Сей отзыв пишу не сколько ради самого отзыва, сколько хочу поделиться мыслями по поводу одного явления в Калитке, а конкретно про Эффект бабочки, так что был бы рад возможной дискуссии со знатоками.
На мой взгляд, именно из за него у многих людей, негативно оценивших тайтл (и при этом не дропнувших его в начале), не сложилось полноценной картины происходящего в голове. Конечно, это не касается отзывов, где авторы пытаются троллить/фанбоят иной таймтревел тайтл и пытаются засрать Врата из принципа, либо просто природно невнимательных и упорно не желающих разбираться в происходящем.
Также посоветовал бы прочитать это любым другим, посмотревшим сериал - даже тем, кому он понравился. Возможно, после этого он понравится вам еще больше.
Дальнейший текст последует за спойлером:
спойлер
Собственно, основная мысль, которую я хочу выразить - во Вратах Штейна, в привычном понимании, не существует Эффекта бабочки. "В привычном" здесь ключевое, ибо в основной массе люди не совсем правильно толкуют смысл этого эффекта.
Эффект бабочки - это не "пернул себе в кресло и через 10 лет в Африке дети умерли от Эболы". Известные цитаты, включая цитату из самих Врат, вроде "Бабочка махнула крыльями в Токио, и случилось торнадо в Калифорнии" (дословно не помню), подобной аналогией пытаются объяснить огромные изменения, которые происходят в далеком будущем, но вовсе не случайный характер оных. Масла в огонь подлила адаптация, которая в паре сцен добавила отсебятины, лишь усугубляющей дальнейшее непонимание
(сцена, как после смены мировой линии, Курису принесла Пеппер вместо другого напитка, так как на той мировой линии его не было).
Во Вратах используется "трушный" Эффект бабочки, а вернее его изначальное понятие, используемое в науке. Стоит понимать, что множественные изменения не отменяют Принцип причинности - другую, немаловажную, я бы даже сказал превалирующую часть сюжета Калитки. Если объяснять его простыми словами - все происходящее взаимосвязано и причинно обусловлено, иными словами - все имеет причину и следствие. Каждое, даже самое маленькое изменение - это не просто "альтернативная обстановка" и это не простл "так сложилось" в другой мировой линии, это результат изменения связанного с этим событием другого события в прошлом.
Фейрис спасает отца > Фейрис не получает власть над районом > Акихабару не наводняет моэ-культура
Металлическая упа не попадает в самолет > металлодетектор не реагирует и не провоцирует обыск Накабачи > во время полета случается пожар и теория о машине времени сгорает в огне
Моэка не получает сообщения от ФБ > Моэка не приходит на захват и теряет работу и босса> Моэка от депрессии собирается совершить суицид
и многое-многое, тому подобное.
По этой же причине люди считают действия Д-мейла рандомными, и искренне удивляются, почему факт того, что Окабе, получив сообщение "Окабе - пустоголовый идиот", никак не меняет значение на измерителе дивергенции. Ответ прост - это никак не повлияет ни на его действия, ни на действия окружающих, ни на что другое, как следствие - не спровоцирует Эффект бабочки. Ровно поэтому точно также Моэка не реагирует на сообщения Окабе, пишущего ей про "не покупай новый телефон" - это сообщение тупо ничего не значит и ничего не меняет на причинно-следственном уровне. И именно поэтому рассуждение "а что если бы Окабе, переместившись во времени, не так встал/меньше дышал/вставьтелюбоеподобноедейство", как это работает в классическом понимании Эффекта, здесь неприменимо - такое изменение просто не влияет на процент дивергенции, так как имеет малое значение для мира и не играет большой роли ни в одном ключевом действии (собственно, в аниме, хоть скорее более философски и как символизм, через Маюри это и показывается - Окабе каждый раз действует по другому, но конвергенция всегда ее убивает, ведь это лишь следствие, а истинная причина этого никуда не девается).
Это - буквально основная мысль всего сюжета, которая, по идее, и должна обеспечивать этот вау-эффект ближе к концу, когда вроде бы никак не связанные вещи оказываются очень даже связанными. Немудрено, что если этого не уловить, сюжет будет казаться рояльным и непонятным. Кого в данном случае винить - зрителей или адаптацию (вроде как у читателей ВН подобных проблем не возникло) - этого я не знаю. Но не уловить этого - значит в принципе не понимать того, что происходит на экране, потому что на этом завязан весь сюжет.
