Aeris_terra
в сети: 27 минут назад

Отзывы

Добро пожаловать в класс превосходства: Второй год
34 / 73
Интерес к любому произведению можно условно разделить на 3 составляющие: Концепция, Стиль и Проработка. Можно, конечно, придумать гораздо больше, но я хочу в рамках этого спича поговорить исключительно о Концепциях и Проработке.

Основные концепции:
Класс на бумаге - идеальное попадание во многие ЦА сразу: И школа есть, и вся она такая необычная, и соревновательная система, и ГГ нитакойкаквсе, и тотальный нагиб, и гарем, и предательства, и заигрывания с политикой и экономикой и так далее. Огромный набор из концепций, среди которых только две раскрываются в полной мере: Соревновательная система в условиях изолированного от остального мира социума и Главный герой, во всем превосходящий остальных, которого тем не менее недооценивают (по его же желанию). Для начала разберем именно их:
1. Соревновательная система в уже вышедших томах обоих годов прописана довольно глубоко. Ну, в достаточной степени глубоко. Временами даже избыточно. Некоторые экзамены переполнены правилами, которые читателю тяжело удержать в голове. Это не портит сам подход, потому что в рамках этой вселенной некоторый переизбыток правил нужен как бы чтобы развивать мышление учеников, давая им сложные многоуровневые задачи. Сложность при этом часто обусловлена не самими экзаменами, а инфраструктурой школы - теми инструментами, которыми могут пользоваться ученики непосредственно до и во время экзаменов. За этим действительно интересно наблюдать - сильная сторона произведения.
2. Главный герой. Его концепт как будто бы был не до конца проработан в самых первых томах, однако к концу первого года стало понятно, что именно из ГГ лепит автор. Я не буду описывать сюжет - это вы сами прочтете, выскажу лишь свое мнение: Автор не до конца понимает, как в бытовом плане будет вести себя такой человек как ГГ. Это проявляется именно что в простых жизненных ситуациях: Нам говорят, что он долго болтал с Кей на разные отвлеченные темы, но... почти не показывают сами разговоры. А представить их довольно сложно: Аяно, учитывая его прошлое, особо нечего рассказывать. Вместо этого от него, как от слушателя, ждешь правильных цепляющих реакций, которые объяснили бы отношение некоторых героев к нему. Люди любят, когда их слушают, но только тогда, когда слушатель правильно реагирует. И главная проблема ГГ в том, что автор очень скудно описывает простые ситуации, которые помогли бы увидеть в Аянокоджи того самого человека, способного быть "в центре социального взаимодействия". Очень много скипов там, где необходимо врезать образ персонажа в ум читателя.
Есть несколько коротких историй, где у автора кое-как но получается это сделать, но их очень мало и образ быстро выветривается. (Например, история с Ибуки в лифте на первом году обучения. Тогда и сама Ибуки казалась более многогранным персонажем, чем в конечном итоге стала на 2 году. История Хорикиты с застрявшей рукой - вообще 12/10 с точки зрения раскрытия персонажа).
Так же, Автор крайне избирательно подходит к выбору событий, которые раскрыли бы отношения с ключевыми персонажами. В целом, это не неправильно, а скорее... сухо? Безжизненно? Искусство в деталях. Глубоких, едва уловимых деталях, которые не обязаны быть заделом на очередной хитрый сюжетный поворот. Детали должны очерчивать образ. И с этим у автора на мой субъективный взгляд проблемы. По крайне мере в отношении Аянокоджи.
Уточню, что речь идет о ГГ не как о человеке - в этом случае легко парировать тем, что он терминатор из белой комнаты и "таким и задумывался", - речь идет именно о подходе автора к раскрытию. Мне не хватает деталей образа ГГ, это очень разочаровывает когда ты в очередной раз видишь интересные реакции персонажей в его отношении, но не можешь сопоставить их с образом ГГ. Это попросту начинают смотреться неестественно.

