BadPurse
сейчас на сайте

Отзывы

Провожающая в последний путь Фрирен
104 / 56553
Перейти к комментариям
Провожающая в последний путь Фрирен
Начну с того, что все овации и комплименты, которые получает «Фрирен», полностью заслужены. Тем, кто скептически относится к оценкам или бросил аниме после первой серии, настоятельно рекомендую дать аниме шанс или продолжить просмотр. И перед тем как начать отзыв, хочу дать пару советов, чтобы вы полностью насладились просмотром или вовремя остановились.

youtube
Самое важное — это первая серия. На самом деле, первая серия — это один большой пролог на полтора часа, где нас знакомят с главными персонажами, магией и обозначают цель путешествия. По каким-то неведомым мне причинам её решили разбить на четыре отдельные серии, попутно вырезав неплохой эндинг.
Сделать правильный вывод обо всём аниме только по 1/4 или половине пролога у вас попросту не выйдет. Но если вам не зайдут первые четыре серии, то, скорее всего, не зайдёт и всё то, что будет далее.
Так что вот первый совет — смотрите первые четыре серии залпом, и уже потом решайте, смотреть дальше или нет.
Также важно то, как вы будете смотреть. От себя дам банальный, но всегда работающий совет.
Смотрите в оригинале с субтитрами.
Если медленно читаете, то смотрите в сторону озвучки, но никогда не смотрите в дубляже. Вы просто будете терять кучу эмоций только от того, что играть персонажей будут гораздо менее опытные актёры озвучания. Если вы готовы с этим мириться, то потом не жалуйтесь на монотонность голосов персонажей.
А сейчас будет совет для категории людей, которые смотрят всё на скорости 1,5x, 2x или даже 3x.
Лечите свой СДВГ и смотрите «Фрирен» на нормальной скорости. Ну нельзя смотреть фильмы, сериалы или аниме на ускорении.
Это не подкасты, записи стримов, новостные видео и т. д., а произведения, где каждую секунду авторы продумывают до мелочей. Лучше пройти мимо, чем мучить себя ускорением в том аниме, где основная суть в ценности каждого момента.

Для тех, кто не верит людям на слово, но хочет узнать, чего ожидать от произведения, скажу кратко, сухо и без спойлеров, а только потом уже пойдёт более основательный отзыв.
В «Фрирен» вы можете ожидать меланхоличное путешествие, рефлексию о былом, отличный визуал, анимацию с минимумом CGI и прекрасную музыку. Хоть у аниме есть жанр драма, я бы не советовал ожидать здесь слезодавилок, по типу 10-й серии «Вайолет Эвергарден». Тут драма работает по иному. А учитывая, что в жанрах стоит ещё и сёнэн, я бы не советовал ждать здесь большого количества экшена, ведь это не батл-сёнэн. Да, экшен тут есть, и он сделан на «пять с плюсом», но это не то, на чём аниме делает акцент. Ну и, несмотря на то, что здесь целых 28 серий и сезон закончен на отличной ноте, без клиффхэнгеров и другой подобной чепухи, тут не будет полноценной концовки. Манга ещё продолжается, а аниме экранизировало только её часть.
Дальше пойдут спойлеры, так что тем, кто ещё не смотрел это аниме, настоятельно рекомендую наверстать упущенное.

*cпойлеры*

История и Повествование
Я не буду пересказывать синопсис истории — он и так есть в описании. Перейдём сразу к сути. Вся история заключается в том, что Фрирен хочет лучше понять людей и проверить слова своей наставницы: правда ли, что Ареол существует.
На самом деле, история о том, как Фрирен пытается разобраться в себе через знакомство с другими людьми, стараясь не повторить ошибок прошлого в настоящем. Ей нужно понять, почему она заплакала на похоронах и что на самом деле значили для неё те 10 лет путешествия. Все флэшбеки Фрирен — это не способ оправдать её действия в конкретный момент, а доказательство того, что она и так прекрасно знала своих товарищей. Каждый раз, когда нам раскрывают Фрирен через людей или воспоминания, она также начинает лучше понимать саму себя.
Помимо основной истории, мы узнаём больше о других персонажах, которых наша команда встретила на своём пути. Были как эпизодические встречи с Крафтом или Фоллем, так и затяжные с Зайном или экзаменуемыми. И за короткий срок нам удаётся узнать всех персонажей так, чтобы за ними было интересно наблюдать, но в то же время остаётся пространство для дальнейшего раскрытия. Все понимают, какой характер у Вирбеля и Денкена. Все знают их предысторию, но нет ощущения, что мы знаем о них всё. Мы не знаем, какие награды они получили за первый ранг и зачем этот ранг понадобился двум и так успешным магам. Зато всё это подогревает интерес к дальнейшим событиям.

