На просмотр Евангелиона меня подтолкнула не только массовая оценка, данная ему (если я скажу, что в основном она более чем положительная, то не поведаю ничего нового), но и значимость, культовость и известность данного произведения в японской анимации, выраженные не столько в восхвалении тайтла большинством, сколько в противоречивости людских мнений о нем, ибо критики и споров сюда же не меньше, чем восторгов, что вполне естественно. И единственно бесспорно, что Евангелион стоит просмотра хотя бы для того, чтобы сформировать собственное представление о нем. Кроме того, я никогда ранее не сталкивалась как с тайтлами старше меня более чем на пять лет, так и с мехами. Было интересно взглянуть, что же это такое. А еще говорят, что каждый уважающий себя любитель аниме просто обязан посмотреть Еву, и я частично согласна с этим заявлением хотя бы потому, что лично мне нехило так зашло. С одной стороны, я бы могла порекомендовать Еву всем — даже тем, кто не увлекается аниме, а с другой стороны — не любому, а только подготовленному зрителю. И не потому, что Ева, грубо говоря, «слишком умная и сложная» для кого-то, а потому, что морально настроенному зрителю будет легче воспринять то, что произойдет на экране. А происходящее может как вывести из депрессии, так и ввести в нее. Потому нежелательно смотреть Евангелион в качестве расслабления или чтобы просто убить время. Самый лучший вариант — погружаться едва ли не залпом и на «пустую», ничем не забитую голову, чтобы проникнуться атмосферой целиком. Чтобы уровень синхронизации достиг 100%.
Общий сюжет прост и даже банален — человек ведет борьбу с некими существами. Но как известно, гениальность в простоте, и именно на фоне этой идеи разворачивается нечто более сложное. Евангелион — не просто меха с упором на сражения. Суть произведения заключается не столько в борьбе человека с чем-то неземным, сколько в борьбе человека с самим собой, которая выражается как раз таки посредством первого. Приведу цитату отседова же: «Главный враг человека — он сам». Соответственно, делаем вывод, что Евангелион — это психология. Так, две сюжетные линии — динамичные сражения с ангелами и внутренний мир главных героев, а точнее их борьба со своим эго — в равной степени переплетаются между собой, однако ближе к концу сериала мы можем видеть, что психологический аспект превзошел. Именно потому от оригинальной психоделической концовки у тех, кто ожидал чего-то большего, знатно забомбило. Но лично я любитель подобного артхауса и размусоленной до абсурда психологии, и считаю, что последние серии имеют место быть. Правда отнюдь не в качестве концовки, потому что в этом плане осталось ощущение размытости и недосказанности, чувство, будто бы определенно чего-то не хватает. И не чего-то, а реальной драматичности и жесткости после таких вот показанных нам страданий героев. Я бы снизила оценку за это, но не вижу смысла, поскольку пишу отзыв после просмотра «Конец Евангелиона», где была исправлена главная оплошность сериала. В общем, не будь альтернативной концовки, Ева бы не дожала и потеряла свою целостность, но поскольку она есть, всё очень даже замечательно: как любители хэппи-энда, так и любители жестокой, но правдивой реальности, останутся довольны. Хотя, в плане сумбурности и недосказанности обе концовки равнозначны.
Не шарю в ретро-рисовке, но тут она зашла мне больше, чем современная. Для 95-го года, когда компьютерные технологии не были так развиты, она удивительно хороша, пожалуй. Тем более учитывая то, что студия была финансова ограничена на момент создания проекта. Имхо, графика здесь годная и придает сериалу особый шарм, какую-то неповторимую теплую атмосферу; в ней нет ничего отвлекающего, лишнего. Приятные, насыщенные тона, выразительный и запоминающийся дизайн персонажей, интересная, местами сюрреалистическая и даже немного безумная подача, — впечатление хорошее. Музыкальное сопровождение, коего не так много, не шибко затронуло, но опенинг и эндинг, конечно же, потрясающие, проникновенные, торжественно погружающие в сущность произведения.
Именно персонажи — главное достоинство Евы. В этом плане она переплевывает даже многие современные аниме-сериалы. Здесь главные герои действительно проработанные и человечные. Они могут быть больны, ущербны, неправы, жалки, никчемны, ужасны — так и должно быть. Это именно то, чего мне не хватало. Их характеры, мысли, поступки, страхи, желания, цели — настоящие, правдоподобные, соответствующие логике, а не взятые из потолка и черт знает как обоснованные, им действительно хочется верить независимо от того, как ты относишься к героям. Личная трагедия и психологический портрет последних раскрываются настолько ярко и глубоко, насколько это вообще возможно. Кому-то такое выворачивание души наизнанку покажется излишней сентиментальностью и глупой романтизацией страданий, отчего вызовет отвращение и скуку, для кого-то станет несомненным плюсом, подогревающим интерес. Для меня это стало не просто преимуществом, а настоящим толчком, озарением, ответом на многие давно тревожащие вопросы, и я очень довольна тем, что посмотрела Евангелион в нужное время, в переломный момент, и сумела пересмотреть взгляды на окружающую действительность. Это аниме идеально подходит тем, кто находится в поиске себя или напротив не может принять свою личность такой, какая она есть, тем, кому особенно знакомо одиночество — главная тема, пролегающая поверх всего.
Идеи сюжета насквозь пропитаны философским и религиозным подтекстом, разворачивать детали которого можно еще не один просмотр. На некоторые вопросы не было дано прямых ответов. Для кого-то это сюжетные дыры, для кого-то пища для размышлений. Присутствующие резкие контрасты, недосказанности и противоречия в повествовании, доведение до крайности болезненности ран личностей могут как раздражать, так и восхищать, попеременно то отталкивая, то притягивая. Именно этой своей неоднозначностью, специфичностью, обширной палитрой эмоций и чувств, мне и понравилась Ева.
Насколько зритель может потерять объективность, опираясь на общее мнение? Не стоит подходить к просмотру, заранее считая аниме шедевром и надеясь на нечто грандиозное, ибо впоследствии можно так или иначе разочароваться в своих личных представлениях и потерять истинный вкус произведения, а потом жаловаться, что вот, видите ли, я ожидал большего, а меня дезинформировали, сволочи такие. Просто смотрите Евангелион, забыв о его популярности и не ожидая чего-то конкретного, и Вы обязательно найдете в нем свою истину, отличную от других. Возможно, это аниме не заставит Вас трепетать от восторга, но равнодушным не оставит точно, и какие никакие, но эмоции — хоть отрицательные, хоть положительные — вызовет.
Евангелион изменил что-то внутри, а значит стал частью меня. Самую высокую оценку ставлю в первую очередь за это.
Итого 10 из 10 — эпик вин.
Поначалу она показалась мне отрицательным, что-то замышляющим персонажем, и автор умело сыграл на наших чувствах, когда снял эту фальшивую оболочку и мы увидели всю сущность трагедии Хомуры. Я представила, насколько это действительно тяжело — овладеть временем, чтобы все исправить, чтобы спасти самого дорогого человека. Насколько это больно — знать то, чего не знают другие и иметь возможность исправить или при этом сделать еще хуже — все зависит от случая и тех незнающих, ради которых всё происходит. Больно и тяжело повторять, перематывать прошлое на один и тот же момент, чтобы пройти все заново и встретить тех, кто не знает тебя и даже себя, ведь Хомура, пожалуй, единственная, кто знал о некоторых больше, чем они сами. Больно — это когда ты знаешь человека целую вечность, но он этого никогда не поймет, ибо так все устроено.