Без спойлеров само собой (по крайней мере жёстких)



Как Хаяо Миядзаки удаётся рассказывать историю таким образом, что ты не знаешь, когда она закончится? У его фильмов нет ожидаемой трёхактной структуры или чего-то подобного, они словно развиваются естественным образом, перетекая из одного состояния в другое, будто река. Из-за этого я каждый раз удивляюсь, когда наступает внезапный конец. И я люблю это.
Мне нравится, когда в момент кульминации фильм резко обрывается, оканчиваясь на высокой ноте. В самый подходящий момент из возможных. Не знаю как это объяснить получше. Спустя несколько лет, когда я забываю сюжет, мне может казаться, будто после финала было ещё несколько сцен, и при перепросмотре я удивляюсь, когда не обнаруживаю их. То есть — в моём воображении персонажи продолжают жить дальше и принимать решения — а значит они действительно живые и фильм удался.


Я ходила на этот фильм два раза в два разных кинотеатра, так что могу предположить, что ваша реакция на него может отличаться в зависимости от того, какой кинотеатр вам попадётся. Первый у меня был дороже, а экран меньше, но зато народу почти не было и проектор был ярким. Фоны с природой и зеленью смотрелись очень насыщено. Хотелось остаться жить в этом красном коттедже посреди леса и побродить по его библиотекам, сходить прогуляться на озеро. Второй же кинотеатр находился в центре города, билет стоил вполовину дешевле, а экран был в два раза больше. Но проектор какой-то слабый, и цвета получились тусклые, сцены из вступления вообще были полутёмными. Так что если бы я сначала увидела фильм там, то вероятно сложила бы о нём менее позитивное мнение. Короче учитывайте это.


Бабушки эти вообще прикольные, я бы про их забавные похождения по поместью посмотрела отдельный сериал на 12 серий.
Ещё меня удивило, что многие зрительницы плакали ближе к концу мужчины стоически держались, хотя там всё не так уж печально. Мне фильм вообще не показался грустным, а скорее весёлым и жизнерадостным. Моя подруга тоже смахивала слёзы, но назвала его слегка занудным, думаю, в каком-то смысле она права. В фильме меньше диалогов, часто лишь визуальные образы и он не так открыто расположен к зрителю, как другие работы режиссёра. Это может оттолкнуть.
Кто-то ещё обвинял фильм в самоповторах. Те же Варавара очень напоминают духов в "Мононоке" и чёрных маленьких существ из "Унесённых призраками" и "Тоторо":


Но мне кажется режиссёр сделал это намерено в качестве отсылки ко всем своим предыдущим работам. Мне наоборот было приятно подмечать моменты отсылающие к тем или иным фильмам. И возможно это мой бред, но я даже разглядела еле заметную отсылку на его первую полнометражку «Замок Калиостро», который я просто обожаю всей душой (сама не знаю почему). В фильме много фантастических механик, вроде комнаты, где тебя видно только под определённым углом, или жизненного цикла Варавара, или того как работают способности девочки Хими, ну и те же фигуры для башенки. Наблюдать за этим всем интересно. Да и в целом тут просто куча разных великолепных визуальных образов — завораживающих, жутких, величественных, умиротворяющих. Всё это рождает внутри очень странную, но приятную атмосферу.



Вот эта сцена с золотыми воротами и дольменом, внутри которого творится что-то странное — мой личный фаворит.

Она и прекрасная и ужасная одновременно, создаёт как умиротворяющий эффект, так и рождает ощущение подступающего зла.
А к примеру сцена вот с этим коридором почему-то напомнила мне все футуристические фильмы из 70-х вместе взятые. Или что-то вроде «По ту сторону чёрной радуги». Рассеянный словно бы неоновый свет, будто бы синтезаторные звуки, искры и вибрации. Сразу захотелось, чтобы Миядзаки снял какую-нибудь научную фантастику в своём стиле, это было бы очень круто.

Мне вообще показалось, что своим настоящим последним фильмом Миядзаки до сих пор считает «Крепчающий ветер», вот в нём он всё делал как в старые добрые — крепкий сюжет, работающая драма, понятная зрителю история — отличное завершение карьеры. А этот фильм он воспринимал скорее как возможность высказаться эмоционально и поэкспериментировать с формой, показать немного себя настоящего, скрытого за математически выверенными сценариями прошлых фильмов. Как тот же Тарантино с его «Однажды в Голливуде», который, кстати, многим старым его фанатам не зашёл. Мне он понравился, но я их понимаю. Они привыкли к простым жанровым историям, где всё развивается согласно киношным законам — и это круто. В «Однажды в Голливуде», — как и в «Мальчике и птице», — всё вроде бы тоже развивается привычным образом, но многие вещи сделаны не совсем так, как в прошлых работах режиссёров.


Не знаю, понятно ли я объясняю. Ну вот скажем классические «Унесённые призраками» или «Ходячий замок» похожи на «Мальчика и птицу», но в своё время были гораздо более дружелюбны к зрителю. Если на экране происходило что-то сложное и непонятное — они тут же объясняли это через диалог или какую-то экспозицию. Не пытались усложнять, а наоборот упрощали, сохраняя смысл, чтобы каждый зритель независимо от языка и возраста смог уловить суть.



А в «Как поживаете?», такого почти нет, тут лишь голые образы и многие вещи происходят вообще без слов. Это круто, я люблю такое. К примеру, в «Дюнкерке» Нолана мне больше всего запомнились немые сцены про двух молодых солдатов, которые говорили на разных языках, а потому не могли взаимодействовать словами. И они то бродили по пляжу, то забирались на отплывающий корабль, то спасались от торпед, помогали друг другу и окружающими и всё это без диалогов.
Кто-то сравнил это аниме с игрой «Dark Souls» — и он был прав. Из-за малого количества объяснений каждый зритель увидит что-то своё, как и там. Понятное дело, что кому-то такое не понравится. Это был бы рискованный шаг для режиссёра вначале его карьеры, но теперь Миядзаки уже не переживает об этих мелочах. Да и зачем, почему бы хотя бы на старости лет не сделать всё как хочешь, не подстраиваясь под массового зрителя? Я считаю, он заслужил такую возможность.

В общем, мне понравилось. И если думаете, смотреть или не смотреть — то один раз точно можно. Это довольно душевная фэнтези-история с отважным главным героем, который не боится переть на врага больше себя, но при этом всё ещё остаётся обычным мальчиком.
Надеюсь, Миядзаки снимет ещё хотя бы один фильм, или построит ещё одну башню, если так можно выразиться. Было бы здорово, потому что замены ему пока что-то нет.