Сухая смесь из концепций:
Тут все просто. Помимо вышеописанных "основных" концепций, все остальные прописаны очень и очень скудно.
Очень слабая сюжетная арка с местью отца тому, кто позволил Аяно сбежать. История описана сухо и "в лоб". Просто немного жести, немного несправедливости и все на этом. Никаких особых деталей, никаких стилистических приколов в подаче истории... По мне так лучше бы отца оставили на десерт куда-нибудь под конец всего произведения и как следует прописали бы истории персонажей, ответственных за побег.
Арка с Кей, арка с Хиратой - так же лишены особых деталей и глубины. Нет, концептуально они интересны, но, повторюсь, проблема не в самих концепциях, а в том количестве концентрации автора, которое каждая из них получает. Я считаю, что образ Кей не дожат, а Хирата постепенно становится серыми и неинтересным персонажем, хотя задел был неплох.
Сейчас арка Кушиды достигла пика. И если учесть предыдущий опыт, кажется, что к началу 3 года Кушида так же "закостенеет" в своем образе как вышеупомянутый Хирата и станет третьеплановым героем.
Вообще об арках персонажей и концепциях, заложенных в них, можно рассуждать очень много. Но если упростить и усреднить, то мое мнение примерно такое: Автор придумал слишком много персонажей, и чтобы ни он, ни мы в них не запутались, сделал их чуть более карикатурными, чем хотелось бы. Их образам не хватает интересных деталей, а их концепциям достойного раскрытия. (Рьюен мог бы действительно любить апельсиновый сок - была бы хорошая деталь, которая делала бы его более человечным. Но нет, даже чертов сок тут исключительно во благо основного сюжета, а значит стакан с ним обязательно полетит в...)

Что по итогу:
Это интересно читать ради Крупных сюжетных арок со спец. экзаменами. Интересно наблюдать раскрытие планов ГГ. Однако, особых философских и социальных откровений ждать не стоит. Западающих в душу персонажей тоже нет, по крайне мере для меня. Да, среди них есть симпатичные и концептуально интересные, но они не будут раскрыты до нужной глубины, чтобы полностью ими проникнуться.
6/10. Шипперю Хорикиту и Ибуки с переменным поглядыванием на Кушиду.
Всеведущий читатель
20 / 14
Отзыв будет скорее на ранобэ, нежели на манхву (Читал и то и то)

На самом деле довольно неоднозначное произведение.

Мир
Здесь очень интересный и даже относительно проработанный мир (по крайне мере у всего творящегося магического непотребства есть система с более-менее продуманной основой и лором)
С художественной точки зрения - интересная подача (диалоги с абстрактной "внутренней" сущностью, комментарии и реакции "наблюдателей")
Что важнее - мир мотивирован, у мира есть цель. То, что происходит - происходит по понятным и неплохо прописанным причинам - на самом деле крайне ценная вещь, которой часто пренебрегают в популярной манге, например.
События, ивенты, даже некоторая историчность - автор умеет в сторителлинг.

А вот с чем есть проблемы - так это с интригой, персонажами, их отношениями и их ролью в истории.

Интрига
Я читал мало ранобэ, но много манхвы. И что я понял о корейцах, так это то, что в крупных популярных произведениях их подход к интриге крайне... осторожный? Наигранный?
Собственно, я разочарованно выдохнул и забросил произведение на какое-то время, когда в очередной раз один из основных персонажей попадает в ситуацию, в которой ну очевидно напрашивается на трагичную смерть, но... главный герой говорит "не ссыте, ща все будет", и вокруг опять радуга и пони. Все живы, все здоровы, ГГ наигранно пострадал потеряв пару расходников (а все потери в какой-то момент перестали играть хоть какую-то роль, потому что ГГ буквально стал местным Абрамовичем).
Возможно, дальше что-то наконец случится. Но на 60-70 главах ранобэ ГГиКО ощущаются как бессмертные колоссы, которые могут "пострадать" для вида, а потом парой щелчков пальцев решают все проблемы.