Первая половина и так почти всем понравилась, и нет нужды её подробно разбирать, но вот арка экзамена у многих вызывает недоумение, ведь нас берут и выдёргивают из спокойного, размеренного путешествия на какой-то там экзамен. Однако здесь нам хотят показать на примере других сильных магов, чего добилась Ферн в достаточно юном возрасте и насколько на самом деле сильна Фрирен в рамках своего мира. Также арка позволяет глубже понять комплексность магии и познакомиться с немаловажными персонажами. И со всеми своими задачами арка справляется отлично.
Единственная проблема этой арки в том, что нет экранизированного продолжения, где было бы показано влияние этой арки на дальнейший сюжет. Из-за этого у некоторых складывается ощущение, что все персонажи здесь эпизодические и больше нам никогда не встретятся, а сам экзамен, кроме получения бумажки, никакой роли не сыграет в повествовании, хотя это и не так.
Многие также могут задаться вопросом: «А зачем вообще Фрирен нужен этот первый ранг, когда ей достаточно назвать своё имя, и все дороги для неё открыты?» И в аниме на это дают объяснение. Во-первых, нужно помнить, что Фрирен взяла ученицу, и для Ферн это важный этап жизни, который позволяет здраво оценить свои способности на фоне других сильных магов, а также получить грамоту, которая будет действительна всю её жизнь. А если вспомнить, как Фрирен не любит пользоваться своим именем, то необходимость подобного мероприятия уже не кажется чем-то лишним.

Если говорить о повествовании, то оно здесь на высоком уровне. В основном всё рассказывается через диалоги, а длинных внутренних монологов, как в «Реинкарнации безработного», здесь просто нет. Также часто используется визуальное повествование, что позволяет опускать многие размышления и объяснения. «Провожающая в последний путь Фрирен» — это как хороший учитель. Не тот, который даст тебе решение и аккуратно положит тебе в рот готовый ответ. Нет, «Фрирен» подталкивает тебя к решению, а ответ ты уже находишь сам. К этому я ещё вернусь в теме магии, но пока приведу два показательных примера:
Самый первый и достаточно простой для понимания момент — встреча утреннего рассвета Фрирен вместе с Ферн. Нам никто напрямую не говорит, почему в конце концов этот рассвет понравился Фрирен. Ведь ответ не нужно проговаривать, чтобы его понять.
Ещё один подобный момент можно увидеть в арке с демонами, где нам рассказывали про демоницу Ауру.
Момент с Аурой
Не нужно быть гением, чтобы сложить 2+2 и понять, что Аура отрубает головы всем, чтобы сильные духом не могли сопротивляться. Но вслух этого никто не проговаривает. И всё повествование «Фрирен» строится так: нас всегда только двигают к ответу, никогда его не давая.

Персонажи
Тут нет слабых персонажей. Будь то главный герой или второстепенный, за ним всегда интересно наблюдать. А всё потому, что каждый ощущается живым. Мир не крутится вокруг одной Фрирен. Если Крафту не по пути, то он идёт своей дорогой. Если Зайну нужно идти в другую сторону, то он просто берёт и уходит. Если Фрирен и Ферн сдают экзамен, то Штарк в это время помогает всем подряд в городе. Если Фрирен просто путешествует, то Зерие уже как 50 лет для чего-то собирает талантливых магов под своё крыло. Здесь каждый живёт своей жизнью, и про каждого интересно узнать больше.
Насколько давно Крафт был Героем, что его даже Фрирен не помнит, и куда он держит путь? Почему Денкену, придворному магу, нужен какой-то там первый ранг, чтобы попасть к могиле своей жены? Даже интересно узнать, жив ли ещё Горилла и найдёт ли его Зайн.