Окабе получает IBN5100, по какой-то причине так удобно находящийся в храме > Моэка отсылает первый Д-мейл вместе с координатами компьютера, компьютер воруют и его теперь нет в храме > Д-мейл Руки превращает его/ее в девушку (как по мне, самый натянутый момент, но все же) и из-за этого он/она ломает компьютер за год до событий во время уборки храма (в этой мировой линии его теперь нет ни у Окабе, ни у Моэки, что сразу же показывает сериал) > Фейрис возрождает отца, написав про похищение, и отец продает компьютер (активно скупавшему IBN5100 на тот момент ЦЕРНу), чтобы получить деньги за выкуп дочери (следовательно, не попадает в храм - теперь его нет ни у кого) > Окабе отправляет Д-мейл, останавливающий Сузу прыгать во времени, и в эту же ночь происходит ливень, ломающий машину времени (теперь Сузу не получает IBN5100 из-за неудачной посадки, а значит не отдает его Юкитаке - отцу Фейрис, с которым она дружила - а тот в свою очередь не отдает его в храм по просьбе Сузу с наставлением "передать его юноше, который однажды придет и его попросит").
В аниме также полностью опустили тему с Эшелоном - перехватчиком Д-мейлов (вернее очень плохо объяснили), базу данных которого герои и пытаются взломать, удалив сообщение. За этим героем и нужен IBN5100.
Окабе находился в мировой линии Бета, увидел труп Курису Макисе > он написал свой первый Д-мейл > Д-мейл был перехвачен Эшелоном, что стало достаточно мощным отклонением, чтобы заставить мировую линию сместиться за один процент, к нулю, в поле аттракторов Альфа, где СЕРН стала единоличным обладателем технологии машины времени и случилась дистопия.
Звучит, как минимум, очень недурно. Не понимаю, как кто-то, с полным пониманием всего происходящего, может назвать такой сюжет проходным. Я вообще не уверен, есть ли здесь сюжетные дыры.
Мне кажется, если бы в аниме поменьше заостряли внимание на Эффекте бабочки и больше говорили про Принцип причинности, это бы пошло на пользу общему пониманию сюжета, так как, мне кажется, когнитивный процесс у многих выглядел как-то вроде "А, ну раз это эффект бабочки, то здесь тупо происходят рандомные события, а весь цимес лишь в детерминизме и "философии смены прошлого" ". Нет, это не так. Если бы все было настолько просто, то Врата бы никогда не стали настолько гениальным и продуманным произведением, коим они и являются.
За этим у меня все. Спасибо за чтение. Буду рад услышать мнение сочувствующих.
Эффект бабочки - это не "пернул себе в кресло и через 10 лет в Африке дети умерли от Эболы". Известные цитаты, включая цитату из самих Врат, вроде "Бабочка махнула крыльями в Токио, и случилось торнадо в Калифорнии" (дословно не помню), подобной аналогией пытаются объяснить огромные изменения, которые происходят в далеком будущем, но вовсе не случайный характер оных. Масла в огонь подлила адаптация, которая в паре сцен добавила отсебятины, лишь усугубляющей дальнейшее непонимание
(сцена, как после смены мировой линии, Курису принесла Пеппер вместо другого напитка, так как на той мировой линии его не было).
Во Вратах используется "трушный" Эффект бабочки, а вернее его изначальное понятие, используемое в науке. Стоит понимать, что множественные изменения не отменяют Принцип причинности - другую, немаловажную, я бы даже сказал превалирующую часть сюжета Калитки. Если объяснять его простыми словами - все происходящее взаимосвязано и причинно обусловлено, иными словами - все имеет причину и следствие. Каждое, даже самое маленькое изменение - это не просто "альтернативная обстановка" и это не простл "так сложилось" в другой мировой линии, это результат изменения связанного с этим событием другого события в прошлом.
Фейрис спасает отца > Фейрис не получает власть над районом > Акихабару не наводняет моэ-культура
Металлическая упа не попадает в самолет > металлодетектор не реагирует и не провоцирует обыск Накабачи > во время полета случается пожар и теория о машине времени сгорает в огне
Моэка не получает сообщения от ФБ > Моэка не приходит на захват и теряет работу и босса> Моэка от депрессии собирается совершить суицид
и многое-многое, тому подобное.