Персонажи
Основная проблема персонажей здесь - это то, что все они собраны по формуле "Одна основная характеристика-клише + призма отношения к ГГ". Причем это отношение почти всегда либо прямолинейное (как у детей), либо на столько размытое, непонятное и даже порой противоречивое, что мне попросту не за что зацепиться. Я до сих пор не могу понять что движет основными женскими персонажами, как они относятся к ГГ и как ОН к ним относится. Их диалоги всегда крайне... неинформативны в контексте межличностных отношений. И, как мне кажется, это происходит потому, что автор создавал второстепенных персонажей используя какое-то одно простое клише, вокруг которого натягивал "дефолтную личность". Выдерни из Ю Сангах и Чон Хивон одну основную характеристику - и все, получится один и тот же человек, только с разной предысторией, которая не сильно-то и влияет на характер взаимодействия с ними.
Но реальные люди не такие. Наше Я не строится вокруг одной основополагающей характеристики. Личность - это огромный набор из уникальных черт, деталей, привычек, страхов, фобий, страстей - и все это очень сильно отражается на том, как мы взаимодействуем с миром. Здесь с этим туго.

Единственный, кто хоть как-то заинтересовал меня как личность - это Хан Суён. Через неё, пусть и бегло, раскрывается мысль о том, на сколько по-разному проявляют себя люди, которые вроде как пытаются делать одно и тоже. Да, она скопировала роман. Но она сделала это по-своему. Жаль, что её образ как и образ других персонажей - костенеет и "замораживается" после условного раскрытия. А все последующие их перлы уже из этого образа не выбиваются.

Ну или это я просто не смог проникнуться глубиной этих персонажей, потому что читал одним местом. Мб, мб.
Впереди еще около 30 глав. Буду надеяться, что что-то изменится.
Как и ожидалось, моя школьная романтическая жизнь не удалась
79 / 410
Хочу прояснить пару моментов для тех, кто уже знаком с произведением, и, пожалуй, для себя самого, просто чтобы структурировать мысли.

Юкиношита Харуна такой же заложник своего жизненного опыта, как и все остальные персонажи.
Пожалуй, одна из сильных черт кофейного магистра Ватару в том, что он не стал делать основных персонажей карикатурными и гиперболизированными. "Если кто-то сказал что-то умное с умной улыбкой на лице, да еще и выглядит умно и взросло, да и вообще по факту взрослый, то слова его непогрешимы и не терпят критики!". Нет, слова его (персонажа) критику потерпят. Да и грешков за ним немало.
Харуна в произведении, пожалуй, чуть ли не главный идеалист похлеще самого ГГ.
"Созависимость не равно любовь.". "Хочу увидеть настоящее". А что тогда любовь, простите? Когда два независимых взрослых человека будучи в браке живут в разных квартирах (у каждого своя собственная), и готовят исключительно в одиночестве сами себе? Не ну получается, если я запущу женщину в свой дом, то она начнет зависеть от меня в плане жилья. А если она будет мне готовить, то я начну зависеть от нее в плане питания. Причем с годами, будучи сытым, я сам разучусь готовить напрочь и мы станем полноценно созависимы! Вот это поворот! Вот это мерзкая фальш и неполноценность!
Любые отношения - это бартер, при котором каждый получает то, что ему нужно. Люди боятся одиночества, потому что когда ты один - ты слаб. Создавая отношения, ты получаешь возможность скомпенсировать свои недостатки достоинствами другого человека, и, в свою очередь, точно так же ты перекрываешь его слабости своими сильными сторонами. Безусловно, есть и деструктивные формы таких отношений. Например, когда чья-то слабость - это воспитанная в нем "позиция жертвы", а слабость другого человека "позиция трусливого тирана" (человек, который способен причинять боль только тем, кто очевидно слабее его). Такие люди находят друг друга и создают пару. Они несчастны, но продолжают быть вместе в силу своей извращенной созависимости. Уж кому, а россиянам-то это точно должно быть знакомо. И к чему это приводит в итоге тоже догадаться несложно.
К чему я это? Люди зависимы друг от друга. Потому что если бы они могли существовать в вакууме, мы бы уже давно вымерли. Требовать от кого-то "быть абсолютно сильным и самодостаточным в одиночку" - это, по меньшей мере, жестоко.
Безусловно, есть много исключений. Да-да, именно ты, читающий это, не такой как все индивидуалист-кибер-демон, который может все и один. Но большинство - нет. Большинство людей сгорают от депрессии если не состоят в отношениях уже аж целых два месяца. Какой кошмар! Юность стынет!