Также живости персонажам придают недостатки. Возьму два самых показательных примера:
Химмель идеален в умах людей, кто не застал его при жизни. Бесстрашный Герой, который достал тот самый меч и сразил Владыку. А на деле — самый обычный нарцисс, который просто верил в себя и добивался поставленных целей. Со своими достоинствами и недостатками. Да, он сразил Владыку, но не в одиночку. Да, он помогал другим, но чтобы запомниться людям, а не из чисто альтруистических убеждений. Хотя он и соглашался делать свои статуи, чтобы Фрирен не было одиноко, но в то же время он же правда хотел оставить память о себе. Даже были случаи, когда из-за его нерешительности умирали люди, как момент с маленькой демоницей. Кому-то недостатки могут показаться несущественными, и так оно и есть, но их наличие придаёт правдоподобности персонажу. Химмель — что-то среднее между Хоумлендером и Королём Артуром. Не избранный и не психопат, но тот, кто смог направить свои негативные качество на благо других. Химмель — Герой и самый обычный человек.

Ферн же — совершенно иной случай. Она показательный пример того, как быстро растут и меняются дети. Буквально за одну первую серию нам успели показать послушную и целеустремлённую маленькую Ферн. Потом нам показали подросшую Ферн, которая уже готова спорить со своей наставницей, не желая тратить свою жизнь на поиски цветка. А затем ещё и почти взрослую Ферн, которая начинает зазнаваться, не читать книги, которые ей советуют, или вообще обвинять наставницу в лености, хоть и не безосновательно. А когда появляется Штарк в команде, то наружу всплывают проблемы в коммуникации из-за отсутствия общения со сверстниками. Дитя войны с не лучшим воспитанием, которая держит всё в себе, из-за чего часто происходят небольшие ссоры. Но при этом, несмотря на все её недостатки, ты не можешь её ненавидеть, ведь ты проследил за ней от самого детства до совершеннолетия. И ты понимаешь, почему она выросла такой.
Всё это и делает персонажей в «Фрирен» такими живыми.

Темы и идеи
Многие говорят, что основная тема «Фрирен» — это «скоротечность времени». Но я с этим в корне не согласен. Да, первые несколько серий показывают нам, как летит время, как люди стареют, а магия развивается, но это же только начало. При этом уже в прологе можно заметить, как время для Фрирен замедляется. Если первые два таймскипа проходили за 50 и 28 лет, то уже со встречи с Ферн время для Фрирен начинает лететь не так стремительно, а таймскипы происходят то за 4 года, то вообще за 6 месяцев. Поэтому я бы выделил в «Фрирен» две другие основные темы — «Время» и «Память».
В «Фрирен» представлен один из самых оригинальных взглядов на время. В отличие от банального: «чем мы старше, тем время летит для нас быстрее», здесь рассматривается идея того, что время — гибкая вещь, и то, как оно для нас проходит, зависит не от возраста, а от того, как мы его проживаем. Если ты отшельник, который почти ни с кем не общается, а торопиться тебе некуда из-за бессмертия, то и время для тебя будет лететь быстро. Но если у тебя есть рядом смертный собеседник, который всегда куда-то спешит, то и твой темп жизни будет под него подстраиваться. Почему для Фрирен 10 лет путешествия — это самые дорогие воспоминания? Потому что это было самое насыщенное событиями время в её жизни. А почему после путешествия для неё 50 лет прошли так незаметно? Потому что всё это время она была одна и жила так, как привыкла до путешествия.
Отсюда мы плавно перейдём к теме памяти, ведь именно на воспоминаниях о том самом путешествии построен сюжет. В «Фрирен» хрупкость и важность воспоминаний играет даже большую роль, чем время. И эта тема за один только первый сезон рассмотрена с множества сторон. Нам показывают, что спустя два-три поколения люди, если и будут помнить твои подвиги, то только по сказкам. На примере статуй Химмеля показывают, что люди ещё помнят его подвиги, но большинство знает о нём только из сказок или бабушкиных рассказов. А на примере Фолля можно понять, что и память живого человека со временем увядает. Нам также показывают, как для многих важно, чтобы их помнили. Крафт стал монахом, чтобы верить в то, что его подвиги не забыты и хотя бы на небесах о них всё ещё помнят. Нам даже показали гнусную сторону такого желания, когда человек готов пойти на любые жертвы, лишь бы его помнили, — на примере Лернена. И подобного в «Фрирен» много, если говорить об основных темах.

