диалогам и внутренним монологам (к примеру,
сцена с теннисом, где постоянно берутся крупные планы главных героев
Так как аниме построено на гениальных умозаключениях и хитросплетениях, я вынуждена повторно обращаться к «Тетради смерти» и студии MADHOUSE в целом. Дело в том, что в «Тетради» дизайны персонажей довольно приземлённые, я бы сказала, выполненные в семи-реализме, однако не лишенные шарма и узнаваемости. Тут же героев слишком много, а вариаций одежды мало, из-за чего встает проблема скудных дизайнов. Можно возразить, что аниме про школу в целом не блещут разнообразием дизайнов, но я могу вспомнить «Меланхолию Харухи Судзумии» как пример сериала, где главные герои имели отличительные элементы одежды, рост, эмоции. Тут же глаз попросту мылится из-за обилия статистов, чей внешний вид за редким исключением сливается в единую мутную кашу. Вернусь к мысли, что на бумаге и текстом всё может прекрасно работать. Многие персонажи появляются в редких моментах, что прекрасно работает в литературе, но не в анимации. Так, я попросту начала путаться в мужских персонажах из-за их однотипности. Да, главный герой запоминается, но чем? Безразличным лицом, которое вообще не меняется. Часть персонажа, возразите вы. А я отвечу, что студия не попыталась создать какую-то экспрессию, даже экспрессию безразличия, а такое может быть. Более того, сложно переживать за персонажа, который холоден ко всему, которого не колышет вообще что-либо в этом мире.
Аянокоджи – сомнительный протагонист. Он не раскрывается сам по себе, он просто по кулдауну придумывает гениальные планы, потом говорит, что не хочет ни в чем участвовать, а потом снова учувствует и всех переигрывает и уничтожает. Понятное дело, что про-активные протагонисты многих раздражают, а такой вот безразличный вроде как человек может быть близок зрителю. Беда героя в том, что он – абсолютная имба, которая победит любого, просто не всегда хочет. Идея вправду имеет место быть, но всё его раскрытие строится на флэшбеках, которые еще и редко как-то тематически связаны с ситуацией. А ещё у него
буквально нет слабостей. Ей бы могла стать Кей Каруидзава, но он просто манипулирует девушкой по приколу. Было бы интереснее, если к кому-то у него были ну хоть какие-то чувства и хоть какая-то привязанность, хоть и в абьюзивном виде
чертовски умного и жестокого, готового на любые жертвы ради победы. Я могу говорить лишь за аниме, а не мангу, но он производит впечатление человека с хоть какими-то идеалами и стремлениями в жизни, он хочет чего-то, а это уже приближает героя к зрителю
Большинство второстепенных персонажей простые статисты. Некоторые сюжетные части есть просто по приколу, они попросту занимают хронометраж и ни на что не влияют.
Так, например, вся тема с группой для подготовки и их именами. Это как-то использовали потом? Нет. Это показали, чтобы показать их сближение
У сериала есть одна очень сильная сторона. Это его OST. Как же хороши напряжённые фортепианные мелодии, музыкальные вставки в начале, опенинги и эндинги. Работа с музыкой проделана колоссальная, саундтрек всегда подходит под настроение и атмосферу сцен. Тяжело не заметить труды 100-kai Outo и ZAQ, их часть проекта можно по праву назвать лучшей. Однако, саундтрек не может улучшить ситуацию, описанную выше.
Данный сериал для меня является отличным срезом текущего состояния индустрии. Что 6 лет назад, что 2 года назад, что сейчас людям как-то всё равно на качество продукта, который они получают. Арки в сезонах странно укладываются, некоторые сюжеты слишком растянуты, другие будто бы не достают по хронометражу. Если смотреть три сезона залпом, как это сделала я после выхода третьего, то вы получите средненький, но интересный сериал. Если быть ждулей, коей я тоже была, то вы получите три рваных-драных сезона. И в любом случае получите сомнительную концовку и кучу вопросов, почему чьи-то отношения важнее хитросплетений в политической жизни школы. В последнее время адаптируют, как мне кажется, вообще всё подряд, отчего качество, мягко говоря, страдает. Я понимаю, если вы посмотрели не так много сериалов и считаете этот проект шедевром на все времена. Мне кажется, проблема в том, что аниме сейчас это уже не анимация, это какое-то сомнительное слайд шоу или видео-версия манги. Хочешь лучшего качества? Читай первоисточник. Не для такого создаются адаптации. По итогу трёх сезонов класс поменялся на словах, но по факту
поменялась лишь Сузунэ Хорикита, стала более активной и уверенной в себе. Давайте хотя бы за неё порадуемся