По этой же причине люди считают действия Д-мейла рандомными, и искренне удивляются, почему факт того, что Окабе, получив сообщение "Окабе - пустоголовый идиот", никак не меняет значение на измерителе дивергенции. Ответ прост - это никак не повлияет ни на его действия, ни на действия окружающих, ни на что другое, как следствие - не спровоцирует Эффект бабочки. Ровно поэтому точно также Моэка не реагирует на сообщения Окабе, пишущего ей про "не покупай новый телефон" - это сообщение тупо ничего не значит и ничего не меняет на причинно-следственном уровне. И именно поэтому рассуждение "а что если бы Окабе, переместившись во времени, не так встал/меньше дышал/вставьтелюбоеподобноедейство", как это работает в классическом понимании Эффекта, здесь неприменимо - такое изменение просто не влияет на процент дивергенции, так как имеет малое значение для мира и не играет большой роли ни в одном ключевом действии (собственно, в аниме, хоть скорее более философски и как символизм, через Маюри это и показывается - Окабе каждый раз действует по другому, но конвергенция всегда ее убивает, ведь это лишь следствие, а истинная причина этого никуда не девается).
Это - буквально основная мысль всего сюжета, которая, по идее, и должна обеспечивать этот вау-эффект ближе к концу, когда вроде бы никак не связанные вещи оказываются очень даже связанными. Немудрено, что если этого не уловить, сюжет будет казаться рояльным и непонятным. Кого в данном случае винить - зрителей или адаптацию (вроде как у читателей ВН подобных проблем не возникло) - этого я не знаю. Но не уловить этого - значит в принципе не понимать того, что происходит на экране, потому что на этом завязан весь сюжет.
Окабе получает IBN5100, по какой-то причине так удобно находящийся в храме > Моэка отсылает первый Д-мейл вместе с координатами компьютера, компьютер воруют и его теперь нет в храме > Д-мейл Руки превращает его/ее в девушку (как по мне, самый натянутый момент, но все же) и из-за этого он/она ломает компьютер за год до событий во время уборки храма (в этой мировой линии его теперь нет ни у Окабе, ни у Моэки, что сразу же показывает сериал) > Фейрис возрождает отца, написав про похищение, и отец продает компьютер (активно скупавшему IBN5100 на тот момент ЦЕРНу), чтобы получить деньги за выкуп дочери (следовательно, не попадает в храм - теперь его нет ни у кого) > Окабе отправляет Д-мейл, останавливающий Сузу прыгать во времени, и в эту же ночь происходит ливень, ломающий машину времени (теперь Сузу не получает IBN5100 из-за неудачной посадки, а значит не отдает его Юкитаке - отцу Фейрис, с которым она дружила - а тот в свою очередь не отдает его в храм по просьбе Сузу с наставлением "передать его юноше, который однажды придет и его попросит").
В аниме также полностью опустили тему с Эшелоном - перехватчиком Д-мейлов (вернее очень плохо объяснили), базу данных которого герои и пытаются взломать, удалив сообщение. За этим героем и нужен IBN5100.
Окабе находился в мировой линии Бета, увидел труп Курису Макисе > он написал свой первый Д-мейл > Д-мейл был перехвачен Эшелоном, что стало достаточно мощным отклонением, чтобы заставить мировую линию сместиться за один процент, к нулю, в поле аттракторов Альфа, где СЕРН стала единоличным обладателем технологии машины времени и случилась дистопия.
Звучит, как минимум, очень недурно. Не понимаю, как кто-то, с полным пониманием всего происходящего, может назвать такой сюжет проходным. Я вообще не уверен, есть ли здесь сюжетные дыры.
Мне кажется, если бы в аниме поменьше заостряли внимание на Эффекте бабочки и больше говорили про Принцип причинности, это бы пошло на пользу общему пониманию сюжета, так как, мне кажется, когнитивный процесс у многих выглядел как-то вроде "А, ну раз это эффект бабочки, то здесь тупо происходят рандомные события, а весь цимес лишь в детерминизме и "философии смены прошлого" ". Нет, это не так. Если бы все было настолько просто, то Врата бы никогда не стали настолько гениальным и продуманным произведением, коим они и являются.
За этим у меня все. Спасибо за чтение. Буду рад услышать мнение сочувствующих.