Также в «Фрирен» поднимаются и другие темы: что страх — это не что-то плохое, на примере Айзена, или что никогда не поздно, на примере Зайна и Фрирен; вера — на примере множества персонажей и многое другое. Я видел много комментариев, что темы в «Фрирен» заезженные или раскрыты лучше в других произведениях, но я лично не видел ничего подобного. Всё, что рассматривается в «Фрирен», раскрыто отлично, а назвать такие темы заезженными у меня просто язык не повернётся.
Демоны
Можете ли вы себе представить, как человек будет общаться с инопланетной формой жизни? С формой жизни, которая имеет совершенно иные моральные и нравственные ориентиры, другую культуру, ни на что не похожий язык и так далее? Я лично не могу. Люди друг с другом ещё не научились общаться нормально, из-за чего не прекращаются войны, а тут нужно общаться с теми, чьи чувства невозможно понять. А что если я вам скажу, что есть разумная форма жизни, которая выглядит как человек, говорит на человеческом языке, но при этом эволюционно имеет другую анатомию и другие моральные ценности? Кто-то может сказать, что с этим уже гораздо легче работать, и будут правы. А что если добавить одну маленькую деталь? Для этой формы жизни естественно питаться людьми. Вот с таким набором данных нам и предстают демоны в «Фрирен».
Одна эта маленькая деталь позволяет понять, почему другая форма жизни знает человеческий язык. Одна эта маленькая деталь делает почти невозможным общение с ними. Но всё ли настолько бесперспективно? И да, и нет.
Нам показали момент, где маленькая демоница сосуществовала какое-то время с людьми, но закончилось всё это трагично. Но давайте попробуем понять причину такого исхода. Причиной смерти старосты стало непонимание демоницей родственных связей людей. Она не просто его убила, а пыталась загладить свою вину перед той, чью дочь она съела. Логики или здравого смысла в её действиях нет с нашей точки зрения, демоница же посчитала такой поступок более правильным, чем просто убийство матери. Почему она так поступила? Я не знаю, и как раз это человеческое непонимание и не позволяет людям сосуществовать с ними, а действия демонов по-настоящему так пугают. Именно это отличает демонов в «Фрирен» от любых других. Демоны здесь — не люди с рогами и не просто злые злыдни, а именно другой вид, который нам никак не понять.

Про демонов можно рассказывать много. И то, как они любят магию, и то, как они ею гордятся, и то, как из-за этой гордыни их легко могут обманывать Фрирен с Ферн своей маной. Но самым интересным является сам Владыка демонов, то, какие цели и идеи он преследовал своими действиями, и как его умудрились победить. Почему в воспоминаниях Фрирен демонам было приказано убивать только эльфов? Или откуда Зерие знала о том, что Владыка может видеть скрытую ману Фрирен?
Вопросов много, но ответы мы получим ещё нескоро.
Магия
Понять всю суть магии можно по вот этому диалогу:
Магия в «Фрирен» комплексная и интересная, но разжёвывать каждую мелкую деталь, как это делали в «Ателье колдовских колпаков», здесь не будут. Не потому, что здесь нечего расписывать, а чтобы не замедлять темп повествования ещё сильнее. Разных видов магии здесь куча: и человеческая магия, и эльфийская, и демоническая, и магия Богини. Но в отличие от многих других произведений, тут нет строгого ограничения на то, кто и что может колдовать. Фрирен при наличии писания может колдовать магию жрецов, люди при должном подходе могут использовать магию демонов и так далее.
Что больше всего выделяет магию «Фрирен» на фоне других произведений, так это влияние времени. Здесь магию создают, улучшают, заимствуют. Прям местная наука. То, что было невозможно 80 лет назад, сейчас в мире «Фрирен» это обыденность. Некогда смертельное заклинание Зольтраак становится самым обычным базовым заклинанием, против которого успели придумать кучу контрмер, будь то барьеры или броня. Но магия здесь не стоит на месте и постоянно придумываются контрмеры. Так, против барьеров вместо Зольтраака лучше всего использовать физические атаки, а вместо того, чтобы развеивать магию пут, можно, например, свалить дерево, к которому тебя привязали. Фламме, основоположница человеческой магии, запустила настоящую гонку вооружений, тем самым наполнив мир бесчисленным количеством заклинаний.
Как говорилось в самом начале, магия держится на трёх китах: мана, сила и умение управлять маной. Здесь всё понятно и много расписывать не нужно. Но это, как говорится, верхушка айсберга. Больше всего вопросов вызвало «воображение», которое нам начали объяснять в арке с экзаменом. Но люди почему-то отделяют этот навык от изначальных трёх китов и считают, что если вообразить себя бессмертным или всемогущим, то так оно и будет. Нет. Это работает не так.
Магия в «Фрирен» работает как изобразительное искусство. Ты можешь уметь хорошо рисовать, понимать перспективу и правила цветов, и без хорошего воображения этими навыками можно пользоваться и получать удовлетворительный результат. Но имея все эти навыки и хорошее воображение, можно делать по-настоящему великие вещи. А если у тебя есть только воображение, а кисточку ты держишь впервые, то вряд ли у тебя хоть что-то получится нарисовать.