Так кто все-таки такая - эта ваша Юкинон-нян?
Та, от кого требуют быть сверхчеловеком. Семья, в лице матери - косвенно, да. Она создала для дочери иллюзию свободы, которая, в каком-то смысле, давит на дочь не меньше, чем маман напрямую давит на Харуно. Ты можешь делать что хочешь! Но только если это не позорит семью. И ты должна отучиться заграницей. И быть лучше остальных, чтобы поддерживать наш социальный статус. И друзья твои должны быть не ниже уровня Хаямы как минимум. И... Ага, свобода, как же. Никогда нельзя недооценивать молчаливое давление. Тебе не скажут, но ты всем телом ощутишь тяжесть чужих ожиданий.
И этот образ способен замылить даже гнилой взгляд самого Хикигаи-Я-выпью-весь-ваш-макс-кофе-Хатиману. А ведь это человек, который почти моментально прочел Большую Сестру.
Она как золотой храм, стоящий на паре непрочных деревянных опор. Семья обвиняет ее в слабости, но не дает никакого решения. И тут какой-то чертила с ноги врывается в их жизнь и делает то, на что не способна не сверхчеловек Харуна, не плюс-ультра-альфа-самец Хаяма, ни кто-либо еще. А именно - заставляет Юкинон сдвинуться с мертвой точки. Мотивирует ее начать действовать и расти в ситуации, где само общество ее пытается тормозить, аргументируя это тем, что она "слишком выделяется своими способностями". А Черт явно указал, что нет. Он тут главный решала, его не законтрить. Что будешь делать? Правильно, будешь расти, чтобы догнать.

Лучшая вайфу
Самый сложный вопрос в любом аниме - это выбор вайфу, не так ли?! Нет, нифига не так. Больше всего я ненавижу, когда у автора не хватает яиц поставить точку - жирную и разочаровывающую, если потребуется. "А давай я крч сделаю так чтобы типа ВСЕ ВАЙФУ стали женами ГГ? Не ну а чо, тогда все будут довольны..." - кто понял, тот поймет. Или, мое любимое - "Открытая концовка где вы сами вольны предста..." - в кино это нормально. В обычном худлиде это нормально. Потому что произведение может быть вообще не об отношениях. Но не тут. Давайте будем честны друг с другом? Мы читаем такие произведения ради романтики. Аниме - почти всегда про романтику. Мы хотим увидеть разные ее формы, затронуть какие-то отстраненные темы, но в конечном итоге получить уже свою дозу романтизма и со спокойной душой отпустить произведение. До выхода последнего тома я боялся что Кофейный мастер пойдет по пути открытости и вседоступности, но нет. Ему хватило смелости сделать то, что, черт возьми, читалось с первых строк ранобе и смотрелось с первых кадров аниме.

Э, а чо там по Гахаме-сама?
(Спойлеры!)Тот, кто ты есть сейчас
(То, что написано далее относится скорее к их поздним отношениям, после того как уже разобрались с тем, что она испытывает к нему чувства не из жалости. Хотя как знать, может быть с его стороны это тоже был просто предлог и оправдание?) Юи - это то, что ты получил за так. Однако... "Бесплатное счастье мне не нужно" - цитата неточная, мне лень искать, но именно она и характеризует все отношение ГГ к Юи. Любить ее можно сколько угодно, благо есть за что. Но какой в этом смысл, если она достанется просто так тому, кто он есть прямо сейчас? Люди любят чувства других людей к ним. Но только если они их принимают. В начале произведения он - никто, он тот, кто понимает, что не заслуживает такого счастья. Ему доходчиво это объяснили все предыдущие объекты воздыхания. Просто так отдаться Юи все равно что опустить ее ниже тех, кто его отверг. Ведь здесь и сейчас он тот кто он есть, и с того времени он не стал ни на йену лучше.И в этом главная проблема Юи. Она не сможет мотивировать его быть лучше, потому что она принимает его таким, какой он есть. Это благородно и здорово, но ему этого недостаточно.
(Спойлеры!)ГГ != читатель
В вопросах выбора вайфу почти все читатели кладут болт на чувства самого героя. То, что я написал выше - это мое примерное представление его к ней отношения. Оно может быть неверно как само по себе, так и формально в рамках законов этого произведения. То есть он так думает, но он не прав. Может быть с ней он был бы счастлив. Скорее всего так и было бы. А будет ли она? Как знать. В любом случае, его в ней заинтересованность была сметена цунами из его неоднозначного отношения к Юкинон. Она захватила все его внимание и перемолола его (ГГ) суть. Именно она заставила его измениться, ведь именно она была той, кому так же нужны были перемены.