Так вот, Юбель не может разрезать всё, что хочет. Да, она может разрезать ткань или волосы, но пробить магический барьер ей не хватит фантазии. Как и Канне не может создавать воду или управлять ею в теле человека. Это не невозможно, но у Канне просто не хватает навыков и воображения. Воображение — это не что-то, что способно на всё, и даже скажу больше: не каждый человек вообще способен фантазировать:
Дальше хотелось бы обсудить то, когда воображение начало играть хоть какую-то роль. И в отличие от нэн из «Охотник х Охотник», который появляется только когда понадобилось сделать ГГ сильнее, эта часть магии появилась буквально в первой же серии. Да, самое любимое заклинание Фрирен и есть тот самый пример использования воображения. Фрирен нужно было увидеть голуболунку, прежде чем создать цветок. Нельзя просто создать то, что не можешь представить, а какой самый простой способ что-то представить? Предварительно это увидеть.

Следующий пример — заклинание просмотра сквозь одежду. Тут Фрирен уже сама всё разъяснила:
Разъяснения
Если ты считаешь, что одежда бывает только тканевой, то только под такую одежду ты и сможешь посмотреть. Но если ты можешь представить железную кирасу как одежду, то и под ней сможешь увидеть всё, что захочешь. И тут уже всё зависит именно от фантазии конкретного человека.