Кто для кого кто?
(Спойлеры!)Юкинон
Юкинон для Хачимана:
Сначала - Неприступный идол-полубог, Позднее - обычный человек с огромным мешком ожиданий и раздутых представлений о нем на плечах, Ближе к концу - та, кто готов вырасти вместе с ним и ради него, та, ради кого он готов расти сам.
(Спойлеры!)Юигахама
Юигахама для Хачимана:
Отношения, которые ведут в пучину самобичеваний. Достаточно ли он хорош для нее? Сможет ли он ее защитить? Не будет ли он ее позорить тем фактом, что он ее парень? А что если их отношения существуют лишь потому, что он согласился "на первую встречную" и просто плывет по течению?
Минус самоуважение, которое и так на нуле. Куча проблем, страх, непонимание и тяжелейший разрыв в перспективе. Юигахама пугает Хачимана тем, что на ее фоне он отчетливее видит свое несовершенство. Ему попросту стыдно соглашаться на отношения с ней. Хотя дело и не только в этом, но, думаю, это одна из причин.

Мост между мирами
(Спойлеры!)Финал
Тот самый расставляющий все точки над i разговор Юкинон и ГГ - сильная сцена. За короткий промежуток времени произошло сразу несколько важных событий:
Хачиман разорвал семейную ловушку семьи Юкиношита, не позволив Юкинон пойти по пути индивидуализма, ведущему в никуда (в ее конкретном случае)
Так же, он впервые в жизни смог, если уж не поймать полностью, то как минимум прикоснуться к тому самому "настоящему".
Настоящее - это его порыв против всего. Харуна их гнобит за "неправильные" отношения, доступная и милая Юи страдает от его поступков, о чем он, безусловно, знал с самого начала, семья Юкинон в целом - крайне мутные типы и сложно спрогнозировать какую дичь они свалят на свою дочь в следующий раз, сама Юкинон уже сдалась и хочет уйти. Даже, мать ее, Миура прямым текстом сказала, что если он не сделает "правильный" выбор, то как минимум будет ненавидим еще сильнее, чем сейчас.
(Спойлеры!)Настоящее
Ценность того, что за дверью, измеряется размером замка, который на ней висит. Настоящее чувство - это чувство, которое заставляет человека схватить ускользающую руку, положив свой огромный титановый болт на все стены, что перед ней возведены.
(Спойлеры!)Мнение окружающих
Пускай Миура рассказывает, кого он должен любить, а Харуна - как он должен любить. Пускай Тобечи продолжает каверкать его имя
Что, кстати, крайне символично, ведь иллюстрирует реальный социальный статус ГГ - он для них тот, кто не достоин даже собственного имени. Все эти приколы с разным произношением одинаковых иероглифов - прост опредлог, они все прекрасно знают как его зовут, как минимум к концу произведения уж точно.
, а Хаяма отыгрывать сияющего героя на его фоне. Хикигая Хачиман не делал выбор, который ему позволили бы сделать. Он просто поставил всех перед фактом: "Я отдам тебе все. Если не нужно - просто выбрось. Я все равно это сделаю, так что твой ответ мне не нужен."
Ну и кто тут настоящий альфач?