Ещё у многих почему-то вызвали вопросы заклинания полёта и телекинеза. В одной серии Фрирен с Ферн поднимают большой корабль, а уже в другой нам говорят, что поднять можно только что-то не больше человека, так как магия полёта малоизученная. Если даже абстрагироваться от того, что это разные заклинания, давайте проведём умозрительный эксперимент. Можете ли вы поднять стоящую перед вами коробку? Скорее всего, да. А сможете ли вы поднять коробку, стоя на ней? Нет. Единственное, что вы в теории можете сделать, так это на мгновение подпрыгнуть вместе с коробкой. В «Фрирен» точно такой же принцип. При этом Фрирен с Ферн предварительно несколько недель или месяцев опустошали корабль, чтобы его было легче поднять. И всё это нам показывают, а не рассказывают, что я подмечал ранее, когда говорил о повествовании.
Музыка
Слова тут излишни:
За ОСТы спасибо Эвану Коллу.
Визуальная часть
Визуал говорит сам за себя и он на высоченном для сериалов уровне. Каждый город или деревня друг от друга отличаются, 3д если и есть, то вы его почти никогда не заметите. А для тех людей, кто считает это неправдой, советую протереть очки и посмотреть на ниже приведенные примеры только из первой половины аниме:
Тут даже постарались и сделали одежду для каждой эпохи или сезона, но некоторые все еще считают, что Фрирен ходила 1000 лет в одном и том же...
450x752 450x752 450x752 450x752 450x752 450x752 450x752
Режиссура, анимация и качество адаптации в целом
На самом деле очень обидно, что режиссуре так мало уделяют времени в отзывах, а это ведь одна из главных причин такого успеха. Обычно из манги или ранобе всегда что-то вырезают, тут же полностью наоборот. Очень редко бывает, когда манга на фоне аниме выглядела бы обычной раскадровкой.
Из всех 60 глав, которые были затронуты в первом сезоне, только три фрейма не были экранизированы и скорее всего намеренно. Это то, как выглядят Владыка Демонов и сестра Юбель. А также один фрейм, где плачет Фрирен, который видимо никак нельзя было впихнуть в аниме. В остальном мы получили только улучшения, небольшие изменения и дополнения того, чего в манге не было.
В «Фрирен» буквально каждый момент экранизирован с любовью и знанием своего дела. Не буду делать вид, что я много знаю про анимацию или кинематограф, но не замечать классные, плавные переходы и крутую постановку кадра просто невозможно. Уровень всей режиссуры можно показать на примере этого одного момента:
А качественные переходы можете оценить на вот этих вот примерах:
Уровень анимации и то как была адаптирован материал можно увидеть тут:
Вот, что аниматоры умудрялись выжить из одного фрейма:
А вот так экранизировали битвы:
И такой уровень экранизации почти на протяжении всего сезона. Мы бы жили в прекрасном мире, если бы все адаптации выглядели именно так.
Мелкие детали
Тут и целого отзыва не хватит, чтобы перечислить всё, так что приведу только парочку примеров.
Есть как заметные при первом просмотре:
Так и заметные только при пересмотре:
А есть и те, которые можно заметить только случайно:
В основном я говорю о визуальных мелочах, но как уже многие знают, в «Фрирен» и имена тоже имеют свою изюминку. Они в основном взяты из немецкого словаря и каждое отлично подходит персонажам. Расписывать не буду, ведь не говорил об этом только ленивый.
Минусы
Не бывает ничего идеального. «Фрирен» здесь не исключение. Да, минусы меркнут на фоне всего остального, но их тоже стоит упомянуть.
Для меня есть ровно один минус - это одна неуместная шутка. Да, юмор субъективная вещь, но именно эта шутка даже в рамках собственного мироустройства выглядит совершенно неуместной:
А вот почему она неуместна
Ровно ноль причин существование этого момента. Фрирен долго живет и удивляться тому, что у нее что-то не растет - странно, так ещё у эльфов нет желания род свой продолжать, от чего комплекс маленькой груди кажется совершенно необоснованным. Единственное объяснение этому, авторы японцы.:dunno:
Есть ещё разные косяки незначительные, которые можно заметить только если покадрово аниме смотреть, ну а я их заметил и делюсь с вами:
Разного цвета шнурки:
Пропали волосы на одном кадре:
Вполне возможно, что это и не косяки вовсе, ведь в динамике это смотрится отлично, поэтому я это к минусом отношу очень опосредованно.
Кто-то может возразить и сказать, что в «Фрирен» ещё слабый ворлбилдинг, нам не объяснили колоссальную силу воинов, некоторые темы или сюжетные линии, которые были в аниме не получили какого либо завершения и т.д. И это всё было бы правдой, если бы не одно но. Это только первый сезон, а оригинал еще даже не близок к завершению. Даже мир «Атаки Титанов» нам начали полностью раскрывать только к концу 3 сезона. Как говорится, всему свое время.

Итог
«Краткость — сестра таланта» — эти слова точно не про меня. Я знал, что про «Фрирен» не получится коротко написать, так и получилось. Для тех, кто прочитал эту тонну текста или просто спустился, чтобы прочитать выжимку, скажу так: мне Фрирен безумно понравилась, да так, что теперь трудно смотреть что-то другое. Вам может не нравиться «Фрирен», но считать это аниме чем-то средним или ужасным могут только очень специфичные люди. Здесь отлично всё, кроме одного настолько незначительного момента, что его можно заметить только при пересмотре. А если и были какие-то визуальные косяки, то их было на порядок меньше, чем в любом другом аниме. «Фрирен» можно советовать брату, сестре, маме, папе, друзьям и родственникам — да кому угодно, ведь тут каждый может подчерпнуть что-то интересное для себя.